Методическая разработка по истории в 9 классе на тему: «Вторая мировая война»
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Алибекова Марина Данияловна

Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_istorii_v_9_klasse_na_temu.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по истории в 9 классе на тему:

«Вторая мировая война»

Учитель истории: Алибекова Марина

Данияловна

2017г.

Цель урока:

- сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитание сознательной любви к Родине, чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа.

- Способствовать ориентации учащихся на демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные проявления и последствия внешней политики, выразившиеся в нетерпимости, враждебности, недоверии, идеологическом противостоянии и агрессивности.

Развивающие:

- Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, касающиеся темы урока;

- развивать речь учащихся; увеличить словарный запас на историческую тематику;

- способствовать развитию памяти;

Образовательные:

- Обеспечить высокий интерес к теме, углубить знания учащихся по теме, сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, обобщить изученный материал, обеспечить высокий уровень мыслительной деятельности, эмоциональный и творческий подъем для изучения темы: «Вторая мировая война – самая крупная трагедия в истории человечества».

Основные знания:

- причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники ( Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги ; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: Интерактивная доска, презентация, аудио файлы, видео, книжная выставка.

Тип урока: Комбинированный

Эпиграфы урока:

«Никто не забыт и ничто не забыто»

« Для нашей Родины всегда будет светлым День 9 Мая»

( Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I. Организационный момент.

II. Доклад учащегося.

III. Слово учителя.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

V. Рассказ учителя о начале ВМВ. (презентация).

VI. Слово учителя

VII. Сценка (выпускной вечер 21 июня 1941 г.)

VIII. Рассказ учителя о ВОВ . (презентация).

IХ. Просмотр видео. (Берлинская операция).

X. Потери.

ХI. Минута молчания.

XII. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ.

ХIII. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Доклад учащегося.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война , убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны.

III. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей, сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках всеобщей истории.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Авторитарный – Япония, Испания;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

Отв.: 29-30 сентября 1938 г. состоялся «Мюнхенский сговор».

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

V. Рассказ учителя о начале ВМВ. (презентация).

Вторая мировая война – самая крупная трагедия в истории человечества.

1 сентября 1939г. Войска фашистской Германии вероломно напали на Польшу.

Польские войска мужественно сражались. Против 33 польских дивизий выступили 57 немецких дивизий. Гитлеровские войска с помощью частей моторизованных войск прорвали фронт, рассредоточили польские войска и в течение двух недель окружили их и уничтожили.

3 сентября 1939г. Великобритания и Франция объявили войну Германии.

Войска Великобритании и Франции заняли приграничные с Германией

укрепленные районы, но не предпринимали никаких попыток начать наступление.

9 апреля 1940 г. немецко-фашистские войска вторглись в Данию и Норвегию. Дания не оказала сопротивления, Норвегия оказала сопротивление Германии, но не смогла устоять под натиском германских войск. 10 мая 1940г. Немецко-фашистские войска без объявления войны начали захват Бельгии, Голландии, Люксенбурга и через их территорию вторглись во Францию.

Франция потерпела сокрушительное поражение. 22 июля 1940г. в Компьенском лесу был подписан договор о перемирии между Францией и Германией, который ставил Францию в кабальное положение.

Великобритания после капитуляции Франции вынуждена была отражать нападение фашистской Германии в одиночку.

В июне 1940г. Союзница Германии – Италия попыталась овладеть английскими колониями в Африке.

Итальянские войска захватили Британское Сомали, части Кении и Судана; с территории Ливии они вторглись в Египет с целью овладения Суэцким каналом. 9 декабря 1940г. В результате организованного контрнаступления англичан итальянские войска были выбиты из Египта.

28 октября 1940г. Италия напала на Грецию, но греческий народ сумел оказать достойное сопротивление и отбросить итальянские войска на территорию Албании, оккупированную Италией еще в апреле 1939г.

Активизация агрессии в Азии и на Тихом океане.

В бассейне Тихого океана сталкивались интересы США, Англии, Франции, Японии и других империалистических держав. США стремились к господству в Юго-Восточной Азии, но здесь был серьёзный конкурент – Япония.

7 декабря 1941 г. японская авиация, поднявшаяся с палуб авианосцев, двумя волнами атаковали базу.

Флот США потерпел самое крупное поражение за все годы своего существования. Президент США Ф.Рузвельт, выступая в конгрессе, заявил, что 7 декабря останется в истории как «день позора» США.

8 декабря 1941 г. Конгресс США принял резолюцию об объявлении войны Японии.

VI.Слово учителя:

Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война которая началась 22 июня 1941 года с нападения гитлеровской Германии на Советский Союз.

22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы…

Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то далеко, в прошлое, перед зловещим словом ВОЙНА

VII. (Сценка)

Звучит довоенный вальс, на сцене парами, танцуя, появляются выпускники 1941года.

1-й юноша: Ну… Вот и все!

2-й юноша: Как говорится, последний раз в десятый класс!

1-ая девушка: Даже не верится, что мы последний раз в нашем классе…

2-ая девушка: Ребята! А здорово сегодня сказал наш директор?

1-й юноша: Да… «Дорогие друзья! Сегодня у вас замечательный день! Сегодня мы провожаем вас в последний путь…» Ой, что я говорю?..Все смеются.

1-ая девушка: Тихо! Тихо!.. Не все сразу! Давайте устроим вечер воспоминаний! 21 июня 1941 года!

2-й юноша: Да не двадцать первое уже, а двадцать второе! Уже без пятнадцати четыре!

2-ая девушка: Сколько?!

2-й юноша: Без пятнадцати четыре!

2-ая девушка: Ой, и влетит же мне от мамы! Никогда в жизни так поздно домой не приходила!

1-й юноша: Ты хочешь сказать – так рано! Все смеются.

1-ая девушка: Тихо! Тихо! Сегодня исторический момент , запомним: 21 июня 1941 года, 204 школа Ленинграда, наш 10-й «А»

2-ая девушка: Нас 35 человек.

1-й юноша: 17 девочек, 18 мальчиков.

2-ая девушка: Через 5 лет из нашего класса выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста.

Звучит голос Левитана об объявлении войны.

На фоне песни «Священная война» звучит стихотворение.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае!

VIII. Рассказ учителя о ВОВ. (презентация).

Великая Отечественная Война.

Великая Отечественная война 22 июня 1941 г – 9 мая 1945 г.

Причины войны:

  • стремление Германии к мировому господству
  • борьба империалистических блоков за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала.

Характер войны: война была империалистической со стороны всех главных капиталистических государств.

Для СССР – справедливой, освободительной.

Предлог агрессии - неминуемая угроза нападения со стороны СССР.

Цели Германии в войне :

  1. Ликвидация СССР и социализма.
  2. Колонизация страны. Уничтожение 140 млн. «лишних» людей и народов.
  3. Ликвидация демократических государств Западной Европы, лишение их национальной независимости и подчинение Германии.
  4. Завоевании мирового господства.

Цели СССР определились в ходе войны. Это:

  1. Защита свободы и независимости страны и социалистических идей.
  2. Освобождение порабощенных фашизмом народов Европы.
  3. Создание демократических или социалистических правительств в соседних странах.
  4. Ликвидация германского фашизма, прусского и японского милитаризма.

Периодизация войны:

Первый период - от начала войны 22 июня 1941 года до ноября 1942 года, до разгрома немецко-фашистских сил под Сталинградом.

Это был начальный период войны, когда Красная Армия, неся огромное потери, была вынуждена оставить большие территории и вела тяжёлые оборонительные бои против гитлеровских агрессоров.

Второй период - от поражения фашистских войск под Сталинградом до конца 1943 года.

В это время проходил коренной перелом в ходе войны в пользу Советского Союза.

Третий период (1944 - 1945) - время решающих побед Советской Армии над фашистской Германией и милитаристской Японией, когда вражеские войска были полностью изгнаны за пределы СССР и началось освобождение от фашистской оккупации Восточной Европы, завершившейся полным крахом Германии и ее безоговорочной капитуляцией.

Окончанием всей второй мировой войны стал разгром Японии на завершающем этапе третьего периода.

Начало войны 22 июня 1941 г.

Ранним утром 22 июня 1941 года после артиллерийской и авиационной подготовки немецкие войска перешли границу СССР. Уже после этого, в 5:30 утра посол Германии в СССР В. Шуленбург явился к Народному комиссару иностранных дел СССР В. М. Молотову и сделал заявление, содержание которого сводилось к тому, что советское правительство проводило подрывную политику в Германии и в оккупированных ею странах, проводило внешнюю политику, направленную против Германии, и «сосредоточило на германской границе все свои войска в полной боевой готовности».

В тот же день войну СССР объявили Италия (итальянские войска начали боевые действия 20 июля) и Румыния.

23 июня — Словакия, а 27 июня — Венгрия.

Воины отправлялись на фронт оставляя жен, матерей, детей и сознательно идя на смертельный риск, во благо родины.

Период коренного перелома (19 ноября 1942—1943).

9 февраля 1943 г. войска группы армий «Юг» под командованием Манштейна начали на южном направлении контрнаступление, которое смогло временно вырвать инициативу из рук советских войск и отбросить их на восток, на отдельных направлениях на 150—200 км. Относительно небольшое количество советских частей было окружено (на Воронежском фронте, из-за ошибок командующего фронтом Голикова, смещённого после сражения). Однако меры, принятые советским командованием, уже в конце марта 1943 г. позволили остановить продвижение немецких войск и стабилизировать фронт.

Третий период войны (1944 — 9 мая 1945).

Третий период войны характеризовался значительным количественным ростом германских вооружённых сил, особенно в техническом отношении. Например, количество танков и САУ в вермахте к 1 января 1945 г. составило 12 990 единиц, в то время как к 1 января 1944 г. — 9 149, а к 1 января 1943 г. — только 7 927 единиц[27]. Это было результатом деятельности Шпеера, Мильха и др. в рамках программы военной мобилизации промышленности Германии, начатой в январе 1942 г., но ставшей давать серьёзные результаты лишь в 1943—1944 гг. Однако количественный рост из-за огромных потерь на Восточном фронте и нехватки топлива для обучения танкистов и лётчиков сопровождался снижением качественного уровня германских вооружённых сил. Поэтому стратегическая инициатива оставалась за СССР и его союзниками, а потери Германии значительно возросли (есть мнение, что причиной роста потерь являлся, в том числе, и рост технической оснащённости вермахта — больше становилось техники, которую можно было потерять).

Сражения.

Наиболее крупные сражения Великой Отечественной войны:

Оборона Заполярья (29 июня 1941 — 1 ноября 1944)

Московская битва (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942)

Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 — 27 января 1944)

Ржевская битва (8 января 1942 — 31 марта 1943)

Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943)

Битва за Кавказ (25 июля 1942 — 9 октября 1943)

Курская битва (5 июля — 23 августа 1943)

Битва за Правобережную Украину (24 декабря 1943 — 17 апреля 1944)

Белорусская операция (23 июня — 29 августа 1944)

Прибалтийская операция (14 сентября — 24 ноября 1944)

Будапештская операция (29 октября 1944 — 13 февраля 1945)

Висло - Одерская операция (12 января — 3 февраля 1945)

Восточно-Прусская операция (13 января — 25 апреля 1945)

Битва за Берлин (16 апреля — 8 мая 1945)

Битва за Берлин (16 апреля — 8 мая 1945)

Советское командование, понимая важность захвата Берлина, сосредоточило на берлинском направлении все основные силы общей численностью 2,5 млн. человек. Берлинская операция началась 16 апреля 1945 г. артиллерийской подготовкой и мощнейшим наступлением войск с трех сторон.

Несмотря на упорное сопротивление немецко-фашистских войск, Берлин был взят в кольцо. А. Гитлер, а также некоторые из его ближайших соратников покончили жизнь самоубийством 30 апреля 1945г.

2 мая после капитуляции гарнизона Берлин был взят.

8 мая 1945 г. в предместье Берлина, Карл Хорсте, был подписан Акт о безоговорочной капитуляции.

IX. Просмотр видео. (Берлинская операция).

X. Потери:

Официальными данными о потерях (армии) в Великой Отечественной войне считаются данные, изданные группой исследователей под руководством консультанта Военно-мемориального центра ВС РФ Григория Кривошеева в 1993 г. Согласно уточнённым данным (2001 г.), потери были следующими:

  • Людские потери СССР — 6,8 млн военнослужащих убитыми и 4,4 млн попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) — 26,6 млн человек;
  • Людские потери Германии — 4,047 млн военнослужащих погибшими и умершими (в том числе 3,605 млн погибших, умерших от ран и пропавших без вести на фронте; 442 тыс. умерших в плену), ещё 2,91 млн вернулись из плена после войны.
  • Людские потери стран-союзниц Германии — 806 тыс. военнослужащих погибшими (включая 137,8 тыс. погибшими в плену), ещё 662,2 тыс. вернулись из плена после войны.
  • Безвозвратные потери армий СССР и Германии с сателлитами (включая военнопленных) — 11,5 млн и 8,6 млн чел. соответственно. Соотношение безвозвратных потерь армий Германии с сателлитами и СССР составляет: 1:1,3.

ХI. Минута молчания.

XII. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ.

ВМВ продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн.чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы ПМВ.

Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным, получило толчок к развитию национально-освободительное движение в странах Азии и Африки, вслед за этим окончательно рухнули колониальные империи, была создана ООН.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по истории 10 класс на тему: «ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО»

Цели:1. Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над этим периодом  отечественной истории.2. Закрепить формирование исторических по...

урок обобщение, всемирная история 10 класса по теме: Первая Мировая Война

Предмет: всемирная история.класс: 10 класс.тема : Первая Мировая Война урок-обобщениевид урока: Самостоятельная работа....

урок обобщение, всемирная история 10 класса по теме: Первая Мировая Война

Предмет: всемирная история.класс: 10 класс.тема : Первая Мировая Война урок-обобщениевид урока: Самостоятельная работа....

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"....

Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"

Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...

Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны "Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста"

Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны«Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста»Цель мероприятия – познакомить с судьбами еврейски...