Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)
методическая разработка на тему

Трусова - Рослова Наталья Владимировна

Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности) 

включает в себя следующие компоненты:

- диагностика уровня обученности учащихся географии, уровня критического мышления учащихся;

- программы по курсу географии с разработкой тематических полей проектов и планированием творческих мастерских в межпогруженческом пространстве;

- рефлексивный характер обучения:

-создание условий для включения учащихся в деятельность:

- организация рефлексивно-дифференцированных заданий (оценочных листов по изучаемой теме (приложение 1)) на протяжении погружения в проект и в течение межпогруженческого пространства;

- принцип самостоятельного выбора ученика – самостоятельная формулировка тематического поля проекта: в частности, 9 классы работают над проектами: «Собери город» (тема «Центральная Россия»), 10 классы – «Освоенцы – островитяне» (тема «Природные ресурсы мира», 11 классы – «Построй город!» (тема «Политическая карта мира. Африка.») (приложение 2).

- исследовательские проекты. Оценивание защиты проектов происходит по следующей схеме (приложение 3).

- работа с тестами;

- разработка учащимися серии проблемных вопросов, составление тестов, схем, кроссвордов, дидактических карточек, написание стихов, разработка путеводителей, туристических схем, составление презентаций, подготовка сообщений, политинформации;

- решение задач на пересечение множеств «Властелин колец»;

- новизна в системе работы проявляется в следующем:

- мотивация развития критического мышления и исследовательских умений учащихся;

- организация самостоятельной работы учащихся в течение всего периода обучения (на протяжении погружения в проект и в течение межпогруженческого пространства);

- фасилитация педагога;

- создание ситуации успеха:

- организация «социальной практики» учащихся старших классов (проведение конференций с учащимися среднего звена, например, «Озеро Байкал»);

- создание комфортных условий для деятельности учащихся;

- организация рефлексии учащихся.

Иными словами, в результате работы педагога формируются компетентности личности, необходимые человеку для успеха в современном обществе.

Инновационные методические приёмы контрольно-оценочной деятельности учителя:

Корзина идей, кластер, инсерт, синквейн, водоворот, Игры разума, Сетевая игра, Создание географического образа территории  (приложение 2,4).

Сами проекты учащихся можно видеть на сайте в разделе «Проектные работы учащихся».

Приложение 1

Оценочный лист по теме «Гидросфера»

Дата сдачи:

Требования к освоению темы

№№ контр. задания

Моя оценка

Оценка учителя

Знать понятие «гидросфера»

Знать части Мирового океана

Знать основную номенклатуру Мирового океана

Знать основные черты динамики вод

Знать особенности органического мира Мирового океана

Знать понятие «воды суши»

Уметь определять характерные черты вод суши и закономерности их распределения на Земле

Контрольные вопросы:

  1. Почему Мировой океан называют колыбелью жизни? Животные или растительные организмы преобладают по числу видов в Мировом океане?
  2. Виды волн. Как различаются по своему происхождению и силе ветровые волны и цунами?
  3. С чем связано возникновение течений в Мировом океане?
  4. На какие группы по способу передвижения подразделяется органический мир океана? Приведите примеры организмов, относящихся к различным группам.
  5. Почему вода в Мировом океане имеет горько-соленый вкус? Откуда появились соли в океанской воде?
  6. Что такое теплые и холодные течения? Как они показываются на картах? В каких направлениях движутся?
  7. Какие вы знаете воды суши? Чем отличаются болота от озер?
  8. К чему привязаны котловины озер?
  9. Составь «справочник» основных представителей флоры и фауны Мирового океана.
  10. Составь «справочник» стихийных явлений в Мировом океане.
  11. Расшифруй афоризмы:
  • «морская вода – жидкая руда»
  • «Гольфстрим – водяное отопление Европы»
  • «Гибралтар – двери из Средиземного моря в Атлантический океан»
  • «Течения – реки океанов».
  1. Прочитай текст и выскажи свою точку зрения:

Цунами подарило людям подводный город

Морская стихия не только отбирает, но и возвращает человечеству утерянные ценности. Цунами, унесшее в декабре прошлого года сотни тысяч жизней на берегах Индийского океана, обнажило на дне Бенгальского залива древний затопленный город: волны подняли у берегов Южной Индии тысячи тонн песка, из которого показались скульптуры и развалины города царства Паллавов 3-9 века.

Два 2-хметровых гранитных льва охраняли дравидский город Махабалипурам (7век), но оказались бессильными, когда воды поглотили его. После цунами эти скульптуры, сохранившиеся под морским песком, были обнаружены рыбаком, спасшимся от волны. В результате цунами также восстал с морского дна погребенный веками в песке каменный барельеф слона – теперь к нему стекаются толпы паломников, чтобы коснуться его на счастье. Археологи планируют изучить находки и организуют подводную экспедицию.

Согласно древней легенде, город был настолько величественным, что завистливые боги вызвали наводнение, и он был затоплен.

Приложение 2

ИГРЫ РАЗУМА

«ОСВОЕНЦЫ острова» Ф.И.______________________________________

Вид ресурса: _________________________________

  1. Очерти границы острова. Дай ему название.
  2. Откуда на острове появился данный вид ресурсов?

_______________________________________(дай краткий ответ)

  1. Размести ресурсы при помощи значков (цвета), крупные города (деревни).
  2. Как использовать ресурсы с пользой для жизни на твоем острове?

Приложение 3

Оценка презентации исследовательских проектов

Перечень вопросов,

на которые следует обратить внимание в процессе презентации проекта

Качество выполненного проекта

Группа № 1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Группа №5

Группа №1

Группа №2

(трехбалльная система)

1. Актуальность выбранной темы (обоснование)

3

3

3

3

2. Практическая значимость работы

3

3

3

3

3. Аргументированность целей работы

3

3

3

3

4. Выбор оптимальных методов исследования

3

3

3

3

5. Грамотность представления полученных результатов

3

2

3

3

6. Уровень изложения материала

6.1. научность

2

3

2

3

6.2.логичность

3

2

3

3

6.3.доступность для понимания

3

3

3

3

7. Использование наглядности при представлении проекта

3

3

3

3

8. Умение организовывать и вести работу в команде (оцениваются только групповые работы):

8.1.наличие разделения обязанностей

8.2.информированность группы о результатах работы

8.3.определение вклада каждого члена группы

9. Умение вести дискуссию

10. Полученные результаты и их оценка

11. Реализация проекта

Итого (среднее):

Приложение 4

Сетевая игра для 9 классов «Собери город!» (Тема «Центральный район»)

1.  На листе формата А4 собери свой проект города, находящегося в Центральном районе России.

2. Для этого нужно следовать плану:

- название города (подпишите на листе крупно,цветными буквами).

- население – национальность, численность человек.

- промышленность (предприятия, названия).

- сельское хозяйство (что выращивают, почему).

- центры культуры и туризма,

- народные промыслы.

- связь с другими городами Центрального района (в том числе, с проектами).

3. У Вас получится великолепный настоящий готовый проект!

УДАЧИ!!!

Создание географического образа территории

1. Один из классических, не стареющих источников создания образа территории, познания ее своеобразия, неповторимости и ценности — красота природы. Природа является материальной основой и фактором формирования духовной сферы жизни населения.

2. Ценность и уникальность природных ландшафтов лучше всего может быть раскрыта на примере памятников природного наследия мирового значения. 

3. Раскрытие территориального духовного потенциала. К духовной культуре относят науку, религию, искусство, Население территории и его трудовые навыки населения, нормы поведения.

4. Большое значение для судьбы территории имеет соседство (один из внешних факторов ее развития). Граница может выполнять функцию соединения (т.е., образно говоря, быть «живой»), а может тормозить развитие («мертвая» граница, граница-враг).

5. Большое значение в создании образов, закрепляющих знание территории, имеют легенды.

6.  Экономическое развитие страны (территории).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки.

использование проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки....

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

Технология проектно – исследовательской деятельности на уроках

Технология проектно – исследовательской деятельности на уроках...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

Обобщение опыта работы по теме "Внедрение технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся"

Данная методическая  статьясодержит теоретические  и практические советы по организации проектной деятельности обучающихся....

Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями,но и такими важными  качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с раз...

Образовательная технология "Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в рамках сельской школы"

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации обновленных ФГОС...