Адаптированная рабочая программа факультативного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» на 2017-2018 учебный год 8 - 9 классы
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Тищенко Тамара Михайловна

Адаптированная рабочая программа факультативного курса «Обществознание» предназначена для обучающихся 8-9 классов МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». Концепция программы. «Обществознание» в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как факультативный курс, в котором заложено овладение знаниями и умениями, кор-рекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Содержание образования по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо зна-ний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нор-мы, лежащие в основе правомерного поведения. Отбор содержания курса произведен с учетом психологических, по¬знавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учиты-вается уровень возрастных и познавательных возможностей обучающихся. Обоснованность программы: Актуальность. Изучение «Обществознания» содействует приобщению обучаю-щихся, воспитанников к комплексу социальных ценностей, правил и норм, пониманию и использованию прав в различных сферах общественной жизни, осознанию и выполнению обязанностей, а в итоге - успешной социализации обучающихся, воспитанников и интеграции их в общество. Значимость программы. Обучающиеся, воспитанники с легкой степенью умст-венной отсталости по окончании 9 класса способны использовать приобретенные зна-ния и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуаль-ных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкрет-ных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социаль-ной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Факультативный курс «Обществознание» относится к общеобразовательной области «Обществознание». В соответствии с учебным планом и расписанием учебных занятий на изучение обществознания отводится: В 8 классе 1 час в неделю, 34 часа в год, из них 2 часа на «Введение», 30 часов- на изучение основного материала; 2 часа - на повторительно-обобщающие уроки. В 9 классе -1 час в неделю, 34 часа в год, из них на изучение 1 раздела «Человек и его мир -20 часов; 2 раздела « Ответственность за правонарушения» - 8 часов, 3 раздела «Защити себя сам» - 6 часов. Разделы заканчиваются повторительно-обобщающими уроками. Срок реализации программы 1 учебный год. Занятия проводятся в форме урока (40 мин). Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герб-3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат поселка Эгвекинот»

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждено»

На заседании МО

Заместитель директора по

Директор МБОУ

УВР

«Школа-интернат

учителей -предметников

«____» августа 2017 г

поселка Эгвекинот»

Рекомендована к

________/С.В. Прудникова/

Приказ № _______ОД

утверждению

«____» августа 2017 г

Протокол № ______

________/Т.М. Швыркова/

«____» августа 2017 г

Руководитель МО

учителей-предметников

___________Л.П.Резникова/

Адаптированная рабочая программа

факультативного курса

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

на 2017-2018 учебный год

8 - 9 классы

составитель: Тищенко Т.М

учитель второй  категории        

Срок реализации 1 год

п. Эгвекинот

I.Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа факультативного курса «Обществознание» предназначена для обучающихся 8-9 классов МБОУ «Школа-интернат поселка  Эгвекинот».

Концепция программы.

«Обществознание»  в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как факультативный курс, в котором заложено овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Содержание образования по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.

Отбор содержания курса произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей обучающихся.

Обоснованность программы:

Актуальность. Изучение «Обществознания» содействует  приобщению обучающихся, воспитанников к комплексу социальных ценностей, правил и норм, пониманию и использованию прав в различных сферах общественной жизни, осознанию и выполнению обязанностей, а в итоге - успешной  социализации обучающихся, воспитанников и интеграции их в общество.

Значимость программы. Обучающиеся, воспитанники с легкой степенью умственной отсталости по окончании 9 класса способны использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;  нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной  информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Общие цели и задачи факультативного курса «Обществознание»:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления; развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам и ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; о качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о сферах человеческой деятельности; о способах регулирования общественных отношений; о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Принципы построения адаптированной рабочей программы: 

Принцип коррекционной направленности в обучении,

принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,

принцип научности и доступности обучения,

принцип систематичности и последовательности в обучении,

принцип наглядности в обучении,

принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

    Основным принципом является принцип коррекционной направленности.

II.Общая характеристика факультативного курса «Обществознание»

Адаптированная  рабочая программа составлена на основе «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001»; и отражает основные положения учебника «Введение в обществознание»  для учащихся 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001;  и учитывает методические рекомендации Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой:  «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.

Цели и задачи преподавания факультативного курса:

8 класс

Цели:

формировать систему знаний об обществе, государстве, праве и морали;

содействовать социализации учащихся, приобщению их к комплексу социальных ценностей, правил и норм, пониманию и использованию прав в различных сферах общественной жизни, осознанию и выполнению обязанностей.

Задачи:

познакомить учащихся с различными видами межличностных отношений и их отличиями, показать роль общения в межличностных отношениях, определив условия его успешности, причины возникновения конфликтных ситуаций и варианты их разрешения;

дать представление о важнейших тенденциях в развитии современного мира, о глобальных мировых проблемах.

охарактеризовать особенности взаимодействия отдельного человека с общественной средой, природой, государством, различными социальными группами и институтами;

рассмотреть важнейшие компоненты человеческой природы: биологические и социальные потребности, мышление и речь, деятельность и ценности, способности и характер, моральные нормы и культурные установки, восприятие и самосознание;

развитие внимания, речи, памяти, мышления.

9 класс

Цели:

Создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Задачи:

знакомство с  основными конституционными правами и обязанностями  человека в Российской Федерации;

знакомство с основами трудового, семейного, административного, уголовного права;

знакомство с понятиями «правонарушение» и «преступление», формирование у правового самосознания;

гражданское, эстетическое, нравственное воспитание;

развитие внимания, речи, памяти, мышления.

 Технологии обучения:

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе применяются следующие педагогические технологии:

технология развития критического мышления (формирование умений работать с текстом, опираться на жизненный опыт);

технология коллективного способа обучения;

технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени);

информационно-компьютерные технологии;

здоровье сберегающие технологии.

Методы и приемы обучения:

словесные: рассказ, объяснение, беседа, выборочное объяснительное чтение текста      

 учебной книги;

наглядные: наблюдение, демонстрация,

практические:  упражнения, тесты.

Типы занятий :

урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

комбинированный урок.

Связь «Обществознания» с другими предметами.

       В процессе обучения прослеживается связь «Обществознания» с другими предметами:

История: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей.

Литература: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.

География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.

Биология: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.

III. Описание места факультативного курса в учебном плане

Факультативный курс «Обществознание» относится к общеобразовательной области «Обществознание». В соответствии с учебным планом и расписанием учебных занятий на изучение обществознания отводится:

В 8 классе 1 час в неделю, 34 часа в год, из них 2 часа на «Введение», 30 часов- на изучение основного материала; 2 часа - на повторительно-обобщающие уроки.        

В 9 классе -1 час в неделю, 34 часа в год, из них на изучение 1 раздела  «Человек и его мир -20 часов;  2 раздела « Ответственность за правонарушения» - 8 часов, 3 раздела «Защити себя сам» -6 часов. раздела заканчиваются повторительно-обобщающими уроками.

Срок реализации программы 1 учебный год. Занятия проводятся в форме урока (40 мин). Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

IV.Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса.

8 класс. 

Материал, изучаемый в 8 классе, объединен в следующие разделы и темы:

В 8 классе обучающиеся знакомятся с понятием человек, рассуждают о месте человека в природе, задумываются над вопросом смысла человеческой жизни, знакомятся с  морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, получают общие представления о праве и государстве. 

Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки ответственность.

Знакомятся с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о государстве как о целостной политико-правовой системе.

9 класс. 

В 9 классе обучающиеся знакомятся с понятием человек, рассуждают о месте человека в природе, задумываются над вопросом смысла человеческой жизни.

 В процессе изучения раздел «Человек и его мир» изучают понятие личности во всех ее взаимоотношениях с обществом и законом. социальные регуляторы поведения человека.

В тематику «Ответственность за правонарушение»  входят понятия правонарушений и преступлений, ответственности за них, обсуждаются разные варианты поведения, позволяющие жить с ладу с законом.

В разделе «Защити себя сам» педагог ведет разговор с учащимися  о здоровом образе жизни, профилактические беседы о том, как не стать жертвой наркомании, преступления, обмана.

V.Личностные  и предметные результаты,

 формирующиеся при изучении «Обществознания»

 

 К личностным результатам относятся убеждения и качества:

осознание себя как гражданина страны, члена семьи, региональной общности;

уважение прав и свобод человека;

уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку , его правам и свободам как высшей ценности.

Предметные результаты включают:

умения изучать информацию из различных источников, раскрывая ее познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни личностей и народов своей страны;

относительно целостное представление о человеке;

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Требования к  подготовке обучающихся:

Требования к  подготовке учащихся по курсу соответствуют «Программам  для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой.- М.: «ВЛАДОС», 2012.

     

 Требования к  подготовке учащихся 8 класса  

 Обучающиеся должны знать :

основные понятия курса: личность, социальная роль, общество, государство, право, мораль, закон,  нравственные нормы, «Золотое» правило нравственности, Конституция, три ветви власти ( законодательная, исполнительная и судебная), органы власти РФ.  

Обучающиеся должны уметь:

самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте  учебника;

правильно употреблять термины, понятия: государство, право, мораль, потребности человека, добро, зло, долг, совесть, гражданство, правительство РФ, президент РФ.  

ориентироваться в окружающей действительности,

соблюдать общепринятые нормы поведения и общения,

владеть навыками устной разговорной речи,

отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы для получения информации.

Требования к  подготовке учащихся 9 класса  

Обучающиеся должны знать: основные понятия курса: виды прав, основные конституционные права и обязанности человека; виды правовой ответственности; правовые основы семьи и брака; правонарушение и преступление, ответственность за преступление, наказание.

Они должны уметь: самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте  учебника; правильно и точно употреблять термины, понятия;

    Система оценки достижений обучающихся на факультативных занятиях не предусмотрена.

VI.Содержание тем факультативного курса

8 класс

Материал, изучаемый в 8 классе, объединен в следующие разделы и темы:

Введение (2 часа). Введение. Гражданин . Гражданская позиция

Раздел I «Государство, право, мораль» - 17 часов.

Что такое государство. Что такое власть. Право и роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность. Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права. Что такое мораль. Основные нормы морали. Функции морали в жизни человека. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы личной и общественной жизни человека. Нравственная основа права.

Раздел II. «Конституция РФ» - 15 часов

Конституция РФ. Основы конституционного строя. Законодательная власть РФ. Исполнительная власть. Судебная власть РФ. Местное самоуправление. Правоохранительные органы РФ. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство РФ.

9 класс

Материал, изучаемый в 9 классе, объединен в следующие разделы и темы:

Раздел 1. Человек и его мир. 20 часов

Загадка и природа человека Человек ищет смысл в жизни Мировоззрение человека. Потребности и возможности человека. Человек и общество. Социальные регуляторы поведения человека. Как и почему возникает право? Правовая культура и правовое поведение личности. Государство и право. Гражданин и государство. Личность гражданина. Личность среди сверстников.  Личность в семье. Личность в образовании. Правовая культура в сфере бизнеса. Предпринимательство и закон Личность и труд.  Личность и власть. Я будущий избиратель. Личность и защита Отечества. Личность и закон.

Раздел 2. Ответственность за правонарушение. 8 часов 

Правонарушение и преступление. Причины правонарушений. Вина и ответственность. Ответственность за правонарушение против собственности. Ответственность за правонарушение против личности. Групповые правонарушения несовершеннолетних. Правопорядок и полиция. Суд и прокуратура. 

Раздел 3. Защити себя сам. 6 часов 

Я выбираю жизнь. Наркотики и закон. Как не стать жертвой преступления. Если тебя задержала полиция.  Ролевая игра «Трудное решение»

VII.Календарно-тематическое планирование 8 класс

Тема урока

Кол-во

часов

Элемент

содержания

Планируемые результаты

Форма

контроля

Дата

проведения

предметные

личностные

плани-

руемая

факти-

ческая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение  2 часа

1

Введение. Гражданин.

1

представления о гражданине, качествах, характеризующих гражданина

формировать умения отвечать на поставленные вопросы, анализ текст

: умение пользоваться учебником, ориентироваться в тексте.

усвоение словарных слов.

09.09

09.09

2

Гражданская позиция

1

Понятия гражданин, гражданское поведение, гражданские чувства

Развитие чувства патриотизма, гражданской позиции

Развитие умений искать, анализировать события настоящего и прошлого

практические задания в группах

16.09

16.09

Раздел 1. Государство. Право. Мораль. 17 часов

3

Что такое государство

1

Понятие государства и его функции

Характеризовать роль государства в экономической жизни страны

Воспитание элементов трудовой культуры: умение пользоваться учебником, ориентироваться в тексте

устный опрос

23.09

23.09

4

Что такое власть

1

Власть- способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность людей  с помощью авторитета, права или насилия

целостное представление об обществе и человеке, регуляторах деятельности людей

изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями)

ответы на вопросы

30.09

30.09

5

Право и роль права в жизни человека, общества и государства

1

практическая значимость правовых знаний в жизни, познакомить учащихся со значением понятий право, свобода, закон, нормы закона

давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей

Повышение их правовой  грамотности  для безболезненной интеграции в современное общество

Обществоведческий диктант

07.10

07.10

6

Право и закон

1

Главная обязанность гражданина – соблюдать закон, не нарушать права других людей

Знание основных правовых понятий, норм и правил,

Понимание социальной реальности и повседневной жизни

тематический кроссворд

14.10

14.10

7

Правовая ответственность

1

Человек несет моральную и правовую ответственность перед обществом за поступки. которые совершает

понимание  роли правовых норм и правил как решающих регуляторов общественной жизни

Получение элементарных знаний о праве, Законодательстве РФ, правопорядке

ответы на вопросы

21.10

21.10

8

Правонарушение

1

неание законов не освобождает от ответственности за их нарушениез

умение применять нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

Установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка

составление схемы «Виды правонарушений

28.10

28.10

9

Преступление как вид правонарушения, его признаки

1

Виды преступлений и их участники, ответственность за правонарушение

установка на необходимость руководствоваться нормами и правилами в собственной повседневной жизни

оценка поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде

фронтальная беседа

11.11

11.11

10

Презумпция невиновности

1

человек знает, что такое добро и зло, но склонен поступать аморально

изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возможностями

Обществоведческий диктант

18.11

18.11

11

Отрасли права

1

Понятие и система отраслей права: конституционное,  административное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное

представление механизмах и регуляторах деятельности людей

понимание важной роли взаимодействия отраслей права

составление таблицы

25.11

25.11

12

Что такое мораль

1

опираясь на учебник, объяснить происхождение и смысл слов мораль, нравственность, этика

объяснить, нарисовать пирамиду морали, дать определение нравам.

подкрепление изученных положений конкретными примерами

тематический кроссворд

02.12

02.12

13

Основные нормы морали

1

понятие норм морали: не убей, не лги, не заведуй и т.п.

Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни

уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям других

пересказ притчи с опорой на текст учебника

09.12

09.12

14

Функции морали в жизни человека

1

Поступай в отношении других людей так, как хотел бы. Чтобы относились к тебе

Нравственное поведение раскрывается в поступках и формируется поступками

жить согласно нормам морали, по совести- задача не из лёгких

устныйопрос

16.12

16.12

15

Моральная ответственность

1

Обсудить вопросы  Что такое ответственность? Что значит вести себя ответственно?

суть ответственного поведения: осознавать, как твои действия отзовутся на других, стремиться предотвратить плохие последствия действий

каждый человек несет ответственность за результаты своей деятельности

фронтальная беседа

23.12

23.12

16

Общечеловеческие ценности

1

Ранжирование жизненно важных ценностей и их роль в жизни человека

Понимание места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества

внимательное отношение к ценностям других людей, групп, осознание их роли в жизни людей, страны

самостоятельная работа

13.01

13.01

17

Нравственные основы личной и общественной жизни человека

1

Раскрыть нравственные основы права и их роль в жизни человека и общества

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять события и явления

проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии

фронтальный опрос

20.01

20.01

18

Нравственная основа права

1

Раскрыть нравственные основы права

Знание основных нравственных и правовых понятий, правил

следование этическим нормам  в соответствии с возможностями

фронтальная беседа

27.01

27.01

19

Повтор-обоб урок «Государство, право, мораль»

1

закрепить содержание ведущих тем раздела

выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать сравнительный анализ

умение пользоваться учебником, ориентироваться в тексте

Ответы на вопросы с использованием  учебника

10.02

10.02

Раздел 2. Конституция Российской Федерации.  15 часов

20

Конституция РФ

1

дать общую характеристику основного закона РФ

формировать умение комментировать мнение современников о Конституции РФ 1993 г

Уважение к главному закону страны- основа юридической ответственности личности

Устный опрос

10.02

10.02

21

Основы конституционного строя

1

раскрыть понятие «конституционный строй РФ»

10 принципов конституционного строя совеменной России

формиулировать собственную позицию

работа с текстом первоисточника

17.02

17.02

22

Законодательная власть РФ

1

Познакомить учащихся с 3 ветвями власти

Представления о  законодательной власти, ее функциях

ответы на вопросы, используя Конституцию

24.02

24.02

23

Законодательная власть РФ (продолжение)

1

Общее представление о сущности законодательной власти

Развитие умения работать с Конституцией

Работа с текстом Конституции

03.03

03.03

24

Исполнительная власть

1

Общее представление об исполнительной власти в РФ

работа с текстом Конституции. Ответы на вопросы

10.03

10.03

25

Судебная власть РФ

1

Общее представление о судебной власти в РФ и условиях  деятельности

Виды судов, компетенции судов в РФ

Формируем трудолюбие, терпение, усидчивость

беседа по вопросам, поиск ответов в Конституции

17.03

17.03

26

Местное самоуправление

1

познакомить с органами местного самоуправления

Направлениями их работы органов местного самоуправления

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

беседа по вопросам

24.03

24.03

27

Правоохранительные органы РФ

1

Познакомить с системой правоохранительных органов РФ: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд

Деятельность системы  правоохранительных органов

Нетерпимость к любым видам насилия и готовность правоохранительных органов противостоять им;

Анализ текстов документов

07.04

07.04

28

Правоохранительные органы РФ (продолжение)

1

Познакомить с компетенцией Конституционного суда

Порядок образования, полномочия и деятельность суда

Обобщение, сравнение и анализ документов

14.04

14.04

29

Институт президентства

1

Становление института Президенства в РФ

1990 г.-был учрежден пост Президента

уважение к личности и её достоинству,

Работа в тетради

21.04

21.04

30

Институт президентства (продолжение)

1

Составить представление о полномочиях президента РФ и его роли в структуре гос. власти

Правовой статус, полномочия президента РФ

способность давать моральную оценку действиям государственных деятелей

Беседа. Работа с текстом Конституции

28.04

28.04

31

Избирательная система

1

Познакомить учащихся с

Выборы проводятся при  общем и равном праве. путем тайного голосования

Использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях и Интернет-ресурсы

устный опрос

05.05

05.05

32

Гражданство РФ

1

углубить представление о гражданстве, основных принципах, регулирующих гражданство

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

составление   полных ответов на вопросы с помощью текста.

12.05

12.05

33

Пов.-обоб. урок по разделу «Государство»

Проверка правильности понимания новых понятий и терминов

сознательное освоение и закрепление  изучаемого материала

Владение умениями работать в группе. Отстаивать свое мнение

беседа

19.05

19.05

34

Пов-обоб урок по разделу «Государство»

1

систематизация правовых знаний по разделу

Умение выполнять познавательные и практич. задания

Контрольное тестирование, собеседование

26.05

26.05

Календарно-тематическое планирование 9 класс

Тема

урока

Кол-во

часов

Элемент

содержания

Планируемые результаты

Форма

контроля

Дата

проведения

предметные

личностные

плани-

руемая

факти-

ческая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 1. Человек и его мир. 20 часов

1

Загадка и природа человека

1

Выяснить, что есть человек?, загадку человека, его предназначение

4 попытки решить вопрос о происхождении человека

формировать умение высказывать свое собственное суждение

беседа

09.09

09.09

2

Человек ищет смысл в жизни

1

рассмотреть вопрос о жизненных целях и задачах

уметь объяснить термины: смысл жизни, жизненные цели и задачи, идеалы, ценности, счастье

смысл жизни человека- в добрых делах, в помощи нуждающихся

Индивид. самостоятельная работа

16.09

16.09

3

Мировоззрение человека

1оззрение

на каждом этапе жизни человек формируется как личность, определяет свое мировоззрение

Мировоззрение- взгляды человека на мир. моральные представления. верования.

Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций

творческая работа

23.09

23.09

4

Потребности и возможности человека

1

формировать представления о потребностях человека

Виды потребностей- ложные и истинные и их роль в выборе  пути

Понимание роли мотивов в деятельности человека

анализ текстов

30.09

30.09

5

Человек и общество

1

оказать, что человек в одиночестве не может развиваться и совершенствоваться без других людей

формировать умение слушать рассказ учителя, отвечать на поставленные вопросы

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до оценки результата

индивидуальный опрос

07.10

07.10

6

Социальные регуляторы поведения человека

1

Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни

представление о механизмах и регуляторах поведения людей

Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей

практическое задание

14.10

14.10

7

Как и почему возникает право?

1

сформирповать представление об истории возникновения прав и законов

развивать умение работать с документами

необходимость отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности

практическое задание

21.10

21.10

8

Правовая культура и правовое поведение личности

1

сформировать четкое представление о правовой культуре и правовом поведении

давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог

фронтальная беседа

28.10

28.10

9

Государство и право

1

формировать представление о сущности и признаках правового государств

а

Гарантии прав и свобод граждан

стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов

практическая работа

11.11

11.11

10

Гражданин и государство

1

формировать представление о роли государства в жизни каждого человека

Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций

Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

практическая работа

18.11

18.11

11

Личность гражданина

1

сформировать четкое представление о личности

Понятия личность, воля, характер, мотив

выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм

беседа

25.11

25.11

12

Личность среди сверстников

1

понятия: общение, самооценка. подражание, групповая норма

Понимание значения коммуникации в межличностном общении

Способности анализировать реальные социальные ситуации

Практическое задание

02.12

02.12

13

Личность в семье

1

Понятия: семья, психологический климат семьи, конфликт.

Знакомство с отдельными приемами преодоления конфликтов

убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;

психологический тест

09.12

09.12

14

Личность и образование

1

формировать представление об учении как потребности в знаниях

мотивы учения, социальная роль

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность

экспресс-опрос

16.12

16.12

15

Правовая культура в сфере бизнеса

1

сформировать представление о роли права в сфере бизнеса

умение составлять словесный портрет предпринимателя

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны

ответы на вопросы

23.12

23.12

16

Предпринимательство и закон

1

раскрыть черты и условия осуществления предпринимательской деятельности

формировать умение анализировать, объяснять значение терминов

Знание основных требований трудовой этики в современном обществе

тренинг

13.01

13.01

17

Личность и труд

1

сформировать представление о трудовом праве

характеризовать основные понятия: потребности, способности, труд, рабочее время.

Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества

ответить на вопросы тестовой таблицы

20.01

20.01

18

Личность и власть. Я будущий избиратель

1

показать смысл выборов как основного способа формирования органов власти

объяснять смысл понятий власть, избиратель, выборы, объяснять мотивы участия граждан в выборах

осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями

практическая работа

27.01

27.01

19

Личность и защита Отечества

1

сформировать представления о сущности и назначении армии,

уметь объяснить понятия: армия, альтернативная служба, священный долг

Служба в армии-священный долг гражданина РФ

 беседа

03.02

03.02

20

Личность и закон

1

сформировать представления о назначении законов и необходимости их соблюдения

уметь объяснить понятия: закон, право, анархия, преступление, административное правонарушение

Способности анализировать ситуации, выбирать способы деятельности и модели поведения

тестирование

10.02

10.02

Раздел 2. Ответственность за правонарушение. 8 часов

21

Правонарушение и преступление

1

обсудить проблему преступности несовершеннолетних

Признаки правонарушений. Понятие проступка.

подкрепление изученных положений конкретными примерами

составление схем

17.02

17.02

22

Причины правонарушений

1

сформировать общие представления о причинах право23нарушений, механизмах антисоциального поведения

как особенности сознания подростка могут повлиять на совершение им правонарушения

выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований

составление схемы: причины правонарушений

24.02

24.02

23

Вина и ответственность

1

сформировать понятие вины и ответственности, представление о механизме их возникновения

Юридическая ответственность за нарушение норм права (знакомство со статьями  УК № 24- 28.

человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности

практическая работа

03.03

03.03

24

Ответственность за правонарушение против собственности

1

Знакомо ство состатьями УК 158-168

уметь объяснить понятия: кража, мошенничество, растрата, грабеж, разбой, вымогательство

формировать негативное отношение к посягательству на чужую собственность

работа с Уголовным Кодексом

10.03

10.03

25

Ответственность за правонарушение против личности

1

сформировать представления об ответственности за преступные действия против личности

Рассмотреть основные виды правонарушений против личности и формы ответственности за них

уважении е к важнейшим правам человека- на жизнь и неприкосновенность личности

беседа по вопросам

17.03

17.03

26

Групповые правонарушения несовершеннолетних

1

Показать механизмы, приводящие подростков в преступные группы

уметь объяснить понятия6 исполнитель, подстрекатель, организатор, пособник

выбирать модели поведения в рамках социальных подростков

практическая работа

24.03

24.03

27

Правопорядок и полиция

1

расширить представление о механизмах борьбы государства и граждан с преступностью

понимание реальных законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств

анализировать реальные социальные ситуации

составить схему «Структурные компоненты органов полиции»

07.04

07.04

28

Суд и прокуратура

1

Показать функции суда в разрешении гражданских и уголовных дел

раскрыть принципы демократического суда: независимость судей, состязательность сторон

Установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка

практическая работа

14.04

14.04

Раздел 3. Защити себя сам. 6 часов

29

Я выбираю жизнь. Наркотики и закон.

1

предупредить об огромной опасности наркомании, способной нанести непоправимый ущерб личности и обществу

ориентироваться в понятиях: наркотики, наркомания, токсикомания, психическая и физическая зависимость

воспитание подростков с высокими духовными запросами и потребностями

составление рекламы

21.04

21.04

30

Как не стать жертвой преступления

1

сформировать представления о безопасном поведении

знакомство со статьями 11-15 Закона «О милиции»

воспитание умения организовывать свой досуг и предпочитать созидательную деятельность праздностиумение о

практическая работа

28.04

(30-31 урок)

28.04

31

Как не стать жертвой преступления (продолжение)

1

четко различать факторы, повышающие вероятность физического насилия

воспитывать ответственное поведение за свои поступки

выполнение этических и правовых норм

беседа

32

Если тебя задержала полиция

1

показать способы защиты своих прав

различать 2 формы задержания: административное. Уголовно-процессуальное

формировать  умение быть спокойным. уверенным. отвечать на вопросы объективно

фронтальный опрос

05.05

05.05

33

Ролевая игра «Трудное решение»

1

проведение игрового судебного заседания

формирование представления о личной ответственности за антиобщественные деяния

Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

блиц-опрос

12.05

12.05

34

Повт.-обоб. урок по 3 разделу  «Защити себя сам»

1

закрепить знания, полученные в ходе изучения «Обществознания»

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

провести тестирование

19.05

19.05

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическая литература для учителя:

Азбука права: разработка занятий в начальной школе / авт.-сост. Н.Н. Бобкова.- Волгоград:  «Учитель», 2006. - 134 с.

«Введение в обществознание». Для 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001.Конституция Российской Федерации 1993 г.

Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.1. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.

Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.

Обществознание: Учебно-справочное пособие/ под ред. В.В. Баранова, В.Г. Зарубина. – М.: ООО «Издательство АСТ»  ООО «Издательство Астрель», 2004.-334 с.

Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.

Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /- Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.

Правоведение. 9 класс. Права человека / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград:          «Учитель», 2007. -239 с.

Правоведение. 8-9 класс.  Изучаем Конституцию / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 2 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

Учебно-методическая литература для обучающихся:

1.    Государственные символы России/сос. Т.В.Шепелева-Волгоград: Учитель, 2007

2.    Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

3.    Декларация прав человека и гражданина РФ

4.    Конституция Российской Федерации 1993 г

5.    Конвенция ООН 1948 г.  

6.    Семейный Кодекс РФ (извлечения)

7.    Трудовой Кодекс РФ (извлечения)

8.    Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г.Ваши права: учеб.пособие. -М.: Вита-Пресс,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 7 класса "Grammar in use"

Данная программа разработана в поддержку основного УМК "Enjoy English" M.З.Биболетовой для учащихся 7 класса и предназначена для более глубокого изучения грамматики английского языка. Может служить по...

Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 6 класса

Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 6 класса "Занимательная информатика" составлена на основе авторских программ Л. Л. Босовой...

Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 7 класса

Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 7 класса "Создание компьютерной презентации" составлена на основе примерной программы...

Рабочая программа факультативного курса «СТРАНОВЕДЕНИЕ» по немецкому языку 10 – 12 классы (заочное обучение)

Курс предназначен для обучающихся 10 - 12 классов вечерней школы, которые уже овладели базовыми знаниями языка. Программа содержит дополнительный материал по страноведению немецкоговорящих стран: Герм...

Рабочая программа факультативного курса по английскому языку «British spirit» 10 класс

Данная рабочая программа разработана в помощь учителю, для проведения факультативов или элективных курсов в школе по страноведению Великобритании. Предлагаемый факультативный курс рассчитан на 1 год ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.

Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...

Рабочая программа факультативного курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса

Рабочая программма факультативнрго курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....