Классный час на тему: «Велика Россия, а отступать некуда…», посвящённый 75-летию битвы под Москвой.
классный час (7 класс) на тему

Полуянова Ирина Владимировна

 

Цели данного классного часа:

- Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с одним из решающих сражений - битвой за Москву. 

- Развивать познавательный интерес к истории своей страны. 

- Способствовать воспитанию  чувства  гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому.

- Воспитывать у учащихся патриотизм,  любовь к своей Родине, гордость за свой народ, чувство благодарности к участникам Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velika_rossiya_a_otstupat_nekuda.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Классный час на тему:

«Велика Россия, а отступать некуда…»,

посвящённый 75-летию

битвы под Москвой.

                                                           Подготовила и провела

                                                                                  классный руководитель 7 «Б» класса

                                                                           Полуянова Ирина Владимировна

2016 год

Классный час на тему:

«Велика Россия, а отступать некуда…»,

посвящённый 75-летию битвы под Москвой.

Подготовила и провела классный руководитель 7 «Б» класса

Полуянова Ирина Владимировна.

Цель: Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с одним из решающих сражений - битвой за Москву.

Развивать познавательный интерес к истории своей страны.

Способствовать воспитанию  чувства  гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому.

Воспитывать у учащихся патриотизм,  любовь к своей Родине, гордость за свой народ, чувство благодарности к участникам Великой Отечественной войны.

Ход классного часа:

Учитель: Есть события и даты, которые прочно вошли в историю всей нашей страны. Эти события навсегда останутся в памяти народа. Одним из таких событий стала битва под Москвой в ходе Великой Отечественной войны. Это сражение, длившееся 203 дня, разрушило миф о непобедимости фашистской армии и стало первой крупной победой Советской армии. Сегодняшний классный час мы посвящаем Московской битве.

Ученик 1: Это было самое крупное сражение Великой Отечественной войны. Битва под Москвой продолжалась в общей сложности 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном примерно территории Франции. С обеих сторон в ней было задействовано около 7 миллионов человек. Общие безвозвратные потери советских войск в сражениях на ближних и дальних подступах к столице составили 926 тысяч человек. Немцам также был нанесен значительный урон - 615 тысяч человек. А всего в войне погибло около 27 миллионов наших соотечественников. Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась война. Можно сказать, что Великая Отечественная война прошла через сердце и память всего нашего народа. Память о Великой Отечественной войне - это историческая память. Это память об общих радостях и горестях, об общих ошибках, поражениях и победах. Это память об общей исторической судьбе. Той общей судьбе, которая и объединяет миллионы людей разных национальностей в один народ - народ России. Вот почему нам нужно обязательно беречь эту память.

Звучит песня «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.

Учитель: 22 июня 1941 г.  Германия начала войну против Советского Союза. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР, поставило нашу страну в чрезвычайно тяжёлое положение. К началу войны Советский Союз во многом уступал Германии: в численности войск, в количестве и качестве вооружения и боевой техники. Громадные преимущества Германии, дали ей возможность в начальный период добиться крупных военных успехов. К моменту нападения на СССР фашистская Германия подчинила себе практически все государства Европы.

Ученик 2: Оккупанты причинили советскому народу колоссальный ущерб и страдания. Гитлеровцы полностью или в значительной степени разграбили, взорвали, сожгли 1710 городов и посёлков городского типа, больше 70 тысяч сёл деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов и 1876 совхозов, разрушили 65 тысяч километров железнодорожных путей, взорвали и угнали 16 тысяч паровозов, 428 тысяч вагонов. В результате этих грабежей и бесчинств оккупантов наша страна потеряла около 30% национального богатства, созданного напряжённым трудом.

Учитель: Начался отчет 1418 кровавых дней Великой Отечественной войны.

Звучит песня «Священная война» композитора А.Александрова на стихи В.Лебедева-Кумача.

Учитель: Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники.

Ученик 3: Читает стихотворение Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!»

Ах, война, что ж ты сделала подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом – солдат…

До свидания мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите вы, и всё-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты подлая сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идёте войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

Учитель: Первыми приняли на себя удар пограничники. Они сражались до последнего патрона. Один из русских солдат написал на стене крепости «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина».

Враг рвался к Москве и Ленинграду.

