Выработка сознательного отношения к историческому прошлому через проектно-исследовательскую деятельность учащихся
статья по истории (5 класс) на тему
Методические рекомендации по реализации Историко-культурного стандарта в урочной и во внеурочной деятельности в области выработки сощнательного отношения к историческому прошлому через проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Материал рассматривает вопросы периода перехода на ФГОС второго поколения в рамках одного учебного заведения - Гимназии № 7 г.Тамбова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrabotka_soznatelnogo_otnosheniya_k_istoricheskomu_proshlomu.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Выработка сознательного отношения к историческому прошлому через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Учитель истории и обществознания
МАОУ «Гимназии № 7
имени Святителя Питирима,
епископа Тамбовского»
Долгова Светлана Алексеевна
Историко-культурный стандарт предъявляет довольно серьёзные требования к современному историческому образованию. Среди основных задач преподавания истории в школе, документ выделяет выработку сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям. Это означает, что учащиеся должны проявлять большую активность как на уроках, так и во внеурочное время. Поэтому наличие учебно-методического комплекса, включающего в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборников исторических текстов, атласов, безусловно, необходимо. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой так же и при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий. Роль учителя в этом трудоёмком процессе не менее важна. Учителю предстоит не только научить работать со всем этим набором, но и стать координатором учебных действий школьника. При этом следует не забывать и об интересе к истории, сознательном отношении к отечественной истории.
Второй важной задачей, является необходимость уделить особое внимание личности в истории, причем, не столько через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки. В этом случае, ученикам предстоит кропотливая работа, как с монографической литературой, так и с художественной, включая фильмы. Здесь и потребуется учителю оказать помощь своим ученикам: объяснять, направлять, рекомендовать и т.п.
В связи с этим возникает вопрос, как соединить эти две задачи, успешно выполнить их, и не погубить интерес к истории учащихся. Один из вариантов решения этой проблемы – проектно-исследовательская деятельность школьников. Она позволяет детальнее изучить события, явления и личности, погрузится в эпоху, дать верную оценку этим важным аспектам. Ученики погружаясь в изучение той или иной эпохи, узнают много нового, что находится за страницами учебника, лучше понимают сложные причинно-следственные связи того или иного явления, поступки как отдельных людей, так и целого поколения, народа. Все это весьма длительный и кропотливый труд, где важна роль учителя-наставника на каждом этапе работы над проектом. В процессе работы над темами своих проектов ученики привлекают различные ресурсы, в т.ч. и информационно-компьютерные, учатся культуре оформления своего маленького научного труда. Защита же самого проекта помогает ребятам не только представлять результаты труда, но и реализовать свои способности, получить удовлетворение от своей работы, а возможно и определить своё будущее направление исследования.
Тем более, что эта деятельность сейчас является обязательной в рамках новых ФГОС. Ученики, начиная с 5 класса, работают в течение года над выбранной темой проекта по истории или обществознанию, а затем защищают свои работы, получая оценку. А поскольку эта работа учащимися будет проводиться ежегодно, то и система работы учителя в этом направлении должна иметь свои правила. Первое, что следует отметить - это необходимость учащимся иметь не просто представление о самом проекте, но и осмысленное погружение в тему. Безусловно, это не просто, поскольку надо учитывать не только интерес школьников к тому или иному вопросу истории, но и возрастной фактор – пятиклассникам темы проектов должны быть по силам и не представлять очень сложные, глобальные вопросы. Подобное явление не редкость в наших школах. В новых учебниках истории нам уже представлены не только темы проектов, но и материал, ресурсы, которыми ученик может пользоваться при работе. Второе – это план работы по выбранной тематике. На данном этапе учитель должен доступно объяснить, как следует работать, что использовать и т.п. Далее следует обратить внимание на состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты.
Из опыта работы над проектной деятельностью в течение двух лет в нашей гимназии, учителя руководствуются следующими правилами работы: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности - письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (презентация) с указанием для всех проектов:
а) темы проекта, актуальности поставленной проблемы, исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта (план работы) и полученных результатов, выводов, результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность;
в) списка использованных источников.
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
В нашей Гимназии переход к такому роду деятельности облегчался многолетней деятельностью НОШ и участием наших учащихся как в итоговой конференции «Истоки истины» в апреле, так и в конкурсах и конференциях других уровней – «Грани творчества», «Первые шаги в науку», «Путь в науку», «Менделеевский конкурс исследовательских работ» и др.
В рамках работы секции общественных наук НОШ гимназии, была успешно реализована программа дополнительного образования «Школьник-исследователь». В процессе реализации программы учащиеся смогли получили возможность, не только познакомиться с научно-исследовательской деятельностью, но и реализовать свои темы проектов. Выступая с уже готовыми работами, как потом говорили учащиеся, они получали удовлетворение от проделанной работы, хорошие навыки исследовательской деятельности, что им пригодилось впоследствии. Старшеклассники-победители различных исследовательских конкурсов становились членами жюри заседания секции общественных наук НОШ Гимназии «Малых истоков истины», где 5-6-классники защищали свои проекты. Ребята уверенно отвечали на дополнительные вопросы, со знанием дела рассказывали о личностях в истории, об истории родного города (детали и сюжеты из краеведения) и т.п. Это - праздник, как для младших школьников, так и для старшеклассников, которые почувствовали себя в роли наставников, учителей. И, безусловно, главное - это, то, что ребята смогли открыть для себя новые страницы истории, понять важность изучения родной истории, осознать себя наследниками страны с великим прошлым, которым мы можем и должны гордиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсаль...
Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...
Развитие творческих способностей учащихся через проектно- исследовательскую деятельность
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ермекеевомуниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан...
Реализация системно- деятельностного подхода через проектно- исследовательскую деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Статья "Патриотическое и поликультурное воспитание учащихся через проектно-исследовательскую деятельность"
Сборник материалов 13 Всероссийской научно-практической педагогической конференции "Поликультурное образование: опыт и перспективы". 24-27 ноября 2020 года, г.Саранск...
«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» отчёт
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела....