Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению- условие доступности образования детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
статья по теме
Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития
ПЛАН
1.Актуальность коррекционной помощи дошкольникам с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
1. Коррекционно-образовательная среда специальной коррекционной школы 8 вида
2. Единство целей и задач дошкольного и школьного обучения
3. Преемственность коррекционных программ
4. Взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения.
5. Характер и особенности взаимодействия детей и взрослых в дошкольный и школьный период обучения
6. Психологическая преемственность.
7. Принципы организации предметно - развивающей среды в учреждении.
8. Эффективность представленной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-edinstvo_trebovaniy.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития
ПЛАН
1.Актуальность коррекционной помощи дошкольникам с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
- Коррекционно-образовательная среда специальной коррекционной школы 8 вида
- Единство целей и задач дошкольного и школьного обучения
- Преемственность коррекционных программ
- Взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения.
- Характер и особенности взаимодействия детей и взрослых в дошкольный и школьный период обучения
- Психологическая преемственность.
- Принципы организации предметно - развивающей среды в учреждении.
- Эффективность представленной системы.
Актуальность коррекционной помощи дошкольникам с тяжелыми и множественными нарушениями развития
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии детей» каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. В том числе и детям с интеллектуальной недостаточностью.
К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги с каждым годом увеличивается, а количество детских садов не в силах принять всех желающих. Теорией и практикой доказано, что раннее включение детей с интеллектуальной недостаточностью в систему коррекционно-развивающей работы позволяет им овладеть способами общения, специфическими для детей видами продуктивной деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется весь личностный облик детей. Кроме того, единство образовательного пространства дошкольного и школьного обучения способствует успешной социализации и адаптации дошкольников к условиям школы, а в дальнейшем и в обществе.
Таким образом, актуальность создания подразделения – группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и дошкольной группы для детей со сложной структурой дефекта при специальной коррекционной школе №30 не вызывает сомнений.
Коррекционно-образовательная среда специальной коррекционной школы 8 вида
В школе обеспечиваются оптимальные условия для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, успешно реализуется преемственность в воспитании и обучении, созданы благоприятные условия для перехода ребенка на новую возрастную ступень, обеспечивается его эмоциональное и физическое благополучие, успешная адаптация к школьной жизни. При этом становится возможным удовлетворение ведущих жизненно важных потребностей ребенка: социальных, биологических, выявление и развитие его потенциальных способностей, личностного роста.
Единство целей и задач дошкольного и школьного обучения.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Дошкольное образование должно обеспечивать базисное развитие способностей ребенка, а школа, используя опыт детского сада, способствовать его дальнейшему личностному становлению.
Как отмечал В.А. Сухомлинский: "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.
В дошкольном подразделении и школе реализуются как общие дидактические, так и специальные коррекционные цели и задачи при определении приоритетов каждой возрастной ступени. Промежуточные цели дошкольного и начального школьного образования подчинены единой цели - социальной адаптации, дальнейшему трудоустройству и приспособлению к условиям жизни детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями, в тех случаях, когда они бывают ,включены в окружающую их социальную среду.
Задачи оказания коррекционной помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями многообразны. Мы сформулируем их следующим образом.
- Раннее начало коррекционной работы
- Комплексное системное психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с учетом клинико-этиологических данных и диагноза.
- Сохранение и укрепление физического и нервно-психического здоровья.
- Формирование представления о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих.
- Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
6 Формирование социально-бытовых и трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность
7. Формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной абилитации и адаптации.
8.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
9.Установление связи с семьей и координация совместной работы по воспитанию и развитию ребенка.
Психолого-педагогическое изучение дошкольников и школьников – один из важнейших разделов работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития. Оно является необходимым как в дошкольном так и в школьном обучении. Только хорошо зная ребенка, учитывая особенности его характера и интеллекта, учитель может добиться положительных результатов в процессе обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическое обследование проводится в начале, середине и конце года по всем направлениям развития детей и по всем разделам коррекционной работы. На основе полученных в процессе обследования результатов составляется психолого-педагогическая характеристика развития каждого ребенка в данный момент, даются рекомендации по его дальнейшему обучению, вносятся коррективы в индивидуально-коррекционные программы.,
В период дошкольного воспитания и обучения на первый план выходят задачи социально-эмоционального воспитания, особое внимание уделяется формированию элементарных умений по самообслуживанию, культурно-гигиенических навыков, развитию предметно-практической, игровой деятельности, стимулированию навыков коммуникации и общения, коррекции и развитию речи, подготовка детей к простейшим видам учебной деятельности.
В начальном периоде школьного обучения при соблюдении преемственности становится возможным элементарное предметно-практическое обучение. Обучение направлено на достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития в физическом, эмоциональном, социокультурном планах.
В среднем звене работа нацелена на выработку у учащихся социально значимых умений с помощью чтения, письма, счета, а также на формирование основ трудовой жизнедеятельности и домоводства.
Заключительный этап обучения направлен на решение социальной интеграции подростков со множественными тяжелыми нарушениями.
Преемственность программ .
Программный материал для обучения дошкольников и школьников со множественными тяжелыми нарушениями подбирается ориентировочно, адаптируется к конкретному составу группы или класса, или к конкретному ребенку. Учитываются особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями, их возможности к воспитанию и обучению, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития, основные виды деятельности в данный возрастной период. Последовательность этапов при этом должна соблюдаться. При обучении используются программы Л.Баряеевой, О. Гаврилушкиной, А.Зарин, Н.Соколовой «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Центр Маккуэри «Маленькие ступеньки», Е. Екжановой, Е.Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта» - в дошкольном подразделении. В школе фрагментарно используется программа – «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под.ред. И. Бгажноковой. Бывает, что ребенок попадает в коррекционную работу достаточно поздно. Отсутствие своевременной психолого-педагогической поддержки в очень важные периоды детства приводит к тому, что отклонения «вторичного» характера принимают достаточно устойчивые формы, накапливаются все признаки педагогической запущенности. Для таких детей характерна неравномерность, фрагментарность развития, наличие «пустот» , чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость. В таких случаях коррекционная работа строится по двум направлениям. Первое – создание условий для максимального развития в соответствии с потребностями возраста и особенностями психологической структуры «зоны ближайшего развития» в каждом особом случае. Второе направление – своеобразное наверстывание упущенного, формирование тех компонентов психики, которые являются базовыми в развитии. Такое построение программы позволяет сделать обучение соответствующим онтогенетическому принципу развития.
Важным аспектом преемственности является взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения.
Задача учителя и воспитателя создать условия для включения ребенка с глубокими нарушениями психики в активную жизнь, найти методы, адекватные психофизиологическим особенностям каждого возрастного периода.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью должно иметь практическую направленность, поскольку доступная ребенку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, трудовая и др.) является, с одной стороны, источником знаний об окружающем мире, а с другой – разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием каждого ребенка, формируют социальный опыт. Обучение должно базироваться на таких видах практических занятий как физкультура и ритмика, предметно-практическая деятельность, предметные уроки и экскурсии, ручной труд, занятия бытовым трудом.
Основным методом обучения является организация выполнения предметно-практических действий.
В начальных классах методы работы в значительной степени приближены к тем, которые используются в дошкольной педагогике.
Основная установка при проведении занятий с этой группой детей – организация их активной практической деятельности. Вербальное обучение или основанное только на зрительном пассивном восприятии для них неприемлемо. Основные требования к методике обучения школьников со множественными и тяжелыми нарушениями развития следующие:
- обязательность игровой формы проведения большинства видов работы;
-ведущая роль предметно-действенного метода обучения с опорой на конкретный дидактический материал
-детальное расчленение учебного материала на элементы и постепенное его обобщение;
- Индивидуализация обучения.
Большое внимание в учреждении уделяется культуре, характеру взаимодействия детей и взрослых
Важнейшее значение в работе с аномальными дошкольниками имеет организация взаимоотношений детей со взрослым, которые не сформировалось в раннем детстве . Стремление к контакту у таких детей не развито, затруднено. Начальный – чрезвычайно важный аспект работы – побуждение их к общению со взрослыми, формирование положительного отношения к ним, стремлению к контакту. Важно чтобы общение со взрослым приносило радость было приятно,вызывало положительные эмоции. Педагогу же следует даже самый незначительный успех отмечать похвалой. В дошкольном воспитании и обучении взаимодействие взрослый – ребенок направлено на формирование познавательной установки («Что это?»), функциональной направленности («Что с ним можно делать?», «В чем его значение?»). Взрослый направляет усилия на развитие у ребенка подражания, эмоционально-делового общения, развитие речевой активности. Создает условия для усвоения структуры предметного действия в совместной деятельности, обогащения сенсорного опыта, формирования способности к знаковому опосредованию (замещению) в процессе использования предметов заместителей, для возникновения ассоциативных образов в доизобразительном «рисовании», развития мотивации к взаимодействию с окружающими. Учитель на уроках должен стремиться выстраивать отношения взрослого и ребенка не как воздействие взрослого на пассивный объект, а как содействие, взаимодействие с равноправным субъектом совместной деятельности. Педагог на уроке или занятии организует и направляет работу класса, а дети активно выполняют предложенные задачи.
Психологическая преемственность.
В школе осуществляется психологическая преемственность, которая предполагает учет возрастных особенностей детей, ведущего вида деятельности, сензитивных периодов, а так же проводит снятие психологических трудностей адаптационного "переходного" периода. Реализует данное направление преемственности психологическая служба учреждения. Психологи, работающие с дошкольниками и школьниками , постоянно контролируют процесс развития каждого ребенка, своевременно снимают появившиеся проблемы, оказывают необходимую психологическую помощь.
Принципы организации предметно - развивающей среды в учреждении.
Немаловажное значение в решении проблемы преемственности имеет принципы организации предметно - развивающей среды в учреждении.
- активности,
- стабильности динамичности развивающей среды,
- эмоциогенности среды, дающей ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
- творческо-гуманной направленности,
- свободы и самостоятельности,
- интегративности,
- гуманитарный, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим природным, социальным и предметным миром
- дистанции, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и взрослыми,.
Определяя единые принципы ее построения для дошкольного отделения и начальной школы, мы ориентировались на то, что предметное пространство должно благоприятствовать развитию дошкольника и младшего школьника с интеллектуальными нарушениями. В классе и кабинете специалистов оставлено место для организации двигательных упражнений и подвижных игр. Особое значение имеет обеспечение детей наглядными дидактическими пособиями, раздаточным материалом, специальным оборудованием для физкультурных занятий. Наглядный материал должен быть свободен от лишних деталей. Все лишнее необходимо убирать из поля зрения детей.
Реализация данных принципов представлена следующей структурой педагогического процесса:
1 специально организованное обучение в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых образовательных и коррекционных занятий;
2. совместная деятельность педагогов с детьми по развитию культурно-гигиенических навыков, самообслуживания, предметно-практической деятельности, развитию и коррекции речи, физкультуре, музыке,
3. Комплексный медико-психолого-педагогический подход
Перенос данных принципов в деятельность начальной школы дает возможность построить содержание коррекционного и образовательного процесса, внутри которого обеспечивается преемственность развития ребенка на основе сохранения сущностных характеристик модели его предыдущего поведения.
Об эффективности представленной системы работы говорит тот факт, за 5 лет существования в школе подразделения группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» из 73 детей ее посещавших, успешно адаптировались и продолжают учебу в нашем образовательном учреждении 27 человек, остальные направлены на учёбу по месту жительства.
Из всего вышесказанного следует, что сложившаяся в учреждении система работы по преемственности дошкольного и начального образования позволяет осуществлять естественный переход ребенка с ограниченными возможностями здоровья от дошкольного к школьному обучению и в конечном итоге повысить эффективность и качество обучения в системе его непрерывности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ, как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Специальные коррекционные школы VIII вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной недостаточностью. Основная цель учебно-воспитательного процесса - коррекция недостатков развития, с...
«Прослеживание динамики развития ребенка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в процессе обучения в школе».
«Прослеживание динамики развития ребенка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в процессе обучения в школе».выступление на научно-практическом семинаре «Оценка образовательных достижений де...
«Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
«Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития»выступление учите...
Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС.
Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС. Все учащиеся нашей школы имеют умственную отсталость разной степени ...
Педагогический проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»
В педагогическом проекте представлены материала по созданию условий для реализации требований ФГОС при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями....
проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»
В данном проекте раскрываются условия для реализации особых образовательных потребностей детей с ТМНР в соотвествии с ФГОС. Может быть использован в качестве методического пособия при организации рабо...