Судьба священника Скворцова Александра Дмитриевича
творческая работа учащихся по истории (7 класс) на тему

Маркелова Марина Михайловна

По-настоящему страшными, трагическими для нашей страны стали годы Советской власти, когда миллионы людей были подвергнуты политическим репрессиям за политические и религиозные убеждения, по национальным, социальным и иным признакам. Лагеря Гулага вырывали из нормальной жизни рабочих и крестьян, учёных и военных, представителей церкви и интеллигенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudba_svyashchennika.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Отдел образования Верхнеуслонского муниципального района РТ»

МБОУ «Введенско - СлободскаяООШ»

Муниципальный этап Республиканской конференции

исследовательских краеведческих работ обучающихся

«Жить, помня о корнях своих…»

Номинация «Военная история»

Тема работы «Судьба священника»

                     Подготовили:

Нурмухаметова Алия, учащаяся 7 класса;
Борзенко Анастасия, учащаяся 7 класса.

Основное место учебы: 422591, РТ, Верхнеуслонский р-н, с.Введенская Слобода, ул. Центральная, дом 53

Домашний адрес с индексом: 422591,  РТ,
Верхнеуслонский р-н, с.Введенская Слобода, ул. Центральная, дом 10, кв.2

Контактный телефон: e-mail: 89276764288

                        Руководитель:

Маркелова Марина Михайловна, учитель истории и обществознания ;
Матвеев Дмитрий Евгеньевич, учитель биологии  МБОУ «Введенско – Слободская ООШ»

422591, РТ, Верхнеуслонский р-н, с.Введенская Слобода, ул. Центральная, дом 53

8(84379)31134

 e-mail: vvedenka57@mail.ru

Введенская Слобода, 2016

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1. Начало трудовой деятельности отца Александра………………….……3

2. Жизнь в Введенской Слободе…………………………………………….4

3. Арест и расстрел священника. Разграбление церкви……………….......6

4. Скитания семьи. Начало Великой Отечественной войны……………...6

5. Реабилитация………………………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………8

Используемые источники информации……………………………….……9

Приложение «альбом-брошюра»

Введение

По-настоящему страшными, трагическими для нашей страны стали годы Советской власти, когда миллионы людей были подвергнуты политическим репрессиям за политические и религиозные убеждения, по национальным, социальным и иным признакам. Лагеря Гулага вырывали из нормальной жизни рабочих и крестьян, учёных и военных, представителей церкви и интеллигенции.

Страшные отголоски многолетнего террора и массовых преследований властями своего народа и по сей день не дают спокойно жить тем, кто прошёл через эти жуткие  испытания. Особенно тяжело тем, кто эту страшную трагедию пережил, будучи ребёнком, на чьих глазах происходили аресты родителей, кто сам становился изгоем в родной стране, на кого незаслуженно приклеивались ярлыки «врагов народа».

Цель исследовательской работы - представить трагедию граждан, как элемент общей трагедии народа Советского государства.

Объект исследования - судьба репрессированного священника Скворцова Александра Дмитриевича и его семьи.

Актуальность заключается в необходимости сохранения памяти о людях, чьи судьбы неразрывно связаны с нашим селом Введенская Слобода.

Методы -интервьюирование, работа с архивными материалами.

Задачи:  

  • Исследовать процесс репрессий и реабилитации граждан  на примере семьи Скворцовых.
  • Выявить и изучить судьбы репрессированных граждан нашего села.
  • Изучить  материалы, связанные с репрессиями в стране.

1. Начало трудовой деятельности отца Александра.

       Мы хотим рассказать о судьбе Скворцова Александра Дмитриевича, 1879 года рождения.  После окончания питерской духовной семинарии он  жил и работал в Москве. Там же он познакомился со своей будущей женой Дарьей Гавриловной Ильиной - дочкой московского дворянина. Романтичной была их встреча. Он увидел Дарью в церкви, во время службы. Влюбился с первого взгляда и на всю жизнь. Подойти побоялся, но успел вложить ей в руку стихотворение собственного сочинения. До конца своей жизни Дарья Гавриловна помнила пылкое стихотворное признание. Так они познакомились и поженились, оставшись друг для друга единственными. Мы нашли информацию о древнем дворянском роде Ильиных в «Бархатной книге». «Бархатная книга» — родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. Составлена в 1687 году.  У этого рода древнейшее происхождение – 862 год. Фамилия этого рода происходит от Ильи Семеновича Младшего Ляпунова, потомка Рюрика в 23 колене. Возникновение рода относится к 1536 году. Описание герба мы нашли в общем гербовнике дворянских родов Российской империи в части VIII, на странице 8.

Некоторое время молодые жили в Москве. Там у них в 1902 году родилась старшая дочь Валентина. По распределению Александра Дмитриевича направляют на службу в Казанскую духовную семинарию, им выделяется дом с флигелем на улице Луговой в Кировском районе. В Казани у них рождается еще трое детей: сын Борис, дочь Нина и сын Владимир. Позже Скворцова направили в русское село под Вязовые продолжать церковную службу. Там они прожили года два. Родился еще один ребенок - дочь Зоя, но она умерла еще в младенчестве. По какой-то причине семья снова возвращается в Казань в свой дом на улице Луговой.

Там в 1918 году рождается дочь, которую они, несмотря на приметы , называют именем умершей дочки - Зоя. Эта Зоя прожила хоть и трудную жизнь, но долгую!

2. Жизнь в Введенской Слободе.

Примерно в 1919 году семья Скворцовых оказывается в Введенской Слободе, здесь у них родились еще два сына - Алексей и Николай. Хотя уже в России свершилась революция, но до глубинки эти преобразования еще недошли и батюшка Александр работал в местной церкви. К сожалению, нам не удалось найти фотографий  того времени. Жили они в доме возле храма. В доме была большая библиотека. Почти все дети занимались музыкой, играли на музыкальных инструментах. Приходилось и работать по хозяйству, а оно было большое: около ста ульев, лошадь, корова, большой огород, сад. Да и в храме забот было много. К этому приходу относились все близлежащие деревни: Петропавловская Слобода, Медведково, Елизаветино, Звездочка, Юматово и Лесные Моркваши. Служба велась каждый день утром, днем и вечером. Проводились все требы: венчание, крещение, отпевание. Работы было много.

Но вот в 20 годах начались гонения на церковь. С церкви сняли колокола, стала она безъязыкой. Службы стали редкими, люди боялись приходить. В начале 30-х годов пришли из Верхнего Услона люди в кожаных тужурках с оружием, запретили открывать церковь. Часто вспоминала бабушка Зоя - дочь Александра Дмитриевича- как эти люди собрали всю деревню в клубе и объявили, что церковь больше работать не будет. Активисты села, которые имели какое-то отношение к сельскому совету, были назначены старшими и должны были следить за исполнением этого указания. Церковь не разграбили, но закрыли на замок. Батюшка Александр молился дома за то, чтобы вернулся разум к православным людям. До его ареста люди, несмотря на запрет приходили к батюшке, просили исповедать, причастить или покрестить. Бывало и такое, что и коммунисты, угрожая расправой требовали покрестить их младенцев. Что это? Страх перед Богом? Но ведь они говорили, что Бога нет? Как вспоминала Зоя Александровна, «отец выполнял долг священника под дулом пистолета».

Александр Дмитриевич отдал половину дома под школу, преподавал там историю, географию и духовные предметы. Мальчиков привлекал в церковный хор, верил, что церковь закрыта временно.

3. Арест и расстрел священника. Разграбление церкви.

В 33 году ночью приехали трое, забрали отца Александра и увезли. Продержали под арестом недолго, за него хлопотал зять- муж старшей дочери Валентины - чекист Штыков. Несколько раз он предупреждал отца жены, советовал схорониться, может именно за эго и сам позже был репрессирован. Но спасти все же не смог. Приехали снова. Теперь уже днем. Батюшка был в деревне Савино, по своим делам, а может по делам своих прихожан. Дождались, собрали всю деревню. Выгнали Дарью Гавриловну и детей из дома, на глазах у сельчан ударили несколько раз батюшку прикладом, бросили на телегу и увезли. На дом повесили замок, семья осталась на улице. Александр Дмитриевич был расстрелян в Казахстане в 1939 году, где отбывал наказание за антисоветскую агитацию, под именем Максим Гладенький. Батюшку увезли, а местные жители начали грабить церковь. Срывали иконы, безжалостно сдирали оклады, все ценное выносили, а деревянные лики святых просто кидали в кучу. А церковь была богатой: серебряные чаши, кресты, церковная утварь. Грабили и дом священника. Скворцовы были зажиточной семьей. Столовое серебро, украшения, добротная одежда. Потом шубу Дарьи Гавриловны носила женщина-односельчанка.

4. Скитания семьи. Начало Великой Отечественной войны.

Жене священника с детьми, а их было 10 человек, 11 ребенок -старшая дочь- жила в Казани, пойти было некуда. Ночевать никто не пускал, боялись. На следующий день ее вызвали в сельский совет, приказали нести в Свияжск огромный медный самовар, продать его там на ярмарке, а деньги принести и сдать в сельский совет. Эти издевательства повторялись несколько раз. Она поехала в свой дом в Казань, но там уже жили квартиранты. Они как-то подделали документы, Дарья Гавриловна попыталась вернуть свое имущество, но ее арестовали, продержали в камере трое суток, заставили подписать отказ от дома, ей ничего не оставалось делать, как согласиться, ведь в деревне ждали голодные дети. На улице Набережная, тогда это были Чегырехдворики, жила одинокая старушка. Ее домик стоял на подпорках, пол земляной, крыша соломенная, вот она и пустила попадью с детьми. Прошло время. Дети разъехались и определились. Сын Борис жил в Сибири, учился в мединституте, стал хирургом. Во время войны оперировал прямо на передовой. Дочь Нина уехала на заработки на Кубань, здесь детям священника пробиться было трудно. Младшие остались жить с матерью у этой старушки. Дарья Гавриловна начала охранять колхозные огороды, денег за работу не давали, работали за еду, которой не хватало. Несколько лет ходила по миру, кто-то сжалился, дал ей козу, но и козу местные власти не разрешали выпускать на пастбище, ведь вся земля стала колхозная. Младшая дочь-Зоя Александровна уехала на заработки в Ростовскую область. Работу приходилось менять очень часто, как только приходили сведения, что она дочь священника. Вот началась война. Сыновья один за другим уходили на фронт. Алексей пошел за сына партийного руководителя, поэтому его фамилии даже в списках воевавших не оказалось, а он был разведчиком.

Только за то, что четыре ее сына были на фронте, Дарье Гавриловне назначили пенсию. Сын Владимир был ранен, попал в плен. Война закончилась, но долго его еще проверяли, увозили по ночам на Черное озеро. В 20-х годах ХХ столетия у ограды парка «Чёрное озеро» разместилось областное управление НКВД. Сын Николай в 1942 году в сентябре также попал в плен в районе Сталинграда, после этого пропал без вести.

5. Реабилитация.

Тяжелое это было время. Зоя Александровна оказалась в тюрьме за кусок мыла. Она продавала на рынке 2 куска, а можно было иметь только один! Ее осудили и отправили в колонию - поселение в Алтайский край. Там судьба свела с политзаключенным, которого вскоре расстреляли, а она после полутора лет отбывания наказания вернулась в Введенскую Слободу с дочкой Любой. Зоя Александровна начала работать в местной школе, некогда это был ее родной дом, уборщицей. Из потомственных дворян в технички! У нее была еще одна дочь, которая еще жива и проживает с семьей в Краснодарском крае. Зовут ее Галина. Этого ребенка Зоя Александровна потеряла во время бомбежки. Девочка росла и воспитывалась в детском доме. Нашли ее родственники, когда Галине было уже 17 лет. Обида на мать и ревность к своей младшей сестре долго не давала ей покоя. Теперь уже ничего не поправить! Трагическое было время. Очень хочется Галине, теперь уже бабушке Гале, приехать на родину, сходить на могилу к матери и сестренке, да здоровье подводит.

А Дарья Гавриловна до 1967 года жила в Введенской Слободе, растила внуков. У мерла в 1969 году в городе Казани, там и похоронена.

Зою Александровну, дочь отца Александра, признали пострадавшей от политических репрессий на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года.

Заключение

Итогом нашей исследовательской работы стало издание «альбома-брошюры» и увековечивание истории нашего соотечественника – Скворцова Александра Дмитриевича – на электронном ресурсе «Открытый список» . Нашими усилиями было отредактировано несколько баз данных жертв репрессий. Например, база данных «Открытый список», которая содержит уже более двух с половиной миллионов записей о людях, ставших жертвами политических и религиозных репрессий.

Мы хотим продемонстрировать результат нашей работы в виде «альбома-брошюры», который представляем вашему вниманию.

Используемые источники информации

1. https://ru.openlist.wiki/Скворцов_Александр_Дмитриевич_(1879)

2. http://lists.memo.ru

3. http://kniga.tatarstan.ru/repres

4. http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html

5. http://genealogia.ru/projects/barhat/

6. http://gerbovnik.ru

7. Интервью с внучкой отца Александра Бурмистровой Юлией Васильевной.

8.. Араловец Н. А. Потери населения советского общества в 1930-е годы: проблемы, источники, методы изучения в отечественной историографии / Н. А. Араловец // Отечественная история. - 1995. - № 1. - c. 135—146

9. Воронцов С. А. Спецслужбы России / С. А. Воронцов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 486 с.

10. Земсков В. Н. ГУЛАГ: Историко-социологический аспект/ В. Н.Земсков // Социологические исследования. - 1991. - № 6. – c. 41 – 47.

11. Литвин А. К. Российская историография большого террора / A. K. Литвин – СПб.: Лань, 2004. – 362 с.

12. Охотин Н. Г. , Рогинский А. Б. О масштабе политических репрессий в СССР при Сталине: 1921—1953./ Н. Г. Охотин, А. Б. Рогинский. - М.: Владос, 2005. – 268c.

13. Попов В. П. Государственный террор в советской России, 1923—1953 гг./ В. П Попов. // Отечественные архивы. – 1992. - № 2. - с. 26-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование "Сопоставительный анализ профессии психолога и священника"

Исследование "Сопоставительный анализ профессиии священника и психолога" является творческой работой ученика. На первый взгляд, функции священника      очень схожи с функциями...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: "Александр Сергеевич Грибоедов. Личность и судьба поэта"

Презентация составлена к учебнику литературы В.Я. Коровиной "Литература 9 класс".Тема презентации:"А.С.Грибоедов. Личность и судьба поэта"....

Методическая разработка "Жизнь и судьба. Колчак Александр Васильевич"

Материал рассказывает о судьбе русского потомственного адмирала Александра Васильевича Колчака в годы гражданской войны и его семье....

ВЕТЕРАНСКИЕ СУДЬБЫ: Карпун Александр Никифорович

В данном исследовании рассматривается судьба  ветерана Великой Отечественной войны. А также его жизнь и творчества....

Иванов Александр Дмитриевич

Иванов Александр Дмитриевич, ветеран ВОВ...

Презентация к песне "Если у вас нету тёти" музыка Микаэла Таривердиева, слова Александра Аронова, из кинофильма "Ирония судьбы или с лёгким паром".

Презентация содержит описание фильма Эльдара Рязанова, предназначена для слушания музыки к кинофильмам, ученики могут петь песню (текст есть)....

Благоверный Александр Невский-жизнь и судьба (выступление на XV Рождественских чтениях)

Выступление на ежегодных XVрайонных образовательных чтениях «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» в рамках XXIX Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Б...