«СССР в 1953-1964гг»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

    Закрепляет навыки работы с заданиями части   1 и 2  в  ЕГЭ по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sssr_v_1953-1964g.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Работу выполнила: Хабибуллина Ильсеяр Ильдусовна

Тип урока – изучение нового материала   Закрепляет навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории.

Тема: «СССР в 1953-1964гг»  

Цели урока:

  • проанализировать  деятельность Н.С. Хрущева на посту руководителя государства и дать оценку роли личности в истории через его политический образ;
  • оценить основные направления перемен в политической, социальной и духовной жизни в СССР при Хрущёве;
  • способствовать формированию у школьников целостного представления о политическом деятеле, определившем содержание значительного периода отечественной истории;
  • систематизировать знания ранее полученные по хрущёвскому периоду  отечественной истории;
  • способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать  данные, выделять характерные и существенные черты исторических событий и явлений, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, формировать и формулировать  свою   оценку личностей и событий истории.
  • закрепление навыков работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории.

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран

Оборудование:

  • Документы и материалы, посвящённые жизни и деятельности Н.С. Хрущева;
  • hrono.ru. Хронологическая таблица" СССР при Н.С.Хрущёве;
  • раздаточный материал: рабочие листы, текстовая информация,  документы;

Основные понятия: ротация; волюнтаризм; субъективизм; реабилитация.

Работа с историческими источниками: доклад первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях»; Программа и Устав КПСС, принятые XXII съездом КПСС; доклад председателя Конституционной комиссии (1964 г.); выступления В. М. Молотова и Л. М. Кагановича на январском Пленуме ЦК КПСС 1955 г.

Основные персоналии: Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев.

Основные даты: 5 марта 1953 г. — смерть И. В. Сталина; сентябрь 1953 г. — избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС; февраль 1956 г. — XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина; октябрь 1961 г. — принятие новой Программы КПСС на XXII съезде КПСС; октябрь 1964 г. — отстранение Хрущева от руководства.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Попытаемся сегодня, опираясь на материал прошедших уроков и самостоятельно проведенную работу, создать цельный образ эпохи; дополнить его политическим портретом непростого, достаточно противоречивого, в чем-то непонятого современниками, а может быть и нами, политического деятеля, каким принято считать Н.С. Хрущева.

Попробуем рассмотреть Н.С. Н.С.Хрущёва в контексте комплексных проблем, которые характеризуют нашу страну в трудные  и величественные времена послевоенного развития.

Можно ли считать Н.С. Хрущева   человеком, цеплявшимся за власть или вынужденно боровшимся за  нее после смерти Сталина, или это человек, имевший яркую политическую цель  и получивший возможность её реализации? Оказался ли он на своём месте в "нужный момент и в нужное время"? Он творил историю или история творила его?

Исторически он находится рядом с нами. Время его правления в памяти многих ныне живущих и опыт Хрущева– реформатора сохраняет свою актуальность и сегодня.

Что же сделал этот человек для страны и народа? Вовремя увидел угрозу режиму и сумел снять напряжение в системе власти, не позволив потерять ей стабильность? Что руководило им? Стремление избавить страну от жуткого террора и страха, который и ему самому приходилось испытывать? Где истоки решительности Хрущева — умелого царедворца и прагматика? В попытке честно помочь своим соотечественникам или в неумении рационально использовать доставшееся ему сталинское наследство?  

Мы будем использовать характерные для той эпохи документы. Задания, взятые из КИМов разных лет, посвящены эпохе 1953-1964гг., они построены таким образом, что в конце урока мы должны дать ответ на вопрос: так чего же было больше в период хрущевской «оттепели»: черного или белого?   

Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы, в соответствии с предложенными к обсуждению  темами:

а) борьба за власть;

б) развитие сельского хозяйства;

в) решение социальных проблем;

г) ХХ съезд КПСС.

д) влияние  Н.С. Хрущева  на духовную жизнь общества;

1 группа: Какие личные качества Хрущева проявились в преобразованиях и борьбе за власть? Они ему помогали или мешали?  Укажите в вашей таблице.

Хрущев "тёмный"

Хрущёв "светлый"

Личные и деловые качества: 

– решительность, инициативность, ...

Личные и деловые качества:

– жёсткость, жестокость, недоверчивость, …

 

После обсуждения и заполнения таблицы группа сводит воедино  личностные оценки Хрущёва: решительный, сильный, инициативный, умный, хитрый, волевой, прямой, расчётливый,  жёсткий, недоверчивый, подозрительный, упрямый, и т.д.;

2 группа: Преобразования периода «оттепели»: развитие сельского хозяйства

Основные мероприятия

Результаты их проведения

1.

1.

После заполнения таблицы группа совместно обозначает  положительные и отрицательные уроки реформирования сельского хозяйства.

3 группа: Преобразования периода «оттепели»: решение социальных проблем.

Дата, мероприятия

Положительные результаты

Отрицательные результаты

 

 

 

 

4 группа: Работает со статьей. ХХ съезд КПСС

5 группа: Приведены две из существующих точек зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС:

  1. Это был предательский шаг по отношению к истории страны, к И.В. Сталину – руководителю, который имел много заслуг перед народом.
  2. Это был мужественный поступок, который способствовал преодолению многих последствий культа личности.

Какую оценку вы считаете более убедительной? Аргументируйте свое мнение. Приведите не менее трех положений.

В таблице группа отмечает успешные результаты, так и отрицательны. Отрицательные подчеркивают чертой.

Сводятся воедино положительные и отрицательные последствия реформ Н.С. Хрущева. На черном листе ватмана учащиеся пишут «-»последствия реформ, а на белом «+».

Аргументы  «-» точки зрения

Аргументы  «+» точки зрения

Выступление Н Хрущева раскололо общество на сторонников и противников разоблачения культа личности;

– В течение десятилетий Сталин был общепризнанным вождем, под его руководством была выиграна война;

– У СССР было много внешних и внутренних врагов, с которыми Сталин успешно расправлялся;

– После выступления Хрущева происходит падение авторитета СССР за рубежом:

– Выступление Хрущева приводит к расколу в руководстве соцлагеря;

– и т.д.

– Критика Хрущевым культа личности Сталина привела к раскрепощению сознания людей, избавила их от страха;

– Были предприняты попытки провести демократические преобразования в обществе и в партии;

– Была реабилитирована значительная часть политических заключенных;

– Началось проведение политических преобразований, хотя и не очень продуманных, непоследовательных;

– Расширились культурные связи с западными странами;

– Предоставлена определенная свобода развития культуры в рамках идеологических установок;

– и т.д.

Каковы, на ваш взгляд результаты реформаторской деятельности Н.С. Хрущева?

– десталинизация

– демократизация

– «оттепель»

– повышение уровня жизни

– укрепление позиций в мире

– цель-коммунизм

Необходимо отметить, что при всех положительных результатах были и отрицательные последствия. Часто реформы были не до конца продуманы и не давали ожидаемого результата. Причинами этого являются и волюнтаризм Н.С. Хрущева и то, что наша страна относится к странам II эшелона, не обладающими всеми необходимыми предпосылками для проведения реформ.

14 октября 1964 года Н.С. Хрущев Пленумом ЦК КПСС был освобожден от всех занимаемых постов в связи «с преклонным возрастом и состоянием здоровья».

Каковы, на ваш взгляд, реальные причины отстранения Н.С. Хрущева от власти?

– партаппарат

– госаппарат

– непродуманность реформ

– волюнтаризм

Таким образом, мы проанализировали с вами деятельность Н.С. Хрущева и каждый из вас может дать им свою оценку.

Для лучшего понимания этого времени и деятельности Н.С. Хрущева предлагаю желающим познакомиться со следующими источниками:

– Мемуары Н.С. Хрущева

– Р. Бурлацкий «Вожди и советники»

– Д. Волкогонов «Семь вождей»

– художественный фильм «Серые волки»

 

Заключительное слово учителя:

Итак, ребята, мы закрепили и систематизировали знания по теме: «СССР в 1953-1964гг.». Наш урок был направлен на целенаправленное формирование системы знаний, на развитие аналитического, логического мышления, применение знаний по данной теме. Фигура Н.С. Хрущева нельзя оценить однозначно, но    "Пройдет совсем немного времени и забудется и Манеж, и кукуруза...    А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет". М.И. Ромм

Закрепление пройденного. Тест

1. Какой ряд дат связан с успехами СССР в освоении космоса?

