Классный час , посвященный 75-ти летию битвы под Москвой
классный час (6 класс) на тему

Прокопенко Любовь Геннадьевна

Цель:формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине.

 

Задачи:

  • Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений;
  •  Воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в военные годы;
  •  Развитие у детей представления о том, что защита Родины - священная обязанность каждого гражданина России. Воспитание уважения к воинам Вооруженных Сил Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_75_bitve_za_moskvu.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «75 лет битве под Москвой»

Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине.

Задачи:

Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений;

 Воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в военные годы;

 Развитие у детей представления о том, что защита Родины - священная обязанность каждого гражданина России. Воспитание уважения к воинам Вооруженных Сил Российской Федерации.

Учитель: 

    20 апреля 2016 года весь наш народ празднует день победы в битве под Москвой. Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех военных дней 1941-1942 года.

 1-й Ученик:

   Москву, как столицу великой России не раз пытались завоевать враги.  Захват поляками Москвы в 1612 году вызвал мощную патриотическую волну, которая поднялась в Нижнем Новгороде и поставила во главе народного ополчения князя Дмитрия Пожарского и простого горожанина Кузьму Минина. Проявив недюжинные организаторские и военные дарования, они добились освобождения столицы Отечества от иноземцев.

2-й Ученик:

В 1812 году после Бородинского сражения – крупнейшей битвы Отечественной войны-главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов принял решение отступить и оставить Москву Наполеону. Наполеон занял Москву без боя.  Наполеон был уверен, что, захватив город, он заставит императора Александра I подписать капитуляцию. Однако русские не стали просить мира.  В Москве начались пожары, которые уничтожили большую часть города. Наполеону стало понятно, что дальнейшее пребывание в Москве не принесет ему никаких выгод. И в октябре 1812 года «великая армия» Наполеона покинула Москву и начала поспешную эвакуацию. Великое дело совершилось. Кутузов, узнав о том, что французы выступают из Москвы, заплакал и сказал: «Боже, Создатель наш! Наконец ты внял молитве нашей! С этой минуты Россия спасена!».

3-й Ученик:

Здесь Пожарский гремел, здесь командовал боем Кутузов.

Ты, как древняя сказка, бессмертен, прекрасен и стар.

От тебя отходили замерзшие своры французов,

От тебя отступали несчетные орды татар.

Мы тебя окружим бронированной грозной силой

И любою ценой в беспощадном бою сбережем,

Чтобы подступы к городу стали для немца могилой

И рубеж под Москвою - последним его рубежом.

ты не сдашься фашистам, во веки веков сохранится

И гранит над рекой, и чугунного моста литье.

Это больше, чем город, - это нового мира столица,

Это - свет, это - жизнь, это - сердце твое и мое.

(М. Матусовский)

  4-й Ученик:

    Битва за Москву - это боевые действия советских и немецко-фашистских войск в ходе Великой Отечественной войны на московском направлении, которые разделяют на два периода: оборонительный (30 сентября - 4 декабря 1941) и наступательный (5 декабря 1941 - 20 апреля 1942). В военной истории битва известна как операция «Тайфун». Главной стратегической целью для немецко-фашистских войск осенью 1941 года являлся захват Москвы.

   В планах гитлеровцев в Великой Отечественной войне столица Советского Союза занимала особое место. Фашисты считали, что падение Москвы будет означать конец войны. И на советскую столицу была брошена почти половина всех фашистских войск, находящихся в России, две трети всех танковых и моторизованных дивизий.

1-й Ученик:

Москва под ударом, и малым и старым 
Тревога и гнев всколыхнули сердца. 
Лишь весть пролетела – Москва под ударом, 
Двойнею броней одевая сердца. 
По русским, грузинам, узбекам, татарам 
Взметнулось как гневное пламя в костре: 
Москва под ударом, Москва под ударом, 
На помощь, на выручку старшей сестре! 
Победная участь дается недаром, 
Единая мысль возникает в мозгу: 
Ответить смертельным разящим ударом 
Врагу, подступившему под Москву. 
(Николай Асеев)    

Учитель:

  Более двух месяцев, не считаясь с потерями, фашисты рвались к Москве. Советские воины все это время старались сдержать натиск врага. Но враг имел превосходство по силе, мощи, опыту войны в современных условиях.  В листовках, которые сбрасывали фашистские самолеты над нашими войсками, говорилось о том, что в начале ноября Гитлер, подобно Наполеону, въедет в Москву на белом коне, чтобы принять на Красной площади 7 ноября 1941 парад своих войск.

   Фашистское командование подвело к Москве 77 дивизий, 1700 танков, 19,5 тысячи орудий и минометов, 950 боевых самолетов и другой боевой техники. Адольф Гитлер заявлял: "Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель, будь то мужчина, женщина или ребенок, не мог бы его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой".

1-й Ученик:

Уже вблизи его войска

Гремят бронёй стальною,

Уже видна ему Москва

С Кремлёвскою стеною.

И воют бомбы не впервой

Над славным городом Москвой

И над Москвой-рекою.

 2-й Ученик:

    Сжимается кольцо вокруг Москвы. Столица готова отражать атаки врага. Каждый дом и улица превращаются в крепость. На защиту Москвы идут и стар, и мал: студенты, музыканты, учителя, журналисты, актёры. Все, для кого Москва их дом, их малая Родина. Каждый москвич воспринял опасность для своего города как личную. Жители столицы делали всё возможное для фронта и для победы.

3-й Ученик:

Здесь каждый дом стоит, как дот,

И тянутся во мгле

Зенитки с крыши в небосвод,

Как шпили на Кремле

Как знак, что в этот час родней

С Кремлем моя земля,

И даже кажутся тесней

Дома вокруг Кремля.

4-й Ученик:

На окнах белые кресты

Мелькают второпях, -

Такой же крест поставишь ты,

Москва, на всех врагах.

И каждый взрыв или пожар

В любом твоем дому

Я ощущаю, как удар

По сердцу моему.

 (Юрий Мельников)

 

Учитель:

 Из москвичей формировалось народное ополчение.  В его ряды добровольно вступали те, кто по разным причинам не подлежали призыву в армию: одни из-за возраста (старики и молодежь), другие из-за состояния здоровья, третьи из-за работы, связанной с производством военной техники и снаряжения.

     Вокруг столицы москвичи вместе с воинами рыли окопы, возводили проволочные заграждения и противотанковые заграждения в виде скрещенных железных брусьев, которые прозвали "ежи". Чтобы враг не прошел на подступах к Москве, устанавливали мины, взрывали мосты. На улицах города выросли баррикады. Ровными рядами от одной стороны улицы к другой лежали мешки с землей. Вокруг Москвы было создано несколько сот километров оборонительных укреплений.

 

1-й Ученик:

   Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты - огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.

7 ноября советское правительство решило провести в честь праздника 24 годовщины Великой Октябрьской революции традиционный военный парад. Бойцы прямо с парада шли на фронт.

2-й Ученик:

Была Москва пургой заметена.

У Мавзолея ели коченели

И шла по Красной площади

Война

Усталая, в простреленной шинели.

То батальоны шли с передовой,

Шли на парад окопные солдаты.

В тревожных небесах аэростаты

Качали удивлённой головой.

Терзали тело Подмосковья рвы.

Убитых хоронил снежок пушистый.

Сжимали горло фронтовой Москвы

Траншеи наступающих фашистов.

Учитель:

В бескорыстном великом порыве души человек отдает себя людям, жертвует всем. Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

2-й Ученик:

16 ноября 4-я рота 2-го батальона 1075 полка панфиловской дивизии приняла бой, которому суждено было стать легендой Великой Отечественной войны. В этом бою 28 панфиловцев, укрепившихся возле разъезда Дубосеково, встали на пути немецкого танкового батальона… и остановили его.  18 танков из 50 были подбиты.  Подвиг двадцати восьми героев панфиловцев стал одним из ярчайших символов битвы за Москву. Слова политрука Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва» -  символ мужества и отваги героев.

3-й Ученик:  

 Битва за Москву является одной из самых масштабных битв за время войны по количеству участвовавших войск и по понесённым потерям. В Битве за Москву - с 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г.  погибло 2.400.000 советских граждан.

    В память о погибших в Московской битве возле стен Кремля была создана Могила Неизвестного Солдата, где похоронены те, кто защищал столицу в 1941г.

 4-й Ученик:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

1-й Ученик:

 В честь погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется

Минута молчания.

Учитель:

Город Электросталь отправил на фронт более 11 тысяч своих жителей, около 4 тысяч из них погибли. Участниками сражений под Москвой были бойцы истребительного батальона. Небо города защищал зенитный полк. На предприятиях Электростали героически работали труженики тыла. В цехах наших заводов рождалось оружие Победы. В военные годы заводом производилось 82 вида боеприпасов. Реактивные снаряды знаменитых "Катюш" впервые стали выпускаться именно электростальским заводом. Мы обязаны помнить об этом подвиге и сохранить память для следующих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой

Мероприятие было проведено 7 декабря 2011 г. Материальное обеспечение: три компьютера, два мультимедийных проектора....

"Никто не забыт,ничто не забыто"(литературно-музыкальная композиция,посвященная 70-летию битвы под Москвой)

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦель:Пробуждать чувство патриотизма ,гордости за свою страну;прививать чувство любви к родному краю;расши...

Статья в газету, посвященная 70-летию битвы под Москвой.

Из опыта работы. Эта статья может служить отчетом о проделанной работе творческими объединениями отдела дополнительного образования к знаменательной дате- 70-летию битвы под Москвой....

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Сценарий классного часа, посвященного городу Химки и битве под Москвой.

Данный методический материал можно использовать для проведения классных часов,  уроков мужества, на праздник 23 февраля и т.д Сценарий посвящен не только битве под Москвой, но содержит интересный...

Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...

Классный час. «Великая битва», посвящённый 77-летию Битвы под Москвой.

Классный час. «Великая битва», посвящённый 77-летию Битвы под Москвой....