ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
статья по информатике и икт

Столяров Игорь Васильевич

Из опыта работы рассматривается организация исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования. Приведен конкретный пример созданного проекта в области информационных технологий. Рассматриваются цели, задачи и особенности исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ito_troitsk_2018.docx53.05 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Столяров Игорь Васильевич (stivts3@mail.ru)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саровский политехнический техникум имени дважды Героя Социалистического Труда Бориса Глебовича Музрукова» (ГБПОУ СПТ им. Б.Г.Музрукова), г.Саров, Нижегородская область

Аннотация

Из опыта работы рассматривается организация исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования.  Приведен конкретный пример созданного проекта в области информационных технологий. Рассматриваются цели, задачи и особенности исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования.

Исследовательская и проектная работа является одной из основных форм самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования. Целями этой работы являются: привлечение студентов к самостоятельной исследовательской деятельности; развитие их творческих способностей и познавательных интересов, углубление профессиональной подготовки, особенно это заметно, когда тема проекта связана с будущей профессией студента, а также развитие личностных качеств обучающихся.

Особенность выполнения исследовательских работ и проектов – это возможность совместной творческой работы преподавателей и студентов. Поэтапная работа над проектами позволяет, с одной стороны, выступать как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности студентов, типизированная по принципу инженерного проектирования, позволяющая решать стоящие перед ними научные и технические проблемы. Именно при обучении на специальностях по техническим отраслям производствах, где в ходе работы над проектами у студентов формируется инженерное мышление, у них появляется возможность создать по-настоящему значимые проекты.

В среднем профессиональном образовании технология проектного обучения имеет свои особенности, и вместе с тем же она приобретает особую значимость ещё и по следующим причинам:

  • студенты 1-2 курсов СПО относятся к юношескому возрасту, а значит, имеют право участвовать в большинстве мероприятий на равных правах со старшеклассниками;
  • для студентов 3-4 курсов насчитывается не так уж много конференций и конкурсов, как для школьников, и чаще всего, эти мероприятия носят профессиональный характер, готовя студентов к будущей профессиональной деятельности;
  • студенты 1-2 курсов представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью и эта промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности студентов и повышению степени их самостоятельности;
  •  на данной ступени обучения (СПО) активно развивается на основе рефлексии свое собственное самосознание;
  •  перед студентами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

Автор данной статьи руководит проектной и исследовательской работой учащихся и студентов уже не один год [1-3]. В 2017 году в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Саровский политехнический техникум имени дважды Героя Социалистического Труда Бориса Глебовича Музрукова» был создан ряд интересных проектов.

В проекте студента 4 курса Павла Бочкова «Разработка гибридной системы защиты информации» под моим руководством был впервые предложен метод квантово-«золотой» криптографии, который можно отнести к классу гибридных криптосистем по использованию различных технологий для передачи зашифрованной информации и ключей.

Бочков Павел Алексеевич – студент 4 курса ГБПОУ «Саровский политехнический техникум им. Б.Г. Музрукова» специальности «Организация и технология защиты информации», будущий техник по защите информации.  В настоящее  время на основе выполненной научно-исследовательской работы, в которой создан данный метод и проведена его программная реализация, осуществляется проектирование технологии, с помощью которой будет возможно его практическое применение при создании промышленного образца, реализующего передачу информации на базе данной технологии.

Основными преимуществами данного метода являются:

  1. Простота алгоритма шифрации-дешифрации, основанного на матричном умножении, что обеспечивает высокую скорость работы и задает возможность использования метода для криптографической защиты сигналов в реальном масштабе времени.
  2. Частая смена дополнительных ключей при передаче по открытому каналу, а также их расположения в шифрованной матрице, обеспечивают достаточно высокий уровень криптографической защиты.
  3. Передача ключей по квантовому каналу обеспечит абсолютную крипкостойкость метода.

Надо отметить, что данный проект получил свое признание. В активе его наград -  диплом I степени X Всероссийской конференции студентов и школьников «Ступень в науку», диплом I степени III Всероссийского конкурса для детей и молодежи «Умные и талантливые». Павел Бочков стал лауреатом I степени Всероссийского проекта «Научный потенциал» 2017-2018 года, проводимого Малой академией наук «Интеллект будущего». Результаты исследований опубликованы в печати [4-6]. По итогам конкурса РОСТ-2017 в г. Нижний Новгород Павел Бочков был удостоен диплома в номинации «За высокий научный уровень проекта».

В заключение хотелось бы добавить, что, на мой взгляд, успехи студентов, прежде всего, как и в данном случае, определяются тем, что тематика проектов должна быть связана с их будущей профессией.

Литература

  1. Столяров И.В. О проектной работе учащихся по информатике. Сборник научных трудов Всероссийской конференции «Информационные технологии в образовании XXI века». – М.: НИЯУ МИФИ, 2011, с.336-339.
  2. Столяров И.В. Путь одного школьного проекта: от идеи до патента // Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сборник научных трудов – М.: НИЯУ МИФИ, 2015, с.375-378.
  3. Stolyarov I.V. Peculiarities of organization of project and research activity of students in computer science, physics and technology // Proceedings of the International Scientific-Practical Conference «Information Technologies in Education of the XXI Century» (ITE – XXI). – Melville, New York, American Institute of Physics Publishing, 2017. -  AIP Conference Proceedings, vol. 1797, 040006 (2017); doi: 10.1063/1.4972462. http://dx.doi.org/10.1063/1.4972462
  4. Stolyarov I.V., Bochkov P.A. Development of a hybrid system of information protection // «European Conference on Innovations in Technical and Natural Science». Proceedings of the 15th International scientific conference (July 20, 2017). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education. Vienna. 2017. P. 46-50.
  5. Бочков П.А.  Разработка гибридной системы защиты информации. – Гагаринские Чтения – 2018: XLIV Международная молодежная научная конференция: Сборник тезисов докладов: М.: Московский авиационный институт, 2018, т. 2, с. 55.
  6. Бочков П.А.  Разработка гибридной системы защиты информации. - IV Музруковские Чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ГБПОУ СПТ им. Б.Г. Музрукова, отв. за выпуск И.В.Столяров. – Саров: Интерконтакт, 2018, с. 87-88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ».

Статья посвящена вопросам развития эстетической культуры учащихся на уроках дисциплины "Музыкальная литература". Автор ставит задачу формирования музыкального восприятия через развитие навыков анализа...

Научное исследование как средство формирования профессиональной компетенции конкурентоспособного специалиста

В ФГОС III поколения большое внимание уделяется самостоятельной и исследовательской работе студентов. В статье рассматриваются основные направления, виды и формы организации  научно-исследователь...

Формирование ключевых компетенций будущих специалистов средствами информационных технологий.

Материал содержит пути формирования компетенций будущих специалистов в условиях внедрения современных образовательных стандартов....

Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)

Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Материалы курсового исследования НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯМУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

одним из условий решения современных задач в среднем профессиональном образовании является формирование профессиональных компетенций студентов. Задания, имеющие прикладную направленность, формируют у ...