Систематизация учебного материала на уроках истории посредством таблиц
статья по истории на тему

Чумакова Елена Леонидовна

Специфика предмета "История" такова, что нагромождение фактов, разбросанных по разным параграфам, без определенных приемов и технологий, не позволяют учащимся  их «переварить» их за 2 часа истории в неделю.

       Анализ предметного мониторинга, который организует  ГОУДО  КРИРО ежегодно в нашей школе, анализ итогов ЕГЭ, ВПР  по истории подтверждают мои наблюдения. Ученики хуже всего справляются с заданиями на обнаружение причинно-следственных связей между событиями и на хронологическую последовательность.  Я нашла средство решения проблемы. Это -таблица,  которая позволяет систематизировать материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» поселка городского типа Синдор

Княжпогостского района Республики Коми

Обобщение опыта работы на тему:

«Систематизация учебного материала на уроках истории посредством таблиц»

                                                 

Выполнила- Чумакова Елена Леонидовна

                                                     2017г

                                                         

                                                         Когда человек разъял мир на части,

                                                                 он перестал понимать действие законов

                                                                не только божеских, но и человеческих.

 
Лао-Цзы.

  1. Введение

Проблема

        Работая двадцатый год в школе, я наблюдаю в последнее время противоположные тенденции. С одной стороны, растет поток информации, который «выливается» на учеников из различных источников. С другой стороны, изменились и ученики, они читают поверхностно, мировосприятие у них фрагментарное. Иногда этот феномен называют «клиповым мышлением», при котором «окружающий мир превращается в мозаику разрозненных между собой фактов, частей, осколков информации. Школьникам, имеющим такое мышление, трудно систематизировать большое количество единиц информации» (Семеновских Т.В. «Клиповое мышление»- феномен современности: .).

        В процессе обучения современный учитель должен это учитывать.

        Я преподаю историю. Специфика предмета такова, что нагромождение фактов, разбросанных по разным параграфам, без определенных приемов и технологий, не позволяют  их «переварить» их за 2 часа истории в неделю.

       Анализ предметного мониторинга, который организует  ГОУДО  КРИРО ежегодно в нашей школе, анализ итогов ЕГЭ по истории подтверждают мои наблюдения. Ученики хуже всего справляются с заданиями на обнаружение причинно-следственных связей между событиями и на хронологическую последовательность.

       

         То, что эта проблема стала актуальной в рамках всего российского образования, говорит  и тот факт, что в ЕГЭ 2016 года вместо задания « Исторический портрет» введено задание «Историческое сочинение», в котором выпускник должен  продемонтрировать не только знание основных фактов, событий, явлений по обозначенному периоду истории,  но и показать  умение находить причинно-следственные связи между этими событиями, явлениями, процессами.

      Цель моей  работы - формировать системное мышление у школьников.

       Система есть целое, состоящее из частей, которые взаимодействуют между собой.

      Системное мышление обращено к целому и его частям, а также к связям между частями.

       Система – нечто такое, что в результате взаимодействия своих частей поддерживает свое существование и функционирует как единое целое.[1] Системное мышление позволяет проникнуть за пределы того, что представляется изолированными и независимыми событиями, и увидеть лежащие в их основе структуры. Благодаря этому мы распознаем связь между событиями и, таким образом, совершенствуем свою способность понимать и влиять на них. Мы живем как системы в мире систем. Чтобы разобраться в этом, нужны навыки системного мышления.

            Системное мышление – подход, позволяющий нам увидеть и понять смысл и закономерность в наблюдаемых последовательностях – паттернах событий, так что мы можем  подготовиться к будущему и в определенной степени повлиять на него.

            Системный подход  способствует формированию так называемого «историзма», т.е. способности понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, в процессе возникновения, развития и исчезновения исторических явлений». (В. Ю. Лучинина, «Преподавание истории в школе», № 1, 2000 г.).

             Системное мышление относится к учебно-логическим общеучебным умениям и навыкам, что отвечает требованиям ФГОС. Учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны овладеть системными историческими знаниями.

2.Опыт работы по развитию системного мышления.

         Системное мышление развиваю с помощью различных видов деятельности. Это и организация учебно-исследовательской  и проектной деятельности, использование таких приемов как составление обобщающих таблиц и схем.

        Эффективными приемами являются: составление таблиц, схем, в которых представлены события и даты истории России.      Например, при изучении истории Великой Отечественной войны очень полезно систематически обращаться к предвоенной истории страны, в которой кроются причины неудач СССР на начальном этапе войны и во многом причины дальнейших успехов в войне. (И.А.Артасов Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года; Москва, ФИПИ,  2015 г.) 

        С помощью таблиц решаю следующие  дидактические задачи:

Вид таблицы

Учебная задача

Форма таблицы

Хронологическая

Усвоить обязательный минимум исторических дат.

дата

событие

участник

Аспектная

Рассмотреть период истории  с разных позиций.

Новое время

политическая

сфера

экономическая сфера

социальная сфера

культурная сфера

Тематическая

Сформировать  обобщенное представление о теме.

Образование СССР

вопросы

1 период 1922 год

2 период

1924-1936

3 период

1939-1940

кол-во республик

состав

Аналитическая

Установить причинно-следственные связи

Промышленный переворот в Англии

70-80-г.18 века- 30-40-е г 19 века.

условия

источник

последствия

+

-

1.Свободные рабочие руки

деревня

колонии

рост производительности труда

колониалные войны

2. Рынок сбыта

город

колонии

3. Капитал

ПНК колонии

4. Машины

Систематическая

Сформировать базовые знания об основных этапах исторического пути России, ее месте в мировой истории.

Страны Европы и США  в начале 20 века

Вопросы

США

Германия

Англия

Франция

Австро-Венгрия

Италия

Росссия

 

              Выбор той или иной формы таблицы на каждом уроке зависит от педагогических, дидактических и предметных целей и задач, которые перед собой ставлю. Считаю целесообразным работу по систематизации знаний организовывать в конце изучения темы, раздела и даже курса, так как такая работа в основе своей содержит знание основных событий, явлений и процессов.

              Аналитическую, хронологическую  таблицу и таблицу  по формированию базовых знаний можно оформлять в ходе изучения новой темы.

              Схема также позволяет соединить части в целое и рассмотреть процесс или явление в динамике.  

           Часто использую, чтобы составить систему органов власти, портрет эпохи.

           Так,  система органов власти при Петре и Екатерине дает целостную картину центральных и местных органов власти в 18 веке и позволяет увидеть изменения и проследить причины изменений (в схеме обозначены красным цветом).

Система органов власти при Петре

Система органов власти при Екатерине

Император(1721)

Сенат(1711)

Коллегии(1718-1720)  

 Губернаторы(8) 1708

Воеводы

Император

Сенат

Коллегии  

Генерал-губернаторы(1775)

Губернаторы(50)1775

Капитан-исправники(1775)

          Так, реформа местных органов власти была произведена после крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Е.Пугачева. Война показала слабость местной власти, которая не смогла противостоять крестьянским выступлениям.

3.Практическая значимость системного подхода.    

           Таблицы – самый эффективный прием при подготовке к ЕГЭ, предметным олимпиадам. На уроках повторения и на консультациях систематизируем все, что изучали в 10-11 классах: войны, экономические политики, культуру, этапы закрепощения крестьян, этапы собирания земель вокруг Москвы, категории крестьян в 18-19 веках, внешнюю политику России  и многое другое (слайды- Русско-турецкие войны 19 века, полководцы и битвы, этапы закрепощения крестьян, этапы собирания земель вокруг Москвы, ханы Золотой орды и русский князья, категории крестьян в 19 веке, деятельность Государственных Дум в начале 20 века).

          Для получения дополнительной положительной отметки по истории за выполнение заданий в виде таблицы.

4.Ожидаемые результаты.

- позитивная динамика результатов освоения обучающимися образовательных программ по истории;

- позитивная динамика качества знаний по предмету;

 - высокие результаты  ГИА (баллы, не ниже средних по республике);

- формирование УУД:

Личностные: связь между событиями прошлого и настоящего позволяет сделать учение осмысленным, осознать значимость решения учебных задач, связь с современными событиями, явлениями, процессами.

Регулятивные: целеполагание при построении траектории изучения материала урока, планирование путей достижение целей, установление причинно-следственных связей, сопоставление результатов выполнения заданий.

 Коммуникативные: учебное сотрудничество в поиске и сборе информации, коррекция своей деятельности, общение с учителем.

Познавательные: осуществление информационного поиска, структурирование знаний.

5.Условия реализации системного подхода.

1.Необходимыми условиями организации работы по формированию системного мышления является самостоятельная работа!

2. Использование методов научного познания:

  1.      Исторический метод познания-исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего исследователь получает дополнительные сведения об изучаемом объекте(явлении) в процессе  их развития.
  2. Анализ -метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования (объектов, свойств п т.д.) па составные части
  3. Синтез -соединение отдельных сторон предмета в единое целое.
  4. Метод ранжирования и исключения второстепенных факторов- усиление основных и ослабление второстепенных факторов.
  5. Сравнение- установление сходства и различия между объектами системы.

И, наконец, системный метод междисциплинарен, поэтому историю можно изучать посредством литературы, обществознания, ОБЖ, МХК.

6.Заключение.

            Помните притчу о том, как слепые анализировали слона? Один, потрогав хвост, сказал:  “Это веревка”. Другой, потрогав бивни, сказал: “Это палка”. “Это - шершавая колонна”,  -  сказал третий, трогая ногу. “Нет, это стена”,- сказал четвертый, трогая спину слона...

           В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал вывод о всей системе только по одной части.

          Неумение мыслить системно, попытки изучить процессы вне их связей воспринимаются сегодня не иначе как показатель низкой культуры мышления и непрофессионализма» (Пушкарева Е. А. Философское фундаментальное знание в системе современного образования // Философия образования. – 2008. – № 3.).

          Взаимосвязи в мире уже настолько сильны, что события в отдаленных местах влияют на нашу жизнь. Напряженность на Ближнем Востоке отдается на местной заправочной станции ростом  цены на бензин.

        Изменение правительственной политики оказывает влияние на нашу работу.  Столь несущественная вещь, как слухи, меняет цены на гречку, недвижимость. Мы живем как системы в мире систем. И чтобы разобраться в этом, нужны навыки системного мышления.       

7.Используемая литература.

1. И.А.Артасов Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года; Москва, ФИПИ,  2015 г.

2.Джозеф О'Коннор и Иан Макдермотт  Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 256 с.

3.  В. Ю. Лучинина, «Преподавание истории в школе», № 1, 2000 г.  

4. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» – феномен современности: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/

5.  Пушкарева Е. А. Философское фундаментальное знание в системе современного образования // Философия образования. – 2008. – № 3.

6. Аналитический отчет  «Результаты мониторинга соответствия учебных достижений обучающихся по предметам в отдельных предметных областях требованиям федерального компонента ГОС начального общего, основного общего, среднего (полного)общего образования». Сыктывкар, 2014 г.


[1] Система (от др.-греч. σύστημα — «сочетание») — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое. Определение из Википедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Систематизация учебного материала по алгебре и началам анализа в 11 классе для организации повторения"

Цель: Систематизировать учебный материал по темам для успешной организации повторения, создать пакет дидактических материалов....

Технологическая карта урока: Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты». Изготовление постера (урок №3)

Технологическая карта и презентация к уроку по теме: Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты»Общая информацияУМКАлгоритм успехаТема урокаПовторение и систематизация учебного м...

Технологическая карта урока: Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты». Презентация проектного продукта (урок №4)

Общая информацияУМКАлгоритм успехаТема урокаПовторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты». Презентация проектного продукта.Тип урокаУрок рефлексииЦелиформирование у учащихся способ...

Проектирование системы повторения и систематизации учебного материала в процессе обучения школьников физике.

При подготовке к ЕГЭ очень большую роль играет правильная и стройная система повторения ранее изученного материала. Основными задачами повторения являются:1.     Усвоение логически...

Конспект урока в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация учебного материала по теме «Деление дробей».

Конспект урока предназаначен для провеждения урока обобщения и систематизации знаний по теме "Деление дробей". Он составлен в соответствии с ФГОС....

Систематизация и обобщение материала на уроках истории и обществознания (из опыта работы)

В статье предлагаются различные приемы организациии работы, направленной на систематизациюи обобщение материала на уроках истории и обществознания....

Тема открытого урока: Дроби всякие нужны; дроби всякие важны (повторение и систематизация учебного материала по теме «Обыкновенные дроби» 5 класс)

Цель урока показать приемы, методы и формы организации повторения и закрепление знаний по теме «Обыкновенные дроби» на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний....