Литературно-музыкальная композиция "Никто не забыт, ничто не забыто"
классный час (9 класс) на тему

Конахина Ольга Александровна

Мероприятие, посвящённое 70-летию Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.doc87.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция  "Никто не забыт, ничто не забыто"

Цели и задачи:

  • Формирование основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям.
  • Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ.
  • Представления об активной роли человека в жизни общества.
  • Воспитание познавательной активности.
  • Воспитание политической сознательности.
  • Развитие стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах.
  • Воспитание доброжелательного отношения к людям разной национальности и к окружающим людям.

Оборудование:

Презентация, мультимедийная установка.

Ход мероприятия

Ведущий 1:

   Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время, никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний день.

Страна росла,

Трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна,

И вдруг -

Тревожный голос Левитана…

(Запись Левитана об объявлении войны, слайд №1"Священная война" А.В. Александрова (1 куплет))

Ведущий 2:

Война! Война!

В ушах гремели взрывы,

Полнеба дым пожарищ закрывал

И в полный рост строги и

молчаливы

Все встали на борьбу, и стар и мал.

(Слайд №2)

Ведущий 1: (Слайд №3)

На землю нашу грозно враг ломился,

Под орудийный грозовой раскат…

И ученик солдатом становился,

И воевал бесстрашно, как солдат.

Ведущий 2:

В первые дни войны враг наступал, занимал города, села. Люди вынуждены были эвакуироваться вглубь страны. (Слайд №4-7)

1-й ученик:

Анна Ахматова. МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

2-й ученик:

В дни войны 

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь, 
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(А. Барто)
3-й ученик:

Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал, нужны не слёзы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Мне смерть страшна, но в битвах, не робея

В атаку шел, других не гнулся ниже,

Шёл смело в бой, не потому что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Ведущий 1: (слайд №8)

Одно из самых страшных событий Великой Отечественной войны - блокада Ленинграда немецкими войсками. Она длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года), - 872 дня.

К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

Сорок второй! На Ленинград

Обхватом с трёх сторон

Шёл Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил не на мгновенье

Он сердца ленинградского биение.

И, видя это, разъярённый враг,

Предполагавший город взять с набега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шёл за ними следом.

Ведущий 2:

Как страшно было жить в блокадном Ленинграде, написано много. Но самое тяжелое повествование содержит всего лишь семь строк. Это дневник двенадцатилетней жительницы Ленинграда - Тани Савичевой. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические "визиты смерти" в родной дом (слайды №9 - 10).

"28 декабря. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года"

"Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.".

"Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.".

"Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год".

"Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год".

"Мама - 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942"

"Умерли все". "Осталась одна Таня"

(слайд №11)

Ведущий 1:

Много городов, сел разрушила на своём пути немецкая армия. 22 марта 1943 года все жители белорусской деревни Хатынь были сожжены заживо за то, что помогали партизанам (слайды №12-13).

4-й ученик:

С. Маршака «Мальчик из села Поповки».

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

5-й ученик:

       Першин Григорий

            Помните!

             Через века

             Через года

             Помните!

             О тех,

             Кто уже не придет никогда

             Помните!

             Не плачьте

             В горле сдержите стоны

             Памяти павших

             Будьте достойны!

             Вечно достойны!

             Люди,

 покуда сердца стучатся

             Помните!

             Какою ценой

             Завоевано счастье

             Пожалуйста, помните!

             Во все времена

             Бессмертной земли

             О погибших помните!

             Люди земли

             Убейте войну! Прокляните войну!

6-й ученик:

Алексей Сурков.  В ЗЕМЛЯНКЕ

Степанова Елизавета.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

О тебе мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твой негасимой любви.
 (слайд №14)

7-й ученик:

Константин Симонов
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ведущий 2:

На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Они помогали в тылу (слайд № 15) и на фронте. Двадцать тысяч пионеров получили медаль "За оборону Москвы". Пятнадцать тысяч двести сорок девять юных ленинградцев награждены медалями за оборону Ленинграда.

8-й ученик:

Лобанина Ксения

Булат Окуджава
Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом - солдат...
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад

Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах война что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 1:

В годы Великой Отечественной Войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами не только на фронтах, но и в партизанских отрядах. Об их подвигах написаны песни, книги, сняты фильмы.

Валя Котик - погиб от немецкой пули, выполняя боевое задание (слайд № 16)

Марат Казей был окружен в бою, и чтобы не сдаться врагам взорвал себя гранатой, а вместе с ним взорвались и несколько немецких солдат (слайд № 17)

 (слайд №18) (Звучит песня "Москвичи")

Ведущий 2:

Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей длилась война. Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули, выносили раненых с поля боя. Женщины были разведчицами, пулеметчицами, радистками. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую пядь родной земли. В тылу сутками не выходили из цехов заводов, делая автоматы и снаряды. А самое главное, они ждали, когда придёт этот день, когда вернутся домой их дети, мужья, любимые (слайды №19-21).

9-й ученик: (Зуйков Дмитрий).

Андрей Дементьев
Где-то около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невеселая песня
Военных времен.

Шла она по проходу
И тиха, и грустна.
Сколько было народу -
Всех смутила она.

Подняла с полок женщин,
Растревожила сны,
Вспомнив всех не пришедших
С той, последней войны.

Как беде своей давней,
Мы вздыхали ей вслед.
И пылали слова в ней,
Как июньский рассвет.

Песня вновь воскрешала
То, что было давно,
Что ни старым, ни малым
Позабыть не дано.

И прощалась поклоном,
Затихала вдали...
А сердца по вагонам
Всё за песнею шли.

10-й ученик:

Григорова Елена.

Только что пришла с передовой.
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого
И, конечно, печка затухает.
Так устала – руки не поднять,
Не до дров – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,

А на встречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу – те, кому помочь,

Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: “Молодей сестра!” -
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя: -
Старшина, родная!
Как я рад,
Что опять осталась ты живою.

(Ю. Друнина.)

11-й ученик:

Ей руки генералы целовали,
Встав на колени и глаза закрыв.
Без рук ее морщинистых едва ли
Они бы танки бросили в прорыв.
Святое и единственное право,
Возможность испытания любви
Предоставляла женщине держава:
“Родных детей на смерть благослови!”
Что для нее любые муки адовы?
Теперь уже и вовсе не страшны,
Когда позвали муки Сталинградовы
Ее не безымянные сыны…
Душа ее открытая таинственна:
Как дети уцелевшие в огне,
От матери впитали не воинственность –
Не стынущую ненависть к войне?...
У матери Победы – дочка Вера.
У Веры праздник каждую весну:
Ей новые сережки дарит верба,
И соловей никак не даст заснуть…

(А. Шумский.)

Ведущий 1:

В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

12-й ученик:

 Его  зарыли в шар земной,

 А был он лишь солдат,

 Всего, друзья,  солдат  простой,

  Без  званий  и  наград.

                Ему как  мавзолей  земля –

                На  миллион  веков,

                И Млечные  Пути  пылят

                Вокруг  него  с  боков.

                На  рыжих  скатах  тучи  спят,

                 Метелицы метут,

                 Грома тяжелые  гремят,

                 Ветра  разбег  берут.

                 Давным-давно  окончен  бой…

                 Руками  всех  друзей

                  Положен  парень  в  шар  земной,

                  Как  будто  в  мавзолей…        

               А  может,  не  было  войны…

               И  людям  это  все  приснилось:

               Опустошенная  земля,

               Расстрелы  и  концлагеря,

               Хатынь  и  братские  могилы?

                  А  может,  не  было  войны,

                  И  мир  ее  себе  придумал?

                  Но  почему  же  старики

                  Так  плачут  в  мае  от  тоски?

… А   может,  не  было  войны,

И  людям  это  все  приснилось?  

Ведущий 2:

Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом, усыпан трупами солдат и мирных жителей: стариков, женщин и детей.

8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Война закончилась,

Но песней опалённой

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забудем мы,

Что двадцать семь миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить.

( слайд № 22. Звучит песня «Журавли») 

Ведущий 1: 

Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой более 20 миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу.

В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

(Звучит песня День Победы, слайд №23-36)

  13-й ученик:

 Андрей Дементьев

Баллада о матери
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.

...Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино - и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги!..
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино...
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

                             14-й ученик: (Жидков Артём).

                           Пред  обелиском  склоняются  люди,

                           Пред  обелиском  и  перед  судьбой.

                           Вечно  победа  священною  будет,

                           С радостью  сердца  и  со  слезой.

                           И  на  дорогах, далеких  и  близких,

                           Там,  где  свинцовые вьюги  мели,

                           Неугасимый ваш  свет, обелиски,

                            Звездная  память – память земли.

                               

                            Май  приносит  дым  воспоминаний,

                             Но вновь  над  миром  светится  звезда,

                             И  сидят  сегодня  ветераны,

                             Вспоминая  прошлые  года.

             

15-й ученик:

Журлова Татьяна

             Лежат в шкафу отцовские медали

             А наши дети ходят в детский сад

             А мы признаться лишь в кино видали

             Как бьет броню осколочный снаряд

             Но до сих пор мы слышим звон капели

             Победной той и ранней той весны.

             Как хорошо, что вновь скворцы запели

             Как хорошо на свете без войны

             Как хорошо проснуться до рассвета

             Как хорошо, что ночью снятся сны

             Как хорошо, что кружится планета

             Как хорошо на свете без войны.

16-й ученик: Стихотворение «Салют» автор О. Высотская.

Шульгина Мария.

Скорей, скорей одеться!

Скорей позвать ребят!

В честь праздника Победы

Орудия палят.

Вокруг всё было тихо,

И вдруг - салют! Салют!

Ракеты в небе вспыхнули

И там, и тут!

Над площадью,

Над крышами,

Над праздничной Москвой

Взвиваются все выше

Огней фонтан живой!

На улицу, на улицу

Все радостно бегут,

Кричат "Ур-р-ра"!

Любуются

На праздничный

Салют!

   

Помните…

   Мы родились и выросли в мирное время, никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история.

   В Великой Отечественной  войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

            Помните! Через века, через года,- помните!
           
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
           
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
           
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
           
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
           
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! ( Р. Рождественский).

   Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой 27 миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Никто не забыт, ничто не забыто" литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая

Данная литературно-музыкальная композиция рассказывает о подвиге воинов в годы Великой Отечественной войны, учит детей уважать ветеранов и любить свою Родину....

Сценарий литературно – музыкальной композиции « Никто не забыт, ничто не забыто...» для учащихся 5-7 классов

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»

Внеклассное мероприятие к великой дате, 70- летию Победы....

Литературно-музыкальная композиция "Никто не забыт, ничто не забыто..."

Сценарий разработан в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. Может применяться для проведения класных часов, уроков мужества....

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто!» (к 9 мая)

Данный материал может быть использован в детском саду...

Литературно - музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»

Литературно - музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто» нацелена на знакомство с героическими страницами истории нашей страны, формирование представлений о воинском долге и ...

Презентация к литературно - музыкальной композиции «Никто не забыт, ничто не забыто»

Данная презентация относится к литературно - музыкальной композиции «Никто не забыт, ничто не забыто» и нацелена на знакомство с героическими страницами истории нашей страны, формирование ...