Ученик 4: Первоначальный план ведения войны предполагал взятие Москвы в течение первых трёх или четырёх месяцев. Однако, несмотря на успехи вермахта в июле и августе 1941 г., усилившееся сопротивление советских войск помешало его выполнению. В частности, битва за Смоленск (10 июля — 10 сентября 1941 г.) задержала немецкое наступление на Москву на 2 месяца. Битвы за Ленинград и за Киев также оттянули часть сил вермахта, предназначенных для наступления на Москву. Таким образом, немецкое наступление на Москву началось позже. Целью наступления являлся захват Москвы до наступления холодов.

Ученик 5: Вот тогда-то немецко-фашистское командование и составило план взятия Москвы. Этот план фашисты назвали «Тайфун». Это многозначительное название должно было подчеркнуть стремительность и разрушительную силу наступления. По этому плану Москва должна быть окружена, захвачена и затоплена. С фашистских самолетов над нашими войсками сбрасывались листовки, в которых говорилось, что в начале ноября Гитлер, подобно Наполеону, въедет в Москву на белом коне, чтобы принять на Красной площади парад своих войск. Гитлеровцы даже подвезли к Москве несколько тонн гранита для памятника своей победе. Сейчас этот гранит можно увидеть на здании Центрального телеграфа в Москве. Гитлер бросил на Москву колоссальные силы. По численности и технике враг превосходил советские войска, прикрывавшие московское направление, в 2 раза; на двух участках прорыва - в 5-8 раз, а на третьем (под Рославлем) - даже в 13-14 раз. Наступление фашистской армии началось 30 сентября. Мощными танковыми ударами немцам удалось прорвать оборону, окружить часть советских войск в районе Брянска. В плен попали 663 тысячи советских солдат! Гитлер торопил своих солдат. Фашистам нужно было, во что бы то ни стало до морозов захватить Москву.

Ученик 6: В течение октября шли упорные бои, наши части даже в окружении продолжали сопротивление, сдерживая крупные силы врага и тормозя его продвижение. Но фашистам все же удалось перейти в наступление и подойти вплотную к столице. Уже в середине октября они получили приказ: «Завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве». Но этот фашистский ужин в столице России так и не состоялся.

Ученик 7: В эти решающие дни основным лозунгом для нашего народа стал призыв: «Все на защиту родной Москвы!» На защиту столицы поднялся весь народ. Сотни тысяч москвичей строили укрепления, уходили в ополчение, тушили «зажигалки» - 1610 фугасных и 110 тысяч зажигательных бомб было сброшено на Москву! Со всех концов страны шли в Москву эшелоны с продовольствием, подкреплением, техникой. К концу октября - началу ноября противник стал выдыхаться. Его наступление на Москву было остановлено железной стойкостью и волей наших воинов. А 7 ноября 1941 г. в Москве, как всегда, состоялся праздничный парад. Прямо с парада воинские части уходили на фронт. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

Ученик 8: Читает стихотворение И. Иванова

Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрёт.

Ученик 9: Новое наступление на Москву началось 15 ноября. Враг приблизился к Москве в некоторых местах на 60 км. У немцев было в 2 раза больше солдат и офицеров, в 2,5 раза больше артиллерии и в 1,5 раза больше танков. Ближе всего немцы подошли к Москве в районе деревни Крюково (23 км). Немецкие солдаты пытались разглядеть в бинокли улицы Москвы. Гитлер считал, что захват советской столицы является делом ближайших часов. Берлинским газетам было приказано оставить пустые места для экстренных сообщений о взятии Москвы. Гитлеровское командование было уверено, что советские войска обессилены и у них нет резервов. Но они жестоко ошиблись. С 12 октября оборону Москвы возглавил маршал Г.К. Жуков. За 1,5 месяца он сделал все, чтобы отбросить немцев от города. Наши войска накопили силы, пополнились подоспевшими из Сибири резервами.

Звучит песня «У деревни Крюково» композитора Марка Фрадкина на стихи Сергея Острового.

Учитель: Долгие месяцы продолжалась битва за Москву. На защиту столицы поднялся весь народ: солдаты, офицеры, женщины, дети, старые и молодые - каждый считал своим долгом остановить врага. Они не говорили о подвигах и героизме. Они просто совершали подвиги. Вспомним их имена.

Ученик 1: Генерал М.Ф. Лукин - человек редкой храбрости и хладнокровия. Его дивизия попала в окружение, но не сдалась в плен, а продолжала упорно сражаться, отвлекая на себя большие силы гитлеровцев. Одна дивизия Лукина сковала 28 вражеских дивизий! Находясь в окружении, генерал постоянно поддерживал связь со штабом, передавал донесения: «Войска держатся, и будут держаться до последнего солдата и до последнего патрона».

Ученик 2: 28 пехотинцев из дивизии генерала Панфилова и их политрук Василий Клочков в течение 4 часов отбивали атаки 50 немецких танков. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва», - сказал политрук. Эти слова политрука облетели весь фронт и стали крылатыми. Им удалось уничтожить 18 машин. Они задержали наступление немцев и не дали немецким танкам прорваться к Москве. Почти все они погибли, как и генерал Панфилов. Все стали Героями Советского Союза.

Ученик 3:  В эти трагические дни мужественно держали оборону летчики-истребители. Героический подвиг совершил комсомолец Виктор Васильевич Талалихин. Во время воздушного боя у него кончились патроны, он был ранен в руку. Тогда он направил свою машину в хвост вражеского самолета. Фашистская машина рухнула вниз. Стал падать и самолет Талалихина, но летчику удалось выпрыгнуть на парашюте. Это был первый таран в ночном воздушном бою. В.В. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб Виктор Талалихин в воздушном бою над московским небом в октябре 1941 года.

Ученик 4: Зоя Космодемьянская - десятиклассница московской школы № 201. В октябре 1941 г. она ушла добровольцем в партизаны. Во время одной из операций Зоя пробралась в село, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие. На следующий день Зоя решила уничтожить конюшню, в которой находилось 200 лошадей. Но немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. После страшных пыток и истязаний фашисты казнили Зою. Во время казни, на которую фашисты согнали всех жителей села, Зоя крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье - умереть за свой народ!»

Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 5: Иван Петрович Иванов - житель деревни Лишняги Серебряно-Прудского района Тульской области, повторил подвиг Ивана Сусанина. Он завел 40 автомашин в глухой и глубокий обледенелый лесной овраг. Выбраться оттуда немцы не смогли. Они расстреляли 65-летнего старика.

Ученик 6: Сержант В.В. Васильковский - молодой историк, выпускник Ленинградского университета. В бою у деревни Рябинки он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и открыл путь солдатам своей роты для наступления. Это было за несколько дней до подвига Александра Матросова. Сержант В.В. Васильковский в числе первых удостоился звания Героя Советского Союза.

Ученик 7: Вера Волошина - московская студентка из города Кемерово. Во время учебы Вера стала курсантом аэроклуба имени В.П. Чкалова, научилась прыгать с парашютом, водить мотоцикл и даже стрелять из винтовки и пистолета. Она добровольно пошла на фронт и была зачислена разведчицей в воинскую часть. В ноябре 1941 г. ее разведгруппа выполняла задание возле знаменитой деревни Крюково. Партизаны заминировали дороги возле деревни и забросали окна домов, где располагались гитлеровцы, гранатами. На обратном пути они попали в засаду. Вера, прикрывавшая отход отряда, была тяжело ранена и попала в плен. После долгих пыток и допросов немцы казнили ее. О подвиге Веры стало известно уже после войны. А в деревне Крюково работает музей, посвященный мужественной разведчице.

Ученик 8: Маршал Победы - так назвали Георгия Константиновича Жукова. В самые трудные для Москвы дни Жуков возглавил оборону столицы. Именно он смог собрать в один кулак все силы Красной Армии, сумел вдохнуть в бойцов веру в победу, именно он смог развеять миф о непобедимости немецкого солдата. Все главные сражения Великой Отечественной связаны с именем Жукова: Ленинградская, Московская, Сталинградская и Курская битвы. Украина, Белоруссия, Европа, и, наконец, Берлин. Именно Г.К. Жуков 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии. Его называли последним русским генералом, который делал то, чего ждали от него Бог, народ и совесть.

Георгий Константинович Жуков похоронен на Красной площади, у Кремлевской стены.

Ученик 9: Неизвестный солдат... Сражение под Москвой было одной из самых кровопролитных и больших битв в истории человечества. В битве за безымянные высоты, за переправы через речки, за города и села Подмосковья полегли сотни тысяч солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор не известны. Осенью 1941 г. у деревни Крюково шли жестокие бои на подступах к Москве, полегло много бойцов. А в 1966 г. было обнаружено захоронение неизвестного солдата. Прах солдата перенесли в Александровский сад, захоронили у Кремлевской стены. И зажгли там Вечный огонь.

Звучит песня «На Безымянной высоте» композитора В. Баснера на стихи М. Матусовского.

Учитель: Сегодня мы чтим память людей, которые своей грудью защищали столицу нашей Родины (зажечь свечу). Объявляется минута молчания.

Учитель: Вечная память всем погибшим воинам, защищавшим  нашу Родину.

Ученик 10: 5 декабря наши войска начали контрнаступление. Подобно снежной лавине, советские войска обрушились на немцев, шаг за шагом освобождая подмосковные земли от врага. Весь мир узнал о наступлении советских войск и о зверствах, которые чинили нацисты на оккупированной территории: разрушенные храмы, сожженные заживо красноармейцы и просто жители, виселицы, трупы женщин, стариков, детей. Но увидел мир и первые колонны пленных гитлеровцев, огромные кладбища брошенной и разбитой военной техники, увидел первое поражение нацистской военной машины. Миф о непобедимости немецкого солдата погиб в снегах под Москвой. Ударные дивизии группы армий «Центр» были разгромлены и отброшены от Москвы на 100 и более километров.

Ученик 11: В битве под Москвой германской армии было нанесено первое за эту войну поражение: она потеряла около 500 тысяч солдат, 1300 танков, 2500 орудий и другую технику. Но и наши потери были огромны: в полях под Москвой пало около миллиона наших бойцов и командиров. Уже после войны, в своих мемуарах, прославленный полководец Жуков, руководивший сотнями важнейших операций, в том числе и взятием Берлина, писал: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю - битва за Москву... В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома Германии... Я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице... Мы все в неоплатном долгу перед ними!..»

Учитель: Победа Красной Армии под Москвой имела огромное значение. Советские войска впервые за всю Вторую мировую войну  нанесли крупное поражение немецкой армии, был развеян миф о ее непобедимости.

Итак, оборона Москвы доказала не только советскому народу, но и всему миру, что Россия – действительно сильная страна, и сила её всегда обязательно проявляется в тяжёлых, подчас критических ситуациях, какой стала Великая Отечественная война. Да, впереди были ещё почти 4 года тяжёлых боёв, невозвратимых потерь, но освобождение главного города страны было решающим в том порыве, с которым советские люди и на фронтах, и в тылу пытались приблизить победу.

Звучит песня «Мы - армия народа» композитора Г.Мовсесяна на стихи Р.Рождественского.

 Не зря в судьбе алеет знамя.

 Не зря на нас надеется страна.

 Священные слова «Москва за нами!»

 Мы помним со времён Бородина.

 

Информационные источники:

1. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/klassnyj-chas/a-za-spinoj-byla-moskva.html

2. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/10/21/klassnyy-chas-velikaya-bitva-za-moskvu

3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/08/14/klassnyy-chas-velika-rossiya-no-otstupat-nekuda

4. http://урок.рф/library/oni_srazhalis_za_rodinu_oborona_moskvi_141621.html

5. http://gorenka.org/index.php/kniga-pamyati/11071-stikhi-o-vojne

6. http://www.lyricshare.net/ru/yeduard-hil/myi-armiya-naroda.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " 70-летие битвы под Москвой"

Этот классный час готовился в помощь  классным руководителям и использовался с 6 по 10 класс. Презентацию к этой разработке можно увидеть  по адресу http://www.proshkolu.ru/user/na2007/file/...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Классный час "К 72-летию битвы под Москвой"

Презентация разделена на части, музыка -отдельно, так как загружать можно не более 3 МГб. Соедините всё в одну папку и одну презентацию. "Реквием" к " минуте молчания", к сожалению, не загружается: да...

Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...

Классный час , посвященный 75-ти летию битвы под Москвой

Цель:формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине. Задачи:Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений; Воспитание уважения к борцам за св...

Сценарий классного часа “Помним всех поимённо”, посвящённого 76-летию битвы под Москвой

Сценарий классного часа , посвящённый 76-летию битвы под Москвой...

Классный час. «Великая битва», посвящённый 77-летию Битвы под Москвой.

Классный час. «Великая битва», посвящённый 77-летию Битвы под Москвой....