Особенности коммуникации детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии.
материал на тему

Халапова Дарья Александровна

Особенности коммуникации детей с ТМНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_na_sayte.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конвенцией о правах инвалидов (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 апреля 2012 года), стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской декларацией  и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО), Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституцией Российской Федерации и рядом других документов признано право всех детей на образование, в том числе детей с комплексными нарушениями в развитии.

После ратификации конвенции в системе образования появилась новая категория детей со специфическими трудностями и потребностями.

Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. И, если вопросы формирования коммуникативной деятельности достаточно полно освещены о детях, владеющих речью, то эта проблема по отношению к детям с комплексными нарушениями, до сих пор остается открытой, и требует дальнейших экспериментальных исследований.

Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общественный опыт. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Брушлинский A.B., Запорожец A.B., Дубровина И.В., Кучинский Г.М., Лисина М.И., Матюшкин A.M., Рузская А.Г., Смирнова Е.О., Сохин Ф.А.   и мн. др.).

        

Существующие в настоящее время программы специального обучения, направленные на формирование коммуникативной активности, не всегда могут быть эффективно использованы в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения, поскольку содержание традиционных методик не достаточно учитывает качественное своеобразие структуры нарушений, имеющие индивидуальные проявления в каждом конкретном случае.

При формировании навыков у детей с комплексными нарушениями возникают специфические трудности, решение которых требует особого подхода.

В ходе изучения теоретических аспектов проблемы мы выяснили, что:

  • Коммуникация предполагает обмен информацией;
  • Коммуникация может быть как вербальной, так и невербальной;
  • Коммуникативные способности позволяют вступать в контакт и преодолевать, или минимизировать факторы, мешающие коммуникации;
  •  Важнейшим приобретением ребенка в раннем дошкольном возрасте, является: понимание речи, овладение активной речью;
  • Начиная с раннего возраста, начинают формироваться информационно-коммуникативные умения;
  • В среднем дошкольном возрасте закрепляются информационно-коммуникативные умения, и происходит формирование регуляционно-коммуникативных умений;
  • Для старшего дошкольного возраста характерна социальная направленность;
  • Различные первичные нарушения влияют на развитие коммуникативных навыков;
  • Нарушение коммуникации у детей со сложной структурой дефекта разнообразны и зависят от структуры сложного дефекта;
  • Существует множество  способов для альтернативной коммуникации (коммуникация при помощи предметов, коммуникация при помощи фотографий, коммуникация при помощи пиктограмм и жестов);
  • Методы альтернативной коммуникации могут применяться как по отдельности, так и совместно в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
  • У детей с развитой пассивной речью, выше социальная активность.

Нами была проведена экспериментальная работа, по выявлению особенностей навыков коммуникации у детей с комплексными нарушениями, на базе детского дома-интерната №4 в городе Павловске.

В ходе исследования мы выявили, что:

        Исследование предполагает, что низкий и средний уровень развития навыков крупной моторики, у всех детей, обусловлен присутствием в структуре сложного дефекта ярко выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата. Пяти из шести детей поставлен диагноз детский церебральный паралич (ДЦП).

Исследования показали, что низкий уровень развития навыков крупной моторики мало повлиял на познавательные процессы и социальную активность детей.

Навыки мелкой моторики почти у всех детей развиты хорошо, несмотря на повышенный мышечный тонус (спастичность), который наблюдается у пяти детей из шести. Плохо навыки мелкой моторики развиты только у одного ребёнка, у которого сохранились только незначительные движения руками и головой (ребёнок почти полностью обездвижен).

Познавательные навыки развиты очень хорошо, мы считаем, что есть прямая взаимосвязь между высоким уровнем познавательной активности и хорошо сформированными навыками мелкой моторики.

Высокий уровень познавательной активности – это большой потенциал развития, а, следовательно, коррекционная работа по специальным программам, для данной категории детей, может быть продуктивна.

Исследования речи показали, что у всех детей хорошо сформирована пассивная речь и только у двоих детей очень хорошо развита активная речь. Мы предполагаем, что это связано с органическими поражениями мозга, которые влияют как на интеллект, так и на моторную сферу.

Исследования показали, что, для данной категории детей, навыки мелкой моторики не так сильно влияют на развитие речи, а общее речевое развитие в большей степени зависит не от развития двигательной сферы, а от развития интеллекта.

 Прослеживается чёткое негативное влияние глухоты на развитие познавательных процессов, речи и социальной активности.

Навыки социальной активности у пятерых детей сформированы очень хорошо, несмотря на низкий уровень сформированности навыков крупной моторики и на средний уровень развития речи.

 Развивая у детей с комплексными нарушениями социальную активность, мы делаем их социально успешными.

Изучение психолого-педагогических характеристик детей с комплексными нарушениями показало, что они находятся на разных уровнях развития коммуникативной активности, что имеет существенное значение в прогнозировании социальной адаптации.

Определены специфические трудности, сдерживающие формирование общения детей:

-несформированность возрастных форм общения;

-общая неразвитость структурных компонентов общения;

-недостаточный учет индивидуальных особенностей сенсорного развития ребенка и ведущего сенсорного канала восприятия.

Обобщая весь материал экспериментального исследования, мы выяснили, что общение детей с комплексными нарушениями происходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Дефицитарность информационных каналов становится тормозящим фактором, задерживающим все возможные формы развития детей. То есть он лишен той основы, на которой в дальнейшем строиться когнитивное, социальное и языковое развитие.

Положения и выводы, содержащиеся в данной работе, значимы для сферы профессиональной деятельности дефектологов, психологов, логопедов, специалистов, работающих с детьми с комплексными нарушениями.

Данная работа поможет в создании специальных программ обучения детей с комплексными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению- условие доступности образования детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития ПЛАН1.Актуаль...

Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС.

Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС. Все учащиеся нашей школы имеют умственную отсталость разной степени ...

"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...

Педагогический проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

В педагогическом проекте представлены материала по созданию условий для реализации требований ФГОС при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями....

проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

В данном проекте раскрываются условия для реализации особых образовательных потребностей детей с ТМНР в соотвествии с ФГОС. Может быть использован в качестве методического пособия при организации рабо...

Консультация для родителей "Формирование навыков личной гигиены у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии в семье".

Уважаемые родители! Я вам предлагаю упражнения по формированию и привитию навыков личной гигиены в домашних условиях. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья....