Использование внеклассных мероприятий для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов
методическая разработка (11 класс) по теме

Кулешова Татьяна Павловна

Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Одной из проблем среднего профессионального образования является  – потеря многими учащимися интереса к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuleshova_tp_statya.doc460.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование внеклассных мероприятий для формирования

профессиональной компетентности будущих специалистов

Автор: Кулешова Т.П., преподаватель математики и информатики, ГБОУ СПО МГТТиП, Г. Москва

Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Одной из проблем среднего профессионального образования является  – потеря многими учащимися интереса к учению. Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача преподавателя. Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий по предмету. Опытные преподаватели знают, что очень часто интерес к предмету возрастает  под влиянием внеклассных мероприятий. Большой интерес к этой форме занятий проявляют и студенты. Известно, что любое внеклассное мероприятие в жизни студентов колледжа может обладать свойствами увлекательности, состязательности, тем более, такое как деловая игра, ролевая игра, конкурс.

Принимая участие тех или иных этапах конкурса или ролевой игры, студент имеет возможность выразить свое отношение по обсуждаемой проблеме, применить свои полученные знания при изучении дисциплины «Вычислительная техника» для выполнения заданий конкурса или ролевой игры, сравнить свой личный вклад в решении конкурсных задач внеклассного мероприятия, проверить свои навыки коммуникации и умение работать в коллективе.

Использование таких форм проведения внеклассных мероприятий как конкурс, ролевые игры  позволяет преподавателю ставить учебные задачи и цели убедительно, доходчиво и ярко, тщательно продумывая аргументы и доказательства.

Внеклассные мероприятия служат одной из эффективных форм повышения качества обучения. Способствуя более глубокому и прочному овладению изучаемого материала, прививая навыки самостоятельной работы, внеклассная работа развивает познавательный интерес к предмету и творческие способности студентов.

Отдельные учащиеся, с ярко выраженными способностями, могут участвовать в олимпиадах, заниматься на факультативах и в кружках по индивидуальной программе. Более широкий круг студентов, заинтересовать и увлечь предметом позволяют командные соревнования. Причастность к коллективной борьбе за победу, возможность принести команде пользу часто имеет решающее значение для пробуждения интереса к предмету. Такие соревнования способствуют воспитанию у участников многих качеств, полезных и важных для любой будущей профессии.

Основой проведения внеклассного мероприятия служит сценарий, разрабатываемый преподавателем. Занятие должно быть обеспечено интересными учебно-познавательными заданиями. Сценарий должен содержать подлежащие разрешению конкурсные задания в виде графических, логических, математических заданий творческого и соревновательного содержания, которые содержат элементы, отражающие темы изучаемой дисциплины, выполняться на компьютере.

Итог внеклассного мероприятия подводят все преподаватели, принимавшие в нем участи, важно привлечь к участию в подведении итогов конкурса студентов. Это должно стать завершающим этапом их самостоятельной творческой деятельности на внеклассном мероприятии.


примерный Сценарий

внеклассного мероприятия

по дисциплине

 «Вычислительная техника»

«Интеллектуальный поединок»

Учебные цели:

  1. научиться применять знания на практике (в игровых ситуациях);
  2. закрепить знания и умения по дисциплине «Вычислительная техника» в игровой форме;
  3. научить нормам и правилам функционального взаимодействия специалистов в процессе труда.

Развивающие цели:

  1. развитие аналитических способностей у студентов;
  2. развитие познавательной деятельности студентов;
  3. развитие коммуникабельности и умения работать в коллективе;
  4. развитие речи студентов на занятии через использование специальных терминов.

Воспитательные цели:

  1. воспитание интереса к выбранной профессии;
  2. формирование культуры поведения и лидерских способностей;
  3. воспитание чувства коллективизма и культуры речи;
  4. воспитание сотрудничества, чувство ответственности и взаимопомощи.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Персональные компьютеры;
  3. Презентация «Ребус»;
  4. Карточки для конкурса «Сообразилка»;
  5. Карточки для конкурса «Лошадью ходи»;
  6. Карточки для конкурса «Крылатые слова»;
  7. Файл в формате Word c заданием для конкурса «Третий лишний»;
  8. Листы ватмана;
  9. Оценочные листы и подарки.

Подготовка учителя (ведущего):

  1. Оформить дидактический материал к конкурсам;
  2. Пригласить жюри;
  3. Подготовить место проведения викторины (конкурсы  проводятся в компьютерном классе);
  4. Проверить готовность команд к конкурсу;
  5. Подготовить подарки командам;
  6. Провести жеребьевку для конкурса «Отгадай-ка».

Подготовка учащихся:

  1. Организовать команду из шести человек;
  2. Придумать название и девиз команды, эмблему;
  3. Выбрать капитана команды.

Оформление:

  1. Плакат «Интеллектуальный поединок» размещен на стене класса.
  2. На стенах кабинета газеты, кроссворды, ребусы по предмету;
  3. Декоративное оформление кабинета (воздушные шары).

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент (3 минуты).

Ведущий 1: Мы предлагаем вам «Интеллектуальный поединок» который  состоит из 7 различных конкурсов. Оценивать каждый из конкурсов будет квалифицированное жюри (представление жюри). Победителем считается команда, набравшая большее количество очков.

Ведущий 2: Итак, жюри представлено. Давайте познакомимся с командами (капитан представляет членов команды, которые сообщают  название команды и девиз).

  1. Конкурсы:
  1. «Приветствие» (5 минут).

Каждая команда должна представить себя (название команды, девиз, эмблема, представление членов команды).

 Максимальная оценка – 5 баллов.

  1. Конкурс «Отгадай-ка» (10 минут).

Команды по очереди должны отгадывать ребусы (см. приложение 1). За каждый верно отгаданный ребус – 1 балл.

  1. Конкурс «Сообразилка» (7 минут).

Выбирается один человек из каждой команды и им предлагается сесть за компьютер, открыть файлы, содержащие задание (открыть файлы с заданием Е:\ Сообразилка_1.doc для участника одной из команд,  Е:\ Сообразилка_2.doc для другого). Необходимо выполнить задание (см. приложение 2) на компьютере и сохранить результат.

За правильно выполненное задание и за скорость присуждаются по одному баллу.

  1. Конкурс «Лошадью ходи» (7 минут).

Остальным членам команды выдаются карточки с заданием (см. приложение 3). Прочесть слова имеющие отношение к дисциплине «Вычислительная техника»,  пройдя по клеткам так, как ходит шахматная фигура «конь» начиная ход c выделенной клетки.  

За каждый правильный ответ и за скорость выполнения задания присуждаются по одному баллу.

Подведение итогов четырёх конкурсов (3 минуты).

Жюри объявляет результаты проведенных конкурсов.

  1. Конкурс «Крылатые слова» (10 минут).

Ведущий вызывает капитанов  команд.

Ведущий 1: Вам будут названы пословицы, поговорки, цитаты из известных литературных произведений и т.п. Для каждого из этих "крылатых слов" будут также предложены три понятия, связанные с компьютером и предметом «Информатика» (см. приложение 4). Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует названным "крылатым словам". Капитаны  по очереди отвечают на вопросы заданные ведущим.

За каждый правильный ответ присуждается один балл.

  1. Конкурс «Третий лишний» (5 минут).

Это конкурс – эстафета.

Ведущий 2: Для каждого из выделенных курсивом терминов приведены три определения, одно из которых не соответствует термину. Необходимо указать это определение. Первый участник открывает файл Е:\ Третий_лишний.doc,  выделяют полужирным курсивом соответствующее определение, а последний участник после выполнения задания сохраняет результат.  

За каждый правильный ответ и за скорость выполнения задания присуждаются по одному баллу.

Подведение итогов шести  конкурсов (3 минуты).

Жюри объявляет результаты проведенных конкурсов.

  1. Конкурс «Компьютер будущего» (7 минут)

Все члены команды по очереди у доски рисуют компьютер будущего. Каждый член команды рисует только одну компоненту.

 Максимальная оценка – 5 баллов.

  1. Заключение: Подведение итогов (7 минут).

Жюри объявляет результаты проведенных конкурсов, подводит общий итог и вручает  призы.

Ведущий 1: Большое спасибо командам за участие в  «Интеллектуальном поединке».

Ведущий 2: Желаем вам в дальнейшем успешно решать трудные задачи и всегда выходить победителями из различных испытаний.

Необходимость перехода к личностно-ориентированному образованию связано с изменениями, происходящими в социально-экономической, политической, культурной и образовательной областях. Уже сегодня востребован образ студентов, способных работать в новых условия, обладающих высоким уровнем общей культуры, умением работать с современным объемом информации, планировать и прогнозировать результаты своей работы.

Внеклассные мероприятия по изучаемым дисциплинам  как вид учебной деятельности предоставляют студенту, опираясь на его способности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, учебном поведении. Что, в свою очередь, будет способствовать становлению его социального, профессионального и гражданского самоопределения и мотивировать к обучению.


Приложение А

Ребусы к конкурсу «Отгадай-ка».

1.

 

   

8.

15.

 Алгоритм.

 Полнота.

 Оператор.

2.

 

9.

 Задача.

 Программирование.

3.

10.

 Константа.

 Интеллект.

4.

11.

 Массив.

 Компьютер.

5.

12.

Модем.

 Достоверность.

6.

13.

 Переменная.

Дисковод.

7.

14.

Сервер.

 Память.


Приложение Б.

Задание к конкурсу «Сообразилка».

  1. Найдите закономерность и дорисуйте фигуры.

  1. Найдите закономерность и дорисуйте фигуры.


Ответы к конкурсу «Сообразилка»

   


Приложение В

Задания к конкурсу «Лошадью ходи».

М

Р

Л

Д

Е

К

О

А

Р

Д

А

Р

Г

1

Т

У

6

Т

Е

11

Т

Т

15

Ж

И

А

О

Н

О

М

К

Р

Д

К

И

Р

А

Р

Е

Р

О

П

И

Е

Р

К

К

Н

М

2

Г

О

7

А

У

12

Я

Л

16

И

Е

Г

Ц

Т

Е

Р

Р

С

К

С

О

Е

В

И

Л

Д

Е

Е

М

С

Т

И

Н

Е

И

3

А

И

8

А

О

13

М

Л

17

С

Н

Е

Ч

Л

У

Н

У

А

Р

О

Т

Ь

Й

А

Г

Р

Р

Е

Т

Е

Й

И

О

Р

И

4

А

М

9

П

А

14

Е

А

18

Ш

Б

Т

Г

А

Т

А

Л

П

Т

Р

Ф

Т

Д

С

В

К

П

Т

О

5

Д

О

10

О

И

О

К

Л

О

Р

Ответы: 1. Алгоритм. 2. Мегагерц. 3. Величина. 4. Гигабайт. 5. Дисковод.

 6. Документ. 7. Оператор. 8. Удаление. 9. Параметр. 10. Протокол. 11. Редактор. 12. Рекурсия. 13. Сумматор. 14. Телетайп. 15. Картридж. 16. Лексикон. 17. Носитель. 18. Шифратор.


Приложение Г

Задания к конкурсу «Крылатые слова».

Правильные ответы выделены полужирным шрифтом.

1. "На ошибках учатся"

  1. Написание программы.
  2. Резервное копирование программы на дискету.
  3. Отладка программы.

2. "Доверяй, но проверяй" 

  1. Проверка наличия в программе вспомогательных процедур и функций.
  2. Тестирование результатов выполнения программы.
  3. Проверка дискеты программой Scandisk.

3. "Подальше положишь - поближе возьмешь"

  1. Резервное копирование программы на дискету.
  2. Размещение: файла в папке, которая вложена в другую папку, а эта папка, в свою очередь, вложена в третью папку.
  3. Использование операторов программы во вложенных циклах.         

4. "Были когда-то и вы рысаками..."

  1. Компьютер с процессором типа 286.
  2. Программа, выполняющая расчеты быстрее другой программы.
  3. 128-скоростной СВ-RОМ.

5. "Лебедь рвется в облака, рак  пятится назад, а щука тянет в воду"

  1. Использование элементов компьютера с различным быстродействием.
  2. Использование компьютера с процессором Intel Pentium 11 с винчестером вместимостью 40 мегабайт.
  3. Несколько программистов, разрабатывающих одну большую программу, не согласовывают свои части программы между собой.

6. "Возмутитель спокойствия" 

  1. Звуковой сигнал на компьютере.
  2. Антивирусная программа.
  3. Компьютерный вирус.

7. "Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя"

  1. Последний оператор программы.
  2. Процессор последней марки.
  3. Предельно допустимое значение переменной величины        

8. "Разделяй и властвуй" 

  1. Использование в программе переменных различных типов.
  2. Разработка программы методом нисходящего программирования.
  3. Использование различных разделов жесткого диска

9. "На деревню дедушке" 

  1. Использование в программе оператора перехода.
  2. Неправильный адрес оперативной памяти.
  3. Неправильное имя файла.

10. "Как белка в колесе" 

  1. Зацикливание программы.
  2. Использование в программе рекурсии.
  3. “Зависание компьютера”.

 


Приложение Д

Задания к конкурсу «Третий лишний».

1. Адрес — это...

1) порядковый номер байта оперативной памяти;

2) порядковый номер элемента массива;

3) часть письма в электронной почте.

2. Вирус — это...

1) ошибка в программе;

2) возбудитель инфекционного заболевания;

3) программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

3. Диск  -  это...

  1. носитель информации;
  2. геометрическая фигура;
  3. спортивный снаряд.

4. Длина  -  это...

  1. размер отрезка;
  2. размер каталога (палки);
  3. размер файла.

5. Драйвер — это...

1) водитель автомобиля;

2) переводчик программы на язык, понятный компьютеру;

3) программа для обслуживания периферийного устройства.

6. Забой — это...

  1. операция удаления файла;  
  2. русское название клавиши [Backspace]
  3. шахтерский термин.

7. Индекс — это...

  1. часть почтового адреса;
  2. значение переменной величины;
  3. номер элемента массива.

8. Меню — это...

  1. перечень величин, используемых в программе;
  2. перечень блюд в ресторане;
  3. изображаемый на экране список вариантов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант.

9. Мышь — это...

1) программа, выполняющая нежелательные действия;

2) грызун;

3) манипулятор в компьютере.

10. Оператор — это...

1) исполнитель алгоритма;

2) элементарная единица программы;

3) человек, управляющий работой сложного устройства.

11. Пакет — это...

1) конверт с письмом официального назначения;

2) комплекс программ одного назначения;

3) совокупность переменных величин, используемых в программе.

12. Параграф — это...

  1. фрагмент оперативной памяти размером в 16 байт;
  2. группа файлов, объединенных по какому-то признаку;
  3. часть учебника.

13. Периферия — это...

1) последние элементы массива;

2) внешние устройства компьютера;

3) местность, удаленная от центра.

14. Разряд — это...

1) категория в спорте;

2) позиция в записи числа;

3), количество цифр в числе.

15. Регистр — это...

  1. место хранения информации в процессоре;
  2. деталь системного блока;
  3. термин, характеризующий особенность символа (строчной или прописной).

Перечень неправильных ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

2

1

2

2

2

1

2

1

1

1

3

2

1

3

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Прошлое, настоящее и будущее Мирового океана"

Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно - практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для челове...

Внеклассное мероприятие профориентационной направленности"Моя будущая профессия".

Данное мероприятие способствует развитию познавательного интереса воспитанников к выбору профессии....

Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста

Основной целью современного образования является формирование гармонично развитой личности. Соответственно задачей среднего профессионального образования считается подготовка компетентного специалиста...

Молодежное волонтерское движение, как способ формирования социальной компетентности будущего специалиста.

Истинное   милосердие  состоит в том,чтобы быть милосердным и в мелочах...Социально-экономические преобразования в России не исключают и зачастую предопределяют  процессы дегуманиз...

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В связи с происходящей в последнее время модернизацией всей системы образования, перед российским профессиональным образованием сегодня стоит ряд принципиальных задач, связанных с преобразованием сист...

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Данная статья ставит своей целью анализ различных аспектов понятия тьюторского сопровожения...