проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»
методическая разработка на тему

Корельская Наталья Георгиевна

В данном проекте раскрываются условия для реализации особых образовательных потребностей детей с ТМНР в соотвествии с ФГОС. Может быть использован в качестве методического пособия при организации работы с детьми с ТМНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.proekt.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Педагогический проект

«Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

Авторы проекта:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Асикритова Е.А.

Учителя высшей категории Падалка Л.К., Корельская Н.Г.

По доминирующей деятельности: практико-ориентированный

По количеству участников: коллективный

Характер контактов: педагоги, обучающие детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

По продолжительности: долгосрочный.

Г.Петергоф

2016 г.


Введение.

Школа не может не реагировать на запросы, потребности, ожидания социума, детей, родителей, работодателей и должна стремиться к полному их учету и удовлетворению. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим в настоящее время приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Проблема индивидуально-личностного подхода в обучении одна из наиболее сложных в практической деятельности школьного образования. На протяжении многих лет педагоги всей страны пытаются найти такие способы организации обучения, которые дадут возможность каждому ученику школы успешно усвоить необходимый курс обучения. Попытки дифференцировать содержание образования, изменить традиционную классно-урочную систему, организационный режим образовательного процесса и другие школьные инновации, направленные на индивидуальный подход в обучении возникали из необходимости приблизить школьное образование к самому ребенку, его интересам, возможностям и способностям. В тексте ФГОС «образовательная среда» определяется как совокупность внутренних, внешних условий, учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и знания видов деятельности и форм общения для определения целей обучения, воспитания, развития, а также путей их достижения.

Актуальность:

Дети одного и того же возраста различаются по уровню развития. Это зависит от многих факторов: общих для всех детей, таких как интеллектуальное и психофизическое развитие и специфичных, которые зависят от имеющихся у ребёнка патологических нарушений (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата или их сочетание).

Педагог в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должен выстроить образовательный маршрут для каждого ребёнка. Для того чтобы маршрут для ребёнка был адекватным учитель должен учитывать особенности каждой категории детей и наполнить его таким содержанием, чтобы он был ещё и выполнимым.

Особую трудность вызывает работа по определению содержания образования и способам обучения той категории детей, развитие которых отстаёт от возрастной нормы из-за тяжести и множественности нарушений. У таких детей, как правило, имеется тяжёлая или глубокая умственная отсталость и сочетание более трёх нарушений в развитии. Качество получаемой ребёнком информации о картине мира в целом очень снижена. Активная продуктивная познавательная деятельность связанная с обучением невозможна без рационального использования сохранных сенсорных каналов, коммуникативной функции  и навыков самообслуживания и ориентировки в пространстве. Для реализации особых образовательных потребностей таких детей необходимо создание специально организованной среды обучения.

Разный уровень психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, значительно осложняет работу педагогов по обеспечению специальных образовательных условий, так как каждый такой ребёнок требует исключительно индивидуального подхода к организации образовательной среды, планированию содержания образования и оценке образовательных достижений.

Педагоги понимают и готовы к преобразованию собственного профессионального опыта, но на практике сталкиваются с трудностями трансформирования имеющегося традиционного классно-урочного построения учебного процесса, традиционных способов оценки деятельности и образовательных достижений обучающихся.

У педагогов вызывает затруднение и составление специальной индивидуальной программы развития (СИПР.)

Это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направлена на решение его проблем. Целью реализации специальной индивидуальной программы развития является включение обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач. СИПР — это документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги специалистов и родителей в организации образования и психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Объект исследования: профессиональные компетенции педагогов, обучающих детей с множественными нарушениями развития.

