Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) по теме

Логинова Елена Васильевна

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issl._deyat.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

округа Муром Владимирской области

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую

деятельность учащихся

на уроках литературы

Логиновой Елены Васильевны,

учителя русского языка и литературы

 первой квалификационной категории

о. Муром, 2010

Обоснование актуальности проблемы

Среди проблем, которые волнуют учителей, основополагающей является проблема формирования коммуникационные технологии школьников. Современный идеал образованности понимается как личность, обладающая информационной, коммуникационной компетентностью, готовностью к самоорганизации и самообразованию. Эти качества личности являются условием социально-экономической и культурно-психологической адаптации социализирующейся личности, необходимой базой ее профессионального и культурного развития в течение всей жизни.

Ведущей социальной задачей школьного образования становится не только подготовка учащихся к самостоятельной деятельности, а формирование системы компетентностей, способов поведения и личностных качеств, которые обеспечат успешную адаптацию выпускника в социо-культурной среде.

 Мощным механизмом формирования самоопределяющейся личности с высоким нравственным, духовным потенциалом, готовой к реализации нестандартных задач, являются уроки литературы и русского языка, индивидуальная работа с учащимися по этим дисциплинам. Искусство слова позволяет влиять на сознание учащихся, определять их социальное поведение и формировать базовые компетентности школьников.

Исследовательская деятельность открывает новые возможности самореализации учащихся, развития их в сфере научного творчества, активной интеллектуальной деятельности.

Цель моей педагогической деятельности – содействовать формированию и развитию речевой культуры личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свой выбор, ориентированный на общечеловеческие ценности, на прогнозирование себя в будущем и владеющей речевой культурой.

План основной части работы

1. Психолого-педагогические особенности старшеклассников и учащихся подросткового возраста.

2. Методы формирования исследовательских навыков учащихся:

- создание проблемных ситуаций на уроках литературы;

- использование метода проектов на уроках;

- использование исследовательского метода.

3. Анализ результативности.

4. Заключение.

5. Приложение.

Психолого-педагогические особенности старшеклассников

Знания психологических особенностей данного возраста помогли  оптимально организовать учебный процесс, выбрать формы и методы, способствующие формированию ценностных ориентации личности, необходимых для профессионального самоопределения.

У учащихся старшего школьного возраста появляются мотив самосовершенствования. Ведущий вид деятельности в данном периоде - профессионально-ориентированное обучение, направленное в будущее. Преобладает познавательная мотивация - учу, чтобы знать и уметь. Главным измерением времени в самосознании юношей и девушек является будущее, к которому они себя готовят.

В этот период учащимся свойственна интеллектуальная активность. Существуют три качественных уровня интеллектуальной активности:

1) репродуктивно-пассивный (учащийся при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа решения);

2) эвристический (учащийся проявляет определенную интеллектуальную активность, анализирует структуру своей деятельности, сравнивает, сопоставляет, открывает новые, оригинальные, остроумные способы решения);

3) креативный (учащийся имеет внутренний мотив деятельности).

К.Д. Ушинский писал: «Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания… Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь…».

Таким образом, одним из основных путей формирования интеллектуальной активности, навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся является целенаправленное моделирование уроков, на которых учащиеся постоянно сталкиваются с необходимостью творчески применять имеющиеся у них знания, умения и навыки, ставятся в условия, требующие от них проявления формируемых профессионально-значимых качеств.

Методы формирования исследовательских навыков учащихся

        Проблемное обучение в сочетании с активными формами и методами - эффективный способ формирования исследовательских навыков у учащихся.

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Проблемная ситуация рассматривается как состояние интеллектуального затруднения, которое всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Выход из проблемной ситуации всегда связан с ее осознанием, формированием и решением.

В своей практике использую следующие виды проблемных ситуаций:

- столкновение учащихся с противоречивыми явлениями, фактами, характеристиками персонажей;

- побуждение учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями о явлениях;

- побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению индивидуальных стилей писателей.

Особенности проблемной ситуации на уроках литературы.

1. При рассмотрении проблемной ситуации на уроках литературы  не всегда можно  довести ее до окончательного  разрешения. Проблемная ситуация на подобных уроках чаще разрешается по принципу наибольшей верности, наибольшей близости мировоззрения читателя и автора произведения.

2. Проблемные ситуации на уроках литературы строятся не только по законам логики. Они призваны разбудить еще художественную интуицию, образное видение, воображение ребят.

3. Задача учителя не самоустранение, не сохранение нейтралитета. Он обязан выявить разнообразные точки зрения, помочь четко их сформулировать, следить за чередованием противоположных аргументов, побуждать обосновывать позицию, глубоко разрешать проблемную ситуацию.

Проблемную ситуацию считаю целесообразным использовать  на любых этапах изучения произведения.

Проблемные ситуации, сохраняя и углубляя интерес к нравственным вопросам, помогают определить их тесную взаимосвязь с социальными и философскими проблемами, отразившими своеобразие мировоззрения автора и особенности его творческого метода. Кроме того, проблемная ситуация зачастую выражена вопросом, который не столько подсказывает альтернативные пути в поиске истины, сколько демонстрирует сложность рассматриваемого художественного образа и опасность безапелляционных заявлений и оценок.

Проблемное изучение произведений художественной литературы приобщает учащихся к творческому поиску, развивающему свойственную юношеству пытливость, остроту ума, парадоксальность мышления, интуицию, активность, стремление быть самостоятельным - все свойства интеллекта и качества характера, необходимые для жизнеспособности личности в условиях социума.

Использование метода проектов на уроках литературы как средство формирования исследовательских навыков

Проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и интеллектуальной  активности учащихся. Метод проектов активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность, креативность. Метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

Проектный метод носит исследовательский характер.

Учебное исследование

Создание проекта

Процесс выработки новых знаний        

Замысел, план

Бесконечное движение вглубь

Четкий план

Возможны "безумные идеи"

Реальные гипотезы и их проверка

Бескорыстный поиск истины

Ориентация на практику

Истинное творчество

Творчество по плану

Свободно, не регламентировано

внешними установками

Заданы границы решения проблемы

Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая. Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации.

Содержание проекта – это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть представлено в виде материального или идеального продукта и обладает личностно или социально значимым смыслом для его участников. Следовательно, для изучения программного материала с использованием метода проектов учителю необходимо проделать огромную предварительную работу, в основе которой лежит перевод учебного материала в плоскость проблемного обучения, с учетом следующей важной особенности: проблема не может быть научно-отвлеченной, она должна носить личностно или социально значимый характер.

Метод проектов является хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности овладевают  базовыми компетенциями, развивают личностные качества, необходимые для жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика. Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания и памяти на уроках географии"

В статье дается материал ,который дает основание применть принципы и моменты с методической точки зрения ,как применять методы и приемы,чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся на урока...

Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)

Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)...

Развитие творческих способностей учащихся через проектно- исследовательскую деятельность

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная  школа с. Ермекеевомуниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан...

Организация работы с одарёнными детьми через проектную, исследовательскую и творческую деятельность в условиях использования УМК (Радченко О.А.) "Вундеркинды"

В работе описывается опыт учителя  в работе с одарёнными детьми по учебникам О.А. Радченко " Вундеркинды". Раскрываются разные формы работы и показывается лестница достижений учащихся....

Статья "Патриотическое и поликультурное воспитание учащихся через проектно-исследовательскую деятельность"

Сборник материалов 13 Всероссийской научно-практической педагогической конференции "Поликультурное образование: опыт и перспективы". 24-27 ноября 2020 года, г.Саранск...

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» отчёт

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела....