Сценарий литературно – музыкальной композиции « Никто не забыт, ничто не забыто...» для учащихся 5-7 классов
классный час по музыке (5 класс) по теме

 

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Для полноценного воспитания подрастающего поколения неизменным является военно – патриотическое воспитание.

В нашей школе на протяжении многих лет ведется работа по военно – патриотическому воспитанию школьников. Она строится в соответствии со школьной программой по патриотическому воспитанию «Гражданин Отечества начинается с гражданина школы».

 

Цели:

Расширение представления учащихся о героизме советского народа

(поэтов,   музыкантов) в годы Великой Отечественной войны;         

2. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну,

за соотечественников;

3. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

 

Задачи:

1. Создание необходимых условий для творческой работы учащихся;

2. Обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своей страны.

 

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx30.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Сценарий литературно – музыкальной композиции

 « Никто не забыт, ничто не забыто...» для учащихся 5-7 классов.

 

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Для полноценного воспитания подрастающего поколения неизменным является военно – патриотическое воспитание.

В нашей школе на протяжении многих лет ведется работа по военно – патриотическому воспитанию школьников. Она строится в соответствии со школьной программой по патриотическому воспитанию «Гражданин Отечества начинается с гражданина школы».

Цели:

  1. Расширение представления учащихся о героизме советского народа

(поэтов,   музыкантов) в годы Великой Отечественной войны;          

2. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну,

за соотечественников;

3. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Задачи:

1. Создание необходимых условий для творческой работы учащихся;

2. Обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своей страны.

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Основные этапы подготовки:

  1. Определение темы композиции.
  2. Составление программы композиции.
  3. Распределение произведений для чтения между участниками.
  4. Выбор и подготовка ведущих.
  5. Репетиционный процесс.
  6. Подготовка музыкального репертуара и сопровождения.
  7. Изготовление декораций.

Ход урока:

Звучит песня «Тучи в голубом». Девочки и мальчики танцуют, взявшись за руки.

Девочка:

    Городок провинциальный,

    Летняя жара,

    На площадке танцевальной

    Музыка с утра.

    Рио-Рита, Рио-Рита –

    Вертится фокстрот.

    На площадке танцевальной 41 год...

 Дети продолжают кружиться в вальсе. Вдруг останавливаются и смотрят в одну сторону. Из импровизированного динамика слышится голос Левитана.

«Началась Великая Отечественная война». Дети растерянно смотрят друг на друга. Звучит песня «Священная война». Мальчики строятся и уходят, девочки, утирая слезы, провожают их. Одна из них выходит и читает стихотворение Б.Окуджавы « Ах, война, что ты сделала, подлая! ». Музыка продолжает звучать, дети садятся на свои места.

 Учитель:

 « В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло уже больше, чем полвека?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Война стала настоящим потрясением для народа. Есть такое выражение « Когда говорят пушки, музы молчат». И все же порой голос музы слышен гораздо громче голоса пушек. Пример тому - огромное количество стихов, рассказов, песен, посвященных этой СТРАШНОЙ трагедии, которую пришлось пережить советскому народу. Рассказывать о войне можно бесконечно долго, перечитывая воспоминания, письма, анализируя историческую хронику, но сегодня мы не будем подробно изучать ход и этапы Великой Отечественной. Сегодня мы будем говорить о войне, которая нашла свое отражение в поэзии и песнях, о боли и страданиях, о силе духа русского народа, о мужестве, которые воплотились в поэтических и музыкальных произведениях. Ведь именно они не дают забыть нам тех, кто отдал свою молодость, свою жизнь за счастливое будущее своих детей, внуков и правнуков. Тема нашего урока: «Никто не забыт, ничто не забыто...»

 Звучать песня « Священная война».

 Учитель: «Грозный сорок первый... Как он изменил судьбы, обагрил  кровью и слезали детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод...»

Ученик: « Они хотели вернуться в теплые дома, на родные улицы, в свои города и деревеньки. Они хотели... но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу...»

Ученик: « Что толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Видно для этого поколения пришел час, когда оно должно было взять на себя ответственность «за Россию, за народ, за все на свете...»

На фоне песни «Тёмная ночь»

Ученица читает стихотворение Юлии Друниной «Зинка».

 Учитель: Это стихотворение написала Юлия Друнина. Она сказала о себе: "Я родом не из детства, из войны..." И это казалось правдой. Будто не было ,  детства. Будто сразу - война, первое и самое яркое впечатление жизни. Как у других - любовь.

Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года, в Москве, в интеллигентной семье: отец - учитель истории Владимир Друнин, мать — Матильда Борисовна, работала в библиотеке и давала уроки музыки. Жили в коммуналке. Жили бедно.

 Звучит Вокализ С.Рахманинова(постепенно затихая)

Она радовалась, что попала на фронт, она радовалась, что ей удалось поучаствовать в великих сражениях, но насколько тяжело это было каждый день, изо дня в день... Холод, сырость, костров разводить нельзя, спали на мокром снегу, если удавалось переночевать в землянке - это уже удача, но все равно никогда не получалось как следует выспаться, едва приляжет сестричка - и опять обстрел, и опять в бой, раненых выносить, и многопудовые сапоги с налипшей грязью, длительные переходы, когда она буквально падала от усталости, а надо было все равно идти, просто потому, что надо... Юле и самой пришлось однажды скрывать свое тяжелое ранение - осколок артиллерийского снаряда вошел в шею слева и застрял в нескольких миллиметрах от артерии. Но Юля не подозревала, что рана опасна, до госпиталя было далеко, и она просто замотала шею бинтами и  работать - спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. А очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. Косы, которые она почитала своей единственной красою и берегла, несмотря на все сложности фронтового быта, обрезали практически под ноль, когда ее в беспамятстве привезли в госпиталь. Она была ужасно худа и очень похожа на мальчишку.

В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Она знала о войне - все... А было ей тогда только девятнадцать...

Дети поют песню «Разговор со старой фотографией»( Слова М.Пляцковского, музыка Ю.Чичкова)

Ученица читает стихотворение Ольги Берггольц «Февральский дневник».на фоне музыки Адажио Альбиони.

Учитель: « Блокада Ленинграда.900 дней голода, холода, страха, боли и ужаса. Из дневника ленинградского юноши: «грамм хлеба (почти глины) в день, артиллерийские обстрелы, отсутствие жиров, конфет, мяса. Прошел Новый год. Встречали его с чашкой чая, куском хлеба и ложечкой повидла...Кончаются дрова. Взять неоткуда. А впереди еще весь январь и февраль

В годы блокады 1941-1943 поэтесса Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. «"В.К.Кетлинская,руководившая в 1941году Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, видом - еще очень юное, чистое, доверчивое существо, с сияющими глазами, " «обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности"», но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна. Кетлинская направила Ольгу Берггольц в распоряжение редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось «"это мило, славно, приятно - не больше»", Ольга Берггольц, в одночасье «вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда»

        

    Ученица читает стихотворение В.Тушновой «Кукла»

Учитель: Блокада Ленинграда нашла свое отражение не только в стихах, рассказах, песнях, но и в серьезных симфонических произведениях.

Звучит фрагмент 7 симфонии Д.Шостаковича и история создания    произведения.

Ученик:” Вторая мировая война была самой массовой и кровопролитной в истории человечества.

Татарский поэт  Мусса Джалиль в письме к своей любимой дочке написал: «Наконец поехал на фронт бить фашистов – мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать.Когда совсем их выгоним и победим, я приеду.Будем праздновать твой день рождения.Я собираюсь сделать тебе очень хороший подарок, приеду, сделаю» Но исполнить своё обещание ему так и не удалось.

Ученица. Стремление быть полезным Родине, народу и жгучая ненависть к фашистам приводят поэта к мысли о создании подпольной организации военнопленных.

В августе 1943 года гитлеровцам удалось напасть на след подпольной группы. Джалиля и большинство его боевых товарищей арестовали. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали поэту руку, отбили почки. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись.

Но поэт не сдался. Он в тюрьме продолжал схватку с фашизмом – своим творчеством.

Фоном звучит Токката и фуга ре минор И.С.Баха.

Учитель.Чуткую утреннюю тишину нарушил стук кованых сапог. Он поднимался снизу по гулким чугунным ступеням, затем по гофрированному железу открытых галерей, опоясывающих камеры…Надзиратели, обутые в мягкие войлочные туфли, ходили не так. Так – грубо, нагло, не таясь – могли идти только стражники, сопровождавшие осуждённых на казнь.

Заключённые молча прислушивались: пронесёт, не пронесёт?

На этот раз не пронесло. Шаги остановились как раз напротив их камеры. Лязгнули ключи. Медленно, с раздирающим душу скрежетом раскрылась плохо смазанная дверь…

В камеру вошли двое вооружённых военных. Зачитав по списку имена троих татар, они приказали им быстро одеться. Когда те спросили: « Зачем? Куда?, стражники ответили, что не знают ничего. Но заключённые сразу поняли, что их час настал.

 Прикрикнув для порядка: «Шнель! Шнель!,стажники направились в следующую камеру…

Когда наши бойцы ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было. Лишь ветер носил по  двору мусор, обрывки бумаги, ворошил страницы книг, выброшенных взрывом из тюремной библиотеки. На чистой страничке одной из них кто-то из солдат заметил запись на русском языке: «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье». Бойцы переслали этот листок в Москву, в Союз писателей. Так на Родину пришла первая весть о подвиге Джалиля.

Ученица читает стихотворение Муссы Джалиля «Варварство» на фоне музыки. Когда стихотворение заканчивается музыка становится громче и на экране появляются слайды, сменяющие друг друга.

 Ученик: Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.

Дети исполняют песню «Березовые сны».(Слова Г. Фере, музыка В. Гевиксман).

Ученица: 30 апреля над рейхстагом было водружено знамя Победы. 8 мая  в  Берлине  подписана полная  капитуляция Германии.  А  9 мая невиданным салютом - 30 залпами из 1000 орудий Москва салютовала  победителям.

 (Фрагмент  видеофильма «Марш Победы»),

Учитель: Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. Никто не забыт и ничто не забыто. И пусть же над нами будет мирное небо, пусть рядом с нами будут близкие и родные люди, пусть звучат только радостные песни

Дети поют песню «Несовместимы дети и война».(Слова М.Садовского, музыка О. Хромушина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»

Внеклассное мероприятие к великой дате, 70- летию Победы....

Литературно-музыкальная композиция "Никто не забыт, ничто не забыто..."

Сценарий разработан в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. Может применяться для проведения класных часов, уроков мужества....

Литературно-музыкальная композиция "Никто не забыт и ничто не забыто"

Праздник ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Необходимо рассказывать детям о том, какой ценой досталась Победа!...

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто!» (к 9 мая)

Данный материал может быть использован в детском саду...

Литературно - музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»

Литературно - музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто» нацелена на знакомство с героическими страницами истории нашей страны, формирование представлений о воинском долге и ...

Презентация к литературно - музыкальной композиции «Никто не забыт, ничто не забыто»

Данная презентация относится к литературно - музыкальной композиции «Никто не забыт, ничто не забыто» и нацелена на знакомство с героическими страницами истории нашей страны, формирование ...