Главные вкладки

    Методика. Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания и памяти на уроках географии"
    статья по географии (6 класс) по теме

    Румянцева Вера Александровна

    В статье дается материал ,который дает основание применть принципы и моменты с методической точки зрения ,как применять методы и приемы,чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках,развивать  интерес к учебному предмету и расширять кругозор у  чеников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания и памяти на уроках географии

    В настоящее время идет поиск новых технологий обучения географии, целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся и максимального раскрытия творческого потенциала ученика, что в свою очередь позволило бы развить внимание и память на уроках географии.  В процессе учебной деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательной деятельности, которая заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов как мышление, внимание, память. В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся именно к данному виду деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю.

    Одним из важных процессов организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания является память. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. Она непосредственно не направлена на отражение окружающего мира, а лишь реконструирует и организует уже обретенные знания и понятия.

    Богатыми возможностями для развития внимания и памяти учащихся обладает такой школьный предмет как география. География - интегральный предмет, наука на стыке естественных и общественных наук. При изучении географии, актуализируются знания физики, химии, литературы, математики, биологии. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, реализует школьный учитель.

            География уже сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников необходимо, чтобы не только географическая информация была интересной, но и сам процесс ее получения. Этому достойно может послужить форма организации учебной деятельности – игра, особенно для учащихся среднего звена.

    Для развития внимания и памяти на уроках географии можно использовать разнообразные игры, задания и упражнения. На сегодняшний день разработано большое количество упражнений направленных на тренировку и развитие внимания и памяти, но нет алгоритма выполнения данных упражнений, поэтому задача учителя не только предложить ученикам интересные и увлекательные задания для развития внимания и памяти, но и дать алгоритм решения подобных задач.

    1. Приемы развития внимания

     1) “найди ошибку”

    Этот приём рекомендуется использовать во время объяснения, когда нужно добиться сосредоточенного внимания класса на учебном материале

    Упражнения на развитие внимания

    1. Тема «Гидросфера», урок «Озера»

    ЗАДАНИЕ: Найдите ошибки, допущенные в тексте.

    Озеро - это масса воды или другой жидкости значительного размера, расположенной на суше. Огромное количество озер на Земле - соленые и большинство лежит в Северном полушарии в более высоких широтах. Большие озера иногда упоминаются как «внутренние моря», а маленькие моря иногда упоминаются как озера.

    Большинство озер имеет естественный отток в форме реки или потока, но некоторые не имеют, и теряют воду исключительно испарением и/или подземной утечкой. Их называют окраинными озерами.

    Правильный ответ: Огромное количество озер на Земле - пресные и большинство лежат в Северном полушарии в более высоких широтах.

    Как выполнить данное задание: внимательно прочитайте текст, затем читая отдельно каждое предложение, пытайтесь найти не соответствия. Например, второе предложение, в Северном полушарии в более высоких широтах количество выпадающих осадков больше чем испарение, и значит, большую часть озер данной территории будут составлять пресные озера.

    1. Тема «Гидросфера», урок «Части мирового океана»

    ЗАДАНИЕ: Найдите зашифрованное географическое понятие, дайте ему определение.

    лаовркнегуцдвыолапаимьвбудлвоар

    воарпдфщленгбслвдыжфэфэфжфдвл

    жфдылвоаркнеморесрвоылфдфоврра

    ЗАДАНИЕ: Найдите зашифрованное название океана, определите его максимальную глубину:

    эфжыдвлаопрюябчьстмиихйзцщушшк

    эжтихийлвоэфжыдвлаопршкгнцнствл

    гноащцдьэвоарпхйзущкшгьибмючбьы

    Как выполнить данные задания:

    1. выполнение данного задания начинается с верхней строчки с первой буквы, к первой букве добавляем вторую, складываем в слог, добавляем третью, четвертую. Если в результате сложения первых четырех букв не возникаем зашифрованное слово, то убираем первую и добавляем пятую так до тех пор, пока не сложится нужное слово (понятие, название географического объекта, термин и другое).

    2. попробуйте причитать всю строку целиком как одно слово.

    1. Тема «Гидросфера», урок «Реки»

    ЗАДАНИЕ: Исключите лишнее название. Свой выбор обоснуйте.

    Волга, Объ, Амазонка, Инд

    Как выполнить данное задание: Для начала определите, что за объекты указаны, в данном случае указаны реки. Далее определите, по каким признакам нужно характеризовать реки (местоположение, длина, площадь водосборного бассейна, режим и т.д.), из указанного перечня определите общие черты и различия. Местоположение – три реки протекают на территории Евразии, одна в южной Америке (Амазонка), Длина и площадь водосборного бассейна всех рек разная, режим – две замерзают, две нет и т.д. Оценив по всем характеристикам, найдите верный ответ (Амазонка – протекает в Южной Америке).

    1. Тема «Литосфера», урок «Горы суши»

    ЗАДАНИЕ: Цифрами зашифровано название высочайшей вершины Южной Америки, назовите эту вершину. 132931571

    1-А

    9-Н

    5-Г

    4-Б

    3-К

    8-В

    7-У

    6-Й

    2-О

    Как выполнить данное задание: предложено числовое поле 3х3. Каждой цифре соответствует буква. Задание выполняется таким образом: цифра 1, пишем букву А, потом цифра 3, пишем букву К, далее цифра 2, пишем букву О, цифра 9, пишем букву Н и т.д. При успешной работе должно получиться зашифрованное слово (АКОНГАКУА)

    1. Тема «Литосфера», урок «Горы суши»

    ЗАДАНИЕ: Расшифруйте анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в нее букв).

    1.ТЭЕРВЕС 2. МБОНАЛН 3. ААОНГУККА 4. ЛУБХЕА 5. ДПЕАОБ

    Как выполнить данное задание: Анаграмма - вид простейшего шифра, когда слово разделяется на буквы, и из этих букв составляется набор букв. Нужно одолеть анаграмму и реконструировать спрятанное в ней слово. Анаграмма расшифровывается путем перестановки букв. Например: ТЭЕРВЕС в расшифрованном виде значит ЭВЕРЕСТ, а МБОНАЛН — МОНБЛАН.

    1. Тема «Гидросфера», урок «Реки»

    ЗАДАНИЕ: Отгадайте метаграмму:

    Я - сибирская река,

    Широка и глубока.

    Букву «е» на «у» смени –

    Стану спутником Земли.

    Как выполнить данное задание: Метаграммы - слова-загадки, в которых путем замены одной буквы на другую, можно получить новое слово. Выберите одно из двух понятий (река или спутник), замените в данном слове указанные буквы («е» на «у» или наоборот) получите второе слово (Лена - луна).

    Упражнения на развитие памяти

    1. Тема «План и карта», урок «Градусная сетка»

    ЗАДАНИЕ: Не глядя на карту, дайте правильный ответ.

    1. Россия располагается восточнее или западнее Франции?
    2. Какой город южнее Москва или Санкт-Петербург?
    3. Австралия или Антарктида севернее?
    4. Какой материк Северная или Южная Америка располагается южнее?

    Как выполнить данное задание: Вспоминаем местонахождение указанных объектов относительно градусной сетки (экватора и нулевого меридиана). Если нужно определить восточнее или западнее располагается объект, то рассматриваем положение относительно нулевого меридиана, если – южнее или севернее, то относительно экватора. Рассмотрим выполнения данного задания на примере вопроса № 1. Россия находится к востоку от нулевого меридиана, а Францию нулевой меридиан пересекает, значит, Россия располагается восточнее Франции.

    Упражнения на развитие внимания и памяти

    1. Тема «Литосфера», урок «Повторение. Литосфера»

    ЗАДАНИЕ: Ответьте на вопросы теста.

    Рабочее поле

    1

    2

    3

    4

    5

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    ТЕСТ

    1. ВНИЗ Выберите правильный ответ: Горы на географических картах обозначены ______ цветом:

    1. Желтым              2. Зеленым        3. Коричневым

    2. ВПРАВО Какой цифрой на рисунке обозначен кратер

    3. ВВЕРХ Выберите правильный ответ:

    Самый высокий действующий вулкан в нашей стране:

    1. Эльбрус. 2. Этна. 3. Везувий

    4. Ключевская Сопка.

    4. ВЛЕВО Выберите правильный ответ:

    Равнина, высотой до 200м. называется:

    1.Возвышенностью 2. Плоскогорьем 3.Низменностью.

    1. ВНИЗ Какой цифрой на рисунке цифрами обозначен склон

    6. ВПРАВО Найдите «белую ворону»:

    1. Везувий 2) Джомолунгма 3) Фудзияма 4) Кракатау

    Как выполнять данное задание: Отвечая на вопросы теста, перемещайтесь в указанном направлении на количество клеток, соответствующее номеру ответа. Начало движения в указанной точке. Укажите координаты конца пути.

    Пример решения:

    Рабочее поле

    1

    2

    3

    4

    5

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Начало пути Б2

    Конец пути В3

    ТЕСТ

    1. ВНИЗ Выберите правильный ответ: Горы на географических картах обозначены ______ цветом:

    1. Желтым 2. Зеленым 3. Коричневым (1 ход – три клетки вниз)

    2. ВПРАВО Какой цифрой на рисунке обозначен кратер - цифра 2

    (2 ход – две клетки вправо)

    3. ВВЕРХ Выберите правильный ответ:

    Самый высокий действующий вулкан в нашей стране:

    1. Эльбрус. 2. Этна. 3. Везувий

    4. Ключевская Сопка. (3 ход – четыре клетки вверх)

    4. ВЛЕВО Выберите правильный ответ:

    Равнина, высотой до 200м. называется:

    1.Возвышенностью 2. Плоскогорьем

    1. Низменностью. (4 ход – три клетки влево)

    5. ВНИЗ Какой цифрой на рисунке цифрами обозначен склон - цифра 2 (5 ход – две клетки вниз)

    6. ВПРАВО Найдите «белую ворону»:

    1. Везувий 2) Джомолунгма 3) Фудзияма 4) Кракатау

    (6 ход – две клетки вправо)

    Опыт использования представленных упражнений на уроках позволяет с помощью систематической диагностики памяти и внимания фиксировать улучшение показателей этих видов психологических процессов у учащихся.

    Литература.

    1. Инновационная образовательная программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга «Воспитание интеллекта», СПб, 2011 г.
    2. Введение в психологию/Под ред. А.В. Петровского. М., 1995. Гл. 6.
    3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.М., 2004. Гл. 6 и 8.
    4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/Под Ред. Ю.М. Забродина. М., I980.
    5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
    6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
    7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.,: «Просвещение», 1987.
    8. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М. ,: «Первое сентября», 2004.
    9. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. М. : Рольф, 2000.
    10. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

    Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

    Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

    В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

    Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

    Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

    Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

    Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

    Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

    Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

    «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

    Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействи...