Реформы 1860-1870гг.
статья по истории на тему

Банкетова Светлана Александровна

Реформы 1860-1870гг.

Александр II (правил в 1855–1881 годах) вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование были проведены следующие реформы.

Отмена крепостного права (1861)

image

Рис. 2.  Манифест об отмене крепостного права

Причины:

·         кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность её дальнейшего развития;

·         социальная напряжённость в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права;

·         поражение России в Крымской войне, показавшее её военно-экономическую отсталость.

Реформа имела прогрессивный характер, создала условия, необходимые для развития капиталистического производства.

Судебная реформа (1864)

Вводился бессословный характер судебной деятельности; провозглашалась несменяемость судей; вводилась гласность и состязательность судопроизводства; учреждалась адвокатура; создавался институт присяжных заседателей; упрощена система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций.

Земская реформа (1864)

В уездах и губерниях были созданы выборные органы местного самоуправления – земства. Полномочия земств: вопросы местного хозяйственного значения (строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, обеспечение продовольствием).

Военная реформа (1856–1874)

Сокращение численности русской армии; расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава; создание военных гимназий; введение новых воинских уставов; перевооружение армии; учреждение системы военных округов в целях совершенствования военного управления; отмена рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности. Реформа проводилась генералом Д. А. Милютиным.

Реформа в сфере образования и печати (1863–1865 гг.)

Были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» – введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские школы.

В 1863 году Устав вернул автономию университетам. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых вопросов.

В 1865 году были введены «Временные правила» о печати, отменившие предварительную цензуру для ряда печатных изданий.

Городская реформа (1870)

Было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное управление в городах.

Городские думы были бессословными органами. Они занимались вопросами благоустройства города, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Находились под строгим контролем правительственной администрации.

Значение реформ

Реформы привели к существенным изменениям в политическом, социально-экономическом и культурном развитии страны несмотря на противоречивость, непоследовательность, незавершённость данных реформ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reformy_1860.docx52.87 КБ

Предварительный просмотр:

Реформы 1860-1870гг.

Александр II (правил в 1855–1881 годах) вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование были проведены следующие реформы.

Отмена крепостного права (1861)

C:\Program Files\ФИЗИКОН\Подготовка к ЕГЭ\Подготовка к ЕГЭ. История (2012)\170535\198418.jpg

Рис. 2.  Манифест об отмене крепостного права

Причины:

  • кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность её дальнейшего развития;
  • социальная напряжённость в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права;
  • поражение России в Крымской войне, показавшее её военно-экономическую отсталость.

Реформа имела прогрессивный характер, создала условия, необходимые для развития капиталистического производства.

Судебная реформа (1864)

Вводился бессословный характер судебной деятельности; провозглашалась несменяемость судей; вводилась гласность и состязательность судопроизводства; учреждалась адвокатура; создавался институт присяжных заседателей; упрощена система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций.

Земская реформа (1864)

В уездах и губерниях были созданы выборные органы местного самоуправления – земства. Полномочия земств: вопросы местного хозяйственного значения (строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, обеспечение продовольствием).

Военная реформа (1856–1874)

Сокращение численности русской армии; расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава; создание военных гимназий; введение новых воинских уставов; перевооружение армии; учреждение системы военных округов в целях совершенствования военного управления; отмена рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности. Реформа проводилась генералом Д. А. Милютиным.

Реформа в сфере образования и печати (1863–1865 гг.)

Были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» – введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские школы.

В 1863 году Устав вернул автономию университетам. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых вопросов.

В 1865 году были введены «Временные правила» о печати, отменившие предварительную цензуру для ряда печатных изданий.

Городская реформа (1870)

Было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное управление в городах.

Городские думы были бессословными органами. Они занимались вопросами благоустройства города, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Находились под строгим контролем правительственной администрации.

Значение реформ

Реформы привели к существенным изменениям в политическом, социально-экономическом и культурном развитии страны несмотря на противоречивость, непоследовательность, незавершённость данных реформ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы"

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражд...

Разработка урока истории в 9 классе. Тема: "Столыпинская аграрная реформа".

Материал поможет при подготовке  и в проведении урока по указанной теме. Учебник:   Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. история России.  М, "Просвещение".2011г....

Презентация "Реформы Петра Великого"

Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...

Крестьянская реформа 1861 г.

•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены...

Разработка урока по теме " Россия на рубеже XX – XXI вв. Курсом реформ: социально – экономические аспекты."

     Данный урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий...

Элективный курс История в лицах. Реформы и реформаторы.

Элективный курс  по истории расчитан на  17 чсаов и предназначен  для обучающихся 9 класса. Рассказывается о реформаторах нашей страны....

Презентация элективного курса "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи"

Представленный материал поможет учителю истории в проведении элективного курса или внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов ....