Использование регионального компонента на уроках истории
статья по истории (6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме

Чекос Татьяна Владимировна

Основной целью использования регионального компонента на уроках истории является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему краю и углубленные знания о нём.  Подобная форма работы не только воспитывает у учащихся необходимые патриотические качества, но и расширяет их кругозор, даёт необходимые для жизни навыки и умения, содействует выработке коллективизма и ответственности. В данной статье указаны этапы изучения истории Крыма в 6-10 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_region_komponenta.docx25.51 КБ
Файл ispolzovanie_region._komponenta.pptx615.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                   города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа № 8»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА                          НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Учитель истории и обществознания

Чекос Татьяна Владимировна

2017

Использование регионального компонента

 на уроках истории

     Одним из действенных способов выполнения поставленных задач перед историческим сообществом является проведение занятий, которые направленны на всестороннее изучение родного края. История - это тот предмет, где реализация изучения регионального компонента является необходимой.

     Основной целью данной деятельности является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему краю и углубленные знания о нём. Всё это лучше воспринимается учащимися через краеведческую работу, участие в выполнении краеведческих  заданий, в туристических и археологических походах и экскурсиях. Подобная форма работы не только воспитывает у учащихся необходимые патриотические качества, но и расширяет их кругозор, даёт необходимые для жизни навыки и умения, содействует выработке коллективизма и ответственности.

         Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую и большую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. В нашем крае, как известно, педагоги общеобразовательных учреждений уделяют этому вопросу большое внимание, так как прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином родной школы, села, города, знать их традиции и жить их жизнью и заботами.

               В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.

           Особая роль в воспитании патриота отведена учителю истории и обществознания. Через использование регионального компонента на уроках истории и обществознания учитель решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, в том числе малой. Здесь главное – суметь привлечь внимание ученика, заинтересовать его, а не просто заставить его выучить материал; помочь ученику развить любознательность, толерантность, умение быть коммуникабельным.

     Образовательная цель использования регионального компонента: воссоздать целостную систему изучения огромного культурного и исторического наследия нашего края.

      Развивающая цель использования регионального компонента: способствовать умению учащихся систематизировать свои знания по истории родного края, развивать навыки самостоятельной поисковой системы, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять их различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и настоящего.

      Воспитательная цель использования регионального компонента: воспитание интереса к истории родного края, чувств патриотизма и интернационализма.

      Сегодня в обществе слово «патриотизм», «любовь к родине» вновь обретают своё высокое значение. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек, воспитанный в духе патриотизма, уникальная личность, готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Именно данными моментами я руководствуюсь в использовании регионального компонента на уроках истории.

      Для реализации практической части изучения истории Крыма в рабочих программах и календарно-тематическом планировании по истории  выделяется несколько часов, куда я постоянно вставляю темы по изучению родного края в определённый отрезок времени.

      При переходе на новую линейную структуру исторического образования педагоги могут ориентироваться на следующую схему

Этапы изучения истории Крыма в 6-10 классах

6 класс: Крым в древние времена. Античные поселения в Крыму. Крым в V-  XV вв.

7 класс: Крым в XVI - XVII вв.

8 класс: Крым в  XVIII вв.

9 класс: Крым в XIX в.

10 класс: Крым в ХХ – начале XXI в.  Крым в годы революции и гражданской войны. Крым в годы Великой Отечественной войны.

      По прошлой структуре этапы изучения истории Крыма в 6-9 классах выглядят так:

6 класс: Крым в древние времена. Античные поселения в Крыму. Крым в V- начале XVI вв.

7 класс: Крым в XVI- XVIII вв.

8 класс: Крым в XIX в.

9 класс: Крым в ХХ – начале XXI в.  Крым в годы Великой Отечественной войны.

      Такие периоды были составлены на основе программы курса «История Крыма». Дюличев В.П.  6-11 классы, учреждённой Министерством образования и науки АР Крым. 2004 г.

      Основное внимание на занятиях уделяется не фактологической стороне, а анализу, сравнению, осмыслению, обоснованию своей точки зрения и т.д. Поэтому, этап знакомства с новой информацией занимает как можно меньше времени. Большая часть времени отводится самостоятельной работе учащихся, индивидуальному и групповому выполнению творческих заданий по изучаемой теме.

      Изучение регионального компонента очень интересная работа, как для педагогов, так и для учащихся. Изучать историю родного края необходимо, так как народ, забывший свою историю, осуждён пережить её заново.

      Результаты моей педагогической деятельности по использованию регионального компонента на уроках истории:

  • Формирование интересной творческой личности, способной выразить себя в слове и поступке, воспитание гражданской, идейно-нравственной позиции учеников;
  • Развитие самобытного мышления,  способностей учащихся; 
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса по изучению регионального компонента; 
  • Решение воспитательных задач:

 - воспитание гражданственности и любви к Родине;

 - бережного отношения к прошлому Крыма, его истории;

 - уважение к людям, активная жизненная позиция.

  • Накопление методических материалов и использование их в учебно-воспитательной  работе;
  • Написание научных и творческих работ учащимися

      Но для меня, учителя истории и обществознания, важно не только дать ученикам прочные знания, научить грамотно говорить, логически мыслить, не менее важно, кем и какими станут мои дети в жизни.

     По данной методической системе я буду продолжать работать, корректировать её, совершенствовать и развивать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И спользование регионального компонента на уроках истории Учитель: Чекос Т.В. МОУ «СШ № 8»

Слайд 2

Цели деятельности Образовательная цель использования регионального компонента: воссоздать целостную систему изучения огромного культурного и исторического наследия нашего края.

Слайд 3

Цели деятельности Развивающая цель использования регионального компонента: способствовать умению учащихся систематизировать свои знания по истории родного края, развивать навыки самостоятельной поисковой работы, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять их различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и настоящего.

Слайд 4

Цели деятельности Воспитательная цель использования регионального компонента: воспитание интереса к истории родного края, чувств патриотизма и интернационализма.

Слайд 5

Этапы изучения истории Крыма 6 класс: Крым в древние времена. Античные поселения в Крыму. Крым в V - XV вв. 7 класс: Крым в XVI - XVII вв. 8 класс: Крым в XVIII вв. 9 класс: Крым в XIX в. 10 класс: Крым в ХХ – начале XXI в. Крым в годы революции и гражданской войны. Крым в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 6

Такие периоды были составлены на основе : программы курса «История Крыма». Дюличев В.П. 6-11 классы, учреждённой Министерством образования и науки АР Крым. 2004 г.

Слайд 7

Результаты педагогической деятельности по использованию регионального компонента на уроках истории: Формирование интересной творческой личности, способной выразить себя в слове и поступке, воспитание гражданской, идейно-нравственной позиции учеников; Развитие самобытного мышления, способностей учащихся; Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса по изучению регионального компонента;

Слайд 8

Результаты педагогической деятельности по использованию регионального компонента на уроках истории : Решение воспитательных задач: - воспитание гражданствен­ности и любви к Родине; - бережного отношения к прошлому Крыма, его истории; - уважение к людям, активная жизненная позиция. Накопление методических материалов и использование их в учебно-воспитательной работе; Написание научных и творческих работ учащимися

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование регионального компонента на уроках немецкого языка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе.  В работе использована раб...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

«Использование регионального компонента на уроках английского языка»

В течение многих лет нами, учителями английского языка  МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

Использование регионального компонента на уроках истории

В статье раскрыт методический подход учителя к реализации регионального компонента на уроках истории в вечерней школе, представлен отбор материала, позволяющего наметить основные тенденции историческо...

Использование национально-регионального компонента на уроках истории.

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001595 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001579 P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование краеведческого материала на уроках истории и общество...

Использования регионального компонента на уроках истории, обществознания и во внеурочной работе (из опыта работы).

Планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории и обществознания  способствует  укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли....