этнонациональная многоликость России. Внеклассное мероприятие
методическая разработка по истории (6, 7, 8 класс) на тему

Постникова Юлия Михайловна

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование толерантных установок в многонациональном образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnonatsionalnaya_mnogolikost_rossii.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29,

г.Екатеринбург, ул. Бебеля 122а, т. 245-71-46

Внеклассное мероприятие:

 «Этнонациональная многоликость России»

Автор: Постникова Юлия Михайловна,

учитель истории и обществознания,

8(904)3836229

Екатеринбург, 2017

«Этнонациональная многоликость России»

Понятие толерантности лишь в последнее десятилетие вошло в международную практику взаимоотношений стран, народов, стало важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

Толерантность - слово из активного словаря каждого образованного человека и обозначает в прямом смысле «терпение». Однако, как термин оно неизмеримо богаче, и значение его в настоящее время возрастает. Этнонациональная толерантность – это проявление терпимости в отношениях между нациями, расположенность к другим национальностям, умение мирится с проявлениями национальных черт характера, привычками, обычаями.

В любой области жизни в любых странах люди сталкивались и сталкиваются с тяжелыми последствиями нетерпимости. История принесла много несчастий человечеству, пережившему межнациональные, межрелигиозные, межрасовые конфликты. В наше время убийство человека человеком, в том числе и по национальному признаку, вновь обрело огромную силу, как и в годы Второй мировой войны. Новая волна национализма поднимается во многих странах Европы и мира, сотни тысяч людей покидают родные места. Для многонациональной России формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости, миролюбия, профилактика различных видов экстремизма имеют особое значение. В настоящее время в России наиболее распространены религиозные и этнические фобии. Они представлены антисемитизмом, кавказофобией, синофобией, русофобией, цыганофобией. И под влиянием усиливающихся негативных явлений в мировом общественном социуме остро встает вопрос о формировании национального самосознания граждан новой России.

Для достижения этой высокой цели необходимо использовать нетрадиционные формы обучения, например, игровые формы, одной из которых является брейн-ринг, с  вопросами, позволяющими определить знания учащихся о народах России, их истории и определить степень проявления толерантного отношения к людям иной национальности.

Пояснительная записка.

Внеклассное мероприятие «Этнонациональная многоликость России» проводится в рамках программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию, действующей в МАОУ СОШ №29 в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС с 2015 года.

Проблема толерантности актуальна для нашей образовательной организации. МАОУ СОШ № 29 – многонациональная школа.  Контингент обучающихся включает в свой состав представителей разных национальностей: русских, таджиков, татар, чувашей, азербайджанцев, башкир, мордвинов и т.д.

Дата проведения: Категория участников: волонтёрский отряд «Школьный дозор», обучающиеся 6-ых классов, педагоги и социальные партнёры (инспектор ПДН)

Форма проведения: брейн-ринг.

Занятие ориентировано на формирование национального самосознания, на устранение предубеждений и стереотипов.

Ведущая идея: Этническая толерантность как ценность принципиального характера для предупреждения  процессов нетерпимости и насилия,  проявления экстремизма.

Цель: Формирование установок толерантности сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия.

Задачи: 

  1. Способствовать ощущению причастности к мировому сообществу, чувству ответственности за судьбы народов своей страны.
  2. Способствовать развитию восприятия поиска и любознательности.
  3. Воспитание чувства любви и уважения к своему этносу, своему народу.
  4. Способствовать развитию у учащихся интеллектуальных способностей к анализу и толкованию информации в критическом и ответственном духе через диалог.

Необходимое оборудование:

-мультимидийная система, настольные лампы (2 шт.) как заменитель брейн-системы, песочные часы,

 -карточки с заданиями, компьютерная презентация

-музыкальное сопровождение  (музыка из передачи  «Что? Где? Когда?»)

Социальные партнёры: инспектор ПДН:

Временны рамки мероприятия: 40-45 минут.

Эпиграф мероприятия: «Каждая нетерпимость есть знак слабости»

( Н. Рерих)


Ход мероприятия:

Этап

Деятельность участников

Ведущие

Команды

Жюри

Затраченное время

1.Организационный

Под музыку из теле-викторины «Что? Где? Когда?» входят участники игры, команды рассаживаются за столы, на которых находится настольная лампа с выключателем-реле, лежат листы бумаги, карандаши.

Ведущий 1.

