Методическая разработка открытого урока истории по теме: "Внешняя политика в 1725-1762 гг."
план-конспект урока по истории (8 класс)

Литягина Оксана Николаевна

Конспект открытого  урока истории в 8 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Внешняя политика в 1725-1762 годах»

Цель урока: сформировать у учащихся знания о решении внешнеполитических задач России в 1725-1762гг.

Планируемые результаты:

Предметные:

- способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий 1725-1762 гг.

      - умение изучать и систематизировать информацию из различных источников по периоду дворцовых переворотов в России

Метапредметные:

Освоение универсальных учебных действий (УУД)

- умение самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи  (определять цели и задачи урока), исходя из поставленной проблемной ситуации

-  овладение основами принятия решений  и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности, владение основами рефлексии

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в малой группе, находить общее решение, слушать партнера

Личностные:

- осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;

- осмысление социально-нравственного опыта России 1725-1762гг.;

                                         Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте! Меня зовут Литягина Оксана Николаевна.  Я проведу у вас урок истории.

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главное, быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми. А начать наш урок я хотела бы словами Петра 1.

СЛАЙД 1 «Разумею я, что долг государевый быть должен в приращении мощи России, установлении порядка и справедливости, дабы потомки помнили…» - этими словами Пётр I не только раскрывал суть своей деятельности, но как бы составил наказ потомкам – будущим правителям российского государства.

Насколько ближайшие потомки Петра 1 следовали этому завету, вы можете уже достаточно твердо судить, изучив на предыдущемуроке внутреннюю политику России периода дворцовых переворотов.

СЛАЙД 2 - Ребята, на слайде записана тема сегодняшнего урока.Но порядок слов в ней перепутан.  Поменяйте порядок слов и назовите тему сегодняшнего урока.

Политика, эпохи, дворцовых, внешняя, переворотов.

- Согласны с …..?

СЛАЙД 3Верно. Тема сегодняшнего урока …….( тему читает учитель)

- На партах у вас лежат рабочие листы. Возьмите их. Запишите дату  … ноября и тему урока.

СЛАЙД 4 - В соответствии с темой урока определите его цели. Перед вами на слайде представлены разные цели. Прочитайте их внимательно.  Выберите те из них, которые на ваш взгляд соответствуют нашей теме. Слайд 5 - Если вы согласны с …, то поднимите руку.

    - Итак, отправляемся в путь к достижению поставленных целей.

Активизация субъектного опыта учащихся. Повторение.

- Как известно: чтобы узнать новое, нужно повторить старое.

Слайд 6 - Ребята, возьмите рабочий лист и найдите в нём карту № 1. Рассмотрите её. Используя данную карту, выясните, какие территории были присоединены к России в период правления Петра 1?

Ребята, а какое значение для экономического и политического развития Российского государства имело расширение его территории и укрепление рубежей?

Все ли внешнеполитические задачи были решены Петром 1?

Изучение нового материала.

Используя информацию, представленную на карте № 1 скажите, а что изменилось в России  к 1762 году?

Слайд 7Как вы считаете, каковыосновные направления внешней политики России в данный период? СЛАЙД 8Запишите в таблицу № 1 вашего рабочего листа.

А какие, на ваш взгляд актуальныевнешнеполитические задачи стояли перед правителями страны того периода?СЛАЙД 9

Запишите эти задачи в таблицу № 1 вашего рабочего листа.

Направление

задачи

Северо - западное

  1. Сохранение и приращение России в Европе.
  2. Сохранение петровских завоеваний в Прибалтике.
  3. Присоединение украинских и белорусских земель.

Южное

  1. Борьба за выход к Чёрному морю.

- Ребята, обратимся к целям нашего урока. СЛАЙД 10 Как вы считаете: какой из целей мы достигли? Почему вы так считаете?

- откройте лист самооценки и оцените себя по позициям строк зеленого цвета. (заполните в листе самооценки строки жёлтого цвета)

- Хорошо. Идем дальше к достижению нашей цели. Рассмотрим основные события  внешней политики России назападном направлении.

Но прежде, ребята, скажите, чем закончилась Северная война?

Как изменилась расстановка сил в Европе после ее окончания?(Россия одержала победу и стала Великой европейской державой). Верно.

Какова былавнешняя политика России 1725-1762гг.на западном направлении? Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент.СЛАЙД 11

Внимание видеофрагмент.

-В первой половине XVIII века на лидирующее положение в Европе претендовала ещё и Франция. Ей совершенно не нравилось усиление нашего государства. И она решила отгородиться от России целым блоком враждебных нам стран (Швеция, Речь Посполитая и Турция). Для России было важно не допустить этого, поэтому в августе1726 года был заключен союзный договор с Австрией.

СЛАЙД 12

Событие

Причина

Годы

Итог

Война за «польское наследство»

Борьба за власть

1733-1735

Победа антифранцузской коалиции – Пруссии, Австрии, России

России не удалось присоединить украинские и белорусские земли.

Русско-шведская война

Швеция стремилась вернуть утраченные в Северной войне земли

1741-1743гг

Абоский мирный договор (1742 г.)

Швеция подтверждала  Балтийские приобретения России и передавала ей часть территории Финляндии

- Итак, ребята, в чем причина войны за «польское наследство»?

- Чем закончилась русско-шведская война 1741-1743 года?

Внимание на экран.СЛАЙД 13

К середине 1750-х гг. изменилась расстановка политических сил в Европе. С ослаблением Австрии укрепились ее отношения с Францией. В то же время главными становились противоречия между Францией и Англией, которые вели борьбу за колонии. Сильное беспокойство вызывало усиление Пруссии в Европе. В 1756-1757 гг. сложились две коалиции европейских государств, противостоящих друг другу:

1. Пруссия и Англия

2. Франция, Австрия, Россия, Саксония  (в 1757г. к ним присоединилась Швеция)

Между этими коалициями завязалась война, которая длилась 7 лет. Россия вступила в войну в 1757 году. Целью России в войне было уберечь от Пруссии свои Прибалтийские приобретения

- Ребята, о какой войне упоминалось в видеофрагменте?

- Для того, чтобы узнать об этой войне предлагаю вам поработать с учебником и выполнить задание № 2 рабочего листа.СЛАЙД 14

…. прочитай задание №2. Как поняли задание? Вопросы есть?

Приступаем к работе. Время работы 7 минут.

3.Пользуясь текстом параграфа 16 пункт 2, картой на стр. 100, заполните пропуски в таблице«Участие России в Семилетней войне».

Участие России в Семилетней войне

Дата

Место сражения

(Событие)

Командующий

Русскими войсками

Итоги

1757 г.

Гросс-Егерсдорф

П.А. Румянцев – бригадный генерал

Несмотря на победу над прусским войском, командующий приказал отступить.

Изменил ход боя, в результате разгром пруссаков.

1757/58 г.

Осада и взятие Кенигсберга

Генерал-аншеф

В.В. Фермор

Заняли столицу и всю Восточную Пруссию.

1758

Цорндорф

Без командующего

(Фермор бежал с поля боя)

Победа русского войска.

Взятие Цорндорфа

1759

Кунерсдорф

П.С. Салтыков.

Крупная победа русской армии.

1760 г.

Берлин

Генерал

З.Г. Чернышев

Русские войска вошли в Берлин.

1761

Крепость Кольберг

П.А. Румянцев

Русские овладели крепостью. Создание угрозы военного поражения Пруссии в войне

-  Закончили работу. Выполните проверку правильности выполнения задания по образцу. Образец на СЛАЙД 15. Время работы 1 минута.

Закончили работу. Ребята, у кого возникли вопросы по таблице?

- Поднимите руку те, кто заполнил всю таблицу сам и верно.

- У кого 1 ошибка.

- Выясним, каковы итоги Семилетней войны для России?СЛАЙД 16

Итоги: Русско - прусский мирный договор. Возврат Фридриху II всех завоеванных русскими земель.

СЛАЙД 17 Физминутка: Какую внешнеполитическую задачу не удалось решить Петру1? Сейчас мы отправимся на Черное море.

- Как вы думаете, для чего мы прибыли на Черное море?

- Как складывались отношения у России с Османской империей?

- В 1735 году началась новая Русско-турецкая война. Об этой войне вы узнаете, прочитав карту  №2 рабочего листа.СЛАЙД 18 Откройте ее. Ваша задача извлечь всю возможную информацию о Русско-турецкой войнеизаписатьсвои выводы в рабочий лист. Задание №3.

- Давайте проверим, насколько верно вы извлекли информацию о Русско-турецкой войне. Для этого прослушайтеаудиофрагментСЛАЙД 19и отметьте знаком + те события,о которых вы узнали, читая карту.

1736 год – армия Миниха прорвала укрепления на Перекопском перешейке, русские войска впервые вторглись во владения крымского хана, заняла столицу- Бахчисарай, но была вынуждена повернуть обратно. Другая русская армия под командованием П.П.Ласси захватила Азов.

1737 год- Миних взял крепость Очаков, но чума и трудности со снабжением заставили их покинуть эти опорные пунктына побережье Черного моря.

1739 год- Миних двинулся через Молдавию в турецкие владения на Балканах. В сражении у Ставучан русская армия одержала победу, крепость Хотин была взята без сопротивления. Через несколько дней армия Миниха вошла в Яссы; господарь Молдавии сбежал, а его совет решил принять русское подданство. Однако в это время австрийская армия была разбита турками под. Белградом, воевать в одиночку Россия не могла, пришлось заключить Белградский мирный договор.СЛАЙД 20

- Сколько событий русско-турецкой войны вы записали? Обо всех ли событиях услышали?

- Поднимите руку те, кто записал все события .

- Фельдмаршал Б. К. Миних назвал Белградский мирный договор «срамным миром».В рабочем листе у вас имеется  документ «О Белградском мирном договоре 1739г». Прочитайте предложенный текст и ответьте на вопрос: Почему его так назвали? СЛАЙД 21

- Скажите, ребята, достигли ли мы еще одной из поставленных целей?СЛАЙД 22 Почему? Заполните в листе самооценки строки желтого цвета.

- Что ж, ребята, за один урок перед нами промелькнули непростые страницы российской истории. Еще раз вспомним основные задачи внешней политики России во второй половине 18 века СЛАЙД 23 и подведем итоги внешнеполитической деятельности правителей периода дворцовых переворотов.

СЛАЙД 24 - Прошу вас в рабочем листе заполнить схему «Итоги внешней политики 1725-1762гг.». Время работы 3 минуты.

Итоги внешней политики

России в 1725-1762 гг.

- Назовите итоги внешней политики.СЛАЙД 25

- Откройте лист самооценки. Строка розового цвета. Можем ли мы ее заполнить? Поднимите руку, кто может заполнить.

- Итак, ребята обратимся еще раз к нашим целям. СЛАЙД 26Скажите, достигли ли мы поставленных целей? Почему вы так считаете?

- В вашем листе остались не заполненные строки серого цвета. В них перечислены ваши умения. Заполните эти строки.СЛАЙД 27

Вернёмся к словам Петра I.СЛАЙД 28

- «Разумею я, что долг государевый быть должен в приращении мощи России, установлении порядка и справедливости, дабы потомки помнили…». Справились ли правители периода дворцовых переворотов с этой задачей, судить сейчас нам, их потомкам. А вы, ребята, как считаете?

   Завершая все сказанное на уроке, хочется отметить, как емко и точно эти слова Петра 1 характеризуют гражданина, патриота своего Отечества, не обязательно правителя, а любого человека, долг которого в установлении порядка и справедливости, приращении мощи своей Родины.

- Спасибо вам, ребята, за урок. Сдайте ваши листы самооценки.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Дата: _______________

Тема:________________________________________________________________________

Задание 1.

Запишите основные направления и задачи внешней политики России в  1725-1762 гг.

Направление

Задачи

Таблица 2.

Внешняя политика России 1725-1762гг.. Западное направление.

Событие

Причина

Годы

Итог

Война за «польское наследство»

Борьба за власть

1733-1735

Победа антифранцузской коалиции – Пруссии, Австрии, России

России не удалось присоединить украинские и белорусские земли.

Русско-шведская война

Швеция стремилась вернуть утраченные в Северной войне земли

1741-1743гг

Абоский мирный договор (1742 г.)

Швеция подтверждала  Балтийские приобретения России и передавала ей часть территории Финляндии

Семилетняя война

(1756-1763)

Англия, Пруссия                                                                Россия, Франция, Австрия,

                                                                                             Саксония, Швеция

Цель России: уберечь от Пруссии свои Прибалтийские приобретения

Задание 2.

Пользуясь текстом § 16 и  картой учебника (стр. 100), заполните пустые ячейки таблицы.  

Участие России в Семилетней войне

Дата

Место сражения

(Событие)

Командующий

русскими войсками

Итоги

1757 г.

П.А. Румянцев – бригадный генерал

Несмотря на победу над прусским войском, командующий приказал отступить.

Изменил ход боя, в результате разгром пруссаков.

1757-1758 г.

Осада и взятие Кенигсберга

Заняли столицу и всю Восточную Пруссию.

Без командующего

(Фермор бежал с поля боя)

Победа русского войска.

Взятие Цорндорфа

Кунерсдорф

Крупная победа русской армии.

1760 г.

Берлин

Генерал

З.Г. Чернышев

Крепость Кольберг

П.А. Румянцев

Итоги:

Задание 3.

Используя информацию карты №2 запишите свои выводы о событиях Русско-турецкой войны 1735-1739 гг. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Прочитайте  документ «О Белградском мирном договоре 1739г». Подчеркните условия договора.

О Белградском мирном договоре 1739 г

Договор положил конец русско-турецкой войне 1735—1739 гг. Одновременно был заключён мир между Турцией и Австрией, воевавшей на стороне России в силу союзного договора с ней.В условиях, когда 1 сентября 1739 г. австрийское правительство вынуждено было подписать сепаратный мир с Турицей, не дожидаясь согласияна это России, война для нашей страны стала бесперспективной. Это обусловило умеренный характер требований России к Турции. По условиям мира Россия получала Азов (при условии срытия его укреплений);право построить крепость на донском острове Черкасе (а Турция — в устье Кубани); Большая и Малая Кабарда были объявлены нейтральным барьером между двумя странами-соперницами; Россия соглашалась с запретом ей держать корабли на Азовском и Чёрном морях. Торговля с Турцией должна была вестись только на турецких кораблях.

Задание 5.

Итоги внешней политики

России в 1725-1762 гг.

Заполните схему:



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Хорошо

Не уверен(а)

Затрудняюсь

Знаю:

Направления и задачи внешней политики

Причины, события, итог Семилетней войны

Причины, события, итог Русско-турецкой войны

Умею:

Заполнять таблицу, используя данные карты и текста параграфа

Анализировать исторический документ

Читать историческую карту

Смогу:

Рассказать о событиях Семилетней войны.

Рассказать о событиях Русско-турецкой войны

Определить итоги внешней политики России в эпоху дворцовых переворотов

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Хорошо

Не уверен(а)

Затрудняюсь

Знаю:

Направления и задачи внешней политики

Причины, события, итог Семилетней войны

Причины, события, итог Русско-турецкой войны

Умею:

Заполнять таблицу, используя данные карты и текста параграфа

Анализировать исторический документ

Читать историческую карту

Смогу:

Рассказать о событиях Семилетней войны.

Рассказать о событиях Русско-турецкой войны

Определить итоги внешней политики России в эпоху дворцовых переворотов

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Хорошо

Не уверен(а)

Затрудняюсь

Знаю:

Направления и задачи внешней политики

Причины, события, итог Семилетней войны

Причины, события, итог Русско-турецкой войны

Умею:

Заполнять таблицу, используя данные карты и текста параграфа

Анализировать исторический документ

Читать историческую карту

Смогу:

Рассказать о событиях Семилетней войны.

Рассказать о событиях Русско-турецкой войны

Определить итоги внешней политики России в эпоху дворцовых переворотов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»

Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....