"Никто не забыт,ничто не забыто"(литературно-музыкальная композиция,посвященная 70-летию битвы под Москвой)
методическая разработка по литературе на тему

Рыжкина Марина Викторовна

 

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна

Цель:

Пробуждать чувство патриотизма ,гордости за свою страну;

прививать чувство любви к родному краю;

расширять представление у обучающихся о битве под Москвой. о героизме советского народа;

воспитывать уважение к старшему поколению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bitva_pod_moskv.docx29.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ученик

5 декабря 1941 - начало контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск под Москвой

Ученик

                 

Война - жесточе нету слова,

Война - печальней нету слова,

 Война - святее нету слова.

 В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет...

Ученик

У каждого поколения — своя война: Великая Отечественная, Афган, Нагорный Карабах, Чеченская ... Все эти войны болью отзывают в наших сердцах. Но Великая Отечественная - это славная страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего, дух

Ученик

22 июня... Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 .

Двадцать второго июня 1941 года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В памяти народа этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной.

22 июня 1941 года Роса еще дремала на лафете, когда под громом дрогнул Измаил.

Ученик

Трубач полка-

у штаба -на рассвете

        в холодный горн тревогу затрубил.

           Набата звук,

       кинжальный, резкий, плотный,

       летел к Одессе, за Троянов вал,

     как будто

     он не гарнизон пехотный,

       а всю Россию к бою поднимал!

Алексей Недогонов

 Звучат в записи позывные Москвы: «Внимание! Говорит Москва! Работают все

радиостанции Советского Союза...»

Ученик

Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.

   

   "Из заявления Советского правительства"

        22 июня 1941 г.:

...Сегодня,  в 4  часа утра,  без  предъявления каких-либо  '  претензий  к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на

нашу страну, атаковали , наши границы во многих местах и подвергли
бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Севастополь, Киев,
Каунас и некоторые другие.        

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Ученик

За честь Родины

За каждый колос, опавший

С твоих, Отчизна, полей;

За каждый волос, упавший

С головок наших детей;

За стон от боли жестокой,

Слетающий с братских губ,

 Отплатим мы око за око,

 Отплатим мы зуб за зуб.

Не быть рабыней Отчизне,

 И нам рабами не быть!

За счастье свободной жизни

Не жалко голов сложить!

Отсюда наше бесстрашье

Начало свое берет.

Священна ненависть наша,

 Расплаты близок черед!

 Нет краше, страна родная,

Счастья - тебе служить

Идем мы, смерть презирая,

Не умирать, а жить!

Евгений Березтщкий

Звучит песня «Священная война».

 Ученик

В великих сражениях решалась судьба войны,судьба Родины,судьба всего мира.

Ученик

     В начале сентября 1941 года немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». Генеральное наступление немецких войск 30 сентября 1941 года. Гитлеровцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две - южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но советские войска в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом. Маршал        Советского Союза Георгий
Константинович Жуков - в первом ряду среди
прославленных героев многовековой истории
нашей Отчизны.Его имя неразрывно связано с Великой Отечественной войной, разгромом                           гитлеровской Германии, Победой. Тяжесть и ответственность ноши, взятой на себя Жуковым в грозные сороковые годы, питает истинно всенародную любовь к нему.Люди назвали его Георгий Победоносец.

 Имя это ему к лицу и присвоено по достоинству.

Ученик

В строю генералов и маршалов он
           Был равным средь первых,
           Но первым средь равных.        ,

И не был при жизни ничем обойден,
            И после остался в ряду этих славных.

Ведь в списке недлинном великих имен

            Вослед за Кутузовым, если по чести,

            Там должен по праву бы значиться он

             На этом, ему предназначенном, месте.

Ученик

Имя величайшего военачальника Г.К.Жукова золотыми буквами вписано в историю нашей Родины наряду с прославленными великими полководцами А. Суворовым, М. Кутузовым.

Ученик

Несмотря на большие потери, гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. Бои шли уже в 80-100 километрах от столицы. В первых числах ноября наступление немцев было остановлено почти на всех участкахВ середине ноября 1941 года немецкие войска вновь перешли в наступление, но встретили упорное и мужественное сопротивление советских воинов. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Панфилова, отразившая в первый день наступления несколько танковых атак врага.

Ученик

           Когда я не в силах был дальше идти, -

           А путь до Победы был трудным и долгим,

           Россия, к твоей припадал я груди

           И сип набирался у матушки Волги.

Ученик

 Упорные бои шли у стен Тулы, в районе Наро-Фоминска и Клина, под Дмитровом и Каширой. Наступление немецких войск стало ослабевать. Создались благоприятные условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. Советские войска перешли в наступление 5 декабря 1941 года, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой. На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости. В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Красная Армия вырвала у врага стратегическую инициативу и создала условия для перехода в общее наступление.

Ученик

День воинской славы России в честь начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой (1941 год). Установлен Федеральным законом от 13.03.1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России».

Ученик

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

 Это вовсе не дымное поле сраженья,

 Это даже не смерть и отвага.

 Она в каждой капле находит свое выраженье.

 Это — изо дня в день лишь блиндажный песок

 Да слепящие вспышки ночного обстрела;

 Это - боль головная, что ломит висок;

 Это - юность моя, что в окопах истлела;

 Это - грязных, разбитых дорог колеи;

  Бесприютные звезды окопных ночевок;

 Это - кровью омытые письма мои,

 Что написаны криво на ложе винтовок;

 Это - в жизни короткий последний рассвет

 Над изрытой землей. И лишь как завершенье -
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат -
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Ученик

Лицом к Победе

С военным грузом на плечах,

В поту до мыла.

И тяжелея за шагом шаг,

А вьюга выла.

И на ходу дремал солдат,

От ран ли бредил,

Коль падал, падал не назад –

Лицом к победе.

И был декабрьский лют восход,

Свет не струится.

Команда: «Прекратить отход,

Ведь там - столица!»

И был от крови снег горяч,

А кровь людская...

Солдат, в затишья миг не плачь! -

Судьба такая...

Солдат, сегодня не засни

С собой в беседе,

А коль придется лечь костьми -

Лицом к победе!

Ученик        

Иеан Петрухин

Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и убивая все на своем пути. В смертельной схватке с врагом закалялись   и   крепли   у   воинов   любовь   к   родной   земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.

Ученик

Не отдадим полей бескрайних, синих,

Где побеждали мы и победим.

Не отдадим прекрасную Россию,

Не отдадим!

Ученик

Войны остаются в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый ее день был длиннее жизни.

Ученик

Проснемся, уснем ли - война, война.

Ночью ли,днем ли - война, война.

Сжимает нам горло, лишает нас сна,

Путает имена.

О чем ни подумай - война, война.

Наш спутник угрюмый - она одна.

Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней,

Тем горше с ней.

Учитель

        М. Петровых

Послушайте отрывок из произведения Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!».

... Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей - шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно?

Крик командира - беги, исполняй, оглушительно рявкай: «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая страха, не задумываясь...

Гибнут друзья - рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо - три раза.

Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жаль.

 Как много их погибло на войне, простых школяров. Как много мы с вами им должны. Хотя бы своей памятью.

Ученик

Насмерть стояли защитники Отечества, защищая каждую пядь земли. В битвах с захватчиками острее звучало в сердцах бойцов чувство Родины.

Ученик

Да. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины.

Подмосковная битва- одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и массовый героизм, который приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха, читая страницы.

Ученик

ВЕТЕРАНУ

Приди, мой друг, поговори со мной

                          И расскажи мне о былых тревогах,

                          Поведай мне о жизни боевой,

                          Приди, мой друг, поговори со мной.

... Война прошла ужасным ураганом

И юность отняла навек у вас.        :

Не описать тех горестей, страданий,

Но им благодаря мы счастливы сейчас...

Галя Озерских  

   

Ученик

Гром пушек смолк. Победным светом

вещим

озарены просторы нив, полей и рек.

И первого, кому мы рукоплещем,

мы называем: русский человек.

Вот он стоит, отвагою богатый,

сто тысяч верст проделавший пешком,

застенчивый, немного угловатый,

 с челябинским иль волжским говорком.

Мне все в нем любо: жар его природный,

и грусть его, и давняя мечта о счастье,

о свободе всенародной,

и искренность его, и широта,

 и выдумка его, и присказка,

и пенье протяжных песен о своей судьбе,

и гордое его многотерпенье,

не знающее равного себе.

 В дни обороны, в пору наступленья

 порыв и месть шагали в ногу с ним,

 он был всегда примером вдохновенья

 многоплеменным братьям боевым.

 Он все прошел. Он видел в жизни виды,

он испытал в решительном бою

 и гнев святой, и ярость от обиды,

и скорую отходчивость свою.        ;
Он правды добивался неуклонно,

как верный страж своей родной земли.

Не потому ль насильников знамена

к его ногам (в который раз!) легли.

Гордись, мой друг, что ты есть сын

России,

сын рек ее, лесов, озер и нив,

что ты прошел сквозь ливни грозовые,

усталой головы не наклонив.

С неколебимой твердостью героя

ты защитил в бою и отстоял

советское Отечество родное,

  ты совестью, надеждой мира стал.

 Пускай тебя кружили непогоды,
но счастлив будь безудержно, до слез,
что принял ты в младенческие годы        „     .

  благословенье северных берез.

Звучит тихая музыка.

Богданов

 Я не видел войны, я родился значительно позже,

 Я ее проходил и читал про нее с детских лет.

 Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже,

 Есть и это, и то, только самого главного нет.

Ученик

Я не верю певцам, на эстрадах украшенных светом,

Я не верю в кино, там, в кино, как-то очень цветно.

Кто всерьез воевал, почему-то не любит об этом,

Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

Ученик

        
Помните!
Через века,
через года, -
помните!

О тех,        
Кто уже не придет
- никогда, -
помните!                                            

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших

будьте достойны! Вечно достойны!

бессмертной Земли

помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

никогда, -

заклинаю, -

помните!

Светлая память героям,отдавшим жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

Ученик

                 Именем солнца,

именем Родины

Клятву даем.

Именем жизни клянемся павшим героям:

                                То, что отцы не допели, -

                                Мы допоем!

                                То, что отцы не построили,

                                Мы построим!

Ученик

Встречайте трепетную весну,

        Убейте,

люди Земли, войну.

            Прокляните войну,

                                  люди Земли!

           Мечту пронесите через года

           И жизнью наполните...

           Но о тех,

Кто уже не придет  

                                    никогда, -

          Заклинаю –

                                               Помните!

Ученик

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,

Вечную славу поёт вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие!

 Память о вас никогда не умрёт!

Ученик

Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Никто не забыт! Ничто не забыто!

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Никто не забыт, ничто не забыто" литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая

Данная литературно-музыкальная композиция рассказывает о подвиге воинов в годы Великой Отечественной войны, учит детей уважать ветеранов и любить свою Родину....

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 68 годовщине Великой Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто»

  Все дальше и дальше в историю уходят от нас  героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания вели...

Сценарий литературно – музыкальной композиции « Никто не забыт, ничто не забыто...» для учащихся 5-7 классов

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»

Внеклассное мероприятие к великой дате, 70- летию Победы....

"Никто не забыт, ничто не забыто" (литературно-музыкальная композиция)

Эта литературно-музыкальная композиция посвящена 75летию со дня Победы. Начинается она вальсом. который танцуют юноши и девушки в июне 1941 года, а заканчивается песней "День победы" в исполнении Льва...

Литературно-музыкальная композиция "Никто не забыт, ничто не забыто..."

Сценарий разработан в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. Может применяться для проведения класных часов, уроков мужества....