Рабочая программа ФГОС по истории для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Казакова Татьяна Николаевна

Рабочая программа разработана на основе ФГОС с поддержкой ИКТ через презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fgos_po_istoriya_6_klass.doc329 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 город Томмот» МО «АР»

                                                                                                                                                                                                   Утверждаю:

директор МБОУ СОШ№8          

 /Плышевский Ю. Н./

                                                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФГОС

по истории

на 2015-2016 учебный год

для 6 класса

                                                                                                                             Автор: Казакова Т.Н.

учитель истории

высшей квалификационной категории

 

                                                                                                                2016 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XVI ВЕКА»

(6 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковои «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2014 года

Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на использование:

-        учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова,
Л. Г. Косулиной,2008;

•дополнительных пособий для учителя:

  • Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
  • Е.В. Симонова «Поурочные разработки по истории России. 6 класс» - М.: «ЭКЗАМЕН» 2006.
  • Рыбаков Б.А. «Истории. Начальные века русской истории» - М.; «Молодая гвардия», 1987
  • В.В.Сухов и др. История России с древнейших времён до конца  XVIII в.: дидактические материалы / В.В.Сухов и др. - М: Дрофа, 2000;
  • Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/В. И. Буганов, А. И. Назарец. -М.: Просвещение, 1972;
  • Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М: Просвещение, 1989;

• для учащихся:

  • Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
  • А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  Рабочая тетрадь по Истории России с древнейших времён до конца XVI века» - М.: «Просвещение» 2006.
  • Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.

Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года.

Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:

-        учебника «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донского. - М: Просвеще
ние, 2008.

•Дополнительные пособия для учителя:

  • Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I часть;
  • Быльев В.А. Методическое пособие по истории средних веков. – Брянск «Курсив» 2003
  • Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М: Просвещение, 1990;
  • М.Ю. Бранд Тесты по истории средних веков – М.: Дрофа 2001
  • Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
  • Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2006.

•        Для учащихся:

  • Е.А. Крючкова, Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков» - М.: «Просвещение» 2003
  • Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990.

Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 40 учебных часов, на изучение всеобщей истории – 28 часов,  всего 68 часов. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М. В. Короткова; О. В. Давыдова по истории средних веков.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект

Требования к уровню подготовки обучающихся:

должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и        основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до  XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;        

должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное
суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.        .        

владеть компетенциями:        

•        коммуникативной компетенцией;        

  • смыслопоисковой компетенцией;        
  • компетенцией личностного саморазвития;        
  • информационно-поисковой;
  • рефлексивной компетенцией;
  • учебно-познавательной компетенцией;
  • профессионально-трудовой компетенцией.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.

                                                                              ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ       Всеобщая история  (28 часов)

урока

Вид

Тема уроков

Содержание темы

Планируемый результат

Педагогические средства

деятельности учащихся

День

1

2

3

4

5

6

7

Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (12 ч)

Т

е м а 1. Западная Европа в V-XI вв. (7 ч)

1

Введение (1ч)

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Вводная лекция

Индивидуальная.

«Средние века».

Называть хронологические рамки

с элементами беседы

Анализ иллюст-

Исторические источни-

периода Средневековья.

раций учебника,

ки: письменные, веще-

Продуктивный уровень:

с. 6-11

01.09

ственные, изобразитель-

Объяснять значение понятий, со-

ные

ставлять описание средневековых памятников по историческим источникам

2

Великое переселе-

Основные понятия: Ве-

Репродуктивный уровень:

Изложение нового

Индивидуальная.

ние народов и обра-

ликое переселение на-

Показывать на исторической кар-

материала с элемен-

Решение про-

04.09

зование варварских

родов, государство.

те территорию расселения гер-

тами организации

блемных зада-

государств. § 1

Исторические факты:

манских племен на территории

самостоятельной

ний.

образование германских

Западной Римской империи; опи-

деятельности уча-

государств

сывать образ жизни, быт германских племен.

Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков».

щихся

Составление схемы, сравнительной таблицы

1

2

3

4

5

6

7

Творческий уровень: излагать суждения о деятельности и личности вождя франков Хлодвига

Участие в дискуссии

3

Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. § 2, 3

Основные понятия: франки, государство, империя.

Исторические факты: образование и распад государства Каролингов.

Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий

Репродуктивный уровень: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого.

Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого.

Творческий уровень: излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповая форма работы.

Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы

Участие в дискуссии

08.09

4

Христианская церковь в раннее Средневековье. § 2, с. 23-26

Основные понятия: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри

Репродуктивный уровень: описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий

Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная форма работы: составление схемы;

11.09

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря

Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы; организация Христианской церкви.

Творческий уровень: излагать суждения о роли Христианской церкви в период раннего Средневековья

выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Участие в дискуссии

5

Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы. § 3, с. 33-37

Основные понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность.

Исторические факты: усиление власти майор-домов; бенефиций и феод

Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества.

Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница»

Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов

Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа

15.09

6

Западная Европа в IХ-XI вв. § 4, с. 37-44

Основные понятия: норманны, викинги.

Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи. Императоры и церковь

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи.

Продуктивный уровень: сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе

Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся

Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях

18.09

1

2

3

4

5

6

7

7

Повторение

Систематизация и обобщение изученного материала

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

22.09

Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

8

Византийское тысячелетие. § 6-7

Основные понятия: басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска.

Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма.

Исторические личности: Юстиниан

Репродуктивный уровень: называть существенные признаки политического устройства Византии.

Продуктивный уровень: сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора Юстиниана

Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника

Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника, с. 55-59. Участие в дискуссии

25.09

9

Образование славянских государств. §8

Основные понятия: миссионеры, глаголица, кириллица.

Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши.

Исторические личности: Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте средневековые славянские государства.

Продуктивный уровень: сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять характерные черты процесса создания Вели-коморавского, Чешского и Польского государств.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

Работа с фрагментами исторического документа

29.09

1

2

3

'     4

5

6

7

10

Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв. §5,7

Исторические факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы

Репродуктивный уровень: называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Продуктивный уровень: составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья.

Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе.

Сообщения учащихся по данной теме

02.10

Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (2 ч)

11

Арабский халифат и его распад. § 9

Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.

Продуктивный уровень: объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Работа в парах: анализ фрагмента исторического документа. Решение проблемного задания.

Выполнение заданий в рабочих тетрадях для учащихся

Историческая карта «Арабы в VII-ГХ вв.». Рабочая тетрадь для учащихся, с. 28-31, №3,4. Хрестоматия по истории Средних веков, с. 143-150

06.10

1

2

3

4

5

6

7

12

Возникновение ислама. § 10

Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.

Исторические факты: путь пророка, распространение ислама.

Исторические личности: Мухаммед

Репродуктивный уровень: давать определение понятий; называть имя основателя ислама.

Продуктивный уровень: характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан

Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа

Работа в парах

09.10

Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (10 ч)

Т е м а 4. Феодальное общество (5 ч)

13

Крестьяне

и сеньоры. § 12

Исторические факты: крестьянская община: ее функции и значение, повинности, быт и культура крестьян.

Основные понятия: барщина, оброк, натуральное хозяйство

Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества.

Продуктивный уровень: анализировать исторические явления на примере положения различных сословий.

Творческий уровень: составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия

Комбинированный урок

Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради.

Составление рассказа о быте и жизни феодалов, используя текст учебника и хрестоматии

13.10

14

Рыцарство: на войне и дома. § 11

Основные понятия: рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура

Репродуктивный уровень: описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника

Урок-реконструкция исторического прошлого

Групповая форма работы

16.10

1

2

3

'     4

5

6

7

Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести

Продуктивный уровень: раскрывать особенности рыцарской культуры.

Творческий уровень: на основе текста учебника и дополнительной исторической литературы составить кодекс рыцарской чести

15

Возникновение и расцвет средневековых городов. § 13-14

Основные понятия: отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление.

Исторические факты: борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города

Репродуктивный уровень: описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города.

Продуктивный уровень: раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа

Изложение нового материала с элементами лабораторной работы

Групповая форма работы

20.10

16

Ремесло и торговля

в средневековой

Европе.

§ 13, с. 109-115

Основные понятия: мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк

Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы.

Решение проблемного задания.

Анализ фрагмента исторического документа

23.10

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: средневековое ремесло, цехи и их организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение горожан

Продуктивный уровень: характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства; раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения

17

Повторение

Обобщение и систематизация изученного материала

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

27.10

Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч)

18

Католическая церковь: путь к вершине могущества. §15, 14, с. 129-132

Основные понятия: индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу.

Исторические факты: разделение церквей, борьба папства и империи в XI в, основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками

Репродуктивный уровень: называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей.

Продуктивный уровень: раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы.

Творческий уровень: излагать суждения о связи средневековой истории с современностью

Изучение нового материала с постановкой проблемного задания

Работа в парах.

Составление схемы.

Участие в дискуссии

30.10

1

2

3

4

5

6

7

19

Крестовые походы. §16

Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден.

Исторические факты: причины крестовых походов, участники крестовых походов,государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений.

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальная форма работы.

Анализ текста учебника, работа с исторической картой.

Составление таблицы

10.11

Тема 6. Страны Западной Европы в XI-XIV вв. (3 ч)

20

Франция: объединение страны. § 17

Основные понятия: Генеральные штаты, сословная монархия.

Исторические факты: слабость и сила королевской власти, сословная монархия, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством.

Исторические личности: Филипп II  Август, Филипп IV Красивый. Бонифаций VIII

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповая форма работы

13.11

1

2

3

4

5

6

7

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы

21

Англия: от норманнского завоевания до парламента. §18

Основные понятия: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент.

Исторические факты: воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, реформы Генриха Планта-генета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента.

Исторические личности: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии.

Продуктивный уровень: раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы

17.10

22

Германия

в ХII-XIV вв. § 23

Основные понятия: междоусобица, курфюрст

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповая форма работы

20.11

1

2

3

(   4

5

6

7

Исторические факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской власти во 2-й половины XIII-XIV вв.

Исторические личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Го-генштауфен

Продуктивный уровень: раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические процессы на примере особенностей развития Германии.

Творческий уровень: высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны

Раздел III. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6 ч)

Т е м а 7. Страны Западной Европы в XIV-XV вв. (3 ч)

23

Крестьянские восстания во Франции в Англии. § 20

Основные понятия: рабочее законодательство, ростовщичество.

Исторические факты: ухудшение условий жизни европейцев в XTV в., освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Исторические личности: Уот Тайлер

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход восстаний; рассказывать о события и о бедствиях в жизни европейцев в XIV-XV вв.

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий эпидемии чумы на экономику и общество; сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерия и Уота Тайлера; систематизировать исторический материал в виде таблицы

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы.

Индивидуальная работа

24.11

1

2

3

4

5

6

7

24

Столетняя война. §19

Основные понятия: дофин, национальная независимость.

Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны.

Исторические личности: Жанна д'Арк

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны.

Продуктивный уровень: анализировать причины, характер войны и последствия.

Творческий уровень: высказывать свое суждение о деятельности Жанны д'Арк и Карла VII

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповые формы работы

27.10

25

Усиление королевской власти во Франции, в Англии. §21

Основные понятия: централизация, неограниченная власть короля, уния.

Исторические факты: завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии.

Исторические личности: Людовик XI, Генрих VII Тюдор

Репродуктивный уровень: рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны.

Продуктивный уровень: сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

01.12

Тема 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 ч)

26

Гуситское движение в Чехии. § 25

Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения

Изучение нового материала на основе анализа теста учебника и беседы

Групповые формы работы

04.12

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение.

Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка

Продуктивный уровень: анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем.

Творческий уровень: давать оценку деятельности руководителям гуситских войн

27

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. § 26

Основные понятия: турки-османы, янычары, блокада, церковная уния.

Исторические факты: усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи.

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи

Организация самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная работа

08.12

28

Повторение

Обобщение и систематизация изученного материала

Урок закрепления знаний

11.12

1                2                                              3                                                            4                           5                                        6                           7           7

ИСТОРИЯ РОССИИ Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (22 ч)

Тема 1. Русь Древняя (12 ч)

29

Введение. Что изучает история Отечества (ГХ-XV вв.), с. 5-6

Исторические события: история России - часть всемирной истории, история края - часть истории России

Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Продуктивный уровень: выявлять типологию исторических источников по истории России

Вводная лекция

с элементами беседы

15.12

30

Восточные славяне. §1

Основные понятия: родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы.

Исторические факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян

Изучение нового материала

Групповые формы работы

18.12

31

Соседи восточных славян. § 2

Основные понятия: колонизация, каганат, дань.

Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар

Репродуктивны й уровень: показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе.

Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей

Изучение нового и первичного закрепления нового материала

Индивидуальная работа

Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 6-8

22.12

1

2

3

4

5

6

7

32-33

Формирование Древнерусского государства. § 3-4

Основные понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги.

Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.

Продуктивный уровень: сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы.

Индивидуальная работа

25.12

34-35

Первые русские князья. § 4-5

Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, христианство. Русская Православная церковь

Репродуктивны й уровень: давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира.

Продуктивный уровень: объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповые формы работы

12.01

15.01

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси. Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир

Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Творческий уровень: высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей

36-37

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. § 5-6

Основные понятия: усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность.

Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население.

Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб

Репродуктивный уровень: рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн.

Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого.

Творческий уровень: проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу

Индивидуальная работа

19.01

38

Культура Древней Руси. § 7

Основные понятия: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика

Репродуктивный уровень: составлять описание памятников древнерусской культуры

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

22.01

1

2

3

1

5

6

7

Исторические факты: особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.

Исторические личности: летописец Нестор

Продуктивный уровень: выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру.

Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян»

39

Быт и нравы Древней Руси. § 8

Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности

Репродуктивный уровень: описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси.

Продуктивный уровень: выявлять особенности местной культуры.

Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы

Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся

26.01

40

Повторение

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Тема 2. Политическая раздробленность Руси (10 ч)

41

Начало периода раздробленности на Руси. § 9

Основные понятия: раздробленность экономика, эксплуатация, удел

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

29.01

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты:

давать определение понятий; на-

экономические, соци-

зывать причины междоусобной

альные, политические

борьбы русских князей.

причины распада, поло-

Продуктивный уровень:

жительные и отрица-

выявлять причины феодальной

тельные последствия

раздробленности; раскрывать ре-

периода раздробленно-

форматорский характер деятель-

сти, образования само-

ности Владимира Мономаха.

стоятельных княжеств и земель.

Творческий уровень:

излагать суждения о причинах,

Исторические лично-

положительных и отрицательных

сти: Владимир Моно-

последствиях политической раз-

мах

дробленности русских земель

42-

Главные политиче-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповые фор-

43

ские центры Руси.

удел, аристократия, рес-

показывать на исторической кар-

применения ЗУН

мы работы

03.02

§ 10-11

публика, дворянство, посадник, тысяцкий.

Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы

те крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях.

Продуктивный уровень: сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества

05.03

1

2

3

4

5

6

7

Исторические личности: Ярослав Осмо-мысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюб-ский, Всеволод Большое Гнездо

Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей»

Индивидуальная работа

44-45

Монголо-татарское нашествие на Русь. §12

Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда.

Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды.

Исторические личности: Чингисхан, хан Батый

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

Продуктивный уровень: выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей.

Творческий уровень: излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

09.01

12.02

46-47

Борьба Руси с западными завоевателями. § 13-14

Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы

Репродуктивный уровень: давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые и индивидуальные формы работы

16.02

19.02

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада.

Исторические личности: Александр Невский

Продуктивный уровень: раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища.

Творческий уровень: высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского

48

Русь и Золотая Орда в XIII веке. § 14

Основные понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго.

Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстания в русских городах.

Исторические личности: Александр Невский

Репродуктивный уровень: называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества.

Продуктивный уровень: раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

24.02

49

Культура русских земель в ХП-ХШ веках. § 16

Основные понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры в данный период.

Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

27.02

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Исторические личности: Дмитрий Солунский

Продуктивный уровень: раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Творческий уровень: выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве»

50

Повторение

Систематизация и обобщение материала

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

03.03

Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.) (18 ч)

Тема 1. Русь Московская (6 ч)

51-52

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. § 17, 18

Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство.

Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери.

Исторические личности: Иван Калита

Репродуктивный уровень: давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси.

Продуктивный уровень: выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые формы работы

05.03

53-54

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством

Основные понятия: централизация, национальное самосознание

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповые формы работы

12.03

16.03

1

2

3

4

5

6

7

Куликовская битва. §19-20

Исторические факты: рост территории и влияния Московского княжества. Москва - центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы.

Исторические личности: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский

Продуктивный уровень: выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период

Анализ учебного текста и фрагментов исторического документа

Индивидуальная работа

55

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. § 20

Основные понятия: единое русское государство, уния, «государь всея Руси».

Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве.

Исторические личности: Иван III, Василий Ш

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.

Продуктивный уровень: раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы.

Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана Ш, Василия III

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

19.03

1

2

3

4

5

б

7

56

Повторение

Обобщение и систематизация знаний

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

23.03

Тема 2. Россия в XVI веке (12 ч)

57

Московское государство в конце XV -начале XVI века. §21

Основные понятия: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик. Юрьев день.

Исторические факты: становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г.

Исторические личности: Иван III

Репродуктивный уровень: давать определение понятий.

Продуктивны й уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях

Изучение нового материала

Индивидуальная работа

02.04

58

Церковь и государство в конце XV -начале XVI века.

§22

Основные понятия: благотворительность, дьякон, нестяжатели и иосифляне, ересь.

Исторические факты: распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита

Репродуктивный уровень: давать определение понятий.

Продуктивный уровень: раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей.

Творческий уровень: высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей

Изучение нового материала

Индивидуальная работа

06.04

1

2

3

4

5

6

7

Исторические личности: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосим

59

Начало правления Ивана Грозного и реформы Избранной рады. § 23

Основные понятия: боярское правление, дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство.

Исторические факты: реформы 50-х гг. Избранная рада. Земские соборы. Сословно-представительная монархия. Стоглавый собор.

Исторические личности: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев

Репродуктивный уровень: рассказывать о правлении Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана rv.

Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване Ш и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады.

Творческий уровень: составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

10.04

60-61

Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. §24

Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны.

Продуктивный уровень: характеризовать причины успехов и неудач внешней политики.

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

13.04

16.04

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики России на Востоке и неудач на Западе.

Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский

Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств

62-63

Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина. § 25

Основные понятия: опричнина, земщина, неограниченная диктатура, посад, крепостное право.

Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века.

Исторические личности: Иван IV

Репродуктивный уровень: называть существенные черты политического устройства при Иване IV.

Продуктивный уровень: раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

20.04

23.04

1

2

3

4

5

6

7

64-65

Русская культура и быт XVI века. §26-28

Основные понятия: кафтан, полати, шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой».

Исторические факты: влияние событий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век - век публицистики. Рождение шатрового стиля.

Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев

Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры.

Продуктивный уровень: выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры.

Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания.

Творческий уровень: на основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XVI веке

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

/

27.04

30.04

66

Повторение

Обобщать и систематизировать исторический материал

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

67-68- резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по всемирной истории 5 класс "История древнего мира" по ФГОС

Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса всеобщей истории  в 5 классе.  При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального ...

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по Всеобщей истории по учебнику Вигасина А.А....

Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс ФГОС

Программа разработана на основе ФГОС по учебнику  "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс" Авторы А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая...

Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс ФГОС

Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс, ФГОС, для вечерних школ. Составлена к учебнику Винасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира....

Рабочая программа по всеобщей истории 6 класс ФГОС

Рабочая программа по всеобщей истории 6 класс ФГОС, для вечерних школ. Составлена к учебнику Агибаловой Е.В., Донского Г.М. История Средних веков...

Пояснительная записка к рабочей программе по всеобщей истории 5 класс ФГОС

Пояснительна записка  .Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в РФ»(от 29.12.2012), требований ФГОС основного общего образования второго поколения,...

Пояснительная записка к рабочей программе по всеобщей истории 6 класс ФГОС

Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образова...