  1. 1945 г., 1953 г., 1964 г.
  2. 1965 г., 1977 г., 1982 г.
  3. 1969 г., 1979 г., 1989 г.
  4. 1957 г., 1961 г., 1975 г.

2.Организация Варшавского Договора была создана, когда руководителем СССР был

  1. И.В. Сталин
  2. Н.С. Хрущев
  3. Л.И. Брежнев
  4. Ю.В. Андропов

3.Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг., характеризовавшийся началом обновления духовной жизни общества, разоблачением культа личности, назывался периодом

1)«деидеологизации»

2)«гласности»
3)»оттепели»

     4)«нового политического мышления»

4.Какие из перечисленных событий международной политики СССР относятся к периоду 1953-1964 гг.?

А) нормализация отношений с Югославией

Б) ввод войск ОВД в Чехословакию

В) установление дипломатических отношений с ФРГ

Г) ввод советских войск в Афганистан

Д) подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

Е) выдвижение концепции мирного сосуществования социалистической и капиталистической системы

Укажите верный ответ.

1)АВЕ        2)АБВ        3) ГДЕ        4) АВГ

5. Какие черты общественно-политической жизни СССР появились после XX съезда КПСС?

А) допущение существования нескольких партий

Б) волна политических арестов за критику Сталина

В) освобождение политзаключенных из лагерей

Г) разрешение разных направлений в искусстве

Д) реабилитация некоторых репрессированных при Сталине народов

Е) увеличение числа издаваемых журналов

Укажите верный ответ.

1)АБВ        2) ГДЕ        3)БГЕ        4) ВДЕ

6.Что из перечисленного было характерно для развития культуры в период хрущевской «оттепели»?

А) увеличение числа издаваемых журналов

Б) публикация произведений о ГУЛАГе

В) разрешению любых идеологических направлений в творчестве

Г) свертывание связен с зарубежными деятелями культуры

Д) реабилитация осужденных ранее деятелей культуры

Е) ликвидация цензуры

Укажите верный ответ.

1)АБД        2)БВГ        3)ГДЕ        4) ВГД

7.Прочтите отрывок из закона и укажите, под чьим руководством проводились реформы, о которых говорится в законе.

"Установить, что управление промышленностью и строительством должно осуществляться по территориальному принципу на основе экономических административных районов. Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе образуется совет народного хозяйства...В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством упразднить следующие общесоюзные министерства СССР (прилагается список десяти министерств)"

  1. Н.С. Хрущева
  2. А.Н. Косыгина
  3. М.С. Горбачева
  4. Е.Т. Гайдара 

С4. Назовите основные последствия решений ХХ съезда КПСС.

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «СССР 1953-1964гг» 9 класс

Тест для проведения контрольно-обобщающего урока  по истории в 9 классе....

итоговый урок по истории "СССР в 1953-1964гг"

итоговый урок по истории "СССР в 1953-1964гг" 11 класс...

СССР в 1953 – 1964гг. «Оттепель» в духовной и культурной жизни.

Урок в 11 классе. Материал вызывает особый интерес у старшеклассников. Тема урока исключительно актуальна, так как рассматриваются вопросы, связанные с ролью и ответственностью интеллигенции в жизни о...

Презентация 11 класс "Внешняя политика СССР 1953-1964гг."

Презентация по истории России 11 класс. Внешняя политика Н.С.Хрущева 1953-1964гг....

СССР в 1953-1964гг.

Контрольная работа для 10 класса...

Презентация к уроку истории в 11 класс Экономика СССР в 1953-1964гг

Презентация к  уроку истории в  11 класс Экономика  СССР  в 1953-1964гг.  Правление Н.С.Хрущева...

презентация к уроку Экономика СССР в 1953-1964гг

презентация к уроку  "Экономика СССР в 1953-1964гг"...