Урок мужества "Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Никулина Надежда Викторовна

Урок мужества, посвященный годовщине победы в битве за Москву

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.bitva_za_moskvu.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ "Школа №1368" с углубленным изучением информационных технологий

"Времен связующая нить: урок в школьном музее"

Номинация №3 (для учащихся основной школы)

Урок мужества "Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!"


Пояснительная записка к уроку.

    Растить патриотов в наше время непросто.  

    Среди наиболее действенных средств подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают уроки мужества.  Использование новых информационных технологий в ходе проведения мероприятия позволяет вызвать глубокий эмоциональный отклик  в душах учащихся.  Выступления учителя и учащихся сопровождается мультимедийной презентацией, которая включает в себя богатый иллюстративный материал.

Цели проведения:

воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; прививать чувство любви к Родине; расширять представления учащихся о военных годах, героизме народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Задачи:

- формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому;
- воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению россиян, желание оказать ему необходимую помощь и поддержку;
- формирование у молодого поколения готовности к защите Отечества и службе к российской армии;
- доведение до молодежи боевых традиций Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Родины в годы ВОВ;
- сохранение памяти о минувших годах и героизме советского народа.

Форма проведения урока: комбинированный урок в котором сочетаются следующие формы: лекция, беседа с элементами литературно-музыкальной композиции , опережающее задание.

Оформление:

Урок проводится в школьном музее, где хранятся вещи, письма участников ВОв

            Компьютерная презентация:

            стенд в музее, посвященный битве за Москву;

            фотографии мест сражения, военной Москвы и героев, участников      

            сражений;

            выставка книг о Московской  битве.

           

Оборудование:

           Оформление выставок, мультимедийная установка, экран, презентация  " Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!».

ХОД УРОКА:

Учитель: Год за годом заря над землею вставала,

Поднималась Россия, забыв о былом,

И любовью мальчишек своих баловала,

Как могла, согревала на сердце своем…

Только вдруг сорок первый

Ударил огнем,

Подпоясал мальчишек

Солдатским ремнем…

Глядит на них Родина, очи суровы:

— Откуда вы, кто вы?

На что вы готовы?

В ответ поднимались отважные руки:

— Готовы на битвы,

На годы разлуки.

Готовы на радость победных огней,

На голод, на холод могильных камней,

Готовы на все

Ради завтрашних дней!

Разве для смерти

                 рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты

                нашей

                      смерти,

Родина?

Пламя

      ударило в небо! -

ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

              «Вставайте

                         на помощь...»

Родина.

Мы сейчас живем в мирное время. Никто из вас не знает  войны, но вы слышали о ней от старших, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Летят годы. Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Все меньше и меньше остается очевидцев реальных событий тех лет.  Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Потому что мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь.  Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

Четыре долгих года, 1418 дней шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. И более 27 миллионов погибших людей.

 Давайте откроем одну из страниц  Великой Отечественной войны...Битва за Москву...

Слайд № 1: данные о битве

Среди крупнейших битв второй мировой войны Московская битва занимает особое место. Это сражение продолжалось 203 суток. Битва под Москвой включала в себя два периода: оборонительный (30 сентября-5-декабря 1941года.) и наступательный (5 декабря 1941г.-20 апреля 1942года.)

Что же предшествовало битве за Москву?

Слайд №2: карта  план  "Барбаросса"

Информация учителя о планах немецкого командования.

22 июня 1941г. гитлеровское командование приступило к реализации плана "Барбаросса".

Звучит песня " Священная война". На фоне музыки кадры кинохроники.

Начальный период войны характеризовался быстрым продвижением немецко-фашистских войск вглубь территории нашей страны.

Слайд №3: Гитлер о судьбе Москвы

Ученик

Уже на 17-й день войны Гитлер заявил о своем решении сравнять Москву с землей.

План наступления на Москву в гитлеровском штабе носил многозначительное кодовое название «Тайфун»: так подчеркивалось сокрушительная сила готовившегося натиска.

         Слайд №4: карта операция "Тайфун"                            

Ученик

Слайд № 5: Добровольцы.

Над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители. В первые же дни войны в Москве тысячи призывников спешили на сборные пункты военкоматов, и рядом с ними – добровольцы, не состоявшие на воинском учете. Было создано многотысячное народное ополчение. Москва превратилась в настоящую прифронтовую крепость.

Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрет.

Ученик

Вся родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца…
Москва!
До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идет через наши сердца!
 

Ученик

Ты спрашиваешь, что со мной,
Здоров ли, жив и что молчу?
Ну что сказать тебе, родной.
Я жив, здоров, домой хочу.

Ты знаешь, немец под Москвой.
Он рвётся праздновать победу.
Мы с ним ведём жестокий бой.
Вот победим, и я приеду.

Порой здесь хуже, чем в аду.
Ты верь, мамуленька моя,
Не сгину я, не пропаду.
Меня хранит любовь твоя.

Будь проклята сия война!
Сбесился, видно, чёртов враг,
Палит с утра и до темна.
Но мы привыкли, кое-как.

Кругом свист пуль, разрывы мин
Рыдает в грохоте земля.
Но не пройдёт фашист, хотя б один
У стен Московского Кремля.
 

Ученик

Слайд № 6: Защита города

 В Подмосковье, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, устанавливали проволочные заграждения. Для защиты города от авиации немецко-фашистских захватчиков на площадях и дворах установили зенитные орудия, в небо поднимались аэростаты. Были замаскированы важнейшие архитектурные сооружения города, окна закрывались так, чтобы свет не попадал на улицу. Станции московского метро стали надежными бомбоубежищами.

                                       Здесь каждый дом стоит, как дот,

                                       И тянутся во мгле

                                       Зенитки с крыши в небосвод,

                                       Как шпили на Кремле.

По плану немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Фашисты надеялись испепелить и сровнять с землей весь город. Для этой цели было выделено 1200 бомбардировщиков.

Ученик

Слайд № 7: Виктор Талалихин

Самоотверженно защищали столицу летчики. В московском небе совершил первый в истории авиации ночной таран младший лейтенант Виктор Талалихин.

“В ночь на 7 августа 1941 года наши звукоуловители засекли фашистский бомбардировщик, пытавшийся прорваться к Москве с высоты 4500м. Навстречу фашистскому пирату вылетел летчик, Виктор Талалихин. На высоте 4 км Талалихин настиг врага и зашел ему в хвост. Первая пулеметная очередь - и правый мотор противника начинает дымить. Фашист делает крутой вираж и устремляется в бегство. К Москве он уже не прорвется. Но Талалихин не хочет отпустить врага живым. Он расстреливает его, пока есть боеприпасы, затем таранит его. Таран произошел в 23 часа 28 минут на высоте 2,5 км. От удара самолет Талалихина перевернулся. Фашистский самолет загорелся. Пылающая масса пронеслась мимо Талалихина. Снизу донесся взрыв. Талалихин сел на спокойную поверхность озера в 55 км от Москвы, быстро выбрался на берег и вернулся в свою часть”.

Но с воздуха город уничтожить не удалось. 30 сентября 1941 г. враг начал сухопутное наступление на Москву, Гитлеровским армиям удалось в первых числах октября прорвать линию фронта, окружить часть советских войск в районах Брянска, Вязьмы и выйти на дальние подступы к Москве. В этих «котлах» в плен к немцам попали 663 тыс. человек. Но и окруженные советские войска продолжали сковывать до 20 немецких дивизий.

Ученик

 У стен столицы создалось чрезвычайно опасное положение. Бои шли в 80-100 км от Москвы. Были подняты по боевой тревоге и срочно переброшены к Можайской линии оборонные запасные части, курсанты военных училищ, подразделения зенитной артиллерии ПВО. Вступив в тяжелые бои, они смогли задержать врага. Из Ленинграда был отозван генерал Г.К.Жуков, назначенный командующим Западным фронтом.

Но несмотря на все это, к середине октября враг вплотную подошел к столице. 20 октября в Москве было введено осадное положение.

Слайд №8: Гитлер о параде немцев по площадям и улицам Москвы

Учитель подводит разговор к тому, что несмотря на сложность ситуации, близость врага 7 ноября 1941г. на Красной площади состоялся парад советских войск.