Здравствуйте, учителя, ребята, и гости нашего мероприятия! Сегодня мы встретились, что бы ещё раз поговорить о толерантности. Кто из вас слышал это слово и знает, что оно означает? (выслушать мнение учащихся).

Ведущий 2.

Правильно, толерантность означает терпимость, но мы сегодня поговорим об  этнонациональной толерантности. Это проявление терпимости в отношениях между нациями, расположенность к другим национальностям, умение мирится с проявлениями национальных черт характера, привычками, обычаями.

Ведущий 1.

Чтобы быть толерантным по отношению к другим народам, надо знать их обычаи, традиции.

Помогут нам их узнать команды 6 Г и 6Д классов, а так же компетентное жюри:

(представление жюри, в составе которого:

1.представитель социальных партнёров,  в лице инспектора ПДН

2.учитель истории

3.зам.директора по праву

4.5.представители волонтёрского отряда «Школьный дозор» (разных национальностей.)

И так, мы начинаем наш брейн-ринг, посвящённый этнонациональной толерантности.

Высказывают свои варианты.

Представители жюри встают, кивком головы приветствуют участников и гостей мероприятия.

5 мин.

2.Представление команд

Ведущий 1.

Попрошу команды представиться.

Команды по очереди встают, говорят название команды и девиз.

Жюри записывает в турнирную таблицу название команд.

5 мин.

Ведущий 2.

Пока жюри оценивает представление команд, творчество и сплочённость  объясню правила игры. Игра проходит в несколько раундов. Вам будут задаваться вопросы, на обдумывание ответа даётся определённое время. Если ответ готов досрочно, то надо нажать на брейн- систему и загорится лампочка, только тогда мы выслушаем Ваш ответ. Для определения количества времени на столе у жюри находятся песочные часы.

3. 1 раунд.

Разминка «Верю не верю».

 Ведущий 1.

Первый раунд-разминка. Командам предложены вопросы, на которые они должны отвечать «Верю» или «Не верю». Вопросы задаются по очереди и время пока не учитывается.

(приложение №1)

Команды по очереди отвечают на вопросы.

5 мин.

4.2раунд.

 «Народы России»

Ведущий 2.

Пока жюри подсчитывают баллы, я объясню вам правила второго раунда. Для поиска ответа на вопрос вам отводится по времени 30 секунд. Право ответа получает та команда, которая первая нажмёт кнопку на брейн-системе.

И так, второй раунд. (приложение № 2)

Команды отвечают на вопросы по сигналу.

Жюри подводит итоги.  

Объявляет результаты

3 мин.

5.3раунд.

«Чёрный ящик»

Ведущий 1.

Следующий раунд «Чёрный ящик». Вам нужно догадаться, что находится в чёрном ящике.

Время на подготовку ответа 1 минута. (приложение № 3)

Команды обсуждают, что в ящике.

5 мин.

6.4 раунд

«Россия многонациональная»

Ведущий 2.

Пока жюри подсчитывают баллы, я объясню вам задания четвёртого раунда. Вам необходимо отметить высказывания, которые считаете верными. Свой ответ поясните примерами из истории. На подготовку ответа вам предоставляется 2 минуты. (приложение № 4)

Ведущий 1.

А теперь, ребята, итоги этого конкурса нам огласит наш гость, инспектор ПДН и оценит Ваши ответы со стороны законодательства РФ.

Команды высказывают своё мнение и приводят пример из истории.

Слушают инспектора.

Жюри подводит итоги.  

Инспектор ПДН раскрывает некоторые вопросы Российского законодательства.

7 мин.

7.5 раунд.

«Дополни пословицу»

Ведущий 1.

Команды получают конверты, в которых находятся пословицы и поговорки народов России. Проблема в том, что они разделены на две части. Участникам необходимо из двух половинок собрать пословицу правильно.

По времени на этот раунд отводится 2 минуты. (приложение № 5)

Работают с заданием.

5 мин.

8.Заключительный этап.

Ведущий 2.

Заканчивается наша игра, посвящённая этнонациональной толерантности.

Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

Подведение итогов брейн-ринга. Награждение команд.

Жюри подводит итоги.  

Объявляет результаты

5 мин.


Список литературы:

1.Демьянюк И.Ю., Дударев М.И., Полторак Д.И. Воспитание этнонациональной толерантности, «Вентана-Граф», М., 2014.

2. Ресурсы Интернет. http:// www.tolerance.ru/ - Сайт «Толерантность» посвящён проблеме толерантности и экстремизма.  Был создан в рамках Федеральной Целевой Программы.

