Главные вкладки

    статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"
    статья по теме

    Бевзюк Елена Борисовна

    статья

    "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon kolomeychuk_statya.zip8.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕН ЫМИ НАРУШЕНЯМИ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ «КРУГ».

    Коломейчук Елена Борисовна

    государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Псковской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №9 VIII вида» г. Великие Луки    (ГОУ «С(кор)ОШ №9VIIIв» г.Великие Луки)

    В этой статье мы описываем, что такое КРУГ, какие задачи на нём решаются, как его организовать, структуру и примеры наших занятий.

    Занятие КРУГ заимствовано из лечебной педагогики, которая традиционно использует ритмические игры в кругу. Такие игры положительно влияют на состояние детей, имеющих разные нарушения развития [1]. КРУГ – «это ритмически организованное, недлительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребёнка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции»[1].

    Цель занятия КРУГ: формирование у детей мотивации общения и  освоение различных форм взаимодействия с другими детьми.

    Данная форма занятия позволяет решать как общие задачи социализации и развития эмоционально-волевой сферы ребёнка, так и непосредственно связанные с особенностями нарушения развития детей [1]. Занятие позволяет активизировать и развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, память, внимание, воспитывает выдержку, стимулирует игровую, коммуникативную и речевую активность детей и др., помогает настроиться на последующие уроки (занятия).

    Для проведения занятия все участники садятся в круг на стулья или пол. Форма круга ограничивает пространство и помогает сконцентрироваться. Все педагоги, кроме ведущего, который объявляет начало и конец каждой игры и всего занятии, наравне с детьми выполняют все задания и участвуют в играх. Но при необходимости взрослый помогает ребёнку, испытывающему трудности. Важным является то, что КРУГ должен проходить в одно и то же время (в начале дня).

     Начало и конец занятия должны чётко обозначаться [1]. Приветствие и окончание занятия не изменяются, что позволяет детям легче в них включиться.

    Составляющие КРУГа:

    - Приветствие (Все участники берутся за руки и хором произносят слова приветствия, повторяют имя каждого играющего. Это позволяет детям почувствовать  себя членами группы, учит их обращать внимание друг на друга, активизирует речь)

    - Ритмические игры и игры на подражание (их задача – вызвать положительные эмоции. Смена ритма активизирует детей, помогает организовать свою активность с действиями других участников. Игры на подражание готовят ребёнка к более сложным играм, и способствуют речевому развитию. Для детей со сложными и множественными нарушениями развития надо подбирать игры с ритмическим, несложным текстом и простыми движениями)

    -  Сенсорные игры (помогают созданию благоприятного эмоционального фона и развитию сенсорной сферы)

    -Игры с правилами (направлены на формирование коммуникативных навыков и эмоционально – волевой сферы)

    - Окончание занятия (может включать общую песенку, стихотворение или сообщать о распорядке дня)

    Проводимый нами «Утренний круг» сразу понравился всем детям. Это стало традиционным началом дня. Визуальное расписание, которое дети научены выстраивать почти самостоятельно, организует их деятельность.

    Пример занятия.

    Характеристика детей.

    Дети восьми лет, диагнозы: умеренная и тяжёлая умственная отсталость, несформированность языковых средств, ДЦП, синдром Дауна, синдром Апера).

    Занятие «Утренний круг» для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (второй год обучения).

    1. Все сидят на стульях по кругу на небольшом расстоянии. Учитель прикрепляет на доску пиктограмму, обозначающую занятие. Все берутся за руки и произносят: «Всем, всем доброе утро!».

    2. Педагог, называя каждого участника по имени, поёт или ритмически говорит:

    - а, где наша Таня? (дети показывают и отвечают «вот, вот, вот»)

    - а, кто у нас Таня? (ребёнок показывает на себя и отвечает «я, я, я»)

    3. На доску прикрепляется слово «БАРАБАН». Учитель спрашивает:

    - кто будет с нами здороваться? (барабан)

    - кто первый будет играть на барабане? (дети выбирают сами, но можно назначить начинающего игру)

    - каждый участник по кругу берёт барабан, отстукивает ритм мелодии песенки про барабан, затем передаёт инструмент соседу. Учитель последним поёт приветственную песню. Предварительно спрашивает:

    - а, кто ещё не здоровался и не пел песню? (дети называют имя или имя и отчество педагога)

    4. Сенсорная ритмическая игра «Ветер по морю гуляет».

    Учитель берёт платок за края, поднимая и опуская его, произносит слова игры

    Ветер по морю гуляет,

    Ветер парус надувает,

    Парус /Таню, Васю…/ накрывает.

    - где наша Таня? (дети снимают платок и говорят: «Вот Таня»)

    5.   Ритмическая игра «Из-за леса, из-за гор» (с использованием музыкального инструмента «Ложки»)

    Дети по очереди играют в ложки, соблюдая ритм песни (лучше подобрать мотив из русских народных песен), подпевают все участники занятия, хлопая ладонями по коленкам.

    Из-за леса, из-за гор

    Ехал дедушка Егор.

    Сам на лошадке,

    Жена на коровке,

    Дети на телятках,                      хлопки прекращаются, а участники

                                                          шёпотом говорят:

                                                                               

    Внуки на козлятках.                    все хлопают в ладоши.

    6. Окончание занятия.  

    Выстраивание ряда пиктограмм распорядка дня.

    Учитель прикрепляет на доску месяц и число, название дня недели,

    сопровождая  свои действия речью. Ребёнок по инструкции находит расписание уроков, соответствующее дню недели (карточки могут храниться в специальном накопителе). Прочитывает название первого урока. Педагог громко повторяет, и просит другого ребёнка прикрепить соответствующую пиктограмму и прикрепить в начало ряда (происходит формирование представлений: начало- конец, следующий, первый - последний). Выстраивается распорядок, включая завтрак, обед, переход в группу продлённого дня, уход домой. Затем, следующий ребёнок прикрепляет таблички с названиями уроков над соответствующими пиктограммами.

    Литература:

    1. Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г /Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/. – М.: Теревинф, 2009.- 56с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).

    2. http://autism-aba.blogspot.com/2011/12/picture-activity-schedile1.html. /Использование визуального расписания/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению- условие доступности образования детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

    Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития ПЛАН1.Актуаль...

    Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС.

    Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС. Все учащиеся нашей школы имеют умственную отсталость разной степени ...

    Педагогический проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

    В педагогическом проекте представлены материала по созданию условий для реализации требований ФГОС при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями....

    проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

    В данном проекте раскрываются условия для реализации особых образовательных потребностей детей с ТМНР в соотвествии с ФГОС. Может быть использован в качестве методического пособия при организации рабо...

    «Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»

    Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью....


     

    Комментарии

    Елена Борисовна, отличная работа, очень грамотно подобран материал для "Круга", многое взяла себе на вооружение!

    Ирина Леонидовна Лакизо

    Елена Борисовна, БРАВО!Сколько по времени длится занятие?какие еще педагоги присутствуют и сколько детей в подгруппе?на какую программу вы опираетесь в работе с такими детьми?ЖДУ ОТВЕТА,КАК СОЛОВЕЙ ЛЕТА!
    Бевзюк Елена Борисовна

    Уважаемая Ирина Леонидовна, здравствуйте! Спасибо за комментарий. данное занятие я начинала с 10 минут в качестве ознакомления с методикой. Теперь мы играем по15-20 минут. Хотя для перваков лучше начинать с 20 минут, а то и всего первого урока. Это отлично срабатывает на установление контакта с учителем. В итоге занятие должно активизировать детей, продолжительность- в зависимости от состояния учеников.Иногда нам хватает и 10 минут до начала занятий, чтоб не задерживать сам урок. В классе в это время у нас только один учитель, так получается, что воспитатель приходит ко 2-му уроку. На первых порах было сложно, очень нужны помощники. Они сидят сзади за детьми. По мере необходимости дают подсказку (от полной физической до минимальной, например, жест) или оказывают физическую помощь (для детей с плохой моторикой). Также воспитатели или др. педагоги-помощники вместе с детьми поют, танцуют, играют. Хочу попробовать ещё прощальный круг. Это в конце дня. По поводу программы я не очень поняла. Если учебная, то И.П.Бгажнокова у нас основная,ещё мы используем программы ДОУ. Всё, что найдём изучаем и пишем свои программы.
    Ирина Леонидовна Лакизо

    Спасибо за ответ!Уточните , сколько деток одновременно занимается в классе с вами (хоть с тьютором, хоть без него).А вы не желаете показать как выглядят "свои программы"?

    коллеги я недавно была на интегрированном занятии уч-ся с множественными нарушениями (категория детей которая до недавнего времени считалась не обучаемой)совместно с уч-ся 8 вида (2 варианта - стандартный класс). Всего 8 человек . Всё занятие проводит один учитель, учитель 2-го класса и воспитатели (2 человека) сопровождают уч-ся У них в школе традиционно первые и последние уроки интегрированно проходят в форме "Круга". В расписание ставят: альтернативную коммуникацию, развитие речи и окружающий мир и математические представления и конструирование. Первая часть и последняя, как описано у Елены Борисовны, в середине содержание урока по расписанию. Отличная идея. Обязательно буду пользоваться.
    Бевзюк Елена Борисовна

    Коллеги, с этого года работаем по новой системе. Пробуем ввести ступень обучения. Два учителя, два воспитателя, два - три класса. В этом году у нас 8 человек на ступени. И занятия проходят интегрировано. Как описала Наталья Николаевна. "Круг" первым уроком интегрируем с "Устной речью" или "Гигиеной" (1-2 класс). Для остальных уроков выделяем подгруппу детей 1и2-го года обучения близких по уровню обучения - ведет один учитель, одновременно - второй учитель проводит индивидуальные занятия. Результаты обучения лучше. И времени хватает на всех.
    Есть интересные идеи для "Круга", подбор стихов, музыки. Примеры могу "скинуть" на почту.

    Бевзюк Елена Борисовна

    Если найду после переустановки виндус системы у себя в компьютере, то вышлю. А в классе у меня был 3 человека. Но на занятии с тьютером(рами) может быть до 8 человек смело. Просто времени тогда это занимает больше. Надо рассчитать, чтоб на урок хватило.