Кадры фильма "Парад на Красной площади"

Ученик

Слайд №9: Клочков В.Г.(фото)

Лишь упорное сопротивление советских воинов спасло столицу. Особо отличились   панфиловцы – воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым 16 ноября  1941 года в 4-х часовом бою около станции Дубосеково (восточнее Волоколамска) подбили 18 танков противника. Всю страну  облетели слова Клочкова : «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!»  И двадцать восемь героев не дрогнули, почти все погибли, но врага не пропустили.

Учитель

Мы находимся в музее. Обратить внимание на письма бойцов.

Как вы думаете о чем писали они?  

Обсуждение письма И.С. Тимошина жене А. С. Тимошиной.

Ученик

Стихотворение на фоне симфонии №5 Д.Д.Шостаковича " Жди меня и я вернусь"

Учитель

Слайд №10: письмо генерала Панфилова (фото) жене

Слайд №11: письма немцев

Сравните содержание этих писем....

Учитель, обобщая ответы учащихся, делает выводы о том, что советские солдаты любили родных, жизнь и готовы были отдать ее во имя Победы, в которой они нисколько не сомневались.

Ученик

К концу ноября войска Западного фронта получили значительные подкрепления из восточных районов страны. Большую роль в сражении под Москвой сыграли сибирские полки. Среди них 24-я армия, героически сражавшаяся с врагом с первых дней войны под Смоленском, Ельней, а позже в окружении.

На Калининском направлении отважно сражались воины новосибирской 133-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Швецова. Знаменита сибирская 32-я стрелковая дивизия Полосухина давшая  бой на Бородинском поле.

Не только на фронте было тяжело, но и в тылу, куда так редко приходили письма с фронта, людям тоже приходилось проявлять героические усилия для обеспечения воевавших всем необходимым.

Ученик

Слайд  № 11: Контрнаступление под Москвой (карта)

5 декабря 1941 года гитлеровское руководство предприняло последнюю попытку наступления на Москву, но враг был остановлен. Советские войска переходили в наступление, когда численное превосходство в людях, артиллерии и танках было еще на стороне противника (в 1,5 -1,8 раз). И тем не менее, враг потерпел крупное поражение. Контрнаступление переросло в общее наступление на фронте в две тысячи километров и продолжалось до 20 апреля 1942 года.

Победа под Москвой досталась нам дорогой ценой.  С 30 сентября по 5 декабря потери советских войск составили 514 338 человек.

Ученик

Слайд №12: Жуков Г.К. " Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву.
     В суровых, зачастую чрезвычайно сложных и трудных условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта и, получив в свои руки даже минимально необходимое количество боевых и материальных средств, из отступающей, обороняющейся силы превращались в мощную наступательную силу
     Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!"

Учитель

Кто скажет когда была московская битва?

 А впереди были еще Сталинград, Курская дуга, Днепр… До мая 1945 оставалось долгих 3,5 года кровопролитных боев и миллионных потерь!!!

 Скажите, какое значение имела победа в битве за Москву?

Именно на подступах к столице в декабре 41-го ковалась Великая Победа. А в сердцах  всех россиян жива память о тех воинах, которые своим подвигом, совершённым в те грозные дни, когда враг стоял уже у самых стен Москвы, защитили нашу столицу.

Звучит песня "Журавли". На фоне песни кадры кинохроники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Урок Мужества "Отступать некуда-позади Москва"

Данный урок, посвященный 71-годовщине битвы под Москвой можно использовать как на уроках истории в 9 и 11 классах, так и во внеурочной деятельности по воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине в...

Урок мужества "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва"

Название  урока мужества  - знаменитые слова политрука В.Клочкова, обращенные к  бойцам- панфиловцам, защищавшим Москву. Мероприятие для 7-9 классов посвящено одной из самых леген...

"Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!"

Разработка сценария общешкольного торжественного мероприятия, посвящённого 75-летию битвы под Москвой....

Классный час на тему: «Велика Россия, а отступать некуда…», посвящённый 75-летию битвы под Москвой.

Цели данного классного часа:- Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с одним из решающих сражений - битвой за Москву. - Развивать познавательный интерес к и...

Устный журнал "Отступать некуда - позади Москва"

Битва под Москвой — самая масштабная во второй мировой войне. Именно здесь, недалеко от столицы, крупнейшего в мире государства, хваленая гитлеровская армия, впервые потерпела серьезное поражени...