3. Материалы сайта http://www.uchitel.edu54.ru/ - Сайт учителя из Башкортостана стихи о толерантности.  

Приложение1.

Раунд «Верю не верю».

1.В Италии  на Новый год принято избавляться от всего старого и надоевшего. Его просто выбрасывают из окон на улицу.(Да)

2. Верите ли Вы, что на территории современной Москвы полторы тысячи лет назад жили племена славян? (Нет, племена финно-угров и балтов)

3.  Верите ли Вы, что на территории России проживает более 180 народов
(Да)

3.Верите ли Вы, что Первые города на территории современной России возникли на Днепре и Волхове? (Нет, на берегах Чёрного и Азовского морей, их основали греки)

4.Верите ли Вы, что, на развитие духовной и материальной культуры Руси наибольшее влияние оказала Швеция? (Нет, Византийская империя)

5.Верите ли Вы, что до XX века большинство кавказских народов, говорящих га тюрских языках и исповедующих ислам в русских документах ошибочно именовали татарами? (Да)

6.Верите ли Вы, что кабардинцы – это единственный народ, который на протяжении всей своей истории взаимоотношений с Россией не имел конфликтов с русскими? (Нет, этот народ осетины (или аланы))

7.Верите ли Вы, что в прошлом России чаще были времена, когда русские вместе с другими народами России сообща боролись с трудностями и защищались от общих врагов, чем случаи конфликтов? (Да)

8.Верите ли Вы, что Россия является Родиной для большинства народов, её населяющих? (Да)

Приложение 2.

Раунд 2. Викторина «Народы России»

1.Назовите национальный напиток казахского народа

(кумыс)

2.Предводитель восстания башкирского народа при Екатерине II в XVII веке, в Уфе ему установлен памятник, в честь него названа хоккейная команда

(Салават Юлаев)

3.Он возглавил восстание на Украине в 1648 году, в результате которого Украина вошла в состав России, является национальным героем Украины.

(Богдан Хмельницкий)

4.Назовите священное животное народов Индии

(корова)

5.Мясо какого животного не употребляют мусульмане?

(свиньи)

6.Имя Чингис-хан переводится на русский язык следующим образом: «Хан, великий как океан». Какой же водоём считали океаном монголы? 

(Озеро Байкал).

7.Блюдо украинской кухни. Род маленьких пирожков из пресного теста с начинкой из творога, ягод. А бывает еще с картошкой и капустой.

(вареники)

8.К какому народу обратились славянские племена, погрязшие в раздорах и были объединены единой государственной властью?

 (норманны или варяги)

9.Что сыграло наибольшую роль при принятии Русью христианства в его православном варианте?

 ( взаимовыгодная торговля и культурные контакты с Византией)

10.Этот народ почти в полном составе признал в 1773-1774 годах власть «Петра Фёдоровича» (Емельяна Пугачёва)?

(башкиры)

11.По плану немецких нацистов после нападения на СССР этот народ подлежал полному уничтожению?

(евреи)

Приложение 3.

Раунд 3. «Чёрный ящик»

1.Поводом к восстанию сипаев (индийские солдаты на службе у английской армии) в Индии  в     стало использование этого продукта. В бумагу с этим продуктом заворачивали патроны. Что находится в «Чёрном ящике»?

(Говяжий жир)

2. В Италии могут подвергнуть штрафу и аресту человека, носящего домой морскую воду, так как он нарушает государственную монополию на производство этого продукта. Продукт находится в черном ящике. Назовите его.

(Соль)

3. Эта птица стала символом мира. В христианстве считался символом Святого Духа. В Библии эта птица, выпущённая Ноем, принёсла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Считается знаком прощения людей. В средневековье она была непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Троицы

 (Голубь).

4.Это символ мудрости чувств; у ацтеков – центр человека, религии и любви, у евреев – Храм Божий, у кельтов – благородство и сострадание. Пылающее – означает религиозное рвение, пронзенное стрелой – покаяние (эмблема Святого Августина) или неразделенную любовь

(Сердце)

5. Казахская пословица – «50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь». Что в «Чёрном ящике»?

(Спички)

Приложение 4.

«Россия многонациональная»

Прошлое России и народов, ее населяющих.

А) Русский народ всегда был верен правящим властям, а все потрясения и революции были делом рук остальных народов России.

Б) Россия всегда была «тюрьмой народов», где русские жестоко подавляли свободу других.

В) Русский народ нес другим народам России культуру и благосостояние, обеспечение порядка, защиту от врагов и возможности для саморазвития.

Г) Главные тяготы в деле строительства, развития и защиты Российской державы нес на себе русский народ.

Д) В прошлом России чаще были времена, когда русские вместе с другими народами России сообща боролись с трудностями и защищались от общих врагов, чем случаи конфликтов.

Отметьте высказывания, которые считаете верными. Свой ответ поясните примерами из истории.

Становление многонациональной России.

А) Часть народов вошла в состав России добровольно, другие же были включены в нее помимо их воли.

Б) все народы, живущие сейчас в России, были в прошлом завоеваны русскими.

В) Все народы, живущие на территории России, оказались в одном государстве с русскими путем мирного присоединения.

Г) Присоединение к России было всегда выгодным для других народов и способствовало их дальнейшему развитию.

Д) В ряде случаев, присоединение к России благотворно сказывалось на судьбе присоединенных народов, но под час вызывало протест и стремление к независимости.

Отметьте высказывания, которые считаете верными. Свой ответ поясните примерами из истории.

Россия и ее соседи – от прошлого к настоящему.

А) Россия – великая держава, призванная навести в мире новый справедливый порядок.

Б) Россия (ранее – Российская империя и СССР) подорвала свои силы, стремясь к мировому господству и теперь ей надо приложить очень много усилий, чтобы на равных стать рядом со своими западными и восточными соседями.

В) Другие державы враждебны России, так как жаждут ее богатств и боятся ее силы.

Г) Другие державы враждебны России, так как их общество бездуховно, а Россия остается оплотом подлинной духовности.

Д) Все беды России – результат происков иноплеменников и иноверцев – немцев, евреев, мусульман и др.

Приложение №5.

«Дополни пословицу»

Пословицы и поговорки.

  1. Доброе слово лечит, а злое убивает.
  2. Верный друг лучше сотни слуг.
  3. Дружно за мир стоять - войне не бывать!
  4. Лучше умереть возле друга, чем жить у своего врага.
  5. Один за всех и все за одного!
  6. Ласковое слово лучше сладкого пирога.
  7. Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Приложение №6.

Оценочный лист.

Этапы

Критерии оценивания

Команда 6А класса

Команда 6Б класса

примечание

1.

Представление команд

0-3 баллов

Название

Название

2.

Раунд 1.

Разминка «Верю не верю».

по одному балу за правильный ответ

3.

Раунд 2.

«Народы России»

по два балла за каждый правильный ответ

4.

Раунд 3.

«Чёрный ящик»

по три балла за каждый правильный ответ

5.

Раунд 4.

«Россия многонациональная»

Оценивается пример из истории, умение аргументировать.

От 1 до 3 баллов

6.

Раунд 5.

«Дополни пословицу»

По одному баллу за каждый правильный ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс" Недаром помнит вся Россия", внеклассное мероприятие " Ну ж был денёк!"

Внеклассное  мероприятие в 5 классе          «Ну ж был денёк!» (По стихотворению                         М.  Ю.Лермонтова «Бородино»)       в формате телевизионной игры «Поле чудес»                   ...

"Святые дочери России" внеклассное мероприятие к Международному женскому дню 8 марта

Внеклассное мероприятие к Международному женскому дню 8 марта, Разработка + презентация. Рассказывет о истории праздника. о роли женщины в истории....

"Недаром помнит вся Россия..." Внеклассное мероприятие для 5-х классов

Данное мероприятие можно проводить в период адаптации пятиклассников с целью сплочения коллектива. Тематика посвящена историческому событию - Бородинскому сражению....

Волшебные травы России ( внеклассное мероприятие)

Данное мероприятие формирует экологическую культуру и экологическую грамотность образовательного процесса для здоровьесбережения.Обращаетвнимание детей и подростков на уникальность планеты Земля, дару...

"День Пушкина в России" (внеклассное мероприятие)

Внеклассное мероприятие "День Пушкина в России"...

Сценарий проведения конкурса чтецов "Моя Родина - Россия!" (Внеклассное мероприятие)

Цели: Познакомить ребят с поэзией, посвященной Великой Отечественной войне.Пробудить чувство гордости за свою Родину и людей, которые спасли страну.Задачи: Выразительно, эмоционально прочитать поэтиче...

Дружная семья-крепкая Россия. Внеклассное мероприятие

Рассказать и показать важность проблемы многодетсности в России, показать достоинства многодетных семей на примере семьи Саюновых....