РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по математике

Ракитская Валентина Николаевна

одним из условий решения современных задач в среднем профессиональном образовании является формирование профессиональных компетенций студентов. Задания, имеющие прикладную направленность, формируют у студентов стиль мышления, необходимый специалисту среднего звена, а так же умения оценивать полученный результат, прогнозировать исход эксперимента, сравнивать, анализировать различные ситуации, контролировать правильность полученных выводов, оценивать степень их обоснованности. Большую роль при этом отводится дисциплине «Математика».

ключевых компетентностей, необходимых современному специалисту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rakitskaya_v.n_doklad.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Основная задача профессионального  образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не всегда возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента от пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Одним из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. 

Учитывая это необходимо создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях.

Средством достижения поставленной цели является научно-исследовательская деятельность студентов.

Научно-исследовательская работа студентов может организоваться  и проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, осуществляется в следующих формах:

  • учебно-исследовательскую работу, проводимую в учебное время научно-исследовательскую работу студентов,
  • организационно-массовые мероприятия
  • научно практические конференции

Целью учебно-исследовательской работы обучающихся является развитие способности и готовности к самостоятельному осуществлению научно-исследовательской работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в современных условиях.

Основными организационными формами научно-исследовательской работы студентов на дисциплине «Математика» являются:

- проведение учебных занятий с элементами научных исследований ;

- проведение предметной олимпиады;

- участие студентов в работе научных конференций техникума ;

- математический кружок «Мир логики»;

- участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (региональных, всероссийских, международных),

Многообразие форм самостоятельных работ на уроке, их сменяемость, стимулируют активную познавательную деятельность учащихся и развитие их творческих способностей. При этом большинство самостоятельных работ на уроке математики приходится на закрепление изложенного учителем учебного материала, непосредственно после его объяснения на уроке, а так же на проверку знаний и умений учащихся. Таким образом, на уроке преобладает репродуктивный, а не продуктивный вид деятельности. На развитие творческих способностей, познавательный интерес наиболее благоприятно, сильно и успешно влияют самостоятельные работы поискового и исследовательского характера. Такими видами деятельности являются практические работы с элементами исследования. Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность обучающихся. Именно предмет математики дает широкое поле для исследования. Изучая математику, выполняя практические, исследовательские работы и задания, учащиеся кратко повторяют путь, который прошло человечество, добывая математические знания. В каждой группе учащимся могут быть предложены такие практические, исследовательские работы и задания. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Практические работы оказывают положительную роль в развитии мышлениям студентов.  Так, например, для специальности «Монтаж, наладка  и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» предлагаю следующие темы проектов:

  • Интеграл и его применение в жизни человека.
  • Комплексные числа и их роль в математике
  • Применение комплексных чисел в электротехнических дисциплинах
  • Приложение дифференциала функции к решению  задач профессиональной  направленности
  • Математика в жизни: расчёт ремонтных работ помещения
  • Финансовая математика.
  • Вероятностно-статистический подход к компьютерной обработке данных. 
  • Математика в моей будущей профессии
  • Математика вокруг нас
  • Средние значения и их применение в статистике.
  • Конические сечения и их применение в технике.

Применение проектной технологии дает возможность научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе.

Эта форма работы приобщает студентов к научному поиску, требует самостоятельной работы с литературой, повышает качество знаний, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, формированию творческого мышления, развитию эрудиции, кругозора и дальнейшему профессиональному совершенствованию.

 Учебный процесс организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от 1 курса к 3  курсу. Сначала студенты пишут работы реферативного характера по темам практических занятий и знакомятся с основными методами исследования. Студентам предоставляется право выбора конкретной темы проекта из предлагаемого списка в соответствии с их научными интересами. Кроме того, они могут сами предложить тему при условии обоснования целесообразности ее разработки.

В процессе выполнения студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться оборудованием, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов. Успех учебно-исследовательских работ студентов определяется их актуальностью и глубиной исследований.

Во внеучебное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе кружка, конкурсах, олимпиадах, научно-практической конференции.  Кружок «Мир логики» является первым шагом в научно-исследовательской работе студентов и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего это подготовка докладов рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научно-практической конференции. Кружок, как правило, объединяет студентов различных курсов и специальностей. Формами подведения итогов работы кружков является участие в  научных конференциях.

Участие студентов в научно-практических конференциях получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это ему пригодится при защите дипломного проекта.

Это является очень полезным результатом, слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.

Завершающим этапом учебно-исследовательской деятельности является участие в научно-практических конференциях республики, представление работ на конкурсы, публикации в сборниках материалов конференций.

Таким образом, одним из условий решения современных задач в среднем профессиональном образовании является формирование профессиональных компетенций студентов. Задания, имеющие прикладную направленность, формируют у студентов стиль мышления, необходимый специалисту среднего звена, а так же умения оценивать полученный результат, прогнозировать исход эксперимента, сравнивать, анализировать различные ситуации, контролировать правильность полученных выводов, оценивать степень их обоснованности. Большую роль при этом отводится дисциплине «Математика».

ключевых компетентностей, необходимых современному специалисту.

 Список литература

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. -2000. - № 9 -С.177-180

2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.., -2005.

3. Сауренко Н.Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа. http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-08/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста

Основной целью современного образования является формирование гармонично развитой личности. Соответственно задачей среднего профессионального образования считается подготовка компетентного специалиста...

Формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов и квалифицированных рабочих в процессе реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения

Научить обучающихся добывать и использовать информацию – одна из важнейших целей современного образования. Достижению этой цели способствует применение компетентностных подходов в обучении. Зада...

Публикация "Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики"

Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики...

РОЛЬ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Составной частью инновационной стала -научно - исследовательская  работа, что дает возможность для роста  учебно  - профессиональной деятельности  обу...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Из опыта работы рассматривается организация исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования. Приведен конкретный пример созданного проекта в области информационны...

Роль математики в формировании профессиональных компетенции будущих выпускников по специальности «Сварщик (Ручной и частично механизированной сварки(наплавки)»

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в СПО является включение студента в исследовательскую и проектную деятельность. Основная задача исследовательской и проектной де...

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В связи с происходящей в последнее время модернизацией всей системы образования, перед российским профессиональным образованием сегодня стоит ряд принципиальных задач, связанных с преобразованием сист...