Главные вкладки

    Методическая разработка открытого урока истории в 6 классе "Повседневная жизнь населения
    методическая разработка по истории (6 класс) на тему

    Ипкаева Елена Александровна

    Технологическая карта и презентация урока и  истории в 6 классе по теме "Повседневная жизнь населения" по учебнику "История России" под редакцией А.В. Торкунова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon teh_karta_na_seminar.doc91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Тема урока

    Повседневная жизнь населения 

     Цели урока

    для учителя – создать условия для овладения знаниями и умениями по теме «Быт и нравы Древней Руси»;

    обучающие задачи – формирование представлений об  историческом и культурном наследии  Древней Руси;

    развивающие задачи – развитие хронологических представлений, умения работать с историческими источниками (поиск информации в разных источниках: текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, информация из Интернет); умений производить описание (реконструкцию), характеризовать условия и образ жизни людей Древней Руси; умение анализировать и объяснять различные исторические факты, проводить сравнение, определять в них общее и различия  (образ жизни различных категорий населения); излагать причины и следствия исторических событий;

    воспитательные – воспитание  уважения к культуре своего народа, осознания своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы; воспитание взаимоуважения к одноклассникам, пониманию возможности существования различных точек зрения.

    для учащихся – знать и понимать, что такое «быт», «повседневная жизнь», понимать особенности и отличия быта населения Древнерусского государства и древних славя; уметь составлять и заполнять сравнительную таблицу; уметь работать в парах, в больших группах; научиться публично выступать.

    Планируемые результаты (УУД)

    Предметные результаты - научатся определять термины «быт», «повседневная жизнь», понимать существенные различия в жизни разных слоев населения древних славян; получат возможность научиться  давать краткую характеристику повседневной жизни древних славян;

    Личностные – осознание своей идентичности как гражданина страны, воспитание уважения к культуре своего народа;

    Регулятивные  – постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

    Познавательные – самостоятельное создание алгоритма  деятельности при решении проблемы; умение выделять главное,  существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание;

    Коммуникативные – готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе.

    Тип и вид  урока - урок усвоение новых знаний

    Формы работы:  

    - фронтальная

    - групповая

    - работа в парах.

    Методы обучения:

    - репродуктивный (сообщение одноклассника, рассказ учителя);

    - частично-поисковый (работа с текстом учебника, дополнительной информацией);

    - творческий (составление рассказа о повседневной жизни древних славян);

    - наглядный (мультимедийная презентация);

    - практический (заполнение таблицы).

     Основные термины и понятия - быт, нравы, повседневная жизнь.

    Перечень оборудования для учителя и учащихся:

    - мультимедийная презентация «Повседневная жизнь населения»; индивидуальные проекты «Жилища на Руси», «Одежда на Руси», «Праздники на Руси»;

    - раздаточный материал для учащихся:  шаблоны таблиц; дополнительный материал, «заготовки сочинения «Один день из жизни жителя Древней Руси».

    Учебник

    История России. 6 класс. Под ред. А.В. Торкунова. – Москва: Просвещение,2016

    Организационная структура урока

     

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы организации взаимодействия на уроке

    Организационный момент

    1 минута 

    Приветствие учащихся. Проверка готовности

    к уроку 

    Настрой на начало урока, самоконтроль готовности к уроку

     Фронтальная беседа, индивидуальная работа учащихся

    Актуализация знаний

     

    5 минут

    1.Вспомните понятие «культура»

    2. какие виды культуры мы выделяем

    3. Разделить понятия на 2 группы(духовная культура и материальная культура.

    Ответы учащихся на вопрос «культура», называют виды культуры.

    Работа с терминами у доски.

    Осознание того, что  материальная культура – это повседневная жизнь, быт.

    Индивидуальная работа

    Постановка цели задачи урока

     

    5 минут

    А теперь , давайте подумаем, о чём мы будем говорить сейчас? (СЛАЙД). А подсказкой вам будут следующие строки

    Русь могучая и бескрайняя,

    Люди были тогда всесильными,

    В избах деревянных жили,

    Занимались искусством знатным.

    Сами ткали, хлеба растили,

    Хоть и в лаптях ходили.

    - Правильно, сегодня вы узнаете, как люди жили на Руси.

    Какая тема урока?

    Цель урока? Что будете знать?

    Как будем изучать, с помощью чего?

    Отвечают на вопрос (повседневной жизни, как жили наши предки, о быте и нравах людей)   

    – тема урока о повседневной жизни древних славян,

    С помощью учебника, презентации

    Фронтальная беседа с привлечение наглядности (слайды мультимедийной презентации)

    Изучение нового материала

    5 минут

     

    Беседа по вопросам:

    ?Что включает в себя повседневная жизнь, из чего состоит?

    Определение

    Быт – повседневная  жизнь человека, совокупность условий,              в которых она проходит

    Нравы - формы поведения людей, которые  бытуют в данном обществе

    ?На какие группы можно разбить население Древней Руси?

    Быт одинаковый?

    ?Существует ли различие в повседневной жизни разных групп населения?

    Проблемный вопрос: Какие группы населения жили богаче и легче на Руси в 9-12 веках ? Почему?

     Ответы:

    - Питание

    - Жилище

    - Одежда

    - Развлечение

    Записывают определения в тетрадь

    Группы населения:

    - Знать (князь, бояре, дружина)

    Простые жители:

    - Горожане

    - Крестьяне

    Нет

    Да, живут по- разному, потому что …

     

    Фронтальная беседа

    Первичное осмысление и закрепление

    15  минут

    5 минут

    4 минуты

    1 минута

    7 минут

     

     

    Контроль правильности выполнения заданий

    Составить рассказ «Один день из жизни (боярина, горожанина, крестьянина)

    Организация выступления

    Демонстрация слайдов как визуальная поддержка выступления

    Систематизировать термины по 3 группам(одежда, жилище, предметы быта)

    Прослушивание выступления одноклассников «Жилища на Руси», «Одежда на Руси», «Праздники на Руси».

    Изучение текста учебника.

    Заполнение разделов таблицы:

     -жилище

     - одежда

    - развлечение

    - питание

    Используя записи таблицы, составляют рассказ  о жизни жителя Древней Руси

    Определение выступающих

    Выступление перед классом с рассказом об одном дне (боярина, горожанина, крестьянина). Прослушивание выступающих.

    Выполнение задания у доски

     Работа в парах, по заполнению таблицы

    Работа в парах

    Работа по рядам, в парах

    Индивидуальное или групповое выступление (зависит от  решения группы)

    Итоги урока.

    Рефлексия

    3 минуты

     

    Вопрос:

    Что стало характерной чертой быта жителей Древнерусского государства? 

    Оцените свою работу в парах по пятибалльной системе, запишите оценки на листах.

    Ответ:

    Существенная разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения.

    На листах с таблицами выставляют оценки

    Фронтальная беседа

    Работа в парах

    Домашнее задание

    2 минуты

     

     §11 , 1 ряд 1вопрос на с.97, 2 ряд 2 вопрос, 3 ряд 3 вопрос.

    Дополнительно по желанию найти информацию о воспитании детей в Древней Руси

     Запись домашнего задания  в дневники

     Фронтальная, индивидуальная работа

    Приложение

    1. Дополнительная информация

    ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

    При раскопках в различных древнерусских городах археологи находят много остатков еды. Это,  прежде всего, зерна различных злаков: ржи, ячменя, овса, пшеницы, гречихи. Из зерен обычно изготовляли крупы. Кроме того, из зерна делали пиво, квас, кисель. В знатных семьях пили заморские вина.

    Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом. Мясо ели в основном жареное и только в домах бояр и князей, среди простых людей мясо ели только по большим праздникам. В семьях простых людей -  крестьян, ремесленников мясо заменяла речная рыба, грибы. Сахара в Древней Руси не знали, вместо него использовали мед. Ели много молочных продуктов, особенно в богатых семьях: творог, сыр, сметана и масло. В простых семьях пили свежее и сквашенное молоко.

    В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом.

    Из овощей наиболее широким распространением пользовались репа, горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно капусту.

    Любопытно, что в старину умели заготовлять овощи на зиму — солить капусту и огурцы, мочить яблоки. Такие засоленные и замоченные овощи были не только в семьях знатных людей, но и в крестьянских семьях.

    Современному человеку древнерусская еда показалась бы очень пресной, потому что соль была достаточно дорога и употреблялась мало.

    2. Сравнительная таблица «Повседневная жизнь на Руси»

                    

    Вопросы                  для сравнения

    Знать

    Простые люди

    Горожане

    Крестьяне

    Питание

    Жилище

    Одежда

    Развлечения

    3. Заготовки для составления рассказа

    Один день из жизни боярина

    День свой я начинаю с того, что обхожу свой  дом - ________, который состоит из _______________________________________________________________________________.Потом всей семьей  завтракаем  _______________________________________________. После  завтрака начинаю с помощью слуг одеваться: ___________________________________________________________________________.

    Мой родственник сегодня пригласил мою семью на большой пир, там и отобедаем, знаю, будут разные блюда: ________________________, гостей развлекать будут ______________. Мои дочери на званый обед оденут_________________________________________.  Ну, а завтра  у меня тяжелый день, вече собирается, где мне присутствовать обязательно.

    Один день из жизни простого горожанина

    Есть у меня небольшая  гончарная мастерская,  делаю на продажу кувшины, чаши, черпаки. Живу в (каком доме) _________________________________________________, комнат несколько, в комнатах  у меня _________________________________. Ремесленники, которые на меня работают,  живут в домах попроще ______________________________.

    Завтра у нас праздник большой – масленица, всей семьей пойдем на городскую площадь смотреть ________________________________________________________________.

    Жена и дочери начнут наряжаться: ________________________________________.   А  уж придем домой, сядем за обед, и будет у нас на столе стоять _________________________.

    Один день из жизни крестьянина

    Утром вставать надо очень рано.  Зимой, как и летом,  дел тоже много. Мне со старшим сыном ехать в лес за дровами, хотя мы живем на юге, снегу много нынче намело. Чтобы не замерзнуть одевать будем с сыном _______________________________________.

    Жена с дочерями останется  дома. Утром оденут _____________________

    _______________________________________________________________, будут обед готовить ________________________________________________________________.

    Дом наш называется ______________________________________, печь ___________. Когда с лесу приедем, уже темно будет, освещать дом будет __________________________.  Завтра воскресенье, будем отдыхать, пойдем на край села посмотреть ____________________.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка открытого урока истории Древнего Востока "По следам древности"

    Открытый урок-повторение для 5 классов помогает учителю проверить знания учащихся по истории стран Древнего Востока и закрепить их....

    Методическая разработка открытого урока "Жизнь в полярных поясах и в океане"

    Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений об арктических и антарктических пустынях и условиях жизни в океане....

    Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

    Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....

    Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека", 8 класс.

    Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека (8 класс) включает технологическую карту, подробный конспект, презентацию к уроку и приложения с раздаточным материало...

    Методическая разработка открытого урока истории по теме: "Дворцовые перевороты."

    Конспект урока истории, презентация, рабочие листы и приложения (ФГОС)....

    Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

    Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...