Возможности исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся
статья на тему

Описание возможностей исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся средней школы (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье.

Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.

В.А.Сухомлинский

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.

Проблеме воспитания у детей терпимого отношения к отдельным человеческим слабостям и формированию этого отношения значительное место уделяется в трудах В.А. Сухомлинского. В воспитании детей в духе дружбы народов он выделял два взаимосвязанных направления. Первое из них - установление духовного общения воспитанников с детьми других национальностей. Вся работа по интернациональному воспитанию выстраивалась В.А. Сухомлинским с учетом возраста, в определенной последовательности: дети младшего школьного возраста получали сведения о единстве судеб народов нашей страны, дети среднего возраста убеждались в силе дружбы многонациональной семьи и величии бескорыстной взаимной помощи народов, а старшеклассники уже осознавали историческую сущность и преобразующее значение дружбы народов, роль межнациональных связей.

В современной ситуации возникающих межнациональных конфликтов опыт Сухомлинского-воспитателя более чем актуален. В.А. Сухомлинский считал толерантность важнейшим элементом духовной культуры школьника, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться в «сложном мире человеческих страстей и характеров».

Поэтому, задача педагогического коллектива - создать условия, организовать урочную и внеурочную деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в одной стране – России, что приведет к регулированию межличностных отношений.

Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми, в том числе исследовательская деятельность, поскольку в  процессе исследования ребёнок сталкивается с необходимостью анализа и оценки различных идей и точек зрения; школьники учатся излагать свои мысли и слушать собеседника, владеть навыками работы в группе и различными социальными ролями в коллективе, знать способы взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, быть эмоционально устойчивыми в общении и лояльными к различным точкам зрения по исследуемому вопросу, школьники пытаются руководствоваться моральными нормами и реализовать в поступках принятые нравственные ценности,  у детей появляется деятельная коллективная устремленность к нравственной цели, вырабатываются этические суждения, понятия, убеждения, единство оценок и воззрений, рождение нравственного общественного мнения. Главное, в процессе исследовательской деятельности ребёнок формирует собственное мировоззрение, самостоятельно и ответственно определяет свою позицию в сфере человеческих отношений.

Одна из особенностей нашей школы - разнонациональный - полиэтнический состав учащихся. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации образовательного процесса  крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.

В связи с этим, одной из тем исследования,  которой заинтересовались ребята, стала проблема физиологической адаптации миграционных лиц - переселенцев из Кавказа и Средней Азии, поскольку дети попадают в совершенно иные климатические условия, что сказывается на их физическом здоровье. Данная работа выполнялась в рамках программы Правительства Санкт-Петербурга  «Толерантность», разработанной в целях укрепления в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, принципов соблюдения прав и свобод человека, утверждения межнационального мира и согласия.

В эксперименте  ребята  дали оценку физической работоспособности учащихся различных возрастных групп, родившихся в различных климатических условиях.

Для оценки уровня физической работоспособности детей разного возраста, родившихся в различных климатических условиях был использован тест максимального потребления кислорода, который  считается, по мнению Всемирной организации здравоохранения,   наиболее объективным  и информативным интегративным показателем для оценки резервных возможностей адаптационных систем и состояния здоровья человека.

Учащиеся в процессе работы  над поставленной проблемой:

  1. изучили литературу о влиянии климатических условий на физиологическую адаптацию людей разного возраста;
  2. провели исследование и дали оценку физической работоспособности и резервных возможностей адаптационных систем организма с помощью теста МПК у учащихся разных возрастных групп, родившихся в различных климатических условиях;
  3. установили связь между климатическими условиями, в которых родились и выросли учащиеся разного возраста и резервными возможностями адаптационных систем организма;
  4. выработали рекомендации по повышению физической работоспособности и резервных возможностей адаптационных систем организма у учащихся,  родившихся и выросших в условия жаркого климата.

  В процессе исследования ребята пришли к выводу: тенденция  увеличения числа перемещенных лиц и беженцев из государств постсоветского пространства в Россию  практически остается неизменной. Следовательно, проблема физиологической адаптации переселенцев из стран с жаркими климатическими условиями остается на сегодняшний день весьма актуальной, поскольку  адаптация человека к условиям Северо-западного региона обеспечивается перестройками всех видов обмена веществ. Функциональной особенностью детского организма является его ранимость и чувствительность, что определяет не только показатели здоровья, но и оказывает влияние на дальнейшее морфофункциональное развитие ребенка.   В  связи с этим,  детям, родившимся в условиях жаркого климата и переехавшим жить на Северо-запад России необходимо создать такие условия, чтобы процесс физиологической адаптации прошел для них безболезненно.

Исследования получили положительные оценки специалистов, что является предпосылкой для внедрения результатов проекта  в практику в учебно-воспитательном процессе различных типов образовательных учреждений, расположенных в условиях Северо-западного региона, при работе с учащимися разных возрастных групп.

Воспитание толерантности - процесс длительный, сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка. Если толерантность воспитана, то проявляется во всех жизненных ситуациях, по отношению ко всем людям, ибо является интегрированным качеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Статья  посвящена проблеме толерантности и экстремизма, консолидации гражданского общества, поддержки разнообразия, утверждение права всех людей быть разными. Толерантность - это ценность и социа...

ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врождённое слабоумие – не только изменяет отношение человека к физическому миру, но сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребе...

"Формирование толерантного сознания обучающихся 10-11 классов на уроках обществознания"

Работа посвящена  теме  толерантности, о которой сегодня не рассуждает   только ленивый да ребенок, которому это понятие незнако...

Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"

презентация  "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...

презентация " Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся на уроках Всеобщей истории

В условиях глобализации мира, на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. На уроках истории, начиная с пятого класса необходимо...

РОЛЬ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Составной частью инновационной стала -научно - исследовательская  работа, что дает возможность для роста  учебно  - профессиональной деятельности  обу...

"Исследовательская деятельность и формирование волевых качеств обучающихся"

В статье рассматривается процесс формирования волевых качеств обучающихся в ходе исследовательской деятельности....