Методическая разработка открытого урока истории по теме: "Внешняя политика в 1725-1762 гг."
план-конспект урока по истории (8 класс)
Конспект открытого урока истории в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 35.87 КБ |
рабочий лист по теме "Внешняя политика в 1725- 1762 гг." | 30 КБ |
list_samootsenki.docx | 14.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Внешняя политика в 1725-1762 годах»
Цель урока: сформировать у учащихся знания о решении внешнеполитических задач России в 1725-1762гг.
Планируемые результаты:
Предметные:
- способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий 1725-1762 гг.
- умение изучать и систематизировать информацию из различных источников по периоду дворцовых переворотов в России
Метапредметные:
Освоение универсальных учебных действий (УУД)
- умение самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи (определять цели и задачи урока), исходя из поставленной проблемной ситуации
- овладение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности, владение основами рефлексии
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в малой группе, находить общее решение, слушать партнера
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;
- осмысление социально-нравственного опыта России 1725-1762гг.;
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте! Меня зовут Литягина Оксана Николаевна. Я проведу у вас урок истории.
Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главное, быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми. А начать наш урок я хотела бы словами Петра 1.
СЛАЙД 1 «Разумею я, что долг государевый быть должен в приращении мощи России, установлении порядка и справедливости, дабы потомки помнили…» - этими словами Пётр I не только раскрывал суть своей деятельности, но как бы составил наказ потомкам – будущим правителям российского государства.
Насколько ближайшие потомки Петра 1 следовали этому завету, вы можете уже достаточно твердо судить, изучив на предыдущемуроке внутреннюю политику России периода дворцовых переворотов.
СЛАЙД 2 - Ребята, на слайде записана тема сегодняшнего урока.Но порядок слов в ней перепутан. Поменяйте порядок слов и назовите тему сегодняшнего урока.
Политика, эпохи, дворцовых, внешняя, переворотов.
- Согласны с …..?
СЛАЙД 3Верно. Тема сегодняшнего урока …….( тему читает учитель)
- На партах у вас лежат рабочие листы. Возьмите их. Запишите дату … ноября и тему урока.
СЛАЙД 4 - В соответствии с темой урока определите его цели. Перед вами на слайде представлены разные цели. Прочитайте их внимательно. Выберите те из них, которые на ваш взгляд соответствуют нашей теме. Слайд 5 - Если вы согласны с …, то поднимите руку.
- Итак, отправляемся в путь к достижению поставленных целей.
Активизация субъектного опыта учащихся. Повторение.
- Как известно: чтобы узнать новое, нужно повторить старое.
Слайд 6 - Ребята, возьмите рабочий лист и найдите в нём карту № 1. Рассмотрите её. Используя данную карту, выясните, какие территории были присоединены к России в период правления Петра 1?
Ребята, а какое значение для экономического и политического развития Российского государства имело расширение его территории и укрепление рубежей?
Все ли внешнеполитические задачи были решены Петром 1?
Изучение нового материала.
Используя информацию, представленную на карте № 1 скажите, а что изменилось в России к 1762 году?
Слайд 7Как вы считаете, каковыосновные направления внешней политики России в данный период? СЛАЙД 8Запишите в таблицу № 1 вашего рабочего листа.
А какие, на ваш взгляд актуальныевнешнеполитические задачи стояли перед правителями страны того периода?СЛАЙД 9
Запишите эти задачи в таблицу № 1 вашего рабочего листа.
Направление | задачи |
Северо - западное |
|
Южное |
|
- Ребята, обратимся к целям нашего урока. СЛАЙД 10 Как вы считаете: какой из целей мы достигли? Почему вы так считаете?
- откройте лист самооценки и оцените себя по позициям строк зеленого цвета. (заполните в листе самооценки строки жёлтого цвета)
- Хорошо. Идем дальше к достижению нашей цели. Рассмотрим основные события внешней политики России назападном направлении.
Но прежде, ребята, скажите, чем закончилась Северная война?
Как изменилась расстановка сил в Европе после ее окончания?(Россия одержала победу и стала Великой европейской державой). Верно.
Какова былавнешняя политика России 1725-1762гг.на западном направлении? Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент.СЛАЙД 11
Внимание видеофрагмент.
-В первой половине XVIII века на лидирующее положение в Европе претендовала ещё и Франция. Ей совершенно не нравилось усиление нашего государства. И она решила отгородиться от России целым блоком враждебных нам стран (Швеция, Речь Посполитая и Турция). Для России было важно не допустить этого, поэтому в августе1726 года был заключен союзный договор с Австрией.
СЛАЙД 12
Событие | Причина | Годы | Итог |
Война за «польское наследство» | Борьба за власть | 1733-1735 | Победа антифранцузской коалиции – Пруссии, Австрии, России России не удалось присоединить украинские и белорусские земли. |
Русско-шведская война | Швеция стремилась вернуть утраченные в Северной войне земли | 1741-1743гг | Абоский мирный договор (1742 г.) Швеция подтверждала Балтийские приобретения России и передавала ей часть территории Финляндии |
- Итак, ребята, в чем причина войны за «польское наследство»?
- Чем закончилась русско-шведская война 1741-1743 года?
Внимание на экран.СЛАЙД 13
К середине 1750-х гг. изменилась расстановка политических сил в Европе. С ослаблением Австрии укрепились ее отношения с Францией. В то же время главными становились противоречия между Францией и Англией, которые вели борьбу за колонии. Сильное беспокойство вызывало усиление Пруссии в Европе. В 1756-1757 гг. сложились две коалиции европейских государств, противостоящих друг другу:
1. Пруссия и Англия
2. Франция, Австрия, Россия, Саксония (в 1757г. к ним присоединилась Швеция)
Между этими коалициями завязалась война, которая длилась 7 лет. Россия вступила в войну в 1757 году. Целью России в войне было уберечь от Пруссии свои Прибалтийские приобретения
- Ребята, о какой войне упоминалось в видеофрагменте?
- Для того, чтобы узнать об этой войне предлагаю вам поработать с учебником и выполнить задание № 2 рабочего листа.СЛАЙД 14
…. прочитай задание №2. Как поняли задание? Вопросы есть?
Приступаем к работе. Время работы 7 минут.
3.Пользуясь текстом параграфа 16 пункт 2, картой на стр. 100, заполните пропуски в таблице«Участие России в Семилетней войне».
Участие России в Семилетней войне
Дата | Место сражения (Событие) | Командующий Русскими войсками | Итоги |
1757 г. | Гросс-Егерсдорф | П.А. Румянцев – бригадный генерал | Несмотря на победу над прусским войском, командующий приказал отступить. Изменил ход боя, в результате разгром пруссаков. |
1757/58 г. | Осада и взятие Кенигсберга | Генерал-аншеф В.В. Фермор | Заняли столицу и всю Восточную Пруссию. |
1758 | Цорндорф | Без командующего (Фермор бежал с поля боя) | Победа русского войска. Взятие Цорндорфа |
1759 | Кунерсдорф | П.С. Салтыков. | Крупная победа русской армии. |
1760 г. | Берлин | Генерал З.Г. Чернышев | Русские войска вошли в Берлин. |
1761 | Крепость Кольберг | П.А. Румянцев | Русские овладели крепостью. Создание угрозы военного поражения Пруссии в войне |
- Закончили работу. Выполните проверку правильности выполнения задания по образцу. Образец на СЛАЙД 15. Время работы 1 минута.
Закончили работу. Ребята, у кого возникли вопросы по таблице?
- Поднимите руку те, кто заполнил всю таблицу сам и верно.
- У кого 1 ошибка.
- Выясним, каковы итоги Семилетней войны для России?СЛАЙД 16
Итоги: Русско - прусский мирный договор. Возврат Фридриху II всех завоеванных русскими земель.
СЛАЙД 17 Физминутка: Какую внешнеполитическую задачу не удалось решить Петру1? Сейчас мы отправимся на Черное море.
- Как вы думаете, для чего мы прибыли на Черное море?
- Как складывались отношения у России с Османской империей?
- В 1735 году началась новая Русско-турецкая война. Об этой войне вы узнаете, прочитав карту №2 рабочего листа.СЛАЙД 18 Откройте ее. Ваша задача извлечь всю возможную информацию о Русско-турецкой войнеизаписатьсвои выводы в рабочий лист. Задание №3.
- Давайте проверим, насколько верно вы извлекли информацию о Русско-турецкой войне. Для этого прослушайтеаудиофрагментСЛАЙД 19и отметьте знаком + те события,о которых вы узнали, читая карту.
1736 год – армия Миниха прорвала укрепления на Перекопском перешейке, русские войска впервые вторглись во владения крымского хана, заняла столицу- Бахчисарай, но была вынуждена повернуть обратно. Другая русская армия под командованием П.П.Ласси захватила Азов.
1737 год- Миних взял крепость Очаков, но чума и трудности со снабжением заставили их покинуть эти опорные пунктына побережье Черного моря.
1739 год- Миних двинулся через Молдавию в турецкие владения на Балканах. В сражении у Ставучан русская армия одержала победу, крепость Хотин была взята без сопротивления. Через несколько дней армия Миниха вошла в Яссы; господарь Молдавии сбежал, а его совет решил принять русское подданство. Однако в это время австрийская армия была разбита турками под. Белградом, воевать в одиночку Россия не могла, пришлось заключить Белградский мирный договор.СЛАЙД 20
- Сколько событий русско-турецкой войны вы записали? Обо всех ли событиях услышали?
- Поднимите руку те, кто записал все события .
- Фельдмаршал Б. К. Миних назвал Белградский мирный договор «срамным миром».В рабочем листе у вас имеется документ «О Белградском мирном договоре 1739г». Прочитайте предложенный текст и ответьте на вопрос: Почему его так назвали? СЛАЙД 21
- Скажите, ребята, достигли ли мы еще одной из поставленных целей?СЛАЙД 22 Почему? Заполните в листе самооценки строки желтого цвета.
- Что ж, ребята, за один урок перед нами промелькнули непростые страницы российской истории. Еще раз вспомним основные задачи внешней политики России во второй половине 18 века СЛАЙД 23 и подведем итоги внешнеполитической деятельности правителей периода дворцовых переворотов.
СЛАЙД 24 - Прошу вас в рабочем листе заполнить схему «Итоги внешней политики 1725-1762гг.». Время работы 3 минуты.
Итоги внешней политики России в 1725-1762 гг. |
- Назовите итоги внешней политики.СЛАЙД 25
- Откройте лист самооценки. Строка розового цвета. Можем ли мы ее заполнить? Поднимите руку, кто может заполнить.
- Итак, ребята обратимся еще раз к нашим целям. СЛАЙД 26Скажите, достигли ли мы поставленных целей? Почему вы так считаете?
- В вашем листе остались не заполненные строки серого цвета. В них перечислены ваши умения. Заполните эти строки.СЛАЙД 27
Вернёмся к словам Петра I.СЛАЙД 28
- «Разумею я, что долг государевый быть должен в приращении мощи России, установлении порядка и справедливости, дабы потомки помнили…». Справились ли правители периода дворцовых переворотов с этой задачей, судить сейчас нам, их потомкам. А вы, ребята, как считаете?
Завершая все сказанное на уроке, хочется отметить, как емко и точно эти слова Петра 1 характеризуют гражданина, патриота своего Отечества, не обязательно правителя, а любого человека, долг которого в установлении порядка и справедливости, приращении мощи своей Родины.
- Спасибо вам, ребята, за урок. Сдайте ваши листы самооценки.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Дата: _______________
Тема:________________________________________________________________________
Задание 1.
Запишите основные направления и задачи внешней политики России в 1725-1762 гг.
Направление | Задачи |
Таблица 2.
Внешняя политика России 1725-1762гг.. Западное направление.
Событие | Причина | Годы | Итог |
Война за «польское наследство» | Борьба за власть | 1733-1735 | Победа антифранцузской коалиции – Пруссии, Австрии, России России не удалось присоединить украинские и белорусские земли. |
Русско-шведская война | Швеция стремилась вернуть утраченные в Северной войне земли | 1741-1743гг | Абоский мирный договор (1742 г.) Швеция подтверждала Балтийские приобретения России и передавала ей часть территории Финляндии |
Семилетняя война
(1756-1763)
Англия, Пруссия Россия, Франция, Австрия,
Саксония, Швеция
Цель России: уберечь от Пруссии свои Прибалтийские приобретения
Задание 2.
Пользуясь текстом § 16 и картой учебника (стр. 100), заполните пустые ячейки таблицы.
Участие России в Семилетней войне
Дата | Место сражения (Событие) | Командующий русскими войсками | Итоги |
1757 г. | П.А. Румянцев – бригадный генерал | Несмотря на победу над прусским войском, командующий приказал отступить. Изменил ход боя, в результате разгром пруссаков. | |
1757-1758 г. | Осада и взятие Кенигсберга | Заняли столицу и всю Восточную Пруссию. | |
Без командующего (Фермор бежал с поля боя) | Победа русского войска. Взятие Цорндорфа | ||
Кунерсдорф | Крупная победа русской армии. | ||
1760 г. | Берлин | Генерал З.Г. Чернышев | |
Крепость Кольберг | П.А. Румянцев | ||
Итоги: | |||
Задание 3.
Используя информацию карты №2 запишите свои выводы о событиях Русско-турецкой войны 1735-1739 гг. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Прочитайте документ «О Белградском мирном договоре 1739г». Подчеркните условия договора.
О Белградском мирном договоре 1739 г
Договор положил конец русско-турецкой войне 1735—1739 гг. Одновременно был заключён мир между Турцией и Австрией, воевавшей на стороне России в силу союзного договора с ней.В условиях, когда 1 сентября 1739 г. австрийское правительство вынуждено было подписать сепаратный мир с Турицей, не дожидаясь согласияна это России, война для нашей страны стала бесперспективной. Это обусловило умеренный характер требований России к Турции. По условиям мира Россия получала Азов (при условии срытия его укреплений);право построить крепость на донском острове Черкасе (а Турция — в устье Кубани); Большая и Малая Кабарда были объявлены нейтральным барьером между двумя странами-соперницами; Россия соглашалась с запретом ей держать корабли на Азовском и Чёрном морях. Торговля с Турцией должна была вестись только на турецких кораблях.
Задание 5.
Итоги внешней политики России в 1725-1762 гг. |
Заполните схему:
Предварительный просмотр:
Лист самооценки
Критерии | Показатели | |||
Хорошо | Не уверен(а) | Затрудняюсь | ||
Знаю: | Направления и задачи внешней политики | |||
Причины, события, итог Семилетней войны | ||||
Причины, события, итог Русско-турецкой войны | ||||
Умею: | Заполнять таблицу, используя данные карты и текста параграфа | |||
Анализировать исторический документ | ||||
Читать историческую карту | ||||
Смогу: | Рассказать о событиях Семилетней войны. | |||
Рассказать о событиях Русско-турецкой войны | ||||
Определить итоги внешней политики России в эпоху дворцовых переворотов |
Лист самооценки
Критерии | Показатели | |||
Хорошо | Не уверен(а) | Затрудняюсь | ||
Знаю: | Направления и задачи внешней политики | |||
Причины, события, итог Семилетней войны | ||||
Причины, события, итог Русско-турецкой войны | ||||
Умею: | Заполнять таблицу, используя данные карты и текста параграфа | |||
Анализировать исторический документ | ||||
Читать историческую карту | ||||
Смогу: | Рассказать о событиях Семилетней войны. | |||
Рассказать о событиях Русско-турецкой войны | ||||
Определить итоги внешней политики России в эпоху дворцовых переворотов |
Лист самооценки
Критерии | Показатели | |||
Хорошо | Не уверен(а) | Затрудняюсь | ||
Знаю: | Направления и задачи внешней политики | |||
Причины, события, итог Семилетней войны | ||||
Причины, события, итог Русско-турецкой войны | ||||
Умею: | Заполнять таблицу, используя данные карты и текста параграфа | |||
Анализировать исторический документ | ||||
Читать историческую карту | ||||
Смогу: | Рассказать о событиях Семилетней войны. | |||
Рассказать о событиях Русско-турецкой войны | ||||
Определить итоги внешней политики России в эпоху дворцовых переворотов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Методическая разработка к уроку на тему "Внешняя политика Александра I"
План и презентация к уроку...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».
ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...
Методическая разработка Открытый урок (план –конспект) Лукьянчиковой И .А, Преподавателя по классу скрипки МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся Шапкиной Дарьей -5лет предмет по выбору (скрипка), (презентация к уроку).
Открытый урок (план –конспект) Лукьянчиковой И .А, Преподавателя по классу скрипки МОУДОД «ДШИ» ...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....