Предмет исследования: «Проектирование и создание специально организованной среды обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития для реализации их особых образовательных потребностей»

Цель: Преобразование профессионального опыта педагога и трансформация профессионального мышления для создания специально организованной среды обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Задачи:

  • оценить уровень профессиональной компетенции педагогов;
  • охарактеризовать основной «разрыв» в компетенциях педагогов между настоящим и требуемым для эффективной работы;
  • сформировать перечень знаний, навыков, которыми необходимо овладеть;
  • выявить убеждения, мешающие эффективно работать.
  • выстроить проектную модель, определяющую примерную последовательность и содержание действий по введению в работу образовательной организации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • разработать документацию по организации и реализации проекта;
  • разработать критерии мониторинга качества организации и реализации проекта.
  • Разработать методические рекомендации для составления СИПР

Методы исследования: Теоретические — изучение и анализ нормативно-правовой базы и психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме. Эмпирические — диагностические (педагогические наблюдения, беседы, анкетирование) и экспериментальные (постановка и проведение констатирующего и формирующего эксперимента).

Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно-правовое: разработка новых локальных актов в ГОУ школа № 439 на основе нормативно-правовых актов Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Научно-методическое: разработка методических рекомендаций для исполнителей исследования по проблеме с целью координации и реализации проекта в практической деятельности.

Кадровое: создание условий для повышения квалификации педагогов по вопросам исследования.

Информационное: формирование банка данных из опыта работы педагогического коллектива по формированию индивидуальных образовательных маршрутов и СИПР; мониторинг образовательных потребностей учителей по изучению и внедрению индивидуально-ориентированного обучения.

Материально-техническое: составление электронных индивидуальных карт ученика, электронного портфеля обучающихся; обеспечения повышения квалификации педагогического коллектива по исследуемой проблеме.

Ожидаемые результаты.

  • повышение качества профессиональных компетенций;
  • изменения в профессиональном мышлении педагогов, появление потребности в инновационной работе у большого числа педагогов;
  • расширение сферы сотрудничества с образовательными учреждениями, партнерами, заинтересованными организациями;
  • возможности тиражировать свой опыт в районе и городе через систему семинаров, мастер-классов и публикаций;

Этапы и сроки выполнения проекта

Основное содержание проекта (деятельность, методы, этапы)

Реализация проекта начинается с 2016 года. Проект рассчитан на 2 года в рамках реализации основных направлений «Программы развития школы до 2018 года». В ходе реализации предполагается осуществить три последовательных этапа:

Этап

Срок

Содержание

I этап – проектный

Сентябрь 2016 – декабрь 2016 г.

  • Создание профессионального содружества педагогов (творческих групп), основанного на понимании и принятии концептуальных основ проблемы;
  • подготовка координаторов творческих групп лицея;
  • организация внутрифирменного обучения, в процессе которого: необходимо создать условия для осмысления и развития потребностей, формирования индивидуально-ориентированной среды и практических навыков ее использования в целях личностного прогрессивного роста каждого ученика лицея;
  • введение педагогического коллектива в информационное поле целей и задач формирования индивидуально-ориентированного подхода в обучении;

II этап – организационно- мотивационный

Январь 2017 г. – август

2017 г.

  • создание условий (кадровых, финансово-экономических, материально-технических и информационных) для индивидуально-ориентированного обучения: работа творческих групп, временных научно-исследовательских коллективов, обучение учителей преподаванию в соответствии с ФГОС, подготовка материально-технической базы, создание нормативно-правового сопровождения проекта;
  • решение организационных задач работы творческих групп через согласование позиций участников ТГ и их ожиданий, определение общих правил, принципов, требований и алгоритма совместной деятельности;
  • повышение профессиональной компетенции педагогов в освоении способов практической деятельности по реализации проекта;
  • разработка содержания проекта и утверждение его на педсовете;
  • разработка плана реализации проекта и механизмов мотивации участников проекта;
  • составление системы мониторинга результатов реализации проекта;

III этап – технологический (экспериментально-внедренческий)

сентябрь 2017г. – август 2018 г.

  • интенсивное внедрение личностно-ориентированной технологии обучения в практическую деятельность;
  • создание системы корректировки СИПР и педагогической поддержки педагогов при переходе на разные ступени обучения;
  • разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей для реализации проекта;

III этап –рефлексивный (аналитико-обобщающий)

сентябрь 2018г – май 2018 г.

  • описание технологии реализации проекта;
  • проведение мониторинга организации и реализации проекта;
  • проведение открытых экспериментальных уроков учителей творческих групп с целью презентации элементов формирования личностно-ориентированной среды в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения;
  • знакомство учителей лицея с алгоритмом внедрения проекта в образовательный процесс, а также с опытом осуществления самоанализа и самооценки своей деятельности по реализации проекта;
  • участие учителей и учащихся в школьных, районных, региональных, всероссийских конкурсах, научно-практических конференциях по проблеме;
  • оценивание процессов реализации проекта и анализ результатов мониторинга;
  • создание методических рекомендаций по использованию проекта в других ОУ;
  • оценивание достижений учащихся и уровня готовности учеников 6-7, 8-10 классов к продолжению обучения в соответствии со спецификой лицея и ФГОС второго поколения;
  • участие в региональном конкурсе инновационных продуктов;
  • описание перспективы развития проекта.

Основные мероприятия по реализации проекта.

  • Изучение законодательных основ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации;
  • Организация повышения квалификации педагогов через курсы повышения квалификации, курсы переподготовки специалистов.
  • Организация обучения педагогов на рабочем месте; наставничество, обмен опытом, взаимопосещение уроков, работа в творческих парах или группах, корпоративные тренинги, краткосрочные курсы повышения квалификации.
  • Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
  • Наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающегося в процессе разработки СИПР.
  • Подбор оптимальных методов и средств для реализации СИПР. Формирование базовых учебных действий.
  • Создание условий для реализации потребности в уходе и присмотре. Создание Программы сотрудничества с родителями.
  • Создание банка данных для оценки достижений освоения планируемых результатов СИПР детей с множественными нарушениями развития.
  • Создание банка данных по формированию базовых учебных действий.
  • Проведение семинара по вопросам коррекции поведенческих проблем (анализ ситуаций проблемного поведения).

Проведение мастер-классов по использованию Методов и приёмов коррекции.

  • Организация педагогической работы, направленной на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий. Зрительное восприятие. Слуховое восприятие. Кинестетическое восприятие. Восприятие вкуса. Восприятие запаха.
  • Обучение методике владения навыками предметно-практической деятельности как необходимой основы для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
  • Мониторинг реализации проекта

Проведение мониторинга качества образовательного процесса по следующим направлениям:

-определение степени готовности педагогов к реализации проекта;

-качество профессиональных компетенций учителя;

-качество преподавания сточки зрения реализации проекта.

Анкетирование педагогов.

Литература:

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 216 с.;
  3. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т. 5.;
  4. Головчиц, Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, A.M. Царев // Дефектология. 2014. № 1. С. 3-13.;
  5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение, 1995.;
  6. Константинова И.С. Музыкальные занятия с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 53-62.;
  7. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 42 с.;
  8. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Б.П. Пузанов. М.: Академия, 1999. С. 160.;
  9. Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 20-22.;
  10. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 38-43.;
  11. Специальная педагогика / под ред. М.Н. Назаровой. М.: Академия, 2000.;
  12. Хохлова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с множественными нарушениями развития в условиях индивидуального обучения в школе глухих // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 44-52.;
  13. Царев A.M. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 12-22.;
  14. Царев A.M. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / A.M. Царев, Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 12-19.
  15. Вместе к самостоятельной жизни: Опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области / Е.А. Виноградова, Е.А. Зуева, А.Г. Нестерова, А.М. Царев; под ред. A.M. Царева. Псков: ПОИПКРО, 2014. 161 с.;
  16. Дшокольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под ред. Л.А. Головчиц: учебное пособие. М.: Логомаг, 2015. 266 с.;
  17. Емельянова В.В. Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 3-6.;

Терминологический словарь

ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ООП НОО - основная образовательная программа начального общего образования

ОО - общеобразовательная организация

АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа

ПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования

ПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

СИПР- специальная индивидуальная программа развития

ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум

ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида