Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста
статья по информатике и икт (11 класс) на тему

Основной целью современного образования является формирование гармонично развитой личности. Соответственно задачей среднего профессионального образования считается подготовка компетентного специалиста. Это человек, который должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.В. Спивак

ФГОУ СПО «Прасковейский сельскохозяйственный техникум

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО

СПЕЦИАЛИСТА

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование – не дань моде придумывать новые слова и понятия, а объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания, сколько иных педагогических технологий.

Основной целью современного образования является формирование гармонично развитой личности. Соответственно задачей среднего профессионального образования считается подготовка компетентного специалиста. Это человек, который должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем он должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.

Компетентностный подход имеет педагогические предпосылки как в практике, так и в теории. Если говорить о практике профессионального образования, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением, и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями.

Умение действовать и принимать ответственные и правильные решения в нестандартных ситуациях, стрессоустойчивость, креативное мышление, самоорганизация и потребность в обучении на протяжении всей жизни – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых к потенциальным работникам со стороны работодателей. Другими словами, практикой востребованы результаты профессионального образования не в форме выученных знаний выпускника, а в форме его практической готовности к жизнедеятельности в социуме в стандартных и, тем более, в нетиповых условиях.

В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 году в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г.

Компетенция – комплексная характеристика способности выпускников демонстрировать и применять полученные в результате освоения образовательной программы знания, умения, интеллектуальные и практические навыки, личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

Компетенция – стремление и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

При всем разнообразии набора компетенций важно, чтобы они отвечали двум важным критериям: обобщенность (обеспечивающая возможность переноса компетенции на разные сферы и виды деятельности) и функциональность, отражающая момент включенности в ту или иную деятельность.

Знания, умения и понятия – важные компоненты успеха во всех жизненных ролях, но они его не обеспечивают. Успех зависит также в не меньшей мере от установок, ценностей, чувств, надежд, мотивации, самостоятельности, сотрудничества, усердия и интуиции людей. Ли Якокка, крупнейший менеджер подчеркивает, что преуспевание в финансовом отношении лишь на 15 % обуславливается знаниями своей профессии, а на 85% – умением общаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи и т.п.

Важной составляющей перемен в российском обществе является вхождение России в информационную цивилизацию. От профессионала требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.  

Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Информационная технология, как совокупность методов сбора, обработки и передачи информации, присутствует в любом виде деятельности, в том числе в сфере экономики и бухгалтерского учета. В связи с этим, одной из главных задач подготовки компетентного специалиста является ознакомление с разными видами информационных технологий и возможностями применения их на рабочем месте бухгалтера, экономиста, менеджера, руководителя.

Прежде всего, каждый студент должен овладеть инструментарием информационной технологии – одним или несколькими взаимосвязанными программными продуктами, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов: текстовый и графический редакторы, табличный процессор, системы управления базами данных, а также программные средства, объединяющие все эти приложения в единый пакет прикладных программ.

Для автоматизации различных областей экономической деятельности на предприятиях и в организациях широкого круга отраслей и видов собственности используется набор специальных прикладных программ «1С: Предприятие». Благодаря программе «1С: Предприятие» стало возможным автоматизированное ведение бухгалтерского учета с жесткой привязкой к первичным документам, с формированием баланса без кропотливых вычислений и горы бумаг.

Студенты Прасковейского сельскохозяйственного техникума получают знания, умения и навыки работы с инструментарием информационной технологии на уроках информатики, что позволяет им без особого труда освоить  специальную прикладную программу «1С: Бухгалтерия». Полученные умения и навыки закрепляются и совершенствуются в процессе практики для получения первичных профессиональных навыков по дисциплинам: «Информатика» и «Бухгалтерский учет».

При изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обращается особое внимание на процесс автоматизации управленческой деятельности в сфере экономики и бухгалтерского учета. В частности, на вопросы организации документооборота, создания удобной коммуникационной среды, автоматизации процессов принятия решений и управления, а также тенденции развития информационных технологий, например таких, как системы электронной коммерции.

Информационные технологии настолько широко и активно внедряются в жизнь человеческого общества, что становится совершенно невозможным представить современного специалиста, не владеющего персональным компьютером. Поэтому курс информационных технологий должен являться одним из базовых для обучения студентов любых специальностей.

Сегодня создается принципиально новое “жизненное” пространство - виртуальный мир – «Информационное общество». На современном этапе информатизации общества многие традиционные методы преподавания стали отходить на второй план, уступая место новым методикам, основанным на имитации диалога обучающегося с преподавателем при помощи компьютеров (дистанционное образование).

В настоящий момент, информационный поток “дистанционного образования” можно направить двумя руслами: электронные учебники по дисциплинам представляющие собой набор мультимедиа-курсов (уроков), записанных на CD-дисках; и электронные версии лекционных курсов, методических и справочных материалов, расположенные на серверах с доступом через Интернет.

Электронные версии лекционных курсов в системе дистанционного образования играют важную роль: благодаря использованию современных компьютерных информационных технологий появляется возможность решать задачи, свойственные как традиционным учебным пособиям, так и выполняемые обычно преподавателем. Синтез текста с гиперссылками, имитируя педагогический комплект, способствует более быстрому усвоению материала по сравнению с традиционными пособиями. По принципу гипертекста устроена всемирная информационная сеть Интернет, с помощью которой проводится “дистанционное обучение”. С повсеместным распространением Интернета “дистанционное образование” вышло на новый этап своего развития и получило еще один преподавательский инструментарий. Теперь стало возможно, посредством сетевых технологий, организовать моментальный доступ практически к любой информации в рамках различных дисциплинарных областей.

Современные методы представления информации в компьютерах позволяют задействовать практически все органы чувств, используемые для восприятия информации, при этом происходит ее дублирование по различным каналам восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. А такой элемент компьютерных документов, как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа.

Для перехода к интерактивным методам взаимодействия в электронной образовательной среде требуется развитая инфраструктура телекоммуникаций в системе образования в целом, широкое освоение новых мультимедийных программно-аппаратных комплексов. И наиболее важным является получение коммуникативных навыков, которым учащиеся обучаются, наблюдая за преподавателями и другими учащимися, более компетентными в компьютерных технологиях, моделируя свое коммуникативное поведение, основываясь на наблюдаемых примерах.

 С каждым годом резко сокращается число предприятий и организаций, не имеющих компьютерной базы. Современные руководители, менеджеры и экономисты уже не представляют, как можно выполнять работу, не имея в своем распоряжении пакета офисных программ, электронной почты и Интернета. И это не случайно. Ведь в условиях конкуренции только эффективное ведение бизнеса позволяет выжить на рынке и добиться успеха.

Список литературы

1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. С. 22 – 46.

2. Давидович В. Судьба философии на рубеже тысячелетий // Вестник высшей школы. 2003. – № 3 – С.4 – 15.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997.

4. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. – № 1.

5. Наперов В.Я. Разговаривая с Ли Якоккой // Специалист. – 2000. – № 4 – с.32.

6. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. – М., 1997.

7.  Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. – М.: Минобрнауки РФ, 2003.
8. Чошанов М.А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. – М., Народное образование, 1997. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование внеклассных мероприятий для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов

Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Одной из проблем среднего профессионального образования являе...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Из опыта работы рассматривается организация исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования. Приведен конкретный пример созданного проекта в области информационны...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

одним из условий решения современных задач в среднем профессиональном образовании является формирование профессиональных компетенций студентов. Задания, имеющие прикладную направленность, формируют у ...

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В связи с происходящей в последнее время модернизацией всей системы образования, перед российским профессиональным образованием сегодня стоит ряд принципиальных задач, связанных с преобразованием сист...

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов и молодых специалистов

Процесс информатизации общества предоставил возможности для более полного раскрытия личности и овладения новыми знаниями и умениями, которые могут оказаться полезными в профессиональной...