Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"
статья по биологии по теме

Кожевникова Александра Петровна

презентация  "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eko_kultura.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г.Воркуты

Доклад

«Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога МОУДОД «ДДТ» г.Воркуты.

Автор: Кожевникова А.П.

Приоритетным направлением в эколого-биологическом дополнительном образовании является исследовательская деятельность обучающихся стремящихся к созданию своей личной творческой работы с реально воплотившимся в жизнь результатом сохранения среды и жизнедеятельности живых организмов.

В последнее время наблюдается тенденция повышения мотивированности выбора эколого-биологического образования в сфере экологии окружающей среды, Мировой кризис вносит существенные коррективы в отношения человека и природы, способствует переосмыслению промышленных достижений мировой цивилизации.  

Решить настоящее и будущие экологические проблемы способна личность,  обладающая высокой экологической культурой. В науке экологическая культура характеризуется как исторический процесс развития отношения человека к естественной среде, формирования и обогащения личности  как субъекта общественно полезного труда по охране природе  рационального восстановления и воспроизводства природных ресурсов, понимания значимости природы, окружающего мира   в жизнедеятельности человека. Значительными возможностями в формировании экологической культуры обладает исследовательская деятельность, так как она определяет:

1. Культуру отношения человека к природе – отражающую экологические знания, накопленные человечеством.

2.Культуру отношения человека к обществу отражающую деятельностное начало личности, принципы организации деятельности на основе знаний законов природы.

3. Культура отношения к самому себе,  которая выражает особенности внутреннего мира человека, его личностную позицию и возможность самостоятельно принимать решения, наличие убеждений.    

Проблема влияния  исследовательской деятельности на формирование  экологической культуры многогранна, поэтому важно выявить содержание, методы и средства, обеспечивающие применение исследовательской деятельности как фактора формирования экологической культуры.  

Основная задача в том чтобы выявить возможности исследовательской деятельности в формировании  и  развитии личности с высоким уровнем экологической культуры.  

Применяя теоретический метод, я провела анализ обобщения  педагогического опыта работы в творческом объединении «Лаборатория юного биолога» МОУДОД «Дом детского творчества» г. Воркуты. Исследовательская деятельность в творческом объединении «Лаборатория юного биолога» проходит в пяти направлениях.

1 Исследовательское занятие.

2 Исследовательская работа.

3 Научная конференция.

4 Биомониторинг окружающей среды.  

5  Природоохранная акция.    

Исследовательское занятие – это основа приобретения, расширения и углубления знаний по экологии и биологии, которые являются  первой  и важной  ступенью к исследовательской работе. Главную роль на этой ступени играет форма проведения занятия. Это лабораторная работа, опыт  наблюдение  эксперимент. Каждое занятие сопровождается выполнением  эколого-биологического проблемного исследования. Определяется жизненная практическая значимость проведенных лабораторных работ, опытов, наблюдений, экспериментов. Именно в процессе исследовательского занятия обучающийся постигает знания практикой осмысляя ее в своем жизненном опыте.  Накопленный практический опыт переносится непосредственно в создание своей исследовательской работы.

Таблица №1. Темы занятий, которые стали основой для создания исследовательской работы.

Тема занятия

Тема исследовательской работы

Полив растений

Влияние полива на цветение кактуса

Как распознать кислоту

Определение кислоты в ягодах клюквы

Наблюдение горения

Угольная история

Эколого-биологическая характеристика комнатных растений

Подготовка и проведение экскурсии в зимнем саду

В процессе создания исследовательской работы обучающийся включается в сферу взаимодействия общества и природы проявляет интеллектуальную познавательность характеризующуюся уровнем знаний о природе, своим мировоззрением, специализацией данного исследования. Ценным является то, что продукт исследовательской деятельности является результатом его субъективного опыта и познавательного интереса.   Особая значимость в том, что исследовательская деятельность не только побуждается совокупностью познавательных мотивов и  опирается на них, но и обладает значительным потенциалом их развития.  

Представление работы на научной конференции – необходимость для обучающегося  признания  результатов своей работы  обществом. Исследовательские работы представленные на научных конференциях  дают уверенность обучающимся  в их дальнейшей научной  работе.  В  лаборатории юного биолога научная конференция проводится ежегодно  с приглашением представителей  администрации,  коллег, друзей, родителей.  Результаты доступны обществу и  это немаловажно для становления экологической  культуры личности.  

Биологический контроль окружающей среды – направление работы, включает  две группы методов: биоиндикацию и биотестирование.  Проводится ряд лабораторных работ по определению качества природной среды. Предлагаемая система биомониторинга представляет собой комплекс различных подходов для оценки состояния природной среды  находящейся под воздействием  как естественных, так и антропогенных факторов.   Основные работы по биотестированию и биоиндикации окружающей среды: «Флуктуирующая асимметрия древесных и травянистых форм растений как тест-система оценки качества среды»,  «Биологический анализ активного ила», «Характеристика качества почвы с помощью растений-индикаторов», «Использование традесканции  для оценки  мутагенного и токсического действия факторов окружающей  среды», «Биодиагностика почв по ферментативной активности».

Отдельное направление в работе  Природоохранная акция «Защити права живых существ»  В подготовке и проведении акции принимают участие не только  обучающиеся  лаборатории, но и других творческих объединений. Эта акция традиционна, каждый  год проводится под разным девизом: «Права дельфинов», «Купальница», «Живи дерево», «Сохрани тундру», « Снег – наше богатство». Акции имеют свое продолжение  в создании природоохранных проектов, касающихся всех жителей города, и представляются  на самых  различных мероприятиях в виде агитационных материалов.

Как  научная дисциплина экология культуры призвана исследовать культурную среду обитания человека,  ее формирование и воздействие на  людей. Если в экологию культуры  включают антропогенную материально-духовную среду жизни, то экология духа исследует среду морали воззрений трудно уловимой духовности человека. Человек  как индивид и личность  в среде широкого  спектра движений мысли и духа. Здесь окончательно смыкается цикл естественно-научных и гуманитарных знаний, происходит выход в философию и развивается общенаучный подход к проблеме. Свою духовность обучающиеся в лаборатории юного биолога раскрывают на Крещенских чтениях, которые проходят в Воркуте и для них это представляет интерес как духовное соединение с природой. Были представлены исследовательские работы: «Начало мира – вода», «Праздник души человеческой».

Глубокая экология провозглашает лозунг «Земля – прежде всего», т.е. доминирующая самоценность предается нашей планете, а затем лишь человеку, социальные возможности которого ограниченны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок как средство формирования экологической культуры обучающихся

Интегрированный урок  как средство формирования экологической культуры обучающихся.Булгакова Татьяна Николаевнаучитель географии  МОУ гимназия №1 гор. Люберцы,  МО География к...

Презентация "ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Основные направления экологического воспитания •Экологизация воспитательного пространства общеобразовательного учреждения•Внедрение в образовательный процесс инновационных форм, методов и техноло...

Методический семинар: «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб.  Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно да...

Формирование экологической культуры обучающихся через проектную деятельность

Формирование у обучающихся основ экологической культуры как основы гармонизации отношений между природой и человеком, восприятия окружающего мира в его многообразии и многомерности, а также развитие в...

Представление педагогического опыта по теме: «Исследовательская и проектная деятельность при формировании экологической культуры обучающихся»

Представление педагогического опыта на конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2021» «Исследовательская и проектная деятельностькак средство формирования...

Презентация "Формирование экологической культуры обучающихся с особыми образовательными потребностями через эколого-краеведческую деятельность"

Презентация учителя-дефектолога на региональную научно-практическую конференцию конференцию г.Братска  "Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы"с темой "Формир...