«История родного края» для 5 класса
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Саликова Любовь Евгеньевна

Программа образовательного модуля «История родного края» разработана в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, соответствует исторической направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный (предметный) модуль

«История родного края» для 5 класса  

Учебная цель: формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта  родного края.

Программа образовательного модуля

Пояснительная записка

        Сроки реализации программы

        Программа «История родного края» реализуется в течение одного учебного года, рассчитана на 17 часов.

        Программа образовательного модуля «История родного края» разработана в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, соответствует исторической направленности.

        Содержание программы направлено на формирование духовно-нравственных ценностей, знание истории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бережного отношению к прошлому и будущему родного края.

        Отличительные особенности программы образовательного модуля и ее новизна определяются включением в содержание материала, связанного с изучением истории родного края на уровне основного общего образования, а также используемыми формами организации образовательной деятельности школьников, адаптированными к их индивидуальным и возрастным особенностям, которые направлены на реализацию получения самостоятельных знаний в результате исследования истории родного края.

        Актуальность программы обусловлена тем, что ее социально-педагогическая направленность не только повышает интерес к истории, но и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям. Интерес к изучению истории родного края обусловлен и другими причинами: ориентацией на развитие личности учащегося. Необходимо формировать у обучающихся активную личностную позицию. Изучение истории родного края способствует проявлению лучших качеств ребенка: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления делать что-то хорошее для других.

        Цели программы:

  1. обеспечение условий формирования культурно-исторических ориентиров для этносоциальной и культурной самоидентификации личности обучающихся;
  2. воспитание уважения к историческому наследию народов края.

Задачи:

  • осмысление обучающимися опыта истории родного края как части российской истории;
  • усвоение базовых национальных ценностей общества: гуманистических, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
  • овладение базовыми знаниями по истории родного края с древности до наших дней;
  • развитие интеллектуальных способностей к анализу региональных и местных исторических ситуаций, причин их возникновения и путей решения; волевых усилий, направленных на познавательную активность и самостоятельность исследований;
  • применение исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире.

Формы и режим занятий

        Занятия проводятся в нетрадиционной, активной форме: занятий игр, походов, путешествий, экспедиций, направленных на реализацию образовательного модуля; используются различные формы организации образовательной деятельности школьников: парные, групповые, индивидуализированные; длительность занятий 45 минут.

        Содержание программы

        Программа «История родного края» включает в себя пять разделов.

Первый раздел (3 часа).

«Где мы живем?»

Основной задачей раздела является расширение и углубление знаний учащихся об исторических особенностях «малой родины». Содержание материала отражено в следующих темах: «Югра в древности», «Народы нашего края», «Наш край – часть России». Дается понятие «Сибирь» в географическом и историческом аспектах.

Требования к знаниям и умениям обучающихся, на конец изучения раздела.

Должны знать понятия: Сибирь, региональный компонент, региональная история, керамика, миграция, нарты, активная и пассивная охота, запорное рыболовство. Основные понятия – каменный век, бронзовый век, присваивающее и производящее хозяйство, меднокаменный век, традиционное хозяйство.

Должны уметь: находить на исторической карте места проживания древнего населения Западной Сибири, сравнивать Югру в древности с современной Югрой, делать выводы об особенностях исторического развития края, в котором проживают.

Второй раздел (3 часа)

«Духовная культура югорских народов»

Основная задача данного раздела - углубление знаний учащихся о представлениях таежных жителей о душе, духах и окружающем мире. Материал данного раздела рассматривает взаимосвязь между представлениями об окружающем мире и бережным отношением человека к природе в темах «Мифы, предания, сказки народов Западной Сибири», «Представления таежного населения о духах и душе», а также дает описание представлений народов Югры об устройстве мира.

Требования к знаниям и умениям обучающихся, на конец изучения раздела.

Должны знать: понятия религия, язычество; разнообразие мифов, преданий и сказок древних народов Югры.

Должны уметь: работать с историческими документами (мифами, преданиями, сказками).

Третий раздел (3 часа)

«Югра в средние века»

Основной задачей раздела является первичное знакомство пятиклассников с понятиями касающимися эпохи средних веков. В основной теме этого раздела «Ранние угорские княжества» отражены особенности формирования и развития ранней государственности у народов Югры.

Требования к знаниям и умениям обучающихся, на конец изучения раздела.

Должны знать: причины и процесс формирования угорских княжеств.

Должны уметь: выполнять самостоятельную поисковую деятельность по получению знаний о нашем крае в эпоху средних веков.

Четвертый раздел (4 часа)

«Под властью Москвы»

Задачей раздела является: познакомить с положительными и отрицательными последствиями вхождения Югры в состав Московского государства. Расширить представление о значении присоединения Северо-Западной Сибири к Русскому государству.

Требования к знаниям и умениям обучающихся, на конец изучения раздела.

Должны знать: о возникновении первых русских городов в Западной Сибири,  условиях и обстоятельствах строительства их, внутреннем и внешнем виде, необходимости постройки острогов.

Должны уметь: работать с картой и дополнительными источниками информации, анализировать учебный текст.

Пятый раздел (4 часа)

«Югра – часть Российской империи»

Основной задачей раздела является характеристика населения края в XVIII веке. Необходимо также показать уровень развития материальной и духовной культуры, охарактеризовать систему нравственных, эстетических, духовных, политических, научных ценностей, которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, политике.

Требования к знаниям и умениям обучающихся, на конец изучения раздела.

Должны знать: о политических ссыльных в Сибири, их роли в истории нашего края; о процессах взаимовлияния и взаимопроникновения культур русского и коренного населения земли Югорской.

Должны уметь: характеризовать историческую личность, проводить поиск необходимой информации в разных источниках, делать обобщающие выводы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы работы

теория

практика

Первый раздел «Где мы живем?»

1

2

1

Наш край – часть России

1

Экскурсия в музей

2

Народы края

1

Викторина, беседа

3

Югра в Древности

1

Беседа

Второй раздел «Духовная культура югорских народов»

1

2

1

Мифы, предания, сказки народов Западной Сибири

1

Работа с документами

2

Представления таежного населения о духах и душе

1

Познавательная игра

3

Устройство мира

1

Краеведческая игра

Третий раздел «Югра в средние века»

2

1

1

Ранние угорские княжества

1

Сообщения

2

В Югру за данью

1

Самостоятельная работа

3

Поход Ермака в Сибирь

1

Работа с картой

Четвертый раздел «Под властью Москвы»

1

3

1

Служилые люди

1

Краеведческая викторина

2

Антирусские выступления

1

Спектакль

3

Крещение иноверцев

1

Дискуссия

4

Югорская земля в XVII веке

1

Конкурс

Пятый раздел «Югра – часть Российской империи»

1

3

1

Население земли Югорской в XVIII веке

1

Игра

2

Влияние петровских реформ на жизнь местного населения

1

Дискуссия

3

Города Сибири

1

Виртуальная экскурсия

4

Югра – место ссылки заключенных

1

Беседа

Всего

6

11

17

Учебно-методическое обеспечение

  1. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX века: Хрестоматия/Под ред. Д.А. Редина, А.Т. Шашкова. – Екатеринбург, 1999.
  2. Карты Северо-Западной Сибири, среднего Обь-Иртышья, Северного Урала, ямала и Нижнего Приобья.

Литература

  1. Бояршинова З.Я. О происхождении и значении слова «Сибирь». Научн. Доклад высш. шк.//Историч. Науки, 1959 г., № 3.
  2. Демин В.Н. Загадки русского Севера. – М.: «Вече», 1999.
  3. Демин В.Н. Загадки Урала и Сибири. От библейских времен до Екатерины Великой. – М.: «Вече», 2001.
  4. Косарев М.Ф. Древняя история Западной Сибири. – М.: «Наука», 1991.
  5. Лукина Н.В. Мифы, предания, сказки хантов и манси. – М., 1990.
  6. Молданова Т.А., молданов Т.А. Мифологические представления ханты.-Томск, 2000.
  7. Очерки истории Югры / Под ред. Редина Д.А., Патрикеева Н.Б. – Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000.
  8. Сергеев М.С. Народы Обского Севера. – Новосибирск, 1953.
  9. Шунко В.И. История Сибири с древнейших времен до наших дней. / Гл. ред. Окладников А.П., - Л., 1968-69. – Т. 1 – 5.
  10. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. – Сургут, 19993.

        


Методическое руководство по достижению целей

        Программа разработаны с учетом возрастных особенностей детей. В ней предусмотрена организационная форма работы детей в группах, включающая в себя совместную проектную деятельности, что способствует сплочению коллектива и самообразованию отдельно взятого участника проекта. Содержание программы, подбор материала и формы организации для проведения занятий, способствуют повышению внутренней культуры ребенка 11 – 12 лет, формированию у детей этнонациональной и культурной самоидентификации личности.

        Реализация программы также направлена на формирование ключевых компетенций (информационно-коммуникационных) и общеучебных умений и навыков, способов деятельности обучающихся. К концу реализации программы у обучающихся формируются и развиваются навыки:

познавательной деятельности:

  • Умение решатьтворчесие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи;
  • Создавать творческие работы (сообщения, небольшие исторические сочинения, графические работы, рассказы);

речевой деятельности и работы с информацией:

  • Участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);
  • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования и хранения информации, использование компьютера;
  • Поиск (проверка) необходимой информации в словарях.

организация деятельности:

  • Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»);
  • Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»);
  • Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Образовательный модуль выстроен в соответствии со спецификой выполняемых задач, с учетом склонностей и способностей обучающихся и их возрастными особенностями.

Программа имеет модульную структуру. Различные разделы могут быть использованы учителями школ для подготовки традиционных уроков по истории.

Занятия проводятся в занимательной форме, с использованием примеров в которых анализируются проблемы исторического развития нашего края.

Для достижения целей и реализации задач образовательного модуля использованы формы, методы и методические приемы обучения, которые:

  • стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний по истории нашего края (деловые или сюжетно-ролевые игры, беседы, мини-диспуты, викторины, компьютерные технологии);
  • способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия нерациональной деятельности человека (составление писем, сюжетно-ролевые игры, исторические ситуации);
  • обеспечивают формированию интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей);
  • развивают исследовательские навыки и умения;
  • закладывают основы проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных исторических событий);
  • вовлекают учащихся в практическую деятельность (пополнение экспозиций школьного музея);

На занятиях применяются различные виды деятельности::

  • викторины;
  • выставки;
  • конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы и средства обучения: рассказ, беседа, диспут, игра, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои собственные выводы, формируя важнейшие культурно-исторические ориентиры для понимания современного общества на основе изучения исторического опыта нашего края.

Как наглядный материал применяются репродукции картин, электронные презентации, составленные самостоятельно и заимствованные у коллег в сети Интернет.

Обучение предусматривает получение знаний не только на занятиях в кабинете, но во время экскурсий, практических работ и нацелено на общее развитие ребят, развития внимания.

Реализация образовательного модуля способствует развитию способностей одаренных детей, через использование деятельностного подхода в организации учебных занятий, групповых и парных форм обучения, планировании и реализации творческих заданий. С позиции обеспечения одаренных учащихся необходимо особое внимание обратить на использование метода проекта при проведении некоторых занятий, направленных на получение образовательного продукта в форме учебного проекта. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе метода проектов лежит развитие  познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект способствует формированию и развитию ключевых компетенций школьников, обеспечивает возможность проявления разных видов одаренности учащихся.

Используемые методы и формы обучения обеспечивают эффективности образовательного модуля.

Конспекты занятий

Раздел «Где мы живем?» (3 часа)

Занятие № 1

Тема: «Наш край – часть России». Экскурсия в музей.

Цель:  создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
• закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания обучающихся по истории родного города;
• развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

Оборудование:

для учителя – блокнот, карандаш, фотоаппарат;

для детей – блокнот, карандаш, фотоаппарат (по возможности).

  1. Организационный момент

Предварительная беседа о безопасном поведении на улице, о правилах дорожного движения в городе.

  1. Вступительная беседа о цели экскурсии

- Кто из вас был в музее?

- Что означает слово «музей»?

Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

В мире очень много музеев самой разной тематики.

- Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.

- Сегодня  мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.

- Как надо вести себя в музее?

- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод.

Ваша цель –

внимательно слушать экскурсовода, обращая внимание на экспонаты музея,

выбрать тему, которая заинтересовала вас больше всего,

выделить проблему, которая нуждается в решении,

по окончании экскурсии создать мини - проект по данной теме.

Вы можете объединиться в пары, в группы по 3 – 4 человека, можете работать самостоятельно. Можно фотографировать или делать записи.

Самостоятельная работа учащихся во время экскурсии: записи в блокноте, поиск проблем, обдумывание структуры будущего проекта.

Алгоритм составления проекта:

Этап

Задачи

Деятельность проектной группы

 Ценностно-  ориентационный:

Определение проблемы (темы). Построение модели деятельности. Выбор участников творческой группы

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, осознание мотива и цели деятельности. Рефлексия

 Конструктивный:

  Планирование

 

 

 

 

 

 

 

 Принятие решения

 

 

 

 Выполнение

 

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор оборудования и критериев оценки результатов реализации проекта. Распределение ролей в группе.

 

Формулирование задач, сбор необходимой информации, составление плана работы над проектом. Выбор и обоснование критериев успеха. Рефлексия.

 

Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Обработка информации. Синтез и анализ идей. Рефлексия.

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление. Рефлексия.

Оценочно-рефлексивный

Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов.

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности. Учёт критических замечаний. Рефлексия.

Презентативный

Подготовка проекта к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка

Подготовка продукта деятельности к презентации. Защита проекта (может быть как игровой (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза)так и неигровой форме. Рефлексия.

  1. Домашнее задание

Просмотреть различные источники информации, сделать краткий обзор литературы по истории родного края по примерной схеме: автор, название, год издания, жанр.

  1. Итог. Рефлексия

Кто доволен своей работой?

Какие трудности возникли во время самостоятельной или совместной работы?

Какой вывод сделаем?

Я – понял… Я -  узнал… Я – сделал вывод…

Занятие № 2

Тема: «Народы края»

Форма проведения занятия: викторина.

Цель занятия: расширить кругозор детей по истории ХМАО.

Задачи:

  • Учить самостоятельно давать ответы  на поставленные вопросы устно и письменно.
  • Развивать чувство национальной гордости, любви к малой родине, к родному Отечеству.
  • Воспитывать чуткое, неравнодушное отношений к народам края

Оборудование:

  • Эпиграфы: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (В.М. Васнецов);
  • «Народ умирает, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф. Абрамов);
  • Выставка картин известных художников: П. Бахлыкова, А. Игошева, создавших серию картин о Югре, о её природе;
  • Жетоны, грамоты, дипломы, призы.

План проведения игры:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Разминка – конкурс на самого лучшего знатока пословиц о Родине.
  3. Основная часть – викторина.
  4. Награждение победителя.
  5. Выводы.
  6. Заключительное слово ведущего.

Ход викторины

I. Вступительное слово

Россия – это великая наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть край, уголок, в котором он родился. Другими словами это называют малой родиной. Это самый близкий сердцу уголок, где родились твои родители, родители твоих родителей. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – Югра.

Сегодня мы надеемся услышать четкие и точные ответы игроков, убедиться в хорошем знании игроками истории Югры, т. е. нашей малой родины.

Задача игроков – дать точный ответ. За каждый правильный ответ вручается жетон, который следует сохранить до конца игры.  К концу игры жюри посчитает количество жетонов, полученные игроками в ходе игры и объявит победителя.

II. Игра со зрителями

Пока игроки готовятся к викторине, с болельщиками и приглашенными можно провести блиц-конкурс на лучшего знатока пословиц о Родине.

III. Викторина

1. Югры (Угры), остяки, ханты - три названия одного и того же народа. Самое точное ханты. Что же означает это слово?

2. Для хантыйских племён основным средством существования являлось рыболовство. Учёный путешественник Палас писал: «Остяков можно сравнить с рыбаками, потому что рыболовство у них всё лето, да и зимою первейшее упражнение и пропитание». Из чего же они изготавливали сети и невод?

3. У хантов не было возможности выращивать хлеб, из-за сурового климата. Да и не были они знакомы с земледелием. Но всё же  научились изготавливать хлеб.  Из чего ханты готовили муку для выпечки хлеба?

4. Ханты вели полуоседлый образ жизни. От холода и жары они строили жилища. Зимой их утепляли шкурами, летом - крыли берестой. Иногда строили простые срубные постройки, рыли землянки и полуземлянки для жилья. Как же называлось основное жилище хантов?

5. Ханты не только рыбачили, но и были прекрасными охотниками. Они ходили в тайгу не только за белкой и зайцем, но и на медведя. Какие приспособления использовали ханты на охоте, и кто был их самым лучшим помощником?

6. Зимой было очень холодно и ханты вынуждены были шить тёплую одежду из шкур убитых ими животных. Из чего ханты изготавливали иглы и нити для шитья?

7. Не только шкуры животных ханты использовали для изготовления одежды.  Из чего же ещё они шили  одежду и даже обувь?

8. Кости, чешую, плавательные пузыри рыб ханты не выбрасывали. Это очень экономный народ. Тому, что мы с вами выбрасываем, они находили своё применение. Для чего ханты использовали эти части рыб?

9. Весь мир, верили ханты, заселён духами. Благополучие, жизнь, здоровье, успех промысла зависит от них. У хантов были особые люди, которые могли видеть духов, вступать с ними в контакт, Как ханты звали этих людей?

10. 29 мая 1965 года получен первый фонтан Самотлорской нефти. Чья бригада пробурила скважину?

11. Что в переводе с хантыйского языка означает слово «Самотлор»?

15. Каждый город имеет свои символы. Одним из них является герб. Что изображено на гербе города Нижневартовска?

IV. Награждение победителей

V. Выводы

В завершение викторины хочется поблагодарить игроков за их хорошие знания истории малой Родины. Вы и дальше продолжите знакомство с её богатой историей, более того, вы приумножите богатства Югры, созданные старшими поколениями – вашими родителями, родителями ваших родителей.

Мо-ло-дцы!

VI. Заключение

Завершим нашу встречу четверостишием Ю. Шесталова «Знает не тот , кто много жил…» (Перевод С. Ботвинника)

Знает не тот, кто много жил.
Знает тот – кто много дорог исходил.
Много дорог – у знатока.
У идущего – много дум.

Занятие № 3

Тема: «Югра в древности»

Цель занятия: актуализировать представления школьников о древнейшем периоде истории человеческого общества.

Задачи:

  • Проанализировать уровень жизни людей древности в условиях Севера Западной Сибири.
  • Развивать:

- хронологические и картографические умения учащихся;

- умения самостоятельно работать с несколькими источниками информации;

- умения давать обобщающую характеристику исторических фактов по плану, предложенному учителем.

  • Воспитывать чуткое отношение к окружающей среде на примере положительного опыта коренных жителей в древности, их умения жить в гармонии с природой.

Оборудование: ПК, проектор, презентация.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Психологическая минутка.

Создание «Азбуки добрых слов».

Слова на букву «П»: прекрасный, положительный, позитивный, прилежный, примерный, предприимчивый, приятный, простодушный, правовой, правильный, практичный.

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Тема нашего занятия «Югра в древности»

Сегодня нам предстоит большая работа. Мы создадим устный журнал «По страницам древней истории Югры». Для чего необходимо

  • изучить информацию в разных источниках;
  • создать страничку для журнала;
  • презентовать страничку.

III.Вступительная беседа.

Вспомните из истории древнего мира:

  • Когда, примерно, появился человек современного вида?
  • В каких районах земного шара обнаружены места его обитания?

IV.Деятельность учащихся

Работа в группах, парах, индивидуально по музыкальное сопровождение.

Создание  устного журнала «По страницам древней истории Югры»

Можно работать самостоятельно, в паре или в группе.

Дети создают странички для журнала: «Север Западной Сибири в каменном веке», «Север Западной Сибири в энеолите» и «Север Западной Сибири в бронзовом веке». Затем презентуют результаты работы.

V. Рефлексия по результатам оформления устного журнала

Подведем итог нашей работы.

У нас получился устный журнал. Для чего необходима такая работа?

VI. Сообщение новых знаний:

В древности здесь обитали мамонты, шерстистые носороги, бизоны, пещерные львы, северные олени и другие крупные млекопитающие. Пойма рек Оби и Иртыша считается одной из главных областей обитания мамонтов. В это время, около 15 — 13 тыс. лет назад, в центральной части Западной Сибири уже обитали люди.

Далекие предки нынешних угров этот край начали заселять вместе с другими древними племенами примерно в VII-VI тыс. до н.э. Предполагают, что они пришли сюда со своей прародины, находившейся, вероятно, в Северо-восточной Европе, между Средней Волгой и Уралом.

Примерно тогда же сильно заболоченная тайга приобретала близкий к современному вид; Складывалась и система рек и озер, изобиловавших рыбой и водоплавающей дичью. Главная река края, Обь вместе с ее левым притоком Иртышом, длиной 5410 км, — самая протяженная в России.

Река дала имя обским уграм, предкам современных народов хантов и манси. Они остались жить в таежном краю, в то время как степные угры, венгры, ушли на запад. Но они сохранили родство языков, принадлежа к уральской языковой семье. Внешний облик хантов и манси сохраняет черты древней загадочной уральской расы, в которой сочетаются европеоидные и монголоидные черты.

Жители тайги в совершенстве приспособили свой уклад жизни к суровым условиям края. Уже в каменном веке сложилась система комплексного промыслового хозяйства, сочетавшая охотничьи и рыболовческие занятия. Многие способы и приемы охоты того времени дожили до наших дней.

Тысячелетиями складывались и верования хантов и манси. Они представляют собой сплав мифов, ритуалов, магии, тотемизма, шаманизма и различных культов, связанных с охотой и рыболовством. К древним образам Матери-Земли и Отца-Неба добавились многочисленные божества и духи предков, семейно-родовых святынь, духи-хозяева рек, рощ, лесов, камней, деревьев, зверей, рыб и т.п. Главенствующую позицию занял небесный бог Торум (Нуми-Торум), чье имя означает «небо», «вселенную» «погоду»; его называют также «светлым», «золотым» и «великим».

В VII —V тыс. до н.э. в Северо-Западной Сибири население начало выращивать злаки, разводить домашних животных и вести оседлый образ жизни. Появилась керамика, складывались местные традиции металлообработки.

  1. Домашнее задание:
  • Нарисовать иллюстрации к устному журналу «По страницам древней истории Югры»;
  • Продумать дизайн будущего журнала.
  1. Итог. Рефлексия.

Кто доволен своей работой?

Какие трудности возникли во время самостоятельной или совместной работы?

Какой вывод сделаем?

Я – понял… Я -  узнал… Я – сделал вывод…

Раздел «Духовная культура югорских народов» (3 часа)

Занятие 4

Тема: «Мифы, предания, сказки народов Западной Сибири»

Цель занятия: познакомить с мифами, преданиями  и сказками  коренных жителей Приобья.

Задачи:

  • Сформировать систему знаний о  мифологической  картине мира в ранних и поздних сказаниях коренных народов края.
  • Развить умение работать с историческими источниками.
  • Воспитание уважения к историческому прошлому  коренных народов Севера.

Оборудование: выставка книг (справочники, энциклопедии, книги по мифологии Югры, художественная литература с произведениями писателей и поэтов Югры) по теме «Мифы, предания, сказки народов Западной Сибири».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Психологическая минутка:

Создание «Азбуки добрых слов».

Слова на букву «Т»: творческий, талантливый, терпеливый, трудолюбивый, торжественный.

  1. Проверка домашнего задания
  • Выставка иллюстраций к устному журналу «По страницам древней истории Югры», подготовленная детьми. Беседа.
  • Выступления детей с предложениями дизайна будущего журнала.
  1. Постановка темы занятия.

- Прочитайте строки, написанные на доске.

Не было ни земли, ни воды, был был только один Нум-Торум…

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?

IV. Работа над новым материалом

О мифах, преданиях и сказках как важных письменных источниках по истории родного края.

- Вам предстоит работать самостоятельно. Ваша задача: поработать с разными мифами, преданиями и сказками, постараться понять их основную идею, записать ее, при необходимости задать вопросы.

Работа в группах по 4 человека.

1 группа. Сотворение мира.

2 группа. Как кулик землю достал.

3 группа. Черт и бог.

4 группа. Дочери солнца и месяц.

5 группа. Шестиногий лось.

Вывод обучающиеся делают, самостоятельно обобщив высказывания представителей групп. Учитель корректирует ответы.

  1. Физкультминутка.

Под музыку дети изображают различных северных животных, которых коренное население считает священными.

  1. Рефлексия.

Удалась ли самостоятельная работа?

Какие трудности возникли во время работы с письменными источниками?

  1. Домашнее задание

Подготовить на пересказ любую понравившуюся сказку народов Севера. Выделить в ней поднятую проблему. Выразить свое отношение к ней.

  1. Итог

Я – понял… Я -  узнал… Я – сделал вывод…

Занятие 5

Тема: «Представления таежного населения о духах и душе»

Форма проведения занятия – познавательная игра.

Цель занятия: сформировать систему знаний о представлениях таежных жителей о душе, духах и окружающем мире.

Задачи:

Учить самостоятельно давать ответы на поставленные вопросы устно и письменно.

Развивать:

  • умение самостоятельно выполнять задания
  • навыки учебного сотрудничества: умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;
  • познавательный интерес к предмету.

Воспитывать чуткое отношение к окружающему миру на примере положительного опыта коренных жителей, их умении жить в гармонии с природой.

Оборудование:

Карточки задания, листы контроля, карточки названия станций, маршрутные листы, компьютер, проектор, электронная презентация.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Интересная игра сегодня у нас,

В ней будет участвовать каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Я верю, что каждого ждет успех,

Душою болею за вас за всех.

Дети разбиваются на три группы по желанию. Выбирается капитан команды. Капитаны вытягивают карты (маршрутные листы) для своей группы.

В игре 3 станции. Задача команд: выполнить задания по станциям.

Оборудование кабинета: 4 стола с названием станций находятся в разных местах кабинета, за каждым сидит ответственный (представители родителей (учителей, обучающихся)).

  1. Организация работы групп учащихся

Условия игры: на каждой станции каждый обучающийся получает задание и работает самостоятельно. Всем группам дается одинаковое определенное время, по истечению которого карточки сдаются. Группы переходят на следующую станцию. Ответственные проверяют сданные карточки и выставляют количество баллов в листы контроля.

Задания на станциях:

Станция «Священные животные»

Из списка выпиши названия священных животных народов Севера.

Кит, комар, тигр, лось, белка, дятел, лисица, дельфин, страус, язь, ласка, клест, волк, носорог, тушканчик, бурундук, щука, вобла, сорога, медведь, собака, лошадь.

Станция «Единство окружающего мира и человека»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Древние обитатели тайги очень зависели от внешнего мира. Они полностью отожествляли себя с обитателями тайги. Особенно ярко это проявляется в том, что юганские ханты считали, что их род ведет происхождение от каких-либо представителей животного мира. Например, они были убеждены, что образ  жизни их братьев – бобров мало отличается от человеческого. Они тоже строили себе дома, перегораживали реки, имели семьи, воспитывали детей и делали для них игрушки. Обитатели тайги считали, что животные и растения понимают язык людей. Когда ханты приходилось ночевать в лесу и они вынуждены были наломать лапника для ночёвки, они объясняли дереву, что причиняют ему боль не нарочно, а по жизненной необходимости. Считалось, что нельзя приносить вред природе точно так же, как и людям-соседям.

  1. В чем сходство человека и животного, по мнению юганских хантов?
  2. В каких поступках проявлялось бережное отношение человека к окружающему миру?

Станция «Всезнайка»

  1. Как обские угры называли сверхъестественных существ:

А) духами,

Б) идолами,

В) сатаной.

2. Небесное божество, хозяин Верхнего мира:

А) Куль-Отыр,

Б) Калтащ,

В) Торум.

3. Наиболее почитаемый представитель животного мира у древнего и средневекового населения Западной Сибири:

А) бобр,

Б) медведь,

В) олень.

4. Наиболее ранний миф эпохи неолита. Это миф о:

А) ныряющей птице,

Б) стоящем медведе,

В) плывущем бобре.

5. Какая вера была у народов Севера:

А) христианская,

Б) мусульманская,

В) языческая.

III. Итог игры

Пока идет подсчет баллов, проводится викторина «Знатоки истории».

Подсчитывается общее количество баллов для каждой группы. Определяется группа победитель.

Подсчет баллов каждого участника определяет победителей «Знатоков природы». Награждение медалями за 1, 2, 3 места.

IV.Домашнее задание

Опережающее задание: составить опорный конспект на тему «Устройство мира в представлениях народов Севера».

V.Итог

Я – понял… Я -  узнал… Я – сделал вывод…

  



Предварительный просмотр:

Дидактический материал по истории родного края, направленный на формирование универсальных учебных действий

  1. "Умные" тесты (проверяют не столько знание фактов, сколько понимание характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое тестовое задание может стать основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся)).

1. За какое преступление остяки наказывали человека застигнутого на месте преступления таким образом: «раздевали донага, привязывали к дереву, оставляя на съедение комарам и муравьям».

А) за убийство зверя 
Б) за сруб дерева
В) за разжигание костра

2. Выберите факторы, относящиеся к активному способу охоты и к пассивному. Материал распределите по группам:

Активный -                                          Пассивный -

  1. Отстрел соболя и белки;
  2. Преследование лося по насту;
  3. Использование ям-ловушек;
  4. Установление настороженных луков;
  5. Тормовка лося;
  6. Разрушение бобровых хаток;
  7. Установка слопцов;

II. Задания на установление причинно-следственных связей, на развитие умения работать с информацией, на развитие творческих способностей учащихся.

Задание № 1.

Инструкция: внимательно прочитайте задания и ответьте на поставленные вопросы.

1.      Политика государства по отношению к обским уграм вызвала нарастание антирусских выступлений. Определите, каковы причины антирусских выступлений.

А) "… положен на них ясак не в меру";

Б) агрессивные действия русских по отношению к обским уграм;

В) неумелая политика на местах;

2.      Вы знаете, что обские угры были язычниками и культ совершал шаман. Объясните, почему простое население верило в магию шамана.

Задание № 2.

Инструкция: вам предложены ряд понятий. Ваша задача придумать к ним не менее 2 ассоциаций и объяснить свой выбор.

Например:

Реформа - проводить, удачная и т.д.

Воевода -

Ясак -

Аманатство -

Шаман -

Камлание -

Идолопоклонничество -

Задание № 3.

Инструкция: вам предлагается схема управления краем. Ваша задача объяснить ее.

Уезд

Воевода

 Приказная (съезжая) изба.

Дьяк или подьячий "с приписью"

Задание № 4.

Инструкция: данное задание основывается не столько на умении рисовать, сколько творчески подходить к его выполнению.

Как вы представляете себе языческие верования обских угров. Изобразите ваши представления в виде рисунка.

  1. Задания на  систематизацию,  сравнение, составление логических схем, выявление существенных признаков.

Задание 1. Сравните два вида поселений существующих в энеолите и бронзовом веке? Чем они отличаются и что в них общего? Результат работы оформите в виде таблицы.

Задание № 2. Определите, по какому признаку образованы ряды:

1.        Технологическая керамика, льячка, тигель, литейщик ___________________

2.        Слопец, черкан, тамга, тормовка _____________________________________

3.        Малица, сах, гусь, чирки ____________________________________________

4.        Торум, Калтащ, Мир-сусне-хум, Куль-Отыр ____________________________

Задание № 3. Заполните схему: «Отличия большой патриархальной семьи от малой семьи».

  (Члены семьи)                (размеры и                 (Члены семьи)                (размеры и

кол-во  домов                                       кол-во домов            

в поселении)                                      в поселении)

  1. Задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников.

Задание № 1. О каких праздниках, устраиваемых коренным населением, говорится в тексте:

1. «…В этот день Весну приносит на крыльях небесная Дева. Ханты называют ее Торум-Эви, а манси Урин-Эква. Уставшие от зимы люди привечают вестницу весны. Женщины выбрасывают из колыбелей старую труху, чтобы эта птица погрела лапки. Этот день празднуют 7 апреля, и он приурочен к христианскому празднику Благовещение. На тальниковое дерево вешали разноцветные ткани и ленты, калачи, чашки с саламатом. Если эта птица сядет на вершину дерева, то весна будет затяжная, а вода - большой. Люди устраивали в этот день игры и танцы».

И этот праздник называется ____________________________________

2. «…В этот день приносили жертвоприношение духам Воды. Этот праздник связан со вскрытием рек или спуском на воду новой лодки. В этот день местные жители устраивали ритуальные гонки на лодках при посещении святилищ». Этот праздник называется _____________________________________________

3. «…Этот праздник проводился после удачной охоты, и на него собирались жители окрестных юрт. Чтобы умилостивить душу убитого животного, охотники оказывали почести его голове и шкуре, сохраняли его кости. Люди устраивали ритуальные танцы и представления, прося у животного прощение за его убийство». Этот праздник называется _______________________________

Задание № 2. Определите, о каком княжестве идет речь:

1. Это древнее остяцкое княжество находилось к северу от Коды, в бассейне одноименного правого притока Оби. В 1587 г. князья этого княжества признали власть Москвы и стали платить дань. Позднее это княжество утратило свою самостоятельность и стало ясачной волостью Березовского уезда.

2. Это княжество в конце XYI сумело сохранить известную долю самостоятельности, в его владениях был поставлен русский город Сургут. После разгрома нарымских селькупов, когда отпала нужда в военной помощи населения этого княжества, его независимость была ликвидирована.

3. Это остяцкое княжество располагалось в низовьях Оби. На территории этого княжества был основан в 1596 году современный город Салехард. Благодаря своему географическому положению, княжество очень долго сохраняло значительную долю независимости.

4. Название этого княжества, первого из расположенных на Иртыше остяцких владений произошло от имени легендарного богатыря Нозинга. Его столицей являлось Кошелево городище. Княжество было разгромлено ермаковцами и лишилось своей самостоятельности.

5. Это княжество располагалось на Иртыше. Его название переводится как «болотистая местность». Столица этого княжества Чукас-вош стояла на высоком берегу Иртыша.

6. Этим княжеством правил князь Самар. Ему подчинялись 9 остяцких крепостей – центры местных княжеств. В 1583 году княжество разгромили казаки Ермака, а князь Самар погиб.

V. Задания на определение персоналий по приведенной характеристике.

Задание № 1. Биографическая задача. Определите, о ком идет речь: 

  1. Князь Стефан.                        ________
  2. Иван Калита.                        ________
  3. Анфал Никитин.                        ________
  4. Тюменский хан Ибак.                ________
  5. Эмир Едигей.                        ________
  6. Хан Тохтамыш                        ________

А) «…Это последний выдающийся хан единой и сильной Орды. Он сжег Москву в 1382 году. После гибели своего отца, он бежал к правителю Средней Азии эмиру Тимуру. Но в 1384-1396 годах он вел войну со своим бывшим покровителем за территории, завещанные потомкам Джучи еще Чингисханом. Эту борьбу он проиграл. Вплоть до своей гибели он вел борьбу с Едигеем в Сибири».

Б) «…Этот тюменский хан в 1481 году сделал попытку ликвидировать Волжский торговый путь. Он захватил ордынскую столицу Сарай и увел оттуда всех купцов в Тюмень. Во время «стояния на Угре» он был союзником московского великого князя Ивана III. Был убит после взятия Тюмени местным татарским феодалом Мухаммед-беком».

В) «… Он был основателем первого русского городка на Верхней Каме, в прошлом воевода, состоявший на службе сначала у Новгорода, а потом у Москвы, был предводителем пиратской вольницы, которая не признавала ничьей власти. Свой городок он превратил в базу  ушкуйничества».

Г) «… Московский князь, который конфликтовал с Новгородом из-за уплаты общерусской дани. Он требовал от новгородцев, чтобы они предоставили для уплаты дани «серебро закаменьское», то есть, сибирское. В результате это требование новгородцы удовлетворили».

Д) «… Этот князь возглавил венгерское королевство. Получил от папы Римского королевский титул и объявил католичество государственной религией. С его имени начинается история феодального Венгерского королевства».

Е) «… Он разгромил Тохтамыша, стал новым правителем Золотой Орды. Ему пришлось воевать с сыновьями Тохтамыша, и в результате во время сражения на Яике с одним из сыновей Тохтамыша, он погиб».

        Задание № 3.  Соотнесите судьбу героев казачьих походов и их имена:

Алексей Галкин

Этот березовец 20 лет провел в Забайкалье, воевал и строил остроги, в звании атамана вернулся домой.

1.

Тугарин Федоров

Вместе с сургутскими казаками прошел вверх по Ангаре и взял ясак с тунгусских и аплинских князцов.

2.

Юрий Гаврилов

Первый атаман березовских казаков, погиб в походе на Мангазею.

3.

Ян Плешевский

С отрядом березовцев участвовал в мангазейском походе князя Мирона Шаховского. Оставшиеся в живых казаки, дали обет: совершить паломничество в Соловецкий монастырь.

4.

Яков Чермный

Возводил Пелым, Сургут, основал Нарымский острог, участвовал в освобождении Москвы от польских интервентов.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

ЗУН

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

«Где мы живем? (3 часа)

1

1

Наш край – часть России.

Экскурсия в музей.

Знать понятия: Сибирь, региональный компонент, региональная история.

Уметь: находить на исторической карте места проживания населения Западной Сибири, делать выводы об особенностях исторического развития края, в котором проживают.

1

1

2

2

Народы края.

Викторина.

1

1

3

3

Югра в древности

Знать понятия: керамика, миграция, нарты, активная и пассивная охота, запорное рыболовство, каменный век, бронзовый век, присваивающее и производящее хозяйство, меднокаменный век, традиционное хозяйство.

Уметь: сравнивать Югру в древности с современной Югрой, самостоятельно работать с несколькими источниками информации.

1

1

«Духовная культура югорских народов» (3 часа)

4

1

Мифы, предания, сказки народов Западной Сибири

Знать: понятия религия, язычество; разнообразие мифов, преданий и сказок древних народов Югры.

Уметь: работать с историческими документами (мифами, преданиями, сказками).

1

1

5

2

Представления таежного населения о духах и душе.

Познавательная игра.

Знать: основные понятия – горизонтальное устройство мира, вертикальная модель мира, культ предков.

Уметь:  отстаивать свою позицию, задавать вопросы, аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

1

1

6

3

Устройство мира.

Краеведческая игра.

1

1

«Югра в средние века» (3 часа)

7

1

Ранние угорские княжества.

Сообщения.

Знать: причины и процесс формирования угорских княжеств.

Уметь: выполнять самостоятельную поисковую деятельность по получению знаний о нашем крае в эпоху средних веков.

Разработать проект по теме:

1 группа: «Жизнь и быт угорских князей и их челяди»

2 группа: «Хан Кучум – друг или враг?»

1

1

8

2

В Югру за данью

1

1

9

3

Поход Ермака в Сибирь.

Практическая работа «Поход Ермака на исторической  карте»

1

1

«Под властью Москвы» (4 часа)

10

1

Служилые люди.

Краеведческая викторина.

Знать: содержание должностных обязанностей государственных и местных служилых людей.

Уметь: работать с репродукциями картин, оценивать факты; сравнивать, обобщать; объяснять сущность мотивов, целей и результатов деятельности служилых людей в истории Сибири.

1

1

11

2

Антирусские выступления.

Спектакль.

Знать: сущность и причины антирусских выступлений.

Уметь: работать с картой и дополнительными источниками информации, анализировать учебный текст; давать самостоятельную оценку событиям и обосновывать выводы.

1

1

12

3

Крещение иноверцев

Знать: причины медленного охристианивания аборигенов, роль и значение церквей и монастырей Нижнего Приобья в духовной жизни коренного населения

Уметь: определять личную позицию в оценке факта расширения сферы влияния Москвы на Югорские земли.

1

1

13

4

Югорская земля в XVII веке.

Конкурс.

Знать: о возникновении первых русских городов в Западной Сибири,  условиях и обстоятельствах строительства их, внутреннем и внешнем виде, необходимости постройки острогов.

Уметь: проводить исследовательскую работу; анализировать исторические источники; работать с картой; проводить аналогию.

1

1

«Югра – часть Российской империи» (4 часа)

14

1

Население земли Югорской в XVIII веке.

Игра.

Знать: на какие социальные группы делилось население края в XVIII веке; степень зависимости населения от государства и местных властей

Уметь: строить рассуждения, правильно оформлять исследовательскую работу, готовить выступление, выступать перед аудиторией.

1

15

2

Влияние петровских реформ на жизнь местного населения

Знать: степень влияния петровских реформ на местное управление

Уметь: работать с источниками.

1

16

3

Города Сибири. Виртуальная экскурсия.

Знать: о политических ссыльных в Сибири, их роли в истории нашего края; о процессах взаимовлияния и взаимопроникновения культур русского и коренного населения земли Югорской.

Уметь: характеризовать историческую личность, проводить поиск необходимой информации в разных источниках, делать обобщающие выводы.

1

17

4

Югра – место ссылки заключенных

1

1

Всего:

17

6

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС

Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....

Рабочая программа "История родного края", 5 класс

Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы  с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...

Аннотация к рабочей программе по истории родного края 6 класс

Аннотация к рабочей программе по истории родного края содержит цели, перечень технологий, планируемые результаты....

Рабочая программа по истории родного края 8 класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебно...