Разработка урока"Гражданская война"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Николаева Татьяна Владимировна

Урок по истории России.9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_grazhdanskaya_voyna.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Эпиграф к уроку:

«…В каком сражаться стане?»

Тема: Три цвета гражданской войны.

1918-1921 гг.

Урок–практическое занятие.

Метод: исследование.

Задачи: 

1. Сформировать представление о гражданской войне как битве альтернатив возрождения России; раскрыть цели, политическую и экономическую программу каждого движения и определить его социальный состав; сделать вывод о причинах победы красного движения.

2.Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с документами, развивать такие операции логического мышления как анализ и синтез.

3.Формировать навыки работы в группе и умения вести дискуссию. Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

        План урока

  1. Вводное слово учителя (постановка целей и задач, подготовка класса).
  2. Белые в гражданской войне.
  3. Красные в гражданской войне
  4. Зеленые в гражданской войне
  5. Причины побед и поражений основных участников войны.

Подготовка урока.

        Предварительно класс делится на 3 группы. Каждая группа будет исследовать одну из проблем урока – «Белые в Гражданской войне», «Красные в Гражданской войне», Зеленые в Гражданской войне». На доску крепятся термины: Гражданская война, интервенция, террор. Карта «Гражданская война в России». Фонограммы И. Тальков «Россия» (включить перед работой с подгруппой, анализирующей Белое движение), И. Тальков «Бывший подъесаул» (включить перед работой с подгруппой, анализирующей Красное движение). И. Тальков «Фатальная колесница» (включить в конце урока после подведения итога). (Занятие рассчитано на 2ч.)

        

        Вводное слово учителя

        Мы уже знаем, как разворачивались события войны. Сегодня наша задача – проанализировать программы ее основных участников и попытаться понять, в чем заключались причины их победы или поражения. В ходе работы попытайтесь разобраться, что такое гражданская война для вашего поколения?

Ход урока

Учитель организует групповую работу, в ходе которой каждая группа анализирует исторические источники по одной из проблем урока (пункты плана 1-3). Затем группы предъявляют свои итоговые заключения классу. В ходе фронтальной работы с классом обсуждаются предложения групп по 4 вопросу и записываются причины победы и поражения их противников. В каждой группе есть лидер, который выставляет свои оценки каждому участнику за работу в группе.

Вопросы и задания первой группе.

  1. Прочитайте источники и сравните их. Найдите противоречия в них. Как вы объясните эти  противоречия?
  2. Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения?
  3. Какой источник следует привлечь для более полного представления о программе белых? Воспользуйтесь для этого учебником или дополнительной литературой.
  4. Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по проблеме «Причины поражения белых в Гражданской войне».

Работа с документом

  1. Белые в Гражданской войне.

Документы для анализа позиции белых в Гражданской войне.

        Документ №1.

А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:

        «Приказываю Особому совещанию принять в основе своей деятельности следующие положения:

  1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…
  2. Борьба с большевизмом до конца.
  3. Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления - дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания…
  4. Внешняя политика – только национально русская… За помощь – ни пяди русской земли.
  5. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…
  6. Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий.

Документ №2.

Из газеты «В пути», 7 октября 1918 г.:

«Из штаба бригады N … (Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человека. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны».

Документ №3.

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

   «1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их

          главарей и вожаков; если этого не произойдет … - расстреливать десятого.

  1. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно, имущество… отбирать в пользу казны…
  2. За добровольное снабжение разбойников не только оружием…, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.
  3. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

Документ №4

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19-25 апреля 1919 года:

«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском; они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.

 Но с течением времени мы стали терять все эти спасательные качества. Здесь действительно много причин – возросшая уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное – полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента… Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен …, отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется… все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами… красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием которое у нас в пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

Знаете ли вы наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18 – 20 офицеров, а теперь осталось по два, три и через месяц-два не останется в строю ни одного офицера из тех, что выехали на фронт.

2. Красные в Гражданской войне

Документы для анализа позиции красных в гражданской войне.

Документ 1.

Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919 г.:

«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества… Началась эра всемирной пролетарской революции. Только пролетарская революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами…

В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно сопротивление эксплуататоров и идейно борясь с … предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять…. Что лишение политических прав и каких бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.

В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. …Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения страны по общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения  его по отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью … должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор…»

Документ 2.

Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа №64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:

«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг… Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных, рядовых казаков и неприятельских солдат».

Документ 3.

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено 20 мая 1919 г. г. Екатеринодар:

«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубева, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые,  а так же и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому…

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в г. Новочеркасске учреждения – совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того функции суда. Этот совет, руководствуясь … «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы и отдельных матросских и красноармейских банд.

…Прежде всего, уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их не согласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».

Вопросы и задания 2 группе

  1. Прочитайте источники и сравните их. Какие противоречия вы видите в источниках? Как вы объясняете противоречивость документов?
  2. Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу красных. Каковы ее основные положения?
  3. Какой материал следует привлечь для более полного представления о социально-экономической программе красных? Воспользуйтесь учебником и дополнительной литературой  и охарактеризуйте «военный коммунизм».
  4. Сделайте выводы о силе и слабости красных. Предложите материал по проблеме: причины победы красных в Гражданской войне».

3. Зеленые в Гражданской войне.

Документы для анализа позиции крестьян в Гражданской войне.

Документ 1.

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда (сохранена орфография источника. – Т.К.):

«принимая во внимание, … настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов-большевиков», не останавливающихся не перед какими мерами для убеждения и закрепляя за собой государственные власти … съезд постановил:

  1. …Мы съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия… И мы всегда готовы к защите своих народных прав. …
  2. Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевиков оружием для подавления воли трудящихся.… Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт…
  3. Мы требуем немедленного удаления всех назначенных на всевозможные военные и гражданские ответственные посты… Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала. …
  4. Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.
  5. Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.
  6. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям…
  7. Диктатуру, какой бы то ни было партии, категорически не признаем. Левым политическим партиям предоставляем свободу, существовать только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора оставляем за собой.

Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки! … Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»

Документ 2.

Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирского правительства генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919г.:

«К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.

Наши – михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять..., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».

Документ 3.

Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г. «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»:

  1. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.
  2. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.
  3. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции.
  4. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.
  5. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.

Вопросы и задания 3 группе.

  1. Прочитайте источники и сравните их.
  2. На основании источников определите требования зеленых, их место в расстановке политических сил в ходе Гражданской войны
  3. Объясните, почему крестьяне участвовали в Гражданской войне и на стороне красных, и на стороне белых, и как самостоятельная политическая сила – зеленые?
  4. Почему зеленые – партия, требования которой наиболее близки требованиям крестьянства, не смогла возглавить «Малую гражданскую войну»?
  5. Кем вы склонны считать крестьянство, победителем или побежденным (с одной стороны, самостоятельная борьба крестьян подавлена, с другой – земля у крестьян, а в 1921 г. большевики коренным образом изменили экономическую политику)?

  1. Причины побед и поражений основных участников войны.

В ходе обсуждения предложений групп формируются причины поражения белых и победы, красных в Гражданской войне. Используя высказывания участников движений уточнить и дополнить формулировки учащихся.

Причины поражения белых в Гражданской войне.

  1. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма:

а)   они отказались от сотрудничества с «демократической контрреволюцией»;

б) социально-экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство («Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло», «Россия не может быть освобождена вопреки воле народа» (П.Н. Милюков), «Точек опоры в массах не было», «проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу, и тем самым давали оружие для большевистской агитации» (В. Шульгин), «Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 млн. русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым» (генерал Нокс).

  1. Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря («Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией, и все элементы, и все элементы, связанные с революцией и не порвавшие с ней») (П. Врангель).
  2. В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение армии, особенно среди офицерства («Люди искали идею и пятнали знамя», «наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы») (П. Милюков).
  3. Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.

Можно подвести итог, используя высказывание Н. Чайковского (бывший народный социалист, в годы гражданской войны – один из деятелей контрреволюции в Архангельске, затем участвовал в борьбе на Юге России, после разгрома Деникина – эмигрант): «Трагедия белой борьбы была в том, что она не могла не быть, и в то же время она была обречена».

Причины победы красных в гражданской войне

  1. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами. По словам противника большевиков Деникина, они создали «гибкий и сильный аппарат», способный  «стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать и заставлять».
  2. Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть («Главное, что удалось большевикам, - это зажечь надежду… животворного духа коммунизма, духа созидающей надежды, поиска средств к уничтожению несправедливости, тирании, жадности, всего того, что мешает росту человеческого духа…») (Б. Рассел).
  3. На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.

Причины поражения белых в гражданской войне

Причины победы красных в гражданской войне

Итог урока

Борьба белых и красных в гражданской войне – это борьба за будущее России, за торжество закона, который каждая сторона понимала по-своему, обернулась для России страшными жертвами и братоубийством.

Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтоб разорить и поднять на ножи

Армии, царства, народы

Всем нам стоять на последней черте,

Всем нам валяться на вшивой подстилке,

Всем быть распластанным с пулей в затылке

 И со штыком в животе.

                                                        М. Волошин (29.IV.1921г.)

Страшным было то, что логика гражданской войны, постоянный поиск врага и состояние борьбы с ним закреплялись в сознании людей переживших такую войну. Это наложит дальнейший отпечаток на всю последующую историю России.

Террор

        Если определить Гражданскую войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост, побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть. Применительно к событиям Гражданской войны в России это означало, что победа досталась красным. Разбиты вооруженные силы белых и интервентов, подавлены антибольшевистские выступления крестьян. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.

        Работа с проблемным вопросом:

  • Непомерность цены
  • Как вы думаете, приняло бы общество 20-х годов праздник День победы в гражданской войне?
  • А как отнесетесь к такому предложению вы?
  • Нужно ли помнить о гражданских войнах?

Литература.

  1. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 кл.: Метод. Пособие. –М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г. -400 стр. – (Конспекты уроков).
  2. Леонов С. В. Рождение советской империи и идеологии 1917 – 1922 гг. – М. 1997 г.
  3. Шубин А. Махно и махновское движение. М. 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока "Гражданская война и влияние её на судьбы страны"

сценарий урока можно использовать  в 11 классе для подведения итогов по теме "Гражданская война"...

Уроки гражданской войны

Материал к уроку истории России 20 века или к классному часу на нравственную тему....

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...

методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"

Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...

методическая разработка: презентация к уроку "Гражданская война в России"

Данная презентация раскрывает причины Гражданской войны, показывает учащимся отличительные черты гражданской войны в России....

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...