Конспект урока истории 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Федина Ольга Владимировна

Повторительно обобщающий урок по истории древнего мира в 5 классе, тема повторения: "Древняя Греция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока истории.

Дата:

Учитель: Федина Ольга Владимировна

Тема урока: Древняя Греция.

Класс: 5

Номер кабинета: 13

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по истории Древней Греции, выявить пробелы в знаниях и восполнить их.

Задачи:

Образовательная: проверить степень усвоения пройденного материала, закрепить знания учащихся о истории Древней Греции.

Развивающая: продолжить работу по развитию картографических, хронологических  умений, умению рассуждать, обобщать, делать логические выводы; развивать у учащихся навык самостоятельной.

Воспитательная: пробудить познавательный интерес к истории древней Греции. В ходе игры воспитать чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, меловая доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал(карточки с заданиями), ватман с заданием, фломастеры, магниты, атласы, учебник истории древнего мира.

Тип  урока: повторительно-обобщающий урок.

Вид урока: Урок смешанный (с элементами игры)

Форма урока: традиционная.

Технологии: игровая, ИКТ.

Основные понятия: полис, государство, гражданин.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент (1 минута)

Приветствие учителя, Проверка посещаемости и  готовности детей к уроку

Подготовка к уроку.

II. Повторение и обобщение материала.

  1. Мотивация(3 – 4 минуты)

Итак, ребята, прежде чем начать занятие давайте вспомним название эпохи, которую мы изучаем с начала учебного года?

Какие страны мы изучили?

Какое государство мы рассматривали на последних занятиях?

Действительно, на протяжении многих уроков мы с вами изучали историю древней Греции, или как называли ее сами греки Элладу.  

На протяжении нескольких занятий мы знакомились с историей, искусством и религией этой страны. Выдающиеся достижения древних греков имели огромное значение для многих народов мира.  Поэтому, подводя сегодня итоги, нам необходимо  вспомнить всё что мы знаем об истории этого государства. Итак тема нашего урока: «Древняя Греция».

Слушают, отвечают на наводящие вопросы учителя, записывают тему урока.

-Древний мир;

-Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Греция и др. –

-Греция.

Записывают тему урока «Древняя Греция».

  1. Задание на урок

(1-2)

История Древней Греции очень интересна и своеобразна, и чтобы она прочно осталась в нашей памяти нам необходимо еще раз вспомнить о ее наиболее важных моментах, но для этого нам необходим план (т.е. предложения которые кратко раскрывают о чем говорится в тексте). Но этот план мы не просто запишем, но путем выполнения различных заданий составим его вместе и вместе же вспомним все самое главное, что раскрывает его суть.

Слушают задание на урок.

  1. Природа Греции (5 – 7 минут)

 А теперь давайте определим наш первый пункт плана, для этого я буду называть слова а Вы постарайтесь объединить их в одну фразу: море, солнце, горы, виноград, оливки, кони, руда. Что их объединяет?

Записываем первый пункт плана: Природа Греции.

Для того, чтобы вспомнить что из себя представляла Греция, давайте обратимся к карте.

-На каком континенте находится? -Какие страны были соседями?

-В какой части континента располагалась Греция?

-Какими морями омывается?

-Какой климат в Греции?

- Какая местность на территории этой страны?

-На какие части делится Греция?

-Чем занимались древние греки?

-Была ли природа Греции благоприятна для занятия земледелием?

Таким образом мы видим, что природные условия балканского полуострова с одной стороны позволяли грекам развивать свое хозяйство, с другой стороны, такое занятие как земледелие было осложнено, из-за маленького количества почв пригодных для возделывания.

Дети отвечают  и затем записывают первый пункт плана в тетрадь.

-Это все связано с природой.

I. Природа Греции.

Работа по карте(на доске +атласы на парте)

Отвечают на вопросы по карте:

- на юго-востоке  Европы;

- на севере – Македония, на юге – Египет. На востоке – Персия.

-на Балканском полуострове;

-Ионическое, Эгейское, Средиземное;

-благоприятный климат.

-большую часть занимают труднопроходимые горы;

-Северная, Средняя и Южная.

-земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой, торговлей.

-нет

  1. Население Греции (5 минут)

Скажите, а мы с вами изучаем только природу  или же  мы говорим и о людях, которые жили в этой природе?

Возможно ли изучать историю без людей?

А в древней Греции жили люди?

Каким словом мы можем назвать всех жителей древней Греции?

Итак второй пункт нашего плана Население Греции.

Ну а теперь давайте разберемся со всем населением Греции, для этого нам поможет эта схема. Как видите где-то тут есть пропуски, ваша задача их заполнить.

Работа по заполнению схемы(см приложение 1):

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы учителя, записывают второй пункт плана.

-мы говорим о людях живущих в природе.

-нет

-да

-население

-II. Население Греции

 

2-3 человека по очереди записывают пропуски в схеме.

Потом вместе проверяем.

  1. Управление государством (6 – 7 минут)

Население любой страны, будь оно свободным или несвободным, бедным или богатым, всегда нуждалось в управлении, решении хозяйственных вопросов, заключении мира или ведении  войны, защите от врагов и многих других.  И когда большинство населения осознает необходимость решения этих вопросов, тогда и возникает государство. Ребята, а что такое государство?

Греция была единым государством?

Из чего она состояла?

Как называются города-государства в Греции?

Был ли там свой правитель?

Что делает правитель?

Как мы назовем третий пункт плана?

 

А разобраться в том, как осуществлялось управление Греции нам поможет следующая игра: я вам буду задавать вопросы на которые нужно ответить да или нет. Если ответ да – вы хлопаете в ладоши, а если ответ нет – то должна быть тишина. Задание понятно? Начали!

Отлично! С заданием справились!

Слушают и отвечают на вопросы учителя:

-Государство – это страна имеющая единую систему власти, единые законы, армию, казну, налоги, обладающая определенной территорией и границами.

-нет,

-она состояла из городов-государств.

-полис.

-(был – в Спарте, Афинами управляло народное собрание);

-правит, управляет государством.

 Записывают 3 пункт плана III.Управление государством.

Играют в игру «Хлопки»

(вопросы к игре см. приложение 2)

  1. Афины и Спарта (5 – 6 минут)

Вы уже сказали, что Греция состояла из множества полисов, напомните мне еще раз, что такое полис?

А теперь давайте прочитаем следующее стихотворение(на слайде)

О каком полисе здесь идет речь?

А назовите мне полис, который так же как Спарта был сильным и они постоянно соперничали?

По своему внутреннему устройству они похожи или наоборот разные?

А вот в чем эти различия мы узнаем выполнив следующие задания, но а пока что назовите мне 4 пункт плана?

Задание на распределение карточек. Приложение 3

Распределить карточки на две колонки(время на выполнение 2 минуты): к одной вы отнесете все что связано с Афинами, к другой – все что связано со Спартой, задание выполняют 2 человека у доски, по завершению работы можно спросить у других учеников кто допустил ошибки, и дать им возможность их исправить. Пока что двое выполняют задание, остальным задаю загадки(слайд).

Отвечают на вопросы и выполняют задание.

-Город-государство в Греции.

-Спарта

-Афины

-они разные

Отвечают на вопрос и записывают 4 пункт плана: IV. Афины и Спарта.

Выполняют задание на распределение карточек.(2 человека у доски) Приложение 3

  1. Греко-Персидские войны и походы Александра Македонского (7 минут)

В истории каждой страны есть такие страницы, когда проливалась человеческая кровь, шла война.

Скажите, жители Греции вели войны?

С кем воевали греки?

А почему воевали?

Как же нам назвать наш 5 пункт плана?

Какое название получила война с Персами?

Задание1: Сейчас я, покажу вам ряд картин, а вы назовете мне какое событие иллюстрирует картина и что вы о нем знаете.

Кто одержал победу в Греко-Персидских войнах?

С кем еще воевали?

Кто возглавлял войско Македонии в войне с Грецией?

Ему удалось ее завоевать?

