"Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с тяжёлым нарушением интеллекта"
статья по теме

Четверткова Ирина Александровна

Процесс  обучения  и воспитания детей  с ОВЗ  подчинён основной  цели- социализации  детей  данной  категории  и  их  интеграции в обществе.

Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с тяжелым нарушением   интеллекта занимает  важнейшее  место  в этом  процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №486 ЦОУО МДО

«ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

Учитель

Четверткова И.А.

По определению известного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребѐнка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребѐнка в кормлении, а также в бытовой деятельности.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребѐнок с тяжелым нарушением интеллекта осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения человека в быту.

Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

Нормально развивающиеся дети к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это ещѐ медленно и не достаточно аккуратно, а у ребѐнка с тяжелым нарушением интеллекта освоение данного процесса растянуто во времени. Последовательные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие

результаты Необходимо использовать все возможности для поощрения ребѐнка, отмечать любые, хотя бы незначительные его достижения.

Любое действие достаточно сложно по своей структуре. Чтобы выполнить его, ребѐнку надо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного орудия, представить движение, учесть внешние свойства предмета. Кроме того необходимо четко понимать какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания.

Например, навык мытье рук можно разбить на 4 шага: включать воду, намыливать руки, споласкивать руки, выключать воду.

Сначала необходимо выполнять за ребѐнка все необходимые действия. Далее предоставлять ребѐнку самому только закончить задание – выключить воду. Необходимо помочь взяться за кран, для того чтобы, как только прозвучит команда: «Закрой», он смог бы выключить воду и завершил бы весь процесс умывания.

Продолжая заниматься, необходимо делать за ребѐнка чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока не доберѐтесь до самого начала задания. Следуя этому принципу, получается, что, стартовав, ребѐнок обязательно придет к финишу.

Обучение навыкам самообслуживания может проходить: на специальных занятиях, в бытовых ситуациях, в играх.


В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовѐт у ребенка чувство уверенности в своих возможностях:

1) Необходимо выработать навык, который надо формировать.

2) Сообщить ребенку чего от него хотят («возьми мыло»). Сообщение взрослого должно быть: кратким, чѐтким, последовательным.

Указания произносить медленно и лишь в тот момент, когда ребѐнок смотрит на взрослого.

3) Разделить процесс на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему собирается обучить ребѐнка.

4) Процесс показа выполнения. Показ должен быть: чѐтким, неторопливым, последовательным.

Перед началом формирования навыка самообслуживания, необходимо создать обучающую среду, окружить ребѐнка предметами быта и их копиями – игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку. Подготовка к овладению навыком самообслуживания должна проходить в игре.

При формировании гигиенических навыков в воспитательном процессе необходимо применять такие методы и приѐмы, как дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментах. Для этого необходимо создавать такие условия, которые будут способствовать развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку.

Используя разнообразные приемы в воспитании: игра с куклой, подражание действий  учителя, совместные действия  учителя и ребѐнка, самостоятельные действия ребѐнка, у детей формируется положительное отношение к выполнению гигиенической процедуры.

Например, игра «Вымой руки, Маша».

У детей формируется положительное отношение к мытью рук, знание о необходимости и значении этого действия.

Здесь ребѐнок ведет куклу к умывальнику и моет ей руки. Затем вытирает их полотенцем.

- Зачем Маша мыла руки? (Ответ жестом).

- Когда надо мыть руки? (Ответ жестом: «кушать», «пи-пи»).

После формирования положительного отношения к гигиеническому навыку в процессе дидактической игры    можно переходить к закреплению этого навыка в процессе режимных моментов. При этом ребѐнок должен овладеть рядом последовательных действий: поднять рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, подставить руки с мылом под струю воды, намылить руки до получения пены, положить мыло в мыльницу, растереть мыло круговыми движениямподставить руки под струю воды, смыть мыло с рук, закрыть кран, вытереть руки насухо полотенцем.

Чтобы достичь понимания между взрослым и ребѐнком, а также сверстниками, необходимо учить воспитанников навыкам адекватного поведения. Так как большинство детей неговорящие, нужно учить их общаться жестами: здороваться, прощаться, просится в туалет, не забывать благодарить жестом после еды и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врождённое слабоумие – не только изменяет отношение человека к физическому миру, но сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребе...

Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»

Значительное количество детей с ДЦП  имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м  – 4 лет. Эти дети...

Статья "Особенности коррекционной работы по формированию мотивации к труду и развитию трудовых умений и навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями интеллекта"

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых на...

Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания...

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННЫМИ И ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Обучение детей категории «глубоко умственно отсталые дети»....

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями «Домовенок Кузя в гостях у ребят»

Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с интеллектуальными нарушениями должен осуществляться с учётом личностного воспитания и быть направлен на создание  реальны...