Доклад "Инновационные процессы и технологии в формировании профессиональной компетентности и личности специалистов в совремкнных социокультурных условиях"
статья по теме

Черноусова Альфира Зинуровна

Проблемы внедрения ФГОС в образовательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon staryy_oskol.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессионально и социально значимых компетенций специалиста в условиях внедрения ФГОС

Черноусова Альфира Зинуровна 

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Таштагольский горный техникум», Кемеровская область, г.Таштагол

 Е-mail: vaganova_v @mail.ru, spotgt @ inbox.ru

В обществе, основанном на знаниях и информации, глобализации связей и отношений между людьми, организациями, продуктами деятельности, востребованы не просто высококвалифицированные работники, владеющие комплексом профессиональных знаний и умений, а компетентные специалисты. В современных социально-экономических отношениях назрела острая необходимость приведения существующей практики профессиональной подготовки будущих специалистов в соответствие с наиболее передовыми теориями и образцами практической деятельности, направленными на модернизацию отечественного профессионального образования. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации основываются на идее радикального изменения и трансформации сложившихся форм организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми реалиями, что является важной научной проблемой.

На основе тарифно-квалификационных характеристик специальностей профессиональной подготовки сформировались квалификационные требования к выпускникам, которые явились целевыми установками для государственных образовательных стандартов нового поколения. В связи с реализацией компетентностного подхода в ФГОС третьего поколения наметился переход от квалификаций к компетенциям как интегрированным характеристикам результатов обучения. В федеральном государственном образовательном стандарте СПО под компетенциями понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности и определенной области.

Практика подготовки будущих специалистов ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум» свидетельствует о том, что работа студентов в органах самоуправления, в клубах по интересам, студиях, органах и структурах студенческих движений является базой для развития их инициативы и раскрытия индивидуальности. Это дает предпосылки для интеллектуального, нравственного, профессионального потенциала личности. Формирование профессионально и социально значимых компетенций будущих горных техников электромехаников, горных техников-технологов, менеджеров в процессе студенческого самоуправления возможно при условии интеграции основополагающих подходов: субъективного, системного, деятельностного, интегративного, компетентностного. Ведущую роль играет интегративный подход, который подразумевает единство теории и практики, что отвечает современным требованиям организации производственной практики. Использование интегративного подхода в профессиональной подготовке специалистов для горнорудных предприятий Кемеровской области, Таштагольского района позволяет каждому студенту развиваться в соответствии со своими особенностями и приобрести опыт решения разнообразных научных, практических и жизненных ситуаций. Интегративный подход в профессиональной подготовке специалиста для горнорудного предприятия - это не только суммирование знаний из различных дисциплин, но и разрешение противоречий, требующих творческого поиска и выработки собственных инновационных обучающих средств для получения положительного результата.

В профессиональной подготовке специалистов горнорудных предприятий выделяют ряд специальных компетенций, которые характеризуются многофункциональностью и многомерностью. Профессиональная компетентность будущих горных техников электромехаников, горных техников-технологов, менеджеров состоит из инвариантной и специальной компетенций. Инвариантные признаки общей компетентности определяются усвоением общепрофессиональных наук. Специальные компетенции помогут студентам осваивать конкретные виды профессиональной деятельности: мотивационные, когнитивные, диагностические, проектировочные, организаторские, исследовательские, коммуникативные, креативные.

Внедрение компетентностно-ориентированного подхода в практику образования требует поиска новых технологий, методов и особых организационных форм обучения. В воспитательно-образовательном процессе ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум» активно используются инновационные обучающие технологии, отвечающие требованиям: 1) учет естественных психологических свойств студента и его интеллекта; 2) опора на внутренние ресурсы личности, а не на принуждение; 3) интенсификация побудительных мотивов творческого развития студента в её стремлении к актуализации.

Использование инновационных обучающих технологий позволяет достичь сразу четырёх групп целей и за счет этого способствовать формированию профессионально и социально значимых компетенций специалиста в условиях внедрения ФГОС:

1. Реализация социального заказа в новых социокультурных условиях:

- соблюдение интересов государства, общества, личности.

2. Интенсификация всех уровней воспитательно-образовательного процесса:

- повышение качества обучения за счет специфики в отборе и представлении содержания (модули, учебные пакеты, проекты, структурно-логические схемы), за счёт средств когнитивной визуализации учебного материала;

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности за счёт привлечения возможностей дидактических игр, приёмов фасилитации, мотивации аффилиации, работы в зоне ближайшего развития;

- углубление межпредметных связей при решении профессиональных задач за счёт использования приемов интегрирования, за счёт компьютеризации;

- развитие творческого мышления за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности, овладения метаумениями, развития высокой степени самостоятельности;

- развитие группового взаимодействия и коммуникативных способностей за счёт диалоговых средств, совместных проектов, учебных дискуссий, тренингов, индивидуально-групповых форм обучения.

3. Развитие личности студента:

- подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества на основе овладения приёмами интеллектуального труда, исполнительской самостоятельности в профессиональной сфере деятельности;

- формирование профессиональных компетенций.

4. Развитие личности педагога:

- развитие методологической грамотности, профессиональной компетентности, многоуровневой рефлексии, способствующей профессионально-личностному росту.

Важная задача сегодня - научить преподавателей СПО применять на практике новейшие достижения науки и передового педагогического опыта и тем самым способствовать реформированию системы профессионального образования.

Преподавательский коллектив ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум», учитывая заданные требования ФГОС третьего поколения, переходит на качественно новый уровень - исследовательскую и инновационную деятельность. Именно исследовательская деятельность преподавателей-практиков и студентов позволяет перейти из режима функционирования в режим развития.

        Исследовательская деятельность студентов под руководством преподавателей способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

        Исследовательская деятельность преподавателей-практиков — это особый вид деятельности, который позволяет:

  1. развиваться в целом образовательному учреждению,
  2. повышает качество образования,
  3. является для педагогов средством роста профессионализма, карьеры.

        Преподаватели техникума используют различные формы исследовательской работы:

  1. индивидуальную (организация конкурсов, участие в научно-практических конференциях, семинарах, руководство исследовательской работой студентов);
  2. коллективную (взаимодействие с предприятиями, проведение проблемных семинаров).

        Исследовательская работа становится одним из важных направлений деятельности предметных цикловых комиссий.

Задачу подготовки квалифицированных конкурентоспособных специалистов под силу выполнить только преподавателю, владеющему педагогическими технологиями, понимающему их особенности и влияние на качество образования.

Развитие креативности - одно из приоритетных направлений в развитии социально значимых компетенций специалиста в условиях внедрения ФГОС. Чтобы обеспечить развитие профессиональной компетентности, необходимы соответствующие условия, близкие к условиям реальной жизни. Эту проблему можно решить путем организации творческих мастерских, виртуальных коллективов, ситуационных центров.

Формирование профессионально и социально значимых компетенций специалиста в условиях внедрения ФГОС направлено на подготовку качественно нового специалиста, готового к работе в современных условиях, способного адаптироваться к производственным новациям, быстро реагировать на текущие и перспективные процессы социального и экономического развития современного общества.

Список использованных источников

1. Лиферов А.П. Интеграционные процессы в мировом образовании: основные тенденции// Международный журнал по проблемам образования, №2, 1999г.-84с.

2. Макет профессионального стандарта (утв.Распоряжением Президента РСПП №РП-46 от 28 июня 2007г.)

3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология.- М.:Просвещение, 2004г.-143с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/под ред.Е.С.Полат. – М.:Издательство Просвещение, 2007г.-156с.

5. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.пособие для преп.учреждений сред.проф.образования.-М.: Мастерство, 2001г.-272с.

6. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальностям 101101, 130405, 140448


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов строительного профиля в учреждениях СПО.

Очень часто молодые специалисты в значительной части оказываются не готовыми к созданию и использованию новых технологий. В связи с этим нормативные документы модернизации российского образова...

Использование MathCad в формировании профессиональной компетентности специалиста при изучении дисциплины Элементы высшей математики

Применение системы компьютерной математики MathCad при изучении дисциплин математического цикла значительно повышает эффективность учебного процесса, помогает преодолеть негативное отношение студентов...

Использование внеклассных мероприятий для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов

Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Одной из проблем среднего профессионального образования являе...

Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста

Основной целью современного образования является формирование гармонично развитой личности. Соответственно задачей среднего профессионального образования считается подготовка компетентного специалиста...

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: монография

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: мон...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...