Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории
статья по истории на тему

Морозова Оксана Владимировна
Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_metodicheskiy_zhurnal_morozova_o.v.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантного сознания школьников

в процессе обучения истории

Формирование толерантности — важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране, на социализацию учащихся, их духовное и нравственное развитие.

Предметное содержание школьных курсов истории открывает значительные возможности не только для раскрытия сущности толерантности и ее места в развитии человеческой цивилизации, но и создает практическое поле для формирования толерантного сознания школьников, для осмысления ими личного опыта толерантного поведения в жизни.

Формирующую роль в воспитании учащихся в духе толерантности при изучении курса истории выполняет материал, отражающий политические, социальные, этнические, культурные аспекты прошлого, историю войн, восстаний и революций, общественных движений и общественной мысли, исторического сознания и образа жизни, истории религии и церкви, культуры и менталитета.

Широкое использование конкретного опыта истории страны и мира для формирования толерантного сознания школьников строится на основе выдвинутых в науке методологических принципов осмысления исторического прошлого. Важнейшим из них является принцип историзма, требующий рассмотрения фактов, событий, идей (например, нацистской проповеди расизма, практики Холокоста, политики сталинских репрессий и др.) в контексте эпохи с выявлением их исторических корней и особенностей.

Реализация ценностно-гуманистического подхода при рассмотрении различных конфликтов в истории требует, чтобы объяснялось поведение не только больших масс людей или властных структур, но и отдельного человека. Используя источники, описания, художественную литературу, я стараюсь показать жизнь и страдания человека на войне, в условиях геноцида, угнетения; раскрыть мотивы его нравственной позиции, истоки внутренней силы, позволяющей сопротивляться насилию.

На своих уроках я использую прием психологического, личностно ориентированного подхода -  «рассказ от очевидца». Он позволяет передать переживания человека «внутри конфликта», поставить ученика в ситуацию нравственного выбора с позиций спасателя жертв, борца Сопротивления, наблюдателя, жертвы, палача, члена семьи и др.

Важным условием формирования толерантного сознания школьников является использование в преподавании истории социокультурного подхода, предусматривающего анализ предпосылок возникновения конфликта (или, напротив, примирения), среди которых значение имеют особенности менталитета населения (распространение страха и апатии, конформизма и равнодушия, агрессии и нетерпимости, веры в «образ врага», в антитолерантные мифы и т.д.).

Одним из условий формирования толерантного сознания является показ связи любого проявления нетерпимости, конфликтности с политическим режимом и господствующей при нем идеологией. Понимание этой связи позволяет выявить корни геноцида, ксенофобии, мифологизации сознания. Опыт тоталитарных режимов XX в., нацистской или леворадикальной идеологии, массовых политических репрессий, ГУЛАГа в СССР, иными словами, всех тех политических условий, которые, как говорил писатель В. Гроссман, «парализуют человеческий дух», не должен быть забыт новым, молодым поколением, которое, к счастью, живет в другом мире, но постоянно сталкивается с проявлениями нетерпимости (например, события в Украине).

Социокультурный подход в формировании толерантного сознания школьников я применяю при изучении образа жизни и поведения русского крестьянства в пореформенный период XIX в. на уроке «Русская деревня в 1860-1890-е гг.». Другим проявлением толерантного поведения, получившим широкое распространение в XIX в. в российском обществе, была благотворительность. На уроке «Российское общество в пореформенный период» мы с учащимися рассматриваем особенности благотворительности, ее источники, причины, последствия, роль крупнейших деятелей, сравниваем с современной историей благотворительности. Курс отечественной истории XX в. содержит важные факты о стремлении российских деятелей науки, культуры, просвещения не допустить крайних проявлений нетерпимости в обществе как со стороны власти, так и отдельных слоев или членов общества.

Не менее важной является реализация в курсах истории этнической составляющей, позволяющей, прежде всего, показать единство и общность, близость и многообразие народов мира. Знание истории национального развития тех или иных народов — важное условие развития толерантного сознания школьников. Реализовывать принцип диалога культур мне помогает факультативный курс «История Бурятии».

Необходимое условие формирования толерантного сознания — это постоянное обращение к опыту современной действительности в стране и в мире, к пониманию сущности нынешних проявлений конфликтности и нетерпимости, терроризма и неонацизма; причин живучести предрассудков и опасных заблуждений. Формирование толерантности, нетерпимости к геноциду, терроризму — важная задача преподавания истории.

Важно, чтобы ученики навсегда запомнили слова историка М. Я. Гефтера: «Всякий геноцид, действует не только против "кого-то", а всегда против всех — и карателей, и жертв, — разрушая человеческое в человеке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознания

Проблемное обучение на уроках истории. Развитие критического мышления школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови ошибку”, “Решение творческих учебных задач” позволяют увеличить познавательную активность у...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Статья  посвящена проблеме толерантности и экстремизма, консолидации гражданского общества, поддержки разнообразия, утверждение права всех людей быть разными. Толерантность - это ценность и социа...

ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врождённое слабоумие – не только изменяет отношение человека к физическому миру, но сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребе...

"Формирование толерантного сознания обучающихся 10-11 классов на уроках обществознания"

Работа посвящена  теме  толерантности, о которой сегодня не рассуждает   только ленивый да ребенок, которому это понятие незнако...

Возможности исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся

Описание возможностей исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся средней школы (из опыта работы)...

конспект открытого урока "Весенние праздники в России и Англии" на региональном семинаре "Формирование патриотического сознания в процессе обучения иностранным языкам"

Конспекты двух открытых уроков: один из них я давала при защите первой квалификационной категории, второй - на региональном семинаре "Формирование патриотического сознания в процессе обучения иностран...

презентация " Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся на уроках Всеобщей истории

В условиях глобализации мира, на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. На уроках истории, начиная с пятого класса необходимо...