Опорный конспект для 9,11 классов на тему "История отечества 1900 – 1940 гг."
план-конспект занятия по истории (9, 11 класс) на тему

Бикчантаева Деляра Мавлетзяновна

Опорный конспект для 9,11 классов на тему "История отечества 1900 – 1940 гг."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty-po-istorii.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

"История    отечества

1900 – 1940 гг."

/опорный конспект для 11 класса/

Раздел 2  "По пути буржуазного прогресса"

Тема  "Революция 1905 – 1907 гг."

Учитель истории  и обществознания МБОУ-Большеметескинской СОШ им.Ф.Хусни

Бикчантаева Деляра Мавлетзяновна

Начало революции.

  1. Кровавое воскресенье.
  2. Три лагеря на политической арене.
  3. Развитие и действия правительства.

Повод к революции – события 9 января  1905 г. в Петербурге

/шествие рабочих к Зимнему Дворцу,                         Характеристика

расстрел мирной демонстрации                                         Гапона

во главе со священником Гапоном/                           рассказ о событиях

Требования восставших

Созыва Учредительного

собрания

Политической

свободы

Амнистии

политическим заключённым

Передачи земли народу

Прекращения войны

8 часов

рабочий день

Вопрос о власти – основной вопрос революции

Сторонники

самодержавия:

Реакционные помещики,

Высшие чины государства

Органов, армии, полиции

Существование законосовещательного органа при монархе

Либералы

интеллигенция,                передовое дворянство,         мелкая буржуазия,                   часть крестьян.

Конституционная монархия

Мирные, демократы

Методы борьбы

Революционно-демократический

пролетариат, крестьянство,                  беднейшие слои мелкой буржуазии

Демократическая республика

Средство борьбы –                          от мирных до вооружённых

Власть – диктатура или демократия  

Развитие революции

Выступления рабочих:

  • Янв. – мар. 1905 1000000 чел. (В 66 городах)
  • Кровавые столкновения рабочих с полицией (Украина, Белоруссия)
  • Персонал 30 ж/д. магистралей

Крестьянские волнения (В 85 уездах) лето 1905 г. – Всероссийский  крестьянский союз

  • Отмена частной собственности на землю
  • Конфискация монастырских удельных земель
  • Предоставление политической свободы

Интеллигенция

  • Осуждение деятельности

царских властей

  • Сбор средств раненым и убитым
  • Выступления в печати, на собраниях

Март 1905 г. – 3 съезд

"Союза освобождения"

  • Народное представительство
  • Введение буржуазных демократических свобод
  • Отчуждение части помещичьих земель
  • 8 ч. – рабочий день

18 февраля 1905 г. – Указ царя о разрешении частным лицам и организациям подавать на его имя предложения об усовершенствовании государственного благоустройства

 Дума – законосовещательный орган при царе  

Развитие революции весной – летом 1905 г.

  1. 3 съезд РСДРП.
  2. Первый Совет рабочих депутатов.
  3. "Союз Союзов".
  4. Булыгинская Дума

      Вопрос о стратегии и тактике партии.

Апрель 1905 г. – 3 съезд РСДРП /большевики/

  • Подготовка к вооружённому восстанию
  • Союзник пролетариата – крестьянство
  • Главный вопрос революции – аграрный
  • Конфискация помещичьих, казённых, церковных, монастырских, удельных земель
  • Революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства
  • Политический орган власти – Временное революционное правительство (Созыв Учредительного собрания, реформы)
  • Совместные действия с эсерами.

Женевская конференция (меньшевики)

  • Партия влияет на массы, но не возглавляет движение
  • Союзник пролетариата, политическая власть – либеральная буржуазия.

Троцкий

  • Победа демократической революции – диктатура пролетариата, опирающаяся на крестьянство, пролетариат России победит при поддержке пролетариата Запада.

14 июня 1905 г. – восстание на броненосце "Потемкин".

Волнения в армии и на флоте.

12 мая 1905 г. – Совет рабочих депутатов (Иваново–Вознесенск)

ФУНКЦИИ

Охрана фабрик и заводов

Запрет выселять рабочих из квартир

Порядок в городе

Запрет повышения цен на продукты

Октябрь 1904 г. – создание профессионально-политических союзов (союзы адвокатов, инженеров, профессоров и т. д.)

8 – 9 мая 1905 г. – съезд союзов (П. Н. Милюков)

Организация всеобщей политической забастовки с революционными партиями

Мирный, легальный путь борьбы.

6 августа 1905 г. – манифест  "Об учреждении Государственной Думы"

Обсуждение вопросов бюджета, штатов, некоторых законов

Лишение избирательных прав: женщины, военнослужащие, учащиеся, инородцы, бродячие.

Высший подъем революции 1905 г.

  1. Всероссийская Октябрьская политическая стачка.
  2. Решение Крестьянского вопроса.
  3. Образование партии кадетов.
  4. Манифест 17 октября 1905 г.
  5. Национально-освободительное движение.
  6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

Осень – зима 1905 г. – Объединение революционного и либерального движения. Требование – свержение самодержавия.

Этапы:

  1. Сентябрь 1905 г. – центр революционной борьбы – Москва. Общегородская политическая стачка рабочих типографий, транспортников. Их поддерживали рабочие Центральной России, Поволжья, Урала.
  2. Октябрь 1905 г. –  Всероссийская стачка. (66 городов России) 13 октября 1905 г – Петербургский Совет рабочих депутатов.
  • О всеобщей стачке
  • 8-часовой рабочий день
  • свобода слова, собраний.

ИТОГИ

77% бастующих вели борьбу под политическими лозунгами

30% рабочих добились удовлетворения своих требований. (60% - компромисс)

Стачка – общенациональное средство борьбы

Осень – зима 1905 г – крестьянские комитеты.

31 октября 1905 г – Марковская республика (1 год).

  • Полновластие народной Думы.
  • Уничтожение сословного неравенства.
  • Отказ от уплаты выкупов.

3 ноября 1905 г. –   манифест   "Об уменьшении выкупных платежей с крестьян с 1 января 1906 г."

Октябрь – ноябрь 1905 г. – 200 выступлений солдат, выступление моряков в Кронштадте

 

12 октября 1905 г. – съезд конституционно демократической партии (кадеты)  -                      П. Н. Милюков

Социальный состав партии – мелкие, средние служащие, интеллигенция.

Их политический идеал – конституционное устройство на основе всеобщего избирательного права.

ПРОГРАММА

Созыв Учредительного собрания

Политические права

Право народов на культурное самоопределение

Наделение крестьян землей

8-часовой рабочий день

Право рабочих на создание профсоюзов

Высшие принципы партии:

  1. Демократия
  2. Классовая демократия ущемляет права граждан

17 октября 1905 г – царский манифест.

Провозглашение гражданских свобод

Предоставление избирательного права

Дума – законодательный орган

 

Отношение к манифесту

РСДРП – продолжение борьбы

Трубецкой – развитие демократии

П. Н. Милюков – экстремизм – развитие революции.

Партия "17 октября" (октябристы) – А. И. Гучков

Социальный слой – крупные промышленники, торговцы, помещики.

ПРОГРАММА

Конституционная монархия (Государственная Дума)

Всеобщее избирательное право

Гражданские права

Продажа земли крестьянам

Развитие промышленности

Против автономии всех народов

Местное самоуправление

Октябрь 1905 г. - черносотенная организация "Союз русского народа". Социальный состав – рабочие, аристократия, часть мелкой буржуазии.

ПРОГРАММА

  •  Борьба против социал-демократов
  • Убийство видных общественных деятелей

22 октября 1905 г. – царский манифест по национальному вопросу.

Всеобщее и равное право при избрании финского Сейма

Свобода слова, собраний.

Делопроизводство на финском языке.

ТРЕБОВАНИЯ НАРОДОВ

Латыши, эстонцы – автономная республика

Литовцы – широкая автономия

Поляки – связь только общностью власти

Украинцы – национально-культурная автономия

Евреи – предоставление гражданских прав

Национальный вопрос в программах различных партий

Большевики

Эсеры

Кадеты

Октябристы

Право наций на самоопределение

Федеральное устройство государства

Равноправие граждан, местное самоуправление

Сохранение унитарного характера империи

Ноябрь – декабрь 1905 г. – высшая точка революции (48 советов, 77 % - рабочие)

7 – 8 ноября – начало вооруженного восстания в Москве                   (Рассказ о событиях)

Баррикады, тактика парт. боя.  

18 – 19 декабря 1905 г.

Прекращение восстания

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ

Недостаток оружия

Неорганизованность

Отсутствие разработанного плана

Оборонительный характер борьбы.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Всеобщая стачка в 33 городах России

Союз пролетариата и крестьянства

Нанесен удар по самодержавию.

Поражение революции.

  1. Июльский политический кризис.
  2. 2-я Государственная Дума.
  3. Итоги и истории значение революции 1905 – 1907 г.

Меньшевики – призыв армии и флота присоединиться к народу

Большевики – подготовка к всенародному восстанию, созыв Учредительного собрания

Июль 1906 г. – восстание гарнизона в Свеаборге

Июль 1906 г. – указ о введении военно-полевых судов

Запрет профсоюзов

Преследование революционных партий.

Репрессии против печати.

20 февраля – 1 июня 1907 г. - 2-я Государственная Дума.

/социал-демократы – 65, трудовики – 104, эсеры – 37, представители левых партий – 222.                                      

и т. д./              

Основной вопрос – аграрный.

3 законопроекта: развитие свободного фермерского хозяйства

1 июня 1907 г. – Столыпин – заговор 55 социал-демократов.

3 июня  1907 г. – царский манифест о роспуске Думы, окончание революции.

ИТОГИ

  • На смену патриархальной России пришла Россия революционная.
  • Был нанесен удар по самодержавию.
  • Царизму пришлось смириться с Думой и с многопартийностью.
  • Признание основных прав личности.
  • Часть трудящихся получили избирательные права.
  • Образование профсоюзов, сокращение рабочего дня.
  • Национальные окраины получили представительство в Думе.
  • В деревне были отменены выкупные платежи.
  • Понизилась арендная и продажная цена на землю.
  • Крестьяне приравнивались к другим сословиям.
  • Чиновники и полиция не вмешивались в работу крестьянских сходов (крестьяне не получили земли)
  • Революция по своему характеру – буржуазно-демократическая.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Революция получила поддержку пролетариата

Сбор средств в фонд помощи русскому революционному движению

Революция 1905 – 1907 гг. всколыхнула народы Европы и Востока.

Начало российского парламентаризма

  1. Обстановка в стране после поражения Московского восстания
  2. Государственная Дума (1 Дума)
  3. Думский кризис.

ПОСЛЕДСТВИЯ

80 % территории на военном положении

Число бастующих рабочих в феврале 1906 г. в 7 раз меньше, чем в 1905 г.

Убыль крестьянского движения (1905 – 1590 крестьянских выступлений, 1906 – 286).

Снижение революционного энтузиазма у кадетов.

4 марта 1906 г. – "Временные правила о профессиональных обществах"

Дума – первый опыт представительного правления.

ФУНКЦИИ

Законодательный орган

Юридическое закрепление прав и свобод

Средство против революционного движения.

"УКАЗ О ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ"

Выборы не всеобщие. (Избирательное право – рабочие)

Избирательное право не было равным. Курия – сословно-цензовое представительство.

20 февраля 1906 г. – Государственный совет – верхняя законодательная  палата между царем и Думой

27 апреля – июль 1906 г. – работа 1 Государственной Думы.

Октябристы - 16, кадеты – 179, трудовики - 97, беспартийные – 105.

Рабочие – бойкот выборов. 1 Дума – кадетская.

Главный вопрос – аграрный.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТРУДОВИКОВ И КАДЕТОВ

Создание государственного или общенародного земельного фонда

Он образуется из удельных монастырских земель

Участки передаются:

Трудовая норма

Потребительская норма

 

Требования трудовиков

Требования кадетов

В фонд отчуждения земли сверх трудовой нормы.

Вся земля превращается в общенародную собственность.

Безвозмездное отчуждение земли.

Помещичьи имения остаются за их владельцами (Общеполитическое значение).

Частная собственность – основа хозяйственной жизни.

Вознаграждение за землю бывшим владельцам.

Июль 1906 г. царский указ о роспуске Думы.

Горемыкина сменяет на посту П. А. Столыпин.

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ

"РЕВОЛЮЦИЯ 1905 – 1907 ГГ."

1 ТУР – КОГДА?

  1. Годы первой русской революции
  2. Период работы 1 Государственной Думы.
  3. …состоялся III съезд РСДРП?
  4. период работы II Государственной Думы.
  5. … образована партия кадетов?
  6. … возник Московский совет рабочих депутатов?
  7. … манифест (Дума – законодательный орган)?
  8. … состоялся съезд союзов?
  9. … проходило вооруженное восстание в Москве?
  10. … появился указ о введении военно-полевых судов?

Из имеющихся дат необходимо выбрать правильные и поставить рядом с цифрой ту букву, которая соответствует событию.

  1. Янв. 1905 – июнь 1907 г.

б) Март 1905 г.

в) Апрель 1905 г.

г) Октябрь 1905 г.

Д) Ноябрь 1905 г.

Е) Декабрь 1905 г.            

Ж) Апрель – июнь 1906 г.

З) Апрель 1906 г. – июнь 1907 г.

И) Август 1906 г.

К) Февраль – июль 1907 г.

Л) Май 1905 г.

                                                         Ключ: 1a, 2ж, 3в, 4к, 5б, 6д, 7г, 8л, 9е, 10и.

II ТУР – КТО?

  1. …был председателем партии "17 октября"?
  2. … занял пост председателя Совета Министров после отставки С. Ю. Витте?
  3. … Был председателем партии кадетов?
  4. … возглавил манифестацию рабочих 9 января 1905 г.?
  5. … прошел путь от губернатора до председателя Совета Министров и подписал указ о роспуске 2 Государственной Думы?
  6. … сказал: "Пролетариат России победит при поддержке пролетариата Запада"?

а) С. Ю. Витте

б) П. А. Столыпин

в) Гапон

г) Л. Д. Троцкий

д) И. Л. Горемыкин

е) П. И. Милюков

ж) А. И. Гучков

                                                           Ключ: 1ж, 2д, 3е, 4в, 5б, 6г.

III ТУР

  1. Каким органом власти был в начале XV в. Государственный Совет?

А) законодательным

Б) законосовещательным

В) правительственным

  1. Курия – это…
  2. Дума – это …
  3. Какой центральный вопрос обсуждался 1 и 2 Государственной Думой?
  4. Назовите партию, программной целью которой была конституционная монархия
  5. Где в 1905 г. впервые были созданы Советы рабочих депутатов?
  6. Какая партия в своей программе провозглашала социализацию земли?                                                          

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опорные конспекты по зоологии - 7 класс

.Целесообразность использования опорных конспектов не вызывает сомнения, т.к., является составной частью технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, пре...

опорные конспекты по зоологии - 7 класс

Целесообразность использования опорных конспектов не вызывает сомнения, т.к., является составной частью технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, пред...

Презентация: "Опорные конспекты в таблицах" 8 класс

Вашему вниманию представлена презентация опорных конспектов в таблицах для 8 класса...

Опорные конспекты по физике 9 класс

Опорные конспекты по физике 9 класс...

опорные конспекты по механике 9 класс

Опорные конспекты по механике...

Опорные конспекты для 7-8 классов

Опорные конспекты для 7-8 классов...

Опорные конспекты для учащихся по ряду тем Истории Отечества в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида . Авторская разработка Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 8 кл.специальной (коррекционной) школы VIII вида. Выделены ключевые понятия, даты по изучаемой теме, сформулированы выводы. Использование опорных конспе...