Кто возглавил Македонскую армию после смерти Филиппа?

С кем он будет воевать?

Задание 2: Покажите по карте движение войска Александра Македонского на восток, какие битвы происходили, какие государства были захвачены.?(карта на интерактивной доске + в атласах)

Т.о. мы видим что завоевав практически половину древнего мира, неожиданно для всех Александр умирает…и что случится с государством созданным Александром нам еще только предстоит узнать…

Отвечают на вопросы, выполняют задания учителя.

-да

-С Персами и Македонцами.

-С целью защиты своего государства.

Выполняют задания.

Формулируют название 5 пункта плана и записывают его: V.Греко-Персидские войны и походы Александра Македонского

-греко-персидская

-Греки

-С Македонией

-Филипп 2

-да

- его сын  - Александр

-С Персией

 

Вызывать к доске детей чтобы показали по карте(у доски работают 2-3 человека, остальные следят по атласам или по доске, при необходимости исправляют и дополняют товарищей)

III. Рефлексия и подведение итогов урока.(5 минут)

И вот наш урок походит к концу давайте еще раз вспомним его самые главные моменты.

Вопросы на повторение с кратким ответом.

Подводим итог.

Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересными достижениями, культурой и людьми оказала влияние на развитие многих стран. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно.

Выставление оценок за урок.

Слушают, отвечают на вопросы, которые уже звучали на уроке.

IV. Домашнее задание.(1минута)

1.Дополнить план, словами, картинками ассоциациями которые раскрывают его суть).

2. * Написать мини сочинение о Древней Греции по 1 из пунктов плана.

Записывают домашнее задание в дневники.

Приложение 4

Вопросы для рефлексии:

  1. На каком континенте находится Греция? (Европа, Балканский полуостров);
  2. Перечислите основные занятия Греков (земледелие, скотоводство, рыболовство, торговля);
  3. На какие части делилось все население Греции? (свободные и несвободные люди);
  4. Кого считали свободными? (граждан  - аристократия и демос, переселенцев - купцы);
  5. Кто относился к несвободной части населения? (рабы – человек лишенный свободы и выполняющий всю тяжелую работу);
  6. Что такое государство?
  7. Что такое полис?
  8. Какие наиболее знаменитые и могущественные полисы вы знаете?
  9. В каком полисе основным занятием населения было военное дело?
  10. О каком полисе идет речь когда мы говорим о развитие демократии?
  11. С кем воевали греки?
  12. Кому из этих двух врагов удалось захватить Грецию?
  13. Как звали человека, который после смерти Филиппа II станет правителем Македонии и получит прозвище великий?
  14. Какие земли покорил Александр Македонский?

Приложение1.

Схема с пропусками

Приложение 2.

Игра «Хлопки».

Список вопросов:

  1. Греческая община – город-государство называлась полис? (да)
  2. Народ по Гречески это демос? (да)
  3. Долговое рабство в Афинах отменил Перикл? (нет); Солон? (да)
  4. Архонты – это правители Афин?(да)
  5. Народная власть по-гречески свобода? (нет), демократия(да)
  6. Законы Драконта отменил Дарий ?(нет)
  7. Народное собрание в Афинах имело право принимать законы и выбирать должностных лиц? (да)
  8. Женщины и рабы обладали гражданскими правами? (нет)
  9. Тиран – это человек, который получил власть по наследству? (нет), захватил силой? (да)
  10. В Спарте за соблюдением законов следила коллегия из 5 эфоров? (да).


Приложение 3.

«Афины и Спарта».

Афины, Спарта, Солон, демократия, Агора, Парфенон, Акрополь, Перикл, илоты, военное дело, царь Леонид, военный лагерь, совет старейшин, Ликург, земля – общая собственность, коллегия эфоров, совет пятисот, Драконт.

Правильный ответ:

Афины: Солон, демократия, Агора, Парфенон, Акрополь, Перикл, совет пятисот, Драконт.

Спарта: илоты, военное дело, царь Леонид, военный лагерь, совет старейшин, Ликург, земля – общая собственность, коллегия эфоров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...