Статья "Особенности коррекционной работы по формированию мотивации к труду и развитию трудовых умений и навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями интеллекта"
статья по теме

Четверткова Ирина Александровна

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитание необходимых установок поведения, личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_korrekcionnoy_raboty.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ И РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

В ходе психофизического развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе целенаправленной  коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, формируются навыки социально – трудовой адаптации. Вся система коррекционной  работы призвана реабилитировать и социально адаптировать ребенка с интеллектуальной недостаточностью к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела  – выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов .

Большое значение в определении трудовых возможностей умственно отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и мелкой моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие умственно отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.

Задачи коррекционной  работы по организации трудового воспитания и обучения следующие:

1. обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно–гигиеническом обслуживании себя;

2. выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно–бытовом, умение выполнять несложные виды этого труда;

3. сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда под руководством учителя;

4. выработать твердые навыки выполнения ряда операций, которым обучают ученика;

5. по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно;

6. научить работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

Соответствующая работа по трудовой подготовке детей с  тяжёлым нарушением  интеллекта должна дать возможность детям после окончания обучения социально адаптироваться в обществе.

Особенности познавательной деятельности детей, воспитывающихся в коррекционном учреждении восьмого вида накладывают отпечаток на их трудовые действия, в то же время труд влияет на развитие познавательных способностей учащихся. Обучая умственно отсталого школьника определенному виду труда, воспитывая у него правильное отношение к труду, в то же время специальными приемами и методами преодолеваются трудности и недостатки его психического развития. Учащиеся коррекционной школы плохо понимают причинно-следственные связи, способности к элементарным формам логического мышления находятся у таких детей в зоне ближайшего развития и проявляются при оказании детям необходимой помощи.

Учителю, для того чтобы активизировать учащихся коррекционной школы на занятиях по труду, необходимо специальными приемами расширить их общий кругозор, развить у них познавательные интересы и навыки самостоятельной работы. Это означает, что на занятиях по труду не должно и не может ограничиваться выработкой у детей трудовых навыков. Не менее важно развивать познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно контролировать и корректировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, умения, навыки, формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм.

Таким образом, труд – чрезвычайно значимая составная часть системы работы в коррекционном учреждении, от которой зависит общее развитие учащихся и их подготовка к общественно полезной деятельности. В  коррекционной работе с данной категорией всегда придавалось и придается большое значение трудовому обучению учеников, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Предметом социального рассмотрения стали условия повышения коррекционно-воспитательного значения труда. Вместе с тем следует отметить, что изучены далеко не все вопросы, важные для теории и практики обучения труду, в частности, совершенно недостаточно изучены вопросы о роли труда в развитии личности умственно отсталых детей и формировании у них трудовых умений и навыков.

Проблема социально-трудовой адаптации детей приобрела общественную значимость, следовательно, стала одним из предметов коррекционной  работы.

Основные направления по решению названной проблемы заключаются в следующем:

- формирование у детей умений и навыков самостоятельного выполнения разнообразных работ;

- воспитание культуры труда.

Реализация этих подходов обеспечивается за счет вовлечения воспитанников в различные виды труда в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями, а также с учетом потребностей общества. Таким образом, ребенок развивается как личность в процессе трудовой деятельности.

Посредством трудового обучения идет воспитание интереса и уважения к труду взрослых, особенно к рабочим профессиям, детей привлекают к посильному общественно полезному труду, прививают простейшие трудовые навыки. Рекомендуется, по возможности, приближать процесс коррекционного обучения к реальным, жизненным условиям.

Трудовое воспитание и обучение играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела работы - формирование и совершенствование трудовых навыков, воспитание необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна даже для глубоко умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Большое значение в определении трудовых возможностей ребенка с тяжёлым нарушением интеллекта имеет его физическое развитие, развитие его общей и мелкой моторики. Правильно организованное психосоциальное сопровождение трудового обучения благоприятно влияет на физическое развитие детей, содействуя коррекции их умственных и физических недостатков.

Литература:

  1. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., Аркти, 2006.
  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тажёлыми и множественными нарушениями развития. / под ред. И.М. Бгажноковой. – М., Владос, 2010.
  3. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М., Просвещение, 2011.
  4. Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. – М., Полиграф Сервис, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с тяжёлым нарушением интеллекта"

Процесс  обучения  и воспитания детей  с ОВЗ  подчинён основной  цели- социализации  детей  данной  категории  и  их  интеграции в обществе.Форми...

Статья ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Важной задачей коррекционной школы является развитие у учащихся трудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Представленный в статье практический опыт работы на уроках трудово...

Рабочая программа по предмету: «Технология (ручной труд)» в 7, 9 классах (для детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта)

Рабочая программа учебного предмета  «Технология (ручной труд)» составлена на основе адаптированной образовательной программы школы, в соответствии с требованиями федерального компонента государс...

Рабочая программа по предмету: «Обслуживающий труд» в 7, 9 классах (для детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта)

Рабочая программа учебного предмета «Обслуживающий труд» составлена на основе адаптированной образовательной программы школы,  в соответствии с требованиями федерального компонента государственно...

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности

Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся с ОВЗ на уроках слесарного дела.

Статья "Формирование трудовых умений и навыков у учащихся с ОВЗ  на уроках слесарного дела"....