Формирование у школьников познавательного интереса в процессе обучения истории (выступление на районном конкурсе "Педагогический дебют")
статья по истории по теме

Агапкина Елена Викторовна

Выступление на районном конкурсе молодых учителей "Педагогический дебют", испытание "У меня это хорошо получается".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_shkolnikov_poznavatelnogo_interesa.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у школьников познавательного интереса

в процессе обучения истории

Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята, члены жюри! Позвольте представиться. Я – Елена Викторовна Агапкина, учитель истории и обществознания Центра образования № 4.

В 2015 году я закончила Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет истории и права. По своей специальности работаю 3-й год. Обучаясь в университете, я была окружена людьми, влюблёнными в историческую науку. И я бесконечно благодарна своим преподавателям за то, что они своей любовью заразили и меня. История – это настоящая сокровищница человеческой мудрости, свидетельница прошлого, учительница жизни.

Каждый учитель стремится к тому, чтобы дети овладели прочными знаниями по его предмету и в случае необходимости могли успешно написать контрольную работу или сдать экзамен. Я – не исключение. Но гораздо сильнее я хочу заинтересовать, увлечь своих ребят историей, к этому я стремлюсь на каждом уроке, и, как мне кажется, мои усилия приносят некоторые плоды.  

Какой урок можно назвать интересным? Об этом я решила спросить у самых компетентных и строгих критиков - своих учеников. Результаты опроса вы можете увидеть на экране. По мнению детей, интересный урок – это в первую очередь интересный материал в сочетании с интересной личностью учителя.

И знаете, я со своими учениками солидарна. Урок должен быть насыщен разными формами и приёмами работы (не стоит ругаться на ребёнка, если он не может спокойно сидеть за партой и слушать монотонный рассказ педагога – это очень тяжело, ребёнок должен быть активным участником образовательных отношений), содержать иллюстрации (даже обычная презентация, при условии, что она яркая, красочная, красиво оформленная, способна «оживить» занятие, привлечь внимание детей). Конечно, немалую роль играет психологический климат на уроке, личность учителя. Но всё-таки в большей степени уровень интереса ребёнка к предмету зависит от учебного материала. Если учитель, объясняя новую тему, точь-в-точь повторят содержимое учебника, возникает резонный вопрос: а зачем ребёнку учитель, он ведь может прочесть книгу самостоятельно?

Одна из моих педагогических заповедей гласит: «Не убивай интерес ребёнка к предмету потоком нудных фактов». На уроке всегда найдётся время, чтобы удивить, а значит, заинтересовать. На этапе актуализации новых знаний мы с ребятами часто играем в «верю/не верю». Вопросы для этой игры я подбираю в зависимости от того, какую тему нам предстоит изучить на уроке. Например, освещение темы «Восстание декабристов» можно начать с вопроса: «Верите ли вы, что однажды русского поэта А. С. Пушкина спас… заяц? А потом этому зайцу даже памятник поставили!» 

Также часто демонстрирую ребятам фотографии, картины, плакаты, отрывки из художественных и документальных фильмов, которые помогают раскрыть любое историческое событие, любую эпоху во всём их многообразии и самобытности. Попробуй разберись в международной обстановке в конце XIX века и дальневосточной политике России накануне русско-японской войны! А вот если взглянуть на карикатуру 1890-х годов «Раздел Китая европейскими державами и Японией», всё станет гораздо понятнее: колоритные персонажи отпечатываются в памяти намного лучше, чем текст учебника.

Материал заинтересует ребёнка сильнее, если он будет связан с жизнью. Например, так далеки от нас руины древнегреческой архитектуры. Настолько, что авторы учебника истории Древнего мира поместили их на обложку! А если прогуляться по улицам города и внимательнее посмотреть вокруг, то храмы эллинов оживут в виде здания Дворца культуры машиностроителей или городской больницы… Вот тут-то ребята и запомнят, что такое фронтон, а что такое портик, потому что искать эти элементы в реальных зданиях гораздо увлекательнее, чем на картинке в рабочей тетради. Я пытаюсь донести до учеников, что все предметы, которые нас окружают – это источники исторической информации, которую можно научиться читать. Даже ёлочная игрушка или конфетный фантик.

Свой предмет я сравниваю с айсбергом: его верхушка – это тот материал, который даёт нам школьный учебник истории, а «под водой» остаётся огромное количество удивительных фактов и загадок, которые ждут, чтобы их разгадали. Я убеждена, что учитель должен не только давать готовые знания своим ученикам, но и учить их самостоятельно эти знания добывать. Особенно ярко эта роль педагога проявляется в проектно-исследовательской деятельности.

Один из последних наших проектов – это виртуальная экскурсия «Узловая: маршрутами победы» учащихся 5-го класса для ребят из начальной школы. Пятиклассники не только продумали маршрут экскурсии по памятным местам города, связанным с Великой Отечественной войной, подобрали материал, фотографии, но и выступили в роли настоящих экскурсоводов (у нас даже соответствующие бейджики имелись). Используя Интернет, мы сделали подборку старых фотографий Узловой, поэтому у нас получилось путешествие и в пространстве, и во времени. Какие чувства вызывают у пятиклассника фотографии Вечного огня без привычного ДТЮ на заднем фоне или памятника Зенитчицам в центре города? Удивление, и как следствие – интерес.

В ходе работы над проектом ребята учатся извлекать историческую информацию из различных источников и представлять результаты своей деятельности в самых разных формах – реферат, сочинение, презентация, брошюра, экскурсия. Например, один наш проект «Тульский пряник – предмет кулинарного и художественного творчества» вылился в настоящую фотосессию «Чаепитие по-тульски», реквизиты для которой собирали всей школой: здесь и настоящий самовар XIX века, который раздобыл для нас учитель начальных классов, и рушники, вышитые прабабушкой нашего математика, и щипчики для сахара начала XX века, семейная реликвия секретаря, и русские народные куклы-обереги, изготовленные по всем правилам (кстати, продукт ещё одного проекта с пятиклассниками). Этот наш проект был удостоен дипломом 1-й степени всероссийского конкурса «Красота родного края».

Имея некоторый опыт работы над проектами и определённые успехи в этой области (мы с ребятами дважды становились победителями в школьной научно-практической конференции «Я – исследователь», в прошлом году моя ученица была награждена дипломом 2-й степени от министра образования Тульской области в конкурсе научно-исследовательских работ «Подвиг героев – бессмертен», где мы выступали с работой «Дмитрий Александрович Медведев – узловчанин, покоривший небо»), я выделила для себя несколько правил, которыми поделюсь с вами.

Правильно выбранная тема – половина успеха. Тема должна быть интересна и близка ученику, только в этом случае он будет работать над проектом с удовольствием и энтузиазмом, а не воспринимать его как очередное домашнее задание.

Сотрудничайте с ребёнком на каждом этапе работы над проектом. Однако избегайте прямых инструкций, не сдерживайте инициативу учащихся, поощряйте их самостоятельность. Учитель – это человек, который «задаёт вопросы» и своими вопросами подталкивает ученика к поиску новых идей и решений.

На стадии планирования следует подумать о практической значимости продукта, который получится в результате работы над проектом. Ребёнку приятно осознавать, что его труд принесёт практическую пользу для общества, поэтому, на мой взгляд, предпочтительнее выбирать в качестве конечного продукта брошюры, сценарии классных часов, интеллектуальных игр, электронные альбомы – словом, то что в последствии можно использовать в образовательных отношениях, на уроке и во внеурочной деятельности по предмету.

Подводя итог вышесказанному, скажу: для ученика проект - это возможность в максимальной степени раскрыть свои исследовательские способности, творческий потенциал (при условии, что ребёнок сам определяет предмет своего исследования исходя из собственных интересов). Безусловно, и учитель, сотрудничая с детьми в работе над проектом, открывает для себя что-то новое, учится лучше понимать учеников и совершенствуется как педагог и как личность. А это, если вспомнить результаты опроса, немаловажно.

Спасибо за внимание! Пожелаю всем ребятам интересных уроков, а нам, учителям, горящих от интереса глаз учеников!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории

Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования  критического мышления.Приемы, используемые на стадии вызова.Приемы, используемые при работе с текстом на с...

Занимательные задания как средство формирования познавательного интереса в обучении математике

Умению работать творчески нужно учиться. На первых этапах творческой деятельности необходимо использовать приемы занимательности. ценность занимательных заданий заключается в том, что с их помощью учи...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

«Влияние проектной деятельности на формирование у школьников учебно-исследовательской культуры в процессе обучения истории»

        Самая значимая проблема,  поднятая мной в изучении этого вопроса – это необходимость  развития личности, которая обладает ценностным сознанием, духовной, н...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ .

Данная работа направлена на формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, так как занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, множество...

« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...

Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории

Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории ...