Молодежное волонтерское движение, как способ формирования социальной компетентности будущего специалиста.
статья по теме
Истинное милосердие состоит в том,
чтобы быть милосердным и в мелочах...
Социально-экономические преобразования в России не исключают и зачастую предопределяют процессы дегуманизации, недостаточной социальной защищенности различных слоев населения. Поэтому в настоящее время возникает острая необходимость в специалистах, имеющих потребность вносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества, проявлять социальную активность, оказывать профессиональную помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serdyuk_tg.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АРМАВИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Статья
старший методист Т.Г.Сердюк
Молодежное волонтерское движение как способ
формирования социальной компетентности будущего специалиста.
Истинное милосердие состоит в том,
чтобы быть милосердным и в мелочах.
Социально-экономические преобразования в России не исключают и зачастую предопределяют процессы дегуманизации, недостаточной социальной защищенности различных слоев населения. Поэтому в настоящее время возникает острая необходимость в специалистах, имеющих потребность вносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества, проявлять социальную активность, оказывать профессиональную помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Такими специалистами могут и должны стать выпускники медицинских колледжей, обучающиеся по специальности «Лечебное дело» «Сестринское дело» и «Фармация». Для того, чтобы стать успешным специалистом, выпускник колледжа должен не только овладеть знаниями, умениями, способами коммуникации, но и стать духовно богатой личностью, ориентированной на гуманистические ценности.
Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения будущих специалистов. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Компетентностный подход в образовании тесно связан с личностно-ориентированным подходом, поскольку касается личности студента и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным студентом определенного комплекса действий.
Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на две группы – социальные и предметные (мотивационные и функциональные).
В последнее время ведется активный поиск способов и средств подготовки специалистов нового поколения, обладающих необходимыми личностно-профессиональными качествами.
Однако опыт работы в профессиональном образовании показывает, что развитие таких качеств не является приоритетной задачей учебных заведений, а происходит стихийно.
Образовательный процесс, как правило, направлен на развитие предметной компетенции. Следовательно, проблема личностно- профессионального развития будущих специалистов весьма актуальна в условиях модернизации системы профессионального образования.
Каждое учебное заведение ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи – формированию целостной, гармонично-развитой и социально-зрелой личности. Не является исключением и наш колледж.
На сегодняшний день мы, как и многие наши коллеги, находимся в постоянном поиске новых идей, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам в учебно-воспитательной деятельности. Одним из таких результативных направлений в нашей работе является волонтёрская деятельность.
Несмотря на достаточно широкий спектр исследований, посвященных поиску наиболее эффективных способов психолого-педагогических ресурсов личностно-профессионального развития студентов, ученые редко рассматривают в качестве одного из них волонтерскую деятельность в учебных заведениях.
Инициативная группа нашего колледжа провела анализ теоретических и практических исследований известных ученых ( JI.B. Бадя, В .Г. Бочарова, В. А. Вотинова, C.B. Тетерский, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова и др), посвященных изучению смысла социальной компетентности, социальной активности студенчества.
В ходе работы мы определили, что медицинская и волонтерская деятельность близки по своей природе и сущности. Эти два вида деятельности предполагают проявления милосердия, сострадания, бескорыстного соучастия и гуманности.
Опираясь на результаты анализа, мы пришли к выводу, что волонтерскую деятельность можно рассматривать как важный психолого-педагогический ресурс для приобретения определенного жизненного и практического опыта, реализации творческого потенциала, развития нравственных ценностей, системного восприятия будущей профессиональной деятельности, воспитания профессионально значимых личностных качеств, то есть для формирования социальной компетентности выпускника. Именно волонтерская деятельность, способствует альтруистическому поведению будущих медицинских работников, развивает у ее участников мотивацию профессиональной деятельности.
Анализ научной литературы и социально-педагогической работы современных образовательных учреждений позволил выявить ряд противоречия в системе подготовки специалистов.
Противоречия - между постоянно растущими требованиями социума к личностно-профессиональному уровню специалистов и их традиционной подготовкой, ориентированной на развитие предметных компетенций специалистов данной отрасли с одной стороны. И противоречия между необходимостью приобретения специалистами таких профессионально-значимых качеств, как эмпатия, толерантность, рефлексивность и ограниченным использованием в их профессиональной подготовке волонтерской деятельности, которая является психолого-педагогическим ресурсом для развития именно этих качеств.
Выявленные нами противоречия определили актуальность проблемы, и стали решающим фактом в создании на базе Школы Здоровья АМК первого социально-значимого Проекта «По зову сердца» - проекта по созданию Молодежного волонтерского движения «Дети Гиппократ».
Цель проекта - создание условий для развития и социальной самореализации студентов путем вовлечения их в молодежное волонтерское движение, способствующее раскрытию потенциала молодежи, как активного субъекта общественных отношений.
Задачи проекта -
- популяризация идей добровольчества в студенческой среде, осуществление информационной деятельности;
- воспитание у студентов активной гражданской позиции, патриотизма, формирование лидерских и нравственно-этических качеств;
- вовлечение молодежи в волонтерское движение и активизация участия студентов колледжа в социально-значимых акциях и проектах;
- ознакомление волонтеров с различными видами социальной активности;
- обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;
- ознакомление с формами замещения асоциального поведения социальным в молодежной среде;
- организация обучающих семинаров для участников волонтерского движения колледжа.
Волонтерство не только почетно и привлекательно оно позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость, приносит реальную пользу обществу.
Волонтерское движение «Дети Гиппократ» развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. В реализации проекта в АМК принимают участие 6 волонтерских отрядов с различными направлениями деятельности – общее количество волонтеров в колледже 123 человека.
Актуализация внутреннего мира студентов, определение ими личностной значимости и ценности волонтерской деятельности стало возможным благодаря активным методам обучения. Дискуссии, круглые столы, тренинги, социальное проектирование способствовали активизации учебно-воспитательного процесса. Участие студентов в волонтерских акциях, реализации социально-значимых проектов, подготовке и проведении мероприятий для различных категорий населения дало возможность студентам приобрести профессиональный и личностный опыт работы с различными категориями населения, апробировать технологии работы, проявлять эмпатию, толерантность в реальных жизненных ситуациях.
Участие студентов в волонтерской деятельности запускало работу новой позитивной доминанты, направленной на преобразование их внутреннего мира, ценностных ориентаций, желания и готовности осуществлять социально-значимую деятельность. Создание в медицинском колледже волонтерского движения как сообщества единомышленников, объединенных общим смыслом, способствовало развитию элементов социальной компетентности, поддержанию гуманистически направленного вектора поведения в деятельности студентов.
И результатом формирования компетентности стало создание и реализация, по инициативе студентов, новых социально-значимых проектов. Сегодня на базе Школы здоровья АМК работают:
- Проект «По зову сердца» 2011-2016
- Проект «Твоя жизнь – твой выбор» 2011-2016
- Проект « Не погибай по неведению» 2011-2016
- Проект «Дорогой добра» 2012-2017
- Проект «Ради жизни на Земле» 2012-2017
- Проект «Щедрость ценою в жизнь» 2013-2018
- Проект «Танцуй ради жизни» 2013-2018
- Проект « Я с тобой» 2014-2019
Включая в педагогический процесс элементы волонтерской деятельности, преподаватели создают развивающую среду, помогают студентам освоить новые способы поведения, изменить отношение к детям, пожилым людям, инвалидам, друг другу. Волонтерская деятельность развивает продуктивное творческое мышление, коммуникативную и социальную компетентность. Участие студентов в волонтерских акциях и проектах помогает им приобрести опыт, связанный с организацией коллективной творческой деятельности. Это способствует практическому проявлению таких профессионально необходимых качеств личности, как толерантность, эмпатия, рефлексивность. Анализ работы подтверждает, что изменение характера деятельности студентов углубляет и расширяет их знания в области технологии работы с различными категориями населения, способствует приобретению и развитию нового субъектного опыта профессиональной деятельности, формирует новую доминанту поведения и отношения к людям, нуждающихся в помощи.
Студенты волонтерского отряда, созданного в колледже, используют различные формы и виды деятельности в работе с различными категориями населения. Самостоятельно готовят и проводят акции милосердия, участвуют в городских и краевых конкурсах и флешмобах. В процессе индивидуальной работы, студенты расширяют «поле душевной жизни» (А.А.Ухтомский), учатся быть полезными людям. В результате у них формируется внутренняя потребность в заботе и помощи. А это является качественным индикатором успешного развитие социальной компетентности у участников проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование внеклассных мероприятий для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов
Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Одной из проблем среднего профессионального образования являе...
Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста
Основной целью современного образования является формирование гармонично развитой личности. Соответственно задачей среднего профессионального образования считается подготовка компетентного специалиста...
Конкурсная работа ученицы 9 класса гимназии № 49 г. Санкт-Петербурга Березиной Дарьи «Молодежное волонтерское движение в Евросоюзе»
В городском конкурсе "Маастрихтский договор - двадцать лет спустя" данная работа была удостоена дипломом I степени. Защита велась на русском и французском языках. К сожалению ежегодный городской конку...
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В связи с происходящей в последнее время модернизацией всей системы образования, перед российским профессиональным образованием сегодня стоит ряд принципиальных задач, связанных с преобразованием сист...
Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов и молодых специалистов
Процесс информатизации общества предоставил возможности для более полного раскрытия личности и овладения новыми знаниями и умениями, которые могут оказаться полезными в профессиональной...
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Данная статья ставит своей целью анализ различных аспектов понятия тьюторского сопровожения...