Волшебные травы России ( внеклассное мероприятие)
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Горшкова Любовь Георгиевна

Данное мероприятие формирует экологическую культуру и экологическую грамотность образовательного процесса для здоровьесбережения.Обращает

внимание детей и подростков на уникальность планеты Земля, дарующей жизнь всему живому, воспитание бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЛШЕБНЫЕ  ТРАВЫ  РОССИИ. ФИТОТЕРАПИЯ.

(внеурочное мероприятие с учащимися 6 класса  кл.руководитель Горшкова Л.Г.)                       Цель: формирование экологической культуры и экологической грамотности участников

Образовательного процесса для здоровьесбережения.

Оформление класса:

  1. Газета »Наши зеленые друзья»,»Цветочный календарь» с цветными фотографиями растений.
  2. Стол накрыт в русском стиле: самовар, заваренные травяные чаи с ароматом лечебных трав, баранки, мед, цукаты.
  3. Музыкальное оформление: русские народные песни «Калинка»,»Ой, вставала я ранешенько», романс на слова А.К.Толстого «Колокольчики мои…»
  4. Литература о волшебных травах  России.

                                     Ход мероприятия:

Учитель . Добрый день, ребята! Сегодня мы встретились в этом уютном классе за

Гостеприимным столом, чтобы поговорить о волшебных травах России – наших зеленых друзьях, которые во все времена питали и одевал и человечество, берегли его здоровье, исцеляли недуги.

              На первый взгляд, вокруг нас великое множество трав, но нередко кто знает их все наперечет, угадывает « в лицо». Между тем их роль для всего живого огромна: травы консервируют солнечную энергию, превращают ее в готовые продукты питания и для животных, и для нас с вами. Главная роль травянистых сообществ – дружных семей лесов и лугов – состоит в их благотворном влиянии на жизнь нашей  планеты, на ее биосферу. Зеленые растения насыщают воздух кислородом и фитонцидами, сдабривают почву своим отпадом, создавая благоприятные условия для процветания следующих за ними поколения зеленых жителей Земли. Травы - старейшая и ничем не восполнимая сокровищница лекарственного и технического сырья. К этим лекарствам люди привыкли  с древних времен, мы с ними живем на планете всю длительную историю человечества.

           1 –й ведущий. Современные экологические условия требуют знания растений, их особенностей и свойств, места и сроков сбора трав, способов и форм использования лекарственных растений. Эти сведения нужны для того, чтобы не нанести вреда растительному сообществу и собственному организму. Я хочу предоставить слово классному руководителю.

Кл.руководитель. Я хочу сегодня рассказать вам о пользе и особенностях тех или иных лекарственных растений и сборов трав, но и приготовила оздоровительные и витаминные чаи, которыми хочу всех вас угостить. Чувствуете запах и вкус травяного настоя? Кто догадался, какое растение входит в его состав?

Ответ ученика. Мята.

Кл. руководитель. Ребята, найдите ее портрет среди фотографий на стенде.

Кл. руководитель. Правильно, это мята перечная, растение семейства губоцветных. В начале своего выступления  я расскажу не о пользе растений, а об их охране. Растения оказывают неоценимую помощь человеку. А что мы можем для них сделать? Ведь отношения в природе между живыми существами строятся по принципу обратных связей: если хочешь получить хорошее, сделай доброе и нужное другим живым существам, тем же растениям. Например, что мы можем сделать для такого лекарственного растения, как мята?

Ученик. Вырастить мяту на дачном участке, размножить ее, подкармливать, поливать, ухаживать за ней.

Кл. руководитель. Совершенно верно. Главное – подобрать нужные ей условия. Сегодня я принесла вам замечательные книги о волшебных травах России, где известные фенологи и писатели описывают растения, в том числе и мяту, живым литературным языком. Ребята, найдите место о мяте и выразительно прочитайте.

Кл. руководитель. А как размножать мяту? И на этот вопрос вы найдете ответ в книгах.(Ребята ищут ответы в тексте и зачитывают).

Кл. руководитель. Мяту срезают два раза за сезон, высушивают в тени и используют довольно широко: она оказывает успокаивающее и регулирующее действие на желудочно-кишечный тракт, не менее полезна и как успокаивающее средство при нервных и сердечных болезнях, как укрепляющее – при упадке сил, при холере. При ревматизме, а также утоляющее зубную боль. Мяту можно использовать как быстродействующее наружное средство при сильной головной боли (прикладывают ко лбу свежие листья мяты)

Ученик. А как готовить отвар мяты?

Кл.руководитель. Простой отвар готовить очень легко: настаиваем одну ложку чайную на стакан кипятка и пьем за полчаса до еды. Мята входит в различные сборы витаминного и общеукрепляющего характера. При повышенной возбудимости полезно принимать  ванны с добавлением травяных настоев и отваров. В один из таких настоев входят мята, шишки хмеля, трава полынь. Кто первый найдет эти растения на фотографиях? Ну а сейчас покажите свое домашнее задание о лекарственных травах , произрастающих в нашей местности. В завершение нашей встречи давайте проведем конкурс «Знатоки растений».Вам надо на карточках с названиями растений найти портрет заданного растения и рассказать о нем все, что вы знаете. Можно объединиться в группы , пользоваться справочной литературой, с  которой вас сегодня познакомили.

В заключение кл. руководитель демонстрирует цветные иллюстрации комнатных растений, говорит об их пользе , дети находят у себя в классе некоторые из них и делают вывод: что благодаря данным цветам улучшается настроение , смягчается эмоциональная напряженность, создается хорошая энергетика, способствуют гармоничным отношениям с окружающим миром, нейтрализуют агрессивность внешней среды – вот почему им как-то особенно комфортно в классе работать.

Литература.

Верзилин Н.М..Путешествие с домашними растениями. –М.,Издательский дом Мещерякова, 2008

Минеджян Г.З. Сборник по народной медицине и нетрадиционным способам лечения. – М., Технос,1991

Разумовская О.К. Козловский Е.Г. Встреча с растениями (познавательная ботаника с викторинами и кроссвордами) –М., Грамотей, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс" Недаром помнит вся Россия", внеклассное мероприятие " Ну ж был денёк!"

Внеклассное  мероприятие в 5 классе          «Ну ж был денёк!» (По стихотворению                         М.  Ю.Лермонтова «Бородино»)       в формате телевизионной игры «Поле чудес»                   ...

«Волшебная магия свечи» внеклассное мероприятие 9 класс.

Данное мероприятие лучше проводить в преддверии Новогодних праздников. В одном мероприятии соединены: теоретический материал и практика. В течение вечера ребята знакомятся с традициями своего народа, ...

"Святые дочери России" внеклассное мероприятие к Международному женскому дню 8 марта

Внеклассное мероприятие к Международному женскому дню 8 марта, Разработка + презентация. Рассказывет о истории праздника. о роли женщины в истории....

"Недаром помнит вся Россия..." Внеклассное мероприятие для 5-х классов

Данное мероприятие можно проводить в период адаптации пятиклассников с целью сплочения коллектива. Тематика посвящена историческому событию - Бородинскому сражению....

"День Пушкина в России" (внеклассное мероприятие)

Внеклассное мероприятие "День Пушкина в России"...

этнонациональная многоликость России. Внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование толерантных установок в многонациональном образовательном учреждении...

"Наш волшебный русский язык" - внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие "Наш волшебный русскии язык" можно провести в среднем звене.  ...