ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.
статья по теме

Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врождённое слабоумие – не только изменяет отношение человека к физическому миру, но сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребенок это, прежде всего, особенный ребёнок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим детям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются. Дефект сам по себе еще не трагедия. Он является только предлогом и поводом для возникновения трагедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachimost_tolerantnogo_soznaniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курдупова Е.П. уч. нач. кл.

специальной (коррекционной)

школы-интерната №8 г. Саяногорска

ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врождённое слабоумие – не только изменяет отношение человека к физическому миру, но сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребенок это, прежде всего, особенный ребёнок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим детям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются. Дефект сам по себе еще не трагедия. Он является только предлогом и поводом для возникновения трагедии.

Ни для кого не секрет, что ребёнок-инвалид с физическими недостатками (слепота, глухота, нарушения опорно-двигательного аппарата и др.) вызывает как у взрослых, так и у детей с нормой развития жалость, сочувствие. С такими детьми, хотя и в неполной мере, но всё же общаются, играют, поддерживают дружеские отношения. Совершенно другое отношение к детям с тяжёлыми нарушениями интеллекта. Оно носит ярко выраженный характер вербальной, а также физической агрессии. Зачастую родители не могут отпустить своего ребёнка гулять во двор без присмотра даже тогда, когда там находятся дети значительно младше его. Или же такого ребёнка, возвращающегося из школы, подкарауливают дети с нормой интеллекта и наносят оскорбления.

Такое положение дел происходит не только у нас в России. Недаром в 1971 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о правах умственно отсталых лиц», в которой под 6 пунктом говорится: «Умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения…».

Доктор педагогических наук Малофеев Николай Николаевич в своей работе «Западная Европа: эволюция отношения общества к лицам с отклонениями в развитии» всесторонне рассмотрел историко-генетические, социокультурные основы становления, оформления и развития отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии в различные исторические эпохи в разных странах. Он показал, что корни этой проблемы идут из глубины веков, и решить её в одночасье невозможно.

Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал в российском обществе, является образование. Воспитание толерантного сознания у детей по отношению к людям с тяжёлыми нарушениями интеллекта недостаточно проводить только в школе. Дело в том, что ребенка воспитывает еще и вся среда обитания, тот социум, в котором он находится, семья, любые взрослые и кухонные разговоры. Поэтому важную роль в формировании толерантности призвано играть семейное воспитание. Самые гармоничные и духовно здоровые дети, при прочих равных условиях, вырастают в семьях, занятых общим жизненным делом, определяющим дух семьи. Однако кризисное состояние семьи как социального института, вызванное беспрецедентным снижением уровня её материального обеспечения и духовно-нравственного развития, служит питательной почвой для воспроизводства тоталитарного типа личности. Школа должна противостоять каким-то образом тому антогонизму, который есть в окружающем мире.

В последнее десятилетие в России проводится много исследований, в которых рассматриваются вопросы диагностики, коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями интеллекта. В специальных образовательных учреждениях для этой категории детей уделяется большое внимание вопросам их развития, воспитания, обучения и социальной адаптации. И в тоже время нет целенаправленной работы среди детей с нормой развития о понимании, уважении и принятии ребёнка с умственной отсталостью. Да, для детей-инвалидов проводят концертные программы, дарят им подарки к празднику. Но это не есть воспитание толерантности по отношению к ним. Конечно, дети с низким уровнем развития гиперактивные, они требуют к себе повышенного внимания и терпения, с ними трудно общаться и работать. Но дело в том, что в жизни и больные люди, и здоровые не живут в каких-то особых условиях, изолированно друг от друга; они должны нормально общаться между собой, с пониманием и взаимной доброжелательностью относиться друг к другу. Лучше, проще всего учиться этому с детства. Научить детей не смеяться над ребенком, отличающимся от других, не относиться к нему с презрением и высокомерием, а, наоборот, помогать, правильно вести себя даже с тем, кто вызывает явную антипатию своим внешним видом или неадекватным поведением. Такая установка будет продуктивна как для воспитания самого больного ребёнка, так и для воспитания других детей. Ведь опыт показывает, что при проведении систематической работы, хотя и очень медленно, но положительные результаты достигаются. Примером тому служат различные мероприятия воспитательного характера, проводимые в нашей коррекционной школе-интернате VIII вида, в которых принимают участие дети с различными видами заболеваний: ОНР, ЗПР, лёгкой и тяжёлой формами умственной отсталости. В процессе взаимодействия между ними частично стирается грань откровенного неприятия. В последствии дети с неосложнёнными формами нарушения интеллекта начинают с пониманием относиться к детям со сложными дефектами развития и за пределами школы.

Таким образом, целенаправленное воспитание толерантного сознания по отношению к детям с тяжёлыми нарушениями интеллекта, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни.

                                

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

        

1. Бгажнокова И.М. /Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. –    М.:   Владос, 2007

2. Выготский Л.С. /Основы дефектологии. – СПб.: Лань,2003

3. Декларация о правах умственно отсталых лиц / Генеральная Ассамблея ООН:  Резолюция 2856 от 20 декабря 1971 года

4. Леви В.Л. / Нестандартный ребёнок. – М.: Знание,1989

5. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение,1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности коррекционной работы по формированию мотивации к труду и развитию трудовых умений и навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями интеллекта"

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых на...

"Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с тяжёлым нарушением интеллекта"

Процесс  обучения  и воспитания детей  с ОВЗ  подчинён основной  цели- социализации  детей  данной  категории  и  их  интеграции в обществе.Форми...

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННЫМИ И ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Обучение детей категории «глубоко умственно отсталые дети»....

Рабочая программа по предмету: «Технология (ручной труд)» в 7, 9 классах (для детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта)

Рабочая программа учебного предмета  «Технология (ручной труд)» составлена на основе адаптированной образовательной программы школы, в соответствии с требованиями федерального компонента государс...

Рабочая программа по предмету: «Обслуживающий труд» в 7, 9 классах (для детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта)

Рабочая программа учебного предмета «Обслуживающий труд» составлена на основе адаптированной образовательной программы школы,  в соответствии с требованиями федерального компонента государственно...

«Средства альтернативной коммуникации: пиктограмма «Логопед», методика предъявления социально - значимых жестов для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Для помощи ребенку с ОВЗ в овладении коммуникационными умениями существуют разнообразные коммуникативные системы. Существующие сегодня средства и методы альтернативной коммуникации очень многообразны,...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...