Главные вкладки

    План-конспект урока в 9 классе по теме: "Внутренняя политика в 1894-1904 годах"
    план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

    План-конспект урока в 9 классе по теме"Внутренняя политика в 1894-1904 годах" Урок объяснения нового материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 9_kl._konspekt_uroka.docx31.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс 9

    Тема: Внутренняя политика в 1894-1904 годах

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели:

    • познакомить учащихся с политической системой Российской империи в начале XX века;
    • подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и начало складывания гражданского общества.

    Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Актуализация знаний учащихся по теме «Социально-экономическое развитие  страны»
    3. Изучение нового материала.

    План:

    1. Николай II: исторический портрет.

    2. Борьба консерваторов и либералов.

    3. «Зубатовский социализм».

    4. Национальная политика.

    1. Рассказ учителя:

          20 октября 1894 г. умер император Александр III. На престол вступил ею сын Николай II. Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 г., и день святого Иона Многострадального, и потому считал себя обреченным на неудачи и мучения. И для подобной веры имелись основания. Во время кругосветного путешествия, которое Николай осуществил еще будучи цесаревичем, в Японии на него было совершено покушение. Коронация Николая II в мае 1896 г. вошла в историю и трагедией, случившейся в этот день. На праздничное гулянье, организованное по случаю коронации на Ходынском поле в Москве, собралось около миллиона человек. Во время раздачи подарков началась давка, в которой пострадало около трех тысяч человек, из них более тысячи погибло. Николаю суждено было пережить другое потрясение: его долгожданный единственный сын страдал неизлечимой тяжелой болезнью. Поскольку Николай никогда не излагал своих взглядов и не стремился сделать их достоянием общества, его считали слабым правителем, находившимся под влиянием сначала матери, а потом жены. Говорили также, что последнее слово всегда оставалось за последним советником, с которым он разговаривал. На самом деле последнее слово оставалось за тем, кто разделял взгляды императора. При этом, определяя свои собственные позиции, Николай руководствовался только одним критерием: как поступил бы на его месте его отец? Близко знавшие Николая считали, что если бы он родился в обыкновенной среде, то прожил бы жизнь, полную гармонии, поощряемый начальством и уважаемый окружающими. Все мемуаристы в один голос отмечают, что Николай был идеальным семьянином, прекрасно воспитанным, сдержанным в проявлении эмоций. В то же время ему были присущи неискренность и известное упрямство, даже лукавство. Современники обвиняли его в том, что он являлся «человеком среднего масштаба», тяготившимся государственными делами.

    2.  Заполнение таблицы:

    ФИО политического деятеля

    Какие политические преобразования предлагал

    Результат

    Витте С.Ю. – сторонник либеральных реформ

    1. Создание своей собственной промышленности – задача не только экономическая, но и политическая

    2. Уравнение крестьян в правах с другими сословиями

    3. Разрешение им свободно выходить из общины

    4. Введение для крестьян частной собственности на землю

    5. Сокращение помещичьего землевладения

    1. 1895 г. – монополия на продажу винно-водочных изделий. «Пьяные деньги».

    2. Повышение косвенных налогов, пошлин на импорт промышленных товаров.

    3. 1897 г. – реформа финансов. Золотое денежное обращение  ускоренный приток капиталов.

    Плева В.К  - сторонник  консервативных реформ

    1. Необходимы лишь некоторые реформы, но нельзя допустить, чтобы они совершались слишком стремительно.

    2. Сохранение основ самодержавно-сословного строя.

    3. Поощрение создания рабочих организаций (для отвлечения от борьбы за политические права)  под патронажем полиции по инициативе С.В. Зубатова.

    5. Подавление оппозиции

    1. Укрепление власти МВД.

    2. «Общество взаимопомощи рабочих механического производства» (1901 г)

    3. Закон «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.)

    Святополк-Мирской  П.Д.

    1. Включить в состав Государственного совета определенное число выборных от земств и городских дум.

    2. . Следовало значительно расширить круг избирателей в земские и городские органы управления.

    3. Предполагал распространить земства на всей территории империи.

    4. Создать условия для сближения крестьян в имущественных правах с другими сословиями.

    5. Расширить права старообрядцев.

    6. Издать закон о правах еврейского населения

    1. Произошли некоторые социальные, национальные и религиозные послабления.

    В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Он заявлял, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю... Это мировой непреложный закон».

    Первоочередными он считал экономические преобразования, а среди них — реформы в области промышленного производства и финансов. Он полагал, что индустриализация страны — задача не только экономическая, но и политическая. Ее осуществление позволило бы накопить средства для проведения назревших социальных реформ, заняться сельским хозяйством. Результатом стало бы постепенное вытеснение дворянства, замена его власти властью крупного капитала. Представители крупного капитала в дальнейшем и реформировали бы политическое устройство страны нужном направлении.

    Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел Вячеслав  Константинович  Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев».

    В своей политике В. К. Плеве делал ставку на карательные меры: «Если мы не в силах изменить историческое движение событий, ведущих к колебанию государства, то мы должны поставить ему преграды, дабы задержать его, а никак не плыть по течению, стараясь быть всегда впереди». Свою деятельность он начал с укрепления позиций МВД.

    В департаменте полиции служили всего 125 чиновников, но это был лишь штаб целой армии полицейских, филеров, секретных сотрудников. Во всех губерниях, уездах, на железных дорогах существовали жандармские управления. Русское образованное общество с брезгливостью относилось к жандармам. Однако часть дворянской молодежи, увлекшись ореолом таинственности и романтики, стремилась поступить па службу в корпус жандармов. Правительство предъявляло серьезные требования к претендентам. Стать жандармом мог только потомственный дворянин, успешно окончивший поенное или юнкерское училище и прослуживший на строевой службе не менее шести лет. Были и другие требования: не иметь долгов, не исповедовать католичество, необходимо было выдержать предварительные испытания при штабе корпуса жандармов, прослушать четырехмесячные курсы в Петербурге и успешно сдать выпускной экзамен.

    Особое внимание В. К. Плеве уделял расширению сети отделений по охране порядка и общественной безопасности, которые получили в народе название «охранок». Так впоследствии стали называть всю тайную полицию. Агенты наружного наблюдения — филеры — согласно инструкции должны были быть «с крепкими ногами, с хорошим зрением, слухом и памятью, с такой внешностью, которая давала бы возможность не выделяться из толпы».

    Одним из действенных методов сыска В. К. Плеве считал вскрытие писем. Для перехвата писем имелись технические средства, позволявшие незаметно вскрыть и скопировать послание, подделать любую печать, проявить симпатические чернила, расшифровать тайнопись и т. д. Министр внутренних дел был осведомлен о частной переписке и иностранных дипломатических представителей. Только два человека в империи — царь и министр внутренних дел — могли быть спокойными за свою переписку.

    «Зубатовский социализм». В это же время была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С. В. Зубатову.

    Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку.

    Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку.

    С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит.

    Недолгая «весна» П. Д. Святополк-Мирского. Между тем положение в стране оставалось сложным. Не прекращались рабочие и крестьянские выступления, студенческие волнения, проявляли настойчивость земские либералы, армия терпела поражения в войне с Японией. Все это подвело Россию к грани революционного взрыва. В этих условиях при назначении на ключевой пост министра внутренних дел выбор царя пал на виленского губернатора князя П. Д. Святополк-Мирского, известного своими либеральными настроениями.

    В первом же публичном выступлении в сентябре 1904 г. новый министр произнес слова о доверии между властью и обществом как решающем условии государственной политики.

    Провозглашая курс на сотрудничество власти с земствами, Святополк-Мирский понимал, что земства были единственными легальными организациями в России. Он считал, что за счет союза с земским руководством можно было расширить и укрепить социально-политическую опору власти.

    В ноябре 1904 г. Святополк-Мирский вручил царю записку, в которой перечислял первоочередные меры в области государственного переустройства. Он предложил включить в состав Государственного совета определенное число выборных от земств и городских дум. Следовало значительно расширить круг избирателей в земские и городские органы управления, а также образовать волостные земства. Он предполагал распространить земства на всей территории империи. Святополк-Мирский пытался решить и другие вопросы: создать условия для сближения крестьян в имущественных правах с другими сословиями, расширить права старообрядцев, издать закон о правах еврейского населения и т. д.

    В начале декабря 1904 г. Николай II собрал высших государственных сановников и великих князей для обсуждения программы Святополк-Мирского. Итогом стал императорский указ от 12 декабря 1904 г., обещавший некоторые изменения. Однако о народном представительстве в указе не говорилось. Более того, подчеркивалось, что все реформы должны быть осуществлены при сохранении самодержавия в незыблемом виде. Отставка Святополк-Мирского была предрешена.

    Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 20-22.

    Задание: прочитать и ответить на вопросы:

    • в чём противоречивость национальной политики Николая II?
    • как вы думаете, почему правительство более лояльно относилось к мусульманам?
    • Что такое национализм и русификация?

    Домашнее задание: п.3,ответить на вопросы к параграфу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

    4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

    План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

    План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

    План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

    План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

    План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

    План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

    План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

    Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

    План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

    Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

    План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)

    Технологическая карта урока  7б класс по ФГОС....