РОЛЬ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по теме

Четверкина Марина Анатольевна

Составной частью инновационной стала -научно - исследовательская  работа, что дает возможность для роста  учебно  - профессиональной деятельности  обучающихся, способствует обновлению содержания образования, развитию их интересов, творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chetverkina_forum_1.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Четверкина М.А.,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ «СОШ № 16»,

г.Губкин Белгородской области

           Аннотация: Составной частью инновационной деятельности стала научно - исследовательская работа, что дает возможность для роста учебно – профессиональной деятельности обучающихся, способствует обновлению содержания образования, развитию их личностных интересов, творческих способностей.

          Ключевые слова: исследовательская деятельность, профессиональная компетентность, творчество, познавательная самостоятельность.

Образовательные стандарты нового поколения ориентированы на формирование профессиональных и общих компетенций, на умение современного ученика применять и получать новые знания. В связи с этим, актуальное значение приобрела проблема формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности предусмотрена не только через обязательное аудиторное обучение, но и в самостоятельной работе обучающихся. Исследовательская деятельность является объектом и рассматривается как способ формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Исследовательская деятельность учащихся - залог успеха науки XXI века. С древнейших времен до наших дней наука служит обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Все, что нас окружает сегодня - плоды умственной работы, воплощенной в материальные ценности через технологии и производственный процесс, которые являются прикладными формами научной деятельности человека. В отличие от научно- исследовательской работы НИИ и ВУЗов целью исследовательской деятельности школьников является не столько добиться собственно научных результатов, сколько получить основные представления о методах исследования, научиться системной, целенаправленной работе над темой, логичности построения материала и получению аргументированных выводов.

Основная задача среднего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не всегда возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к ученику. Необходимо перевести школьника от пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Поэтому самостоятельная работа является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

 Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Учащиеся не в состоянии ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, использовать их в своей деятельности. Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уметь анализировать ситуацию и адекватно изменять свою деятельность. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Творческий, исследовательский подход становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому изменились взгляды и на учебный процесс, появилась необходимость внедрять новые технологии, искать новые подходы.

Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация исследовательской деятельности. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы.

Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. 

Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

Школьников необходимо обучать специальным знаниям, умениям и навыкам в исследовательской деятельности. Специальной методики такого обучения нет, но для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения используются различные методы и приемы.

Использование приема сопоставления изучаемого понятия, факта или явления, предмета с уже известным объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления.

Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставление фактов и явлений. Прием обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательский и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.

Одним из характерных признаков поисково-творческой деятельности, организацию которой предполагает исследовательский подход, является научное предвидение, проявляющееся у школьников в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее. Необходимость аргументированного опровержения выдвинутой ранее гипотезы требует от учащегося доказательства ее неправомерности. Это способствует закреплению верных представлений об изучаемом явлении, активизации поисково-творческой деятельности.

Прием использования аналога направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов и способствует более действенному анализу и установлению причинно-следственных связей, а также выдвижению гипотезы и аргументированному ее доказательству.

На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т.д.) Поэтому необходимо заранее обучить способам оформления результатов исследования.

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоение готовых знаний, но самостоятельного исследования. Познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

В связи с возрастанием требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников особое значение приобретает исследовательская деятельность обучающихся, поскольку именно она позволяет сформировать такие качества личности, как творческая самостоятельность, критичность, независимость суждений, самостоятельность и системность мышления и т.д.

                                         

  Список литературы

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения

учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской

деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2007. – С. 64-68

  1. Леонтович А.В. Программа профессионального дополнительного

образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения). -   М.: 2005

  1. Малахова И.А. Развитие личности: Способность к творчеству,

одаренность, талант.  - Минск, 2009.

  1. Роль и место исследований по русскому языку в современной школе:

психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе // Русский язык: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 3-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»

Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»...

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Формирование профессиональных компетенций обучающихся специальности «Физическая культура» в процессе освоения учебной дисциплины «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки»

Данная презентация рассматривает  «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы», где четко обозначены основные виды профессиональных компетенций, которым...

Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"

В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....

Публикация "Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики"

Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

одним из условий решения современных задач в среднем профессиональном образовании является формирование профессиональных компетенций студентов. Задания, имеющие прикладную направленность, формируют у ...