Программа по выявлению одаренных детей
рабочая программа по истории

Dmitrieva2017

Предварительный просмотр:

     

 Количество

 баллов

Фамилия

Чувство новизны

Критичность

Способность преобразовывать структуру объекта

Направленность на творчество

Количество баллов

Уровень

Количество баллов

Уровень

Количество баллов

Уровень

Количество баллов

Уровень

Балицкий

1,5

В

1,8

В

1,6

В

1,8

В

Богаченков

1,5

В

1,2

С

1,4

С

1,3

С

Воднев

1,5

В

1,5

В

1,5

В

1,2

С

Гаргун

1,6

В

1,7

В

1,4

С

1

С

Лобзуков

1.4

С

0,5

Н

1,7

В

1,4

С

Кисляков

1,5

В

1,9

В

1,8

В

1,5

В

Ксенофонтова

1,3

С

1,3

С

1,2

С

1,6

В

Маркелова

1,5

В

1,6

В

1,3

С

1,5

В

Патекин

1,3

С

1

С

1,2

С

1,2

С

Павлова

1

С

1,2

С

1

С

1,5

В

Савченков

1

С

1

С

1

С

1,4

С

Мирошниченко

1

С

1

С

1,5

В

1,2

С

Фомичева

1,6

В

1,3

С

1,6

В

1,4

С

Цветков

1,4

С

1,1

С

1,6

В

1,6

В

Шашков

1,7

В

1,2

С

1,8

В

1,5

В

Уровень

             класс

Чувство новизны

Критичность

Способность преобразовать структуру

Направленность на творчество

8

9

8

9

8

9

8

9

Высокий

4

8

3

5

5

8

3

7

Средний

9

7

12

9

7

7

7

8

Низкий

2

0

0

1

3

0

5

0

        Диагностика уровня творческой активности учащихся”
(методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича)


Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.

     Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

 

а) построил бы его по типовому проекту

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино

в) построил бы такой, которого нет ни у кого

0

1

2

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

 

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми

б) сочиняю сам сюрприз для гостей

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

0

2

1

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

 

а) оригинальную

б) трудную

в) простую

2

1

0

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

 

а) красивое

б) точное

в) необычное

1

0

2

5. Когда я пишу сочинение, то:

 

а) подбираю слова как можно проще

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо

отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

0

1

2

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

 

а) все работали

б) было весело

в) было много нового

1

0

2

7. Для меня в общении самое важное:

 

а) хорошее отношение товарищей

б) возможность узнать новое («родство душ»)

в) взаимопомощь

0

2

1

8. Если бы я был поваром, то:

 

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

б) создавал бы новые блюда

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

0

2

1

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

 

а) «Седьмое чувство»

б) «Поле чудес»

в) «Очевидное—невероятное»

0

1

2

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

 

а) наиболее удобный маршрут

б) неизведанный маршрут

в) маршрут, который хвалили мои друзья

0

2

1

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен — 0;

б) не согласен — 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.

  1. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
  2. Лицо — зеркало души (М. Горький).
  3. Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
  4. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
  5. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
  6. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
  7. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
  8. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
  9. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. А. Тимирязев).
  10. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21—23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый

Арест в) судья

г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА

1) источник — родник

  1. глаз — слеза
  2. огонь — костер
  3. шторм — наводнение

24—27 Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

  1. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
  2. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
  3. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
  4. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.

28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

  1. Консервная банка.
  2. Металлическая линейка.
  3. Велосипедное колесо.

4. «Направленность на творчество»

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

 

 

31.

а) читать книгу

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

 

0

2

1

32.

а) выступать в роли актера

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

2

0

1

33.

а) рассказывать всем местные новости

б) не пересказывать услышанное

в) прокомментировать то, что услышали

0

1

2

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ

б) работать, используя испытанные приемы

в) искать в опыте других лучший способ работы

2

0

1

35.

а) исполнять указания

б) организовывать людей

в) быть помощником руководителя

0

2

1

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

б) играть в игры, где можно проявить себя

в) играть в команде

2

1

0

37.

а) смотреть интересный фильм дома

б) читать книгу

в) проводить время в компании друзей

1

2

0

38.

а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в) смотреть спектакль о красивой жизни

2

1

0

39.

а) петь в хоре

б) петь песню соло или дуэтом

в) петь свою песню

0

1

2

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте

б) отправиться в путешествие на корабле

в) отправиться в экспедицию с учеными

0

1

2

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

  1. Мне удается находить причины своих неудач.
  2. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  3. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  4. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  5. Убедительно могу доказать свою правоту.
  6. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  7. У меня часто рождаются интересные идеи.
  8. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  9. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  10. Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.
  11. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

 



Предварительный просмотр:

Информационная карта программы

Цель программы: - выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие способностей.

Задачи программы:

  1. выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов гуманитарного  цикла, а особенно истории.
  2. создать условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии, ИКТ);
  3. расширить возможности для участия способных и одарённых детей в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, дистанционных конкурсах.
  4. реализация принципа личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизации их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  5. создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей;

Срок реализации программы:   2019 – 2024 годы. 

Актуальность создания программы

        Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно-мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.

Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан.

 Ожидаемый результат:

  • личностное развитие детей;
  • адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
  • удовлетворенность детей своей деятельностью;
  • совершенствование исследовательских навыков детей;

Понятие одаренности

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способности  — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Виды одаренности

В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
  • степень сформированности;
  • форма проявлений;
  • широта проявлений в различных видах деятельности;
  • особенности возрастного развития.

Признаки, отличающие одаренных учеников

  1. отличная память, способность классифицировать информацию;
  2. имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  3. имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  4. обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна;
  5. испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
  6. умеют пользоваться накопленными знаниями;
  7. имеют большой словарный запас;
  8. стремление к исследовательской творческой активности;
  9. активно и всегда чем-либо заняты, занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
  10. настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
  11. умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  12. сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано;
  13. остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость.

В основу разработки содержания и организация работы с одарёнными детьми закладываются следующие принципы:

1. «Насыщение» образовательного процесса творческой мыслительной активностью учащихся на основе использования личностноразвивающих технологий исследовательского характера.
2. Содержание деятельности не должно ограничиваться «жёсткими» рамками учебных программ и обеспечивать возможность включения новых тематических разделов.
3. Последовательная реализация междисциплинарного, межнаучного подхода, позволяющая формировать и углублять целостную картину мира, развивать творческие способности учащихся, удовлетворять их любознательность.
5. Интегративный подход к выбору тем и постановке проблем для изучения, установление внутренних взаимосвязей содержательного характера.
6. Насыщенность содержания учебно-творческой деятельностью одарённых детей.
7. Особое и постоянное внимание методологии научно-творческой деятельности, научному методу.

8.  Постановка, изучение и решение открытых тем и проблем.

Требования к организации образовательной среды:

1. Целенаправленное формирование положительной мотивации к творческой деятельности.
2. Совместная творческая деятельность учащегося и педагога как основа формирования творческого поведения.

3.Создание атмосферы доброжелательной критики, атмосферы сомнения по отношению к общепринятым и реально предлагаемым предположениям, допущениям, идеям.

4. Формирование адекватной самооценки одарённых учащихся, приобретение опыта побед и поражений, неизбежных в творчестве.

5.Содействие развитию умений находить, формулировать и переопределять проблемы, искать ошибки в своих размышлениях.

6.Поощрение терпимости к неопределённости на отдельных этапах решения проблем, умения обсудить ее со «значимыми другими», продолжить поиск новых методов и путей решения.

7.Создание творчески ориентирующей среды, включающее:
    -поощрение разумного поиска (стимулирование рискованных интеллектуальных идей и решений даже в том случае, если они не дали результатов);
     -включение в программу деятельности таких заданий, с помощью которых ученики могли бы продемонстрировать и развить свой творческий потенциал;
     -поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов исследовательской, поисковой деятельности;

     -стимулирование дальнейшего развития.

     

Формы выявления одаренных детей:

  • наблюдение;
  • общение с родителями;
  • тестирование, анкетирование, беседа;
  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции  

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • кружки
  • конкурсы;
  • курсы по выбору;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в профильных классах
  • Участие в работе клуба «Поиск»

Этапы работы с одаренными детьми.

1. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся  трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах

3.Разработка личностно ориентированного  подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность;
  • курсы по выбору, индивидуальные консультации;
  • подготовка учащихся к олимпиадам.

1. Исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

·автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

·коммуникативную - умение вступить в общение;

·информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

·продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:

·Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.

·Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.

·Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему дело, которое для него интересно, значимо.

           

2. Проектная деятельность учащихся.

   Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.     В работе над проектом проходит шесть стадий:

  1. Подготовка.  Это определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
  2. Планирование. Оно включает в себя ряд этапов:

а) определение источников информации

б) определение способов сбора и анализа информации

в) форма отчёта

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение обязанностей между членами команды.  

  1. Исследование. Это стадия сбора информации. Сначала идет теоретическая работа, затем учащиеся выполняют практическое исследование (опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.)
  2. Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
  3. Представление результатов. Форма и представление результатов могут быть разными: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, представление модели и т. д. Учитель, как и другие участники обсуждения, задаёт вопросы.
  4. Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, качество отчёта.

При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ.  Для этого необходимо научиться  выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.

3. Курсы по выбору.

Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система  курсов по выбору для учащихся 9 – 11 классов. Курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности. В качестве предметно - ориентированного курса для учащихся 9 класса провожу элективный курс «Практическое обществознание». Цель курса: помочь школьникам определится в выборе профиля обучения. В курсе использую следующие методы: коллективное обсуждение сложных вопросов современности, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса проводится защита учащимися разработанных проектов.

4. Подготовка учащихся к олимпиадам.

           Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Данное определение достаточно точно отражает их суть. Во всех разновидностях олимпиад ярко проявляются элементы спортивного состязания, предусматривающие распределение по местам и призы. В таких интеллектуальных соревнованиях творческая и художественная составляющие практически отсутствуют.

Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно.

           Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде  – первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для школьников, живущих вдали от крупных городов и университетских центров. Следовательно, олимпиады содействуют научно – техническому прогрессу.

      Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил мы готовимся к этим конкурсам: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными вопросами курса истории и обществознания.

  Данная система работы с одаренными детьми сложилась не сразу. Я шла к ней путем проб и ошибок,  пытаясь дать детям готовые теоретические знания. Такой метод работы оказался неэффективным.

   В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, что сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками.

Знаю→могу применить→владею способами применения (знаю как применить)→имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие детей. Выстраивая систему работы  с одаренными детьми, я опираюсь именно на эти принципы. Она не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует:

·         саморазвитию;

·         самореализации;

·         освоению новых технологий, практик;

·         развитию информационной культуры;

·         освоению роли тьютора.

 

План мероприятий

по реализации программы «Одарённые дети»

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Организационная и нормативно – правовая деятельность

1

Исполнение приказов, положений, реализующих программу школы «Одарённые дети»

Сентябрь

Дмитриева Н.И.

2

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Постоянно

Дмитриева Н.И.

3

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми

Постоянно

Дмитриева Н.И.

Диагностико–аналитическая  деятельность

4

Диагностика способных детей 9-11 классов с целью выявления одарённости

Постоянно

Дмитриева Н.И.совместно с психологом и кл. руководителями 9-11 классов

5

Создание и пополнение базы данных на одарённых детей по предметам история и обществознание

Ежегодно

Дмитриева Н.И.

6

Создание базы данных исследовательских работ учащихся 9-11 классов

Ежегодно

Дмитриева Н.И.

Информационно-пропагандистская деятельность

7

Публикация в СМИ, интернет-ресурсах информации о достижениях школьников в интеллектуальных и творческих конкурсах

По факту

Дмитриева Н.И.

8

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в кружковую деятельность

Постоянно

Дмитриева Н.И.

Научно – методическая деятельность

9

Повышение квалификации

Постоянно

Дмитриева Н.И.

10

Обсуждение вопросов по методике работы с одарёнными детьми на заседании МО. Участие в семинарах с целью распространения положительного опыта работы с одарёнными детьми

Постоянно

Дмитриева Н.И..

11

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения с целью непрерывного развития  у учащихся творческого и исследовательского мышления

Постоянно

Дмитриева Н.И.

12

Участие в методических советах по ознакомлению с основными понятиями исследовательского подхода в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей

1 раз в год

Дмитриева Н.И.

13

Подготовка, организация и проведение курсов, кружков

Постоянно

Дмитриева Н.И.

14

Участие в проведении Дня науки

16 апреля

Дмитриева Н.И.

15

Участие учащихся 9-11 классов в школьных, районных, областных, республиканских олимпиадах по истории и обществознанию, конкурсах, смотрах, интеллектуальных марафонах. Проведение предметных недель и декад

Постоянно

Дмитриева Н.И.

16

Оформление  материалов в портфолио учащихся 9-11 классов

Постоянно

Дмитриева Н.И.совместно с кл.  руководителями

        Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность .

Методы и формы работы с одарёнными детьми

  Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

-информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации   развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

   Внеурочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога;

 п/п

Мероприятие

Место проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

1

Проведения анкетирования обучающихся

Кл.час, род.собрание

Дмитриева Н.И.

Выполнено

2

Проведение анкетирования родителей

Род.собрание

Психолог, Дмитриева Н.И.

Выполнено

3

Проведение школьной олимпиады по истории и обществознанию

Внеурочная деятельность

Дмитриева Н.И.

Выполнено

4

Организация работы лекторской группы клуба «Поиск»

 Внеурочная деятельность

Дмитриева Н.И.

Выполнено

5

Организация работы проектной группы клуба «Поиск»

Внеурочная деятельность

Дмитриева Н.И.

Выполнено

6

Организация исследовательской деятельности клуба «Поиск»

Внеурочная деятельность

Дмитриева Н.И.

7

Изучение материалов по теме «Одаренный ребенок в школе»

В течение года

Дмитриева Н.И.,

психолог

Выполнено

8

Участие в различных конкурсах и олимпиадах

В течение года

Дмитриева Н.И.

Выполнено

9

Привлечение учеников к посещению кружков (по интересам и способностям)

В течение года

Дмитриева Н.И.

Выполнено

10

Участие в региональном историко-краеведческом конкурсе «Край мой Смоленский

декабрь

Дмитриева Н.И.

Выполнено

11.

Участие обучающихся в школьном Дне науки

февраль

Дмитриева Н.И.

Выполнено

12

Участие в историко-краеведческой конференции «Демидовцы на службе Отечеству»

апрель

Дмитриева Н.И.

Выполнено

Тема: развитие творческих  способностей обучающихся на уроках истории

ЦЕЛЬ: 

создание условий для развития и поддержки творческих способностей у одаренных и высокоинтеллектуальных  детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации.

Развиваемые  способности:

а) пополнение запаса знаний учащихся по химии

б) развитие общеучебных компетенций:

      1) учебные компетенции (изучать),

      2)  исследовательские компетенции (искать);

      3) социально-личностные (думать);

      4) коммуникативные компетенции (вступать во взаимодействие);

      5) сотрудничество (сотрудничать);

      6) организационные компетенции  (уметь приниматься за дело);

       7)личностно-адаптивные компетенции (адаптироваться).

     

в) развитие креативного мышления;

г) развитие творческой самостоятельности учеников;

д) воспитание творческой личности.

     Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

Основные направления

по созданию оптимальных условий для развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей

  1. Создать систему выявления одаренных детей:
  • психолого-педагогическое исследование
  • системное наблюдение за детьми из класса в класс;
  1. Организация учебного процесса:
  • нестандартные уроки:
  • включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
  • обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю;
  • развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
  • работа с дополнительной литературой;
  • обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания.
  1. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
  • организация исследовательской работы учащихся:
  • опережающее задание творческого плана;
  • участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;
  1. Общеразвивающие мероприятия
  • традиционные мероприятия школы
  • неделя истории.

Описание системы работы

      Для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):

  1. Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, нельзя  забывать о том, что они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Им нельзя предлагать  заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Иногда следует разрешать таким учащимся выполнять лишь часть творческого  задания. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости  отсутствие страха  чувство уверенности  ожидание встречи с данным педагогом  ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
  2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые  задают  сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
  3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
  4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Задача учителя  - вовлечь в творческую деятельность не только учащихся 4 группы, а помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

            Для диагностирования  уровня развития творческих способностей обучающихся можно использовать методики:

  • Метод «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской;
  • Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом;
  • Педагогическая диагностика уровня развития творческого потенциала личности ребенка (по А. И. Савенкову).
  • Диагностика вербальной креативности обучающихся (С.А. Медник),

но я остановилась на 2-х методиках:

  1. Методика определения качества и уровня сформированности ключевых компетенций ( на основе методики профессора П.И. Третьякова «Мониторинг определения качества и уровня сформированности ключевых компетенций у ученика», составленной на программе ЕС «Среднее образование в Европе».

Цель данной диагностики: наблюдение за процессом формирования ключевых компетенций в различных областях и создание условий для их развития.

Наблюдаемая область проявления компетенций: предметная, развитие, воспитание.

  1. Диагностика уровня творческой активности по методике М.И. Рожкова.

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет.  

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

       Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

      Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.

     Промежуточная диагностика творческой активности каждого ученика проводится  при помощи следующих методов:

- наблюдение;

-беседа;

- анкетирование;

-тестирование.

План работы

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Дата проведения

Отметка о выполнении

1

Сбор   информации о направленности интересов   школьников 8-11 классов

Школьный психолог

(учитель)

Сентябрь

Выполнено

2

Составление списков одарённых детей

Школьный психолог

(учитель)

Сентябрь

Выполнено

3

Организация внутришкольного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в муниципальных предметных олимпиадах

Цель: Выявление наиболее подготовленных учащихся по отдельным предметам и образовательным областям

Дмитриева Н.И. - учитель истории

октябрь

Выполнено

4

Участие в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников

Цель: Предоставление наиболее успешным учащимся в разных предметных областях, реализовать себя в познавательной, творческой деятельности

Дмитриева Н.И.- учитель истории

Ноябрь-декабрь

Выполнено

5

Участие в районных и областных конкурсах, смотрах

Цель: Способствование активному усвоению содержания образования, повышение уровня знаний по предмету

Дмитриева Н.И- учитель истории

В течение года

Выполнено

6

Индивидуальная работа по разработке проектов, выполнению рефератов и исследовательских работ.

Цель: Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Дмитриева Н.И.- учитель истории

В течение года

Выполнено

7

Участие обучающихся в Интернет-олимпиадах, конкурсах:

Цель:

Создание условий для реализации и развития творческих способностей за рамками учебного процесса.

Дмитриева Н.И.-учитель истории

Ноябрь-декабрь

Выполнено

8

Участие обучающихся в Интернет–олимпиадах, конкурсах, викторинах:

Цель: Способствование активному усвоению содержания образования, повышение уровня знаний по предмету

Дмитриева Н.И.-учитель  истории

В течение года

Выполнено

9

Неделя истории

Цель: Способствование активному усвоению содержания образования, повышение уровня знаний по предмету

Учителя истории

февраль

Выполнено

10

Нестандартные  уроки

Цель: Способствование активному усвоению содержания образования, развития творческих способностей

В течение года

Выполнено

Ожидаемые результаты

Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках изучаемого предмет на основе:

— повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;

— достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;

— расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ   РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей по истории
  3. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями

Данный мониторинг позволяет мне получить:

  объективную динамику исторического образования ученика за определенный период

обучения;

  возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;

  возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;

   систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом

индивидуальных возможностей учащихся.

  Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.

Ф,И,

Видеть

ошибку

Задать вопрос

Предложить ход решения

Аргументировать

Привести пример

Другой способ решения

  Для «сильных» учащихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к.

мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть

ошибки, искать новые подходы к аргументированию.

Данная система работы позволила мне:

1.  Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;

2.  Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.

3.  Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.

4.  Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный

процесс.

5.  Проводить своевременно обработку полученных результатов.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Тема: развитие творческих  способностей обучающихся на уроках истории

ЦЕЛЬ: 

создание условий для развития и поддержки творческих способностей у одаренных и высокоинтеллектуальных  детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации.

Развиваемые  способности:

а) пополнение запаса знаний учащихся по истории

б) развитие общеучебных компетенций:

      1) учебные компетенции (изучать),

      2)  исследовательские компетенции (искать);

      3) социально-личностные (думать);

      4) коммуникативные компетенции (вступать во взаимодействие);

      5) сотрудничество (сотрудничать);

      6) организационные компетенции  (уметь приниматься за дело);

       7)личностно-адаптивные компетенции (адаптироваться).

     

в) развитие креативного мышления;

г) развитие творческой самостоятельности учеников;

д) воспитание творческой личности.

     Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

Срок реализации программы: 5 лет.

Основные направления

по созданию оптимальных условий для развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей

  1. Создать систему выявления одаренных детей:
  • психолого-педагогическое исследование восьмиклассников (т.к. изучение истории начинается в 5 классе):
  • системное наблюдение за детьми из класса в класс;
  1. Организация учебного процесса:
  • нестандартные уроки:
  • включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
  • обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю;
  • развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
  • работа с дополнительной литературой;
  • обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания.
  1. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
  • организация исследовательской работы учащихся:
  • опережающее задание творческого плана;
  • участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;
  1. Общеразвивающие мероприятия
  • традиционные мероприятия школы
  • неделя истории

Описание системы работы

      Для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):

  1. Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, нельзя  забывать о том, что они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Им нельзя предлагать  заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Иногда следует разрешать таким учащимся выполнять лишь часть творческого  задания. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости  отсутствие страха  чувство уверенности  ожидание встречи с данным педагогом  ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
  2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые  задают  сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
  3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
  4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Задача учителя  - вовлечь в творческую деятельность не только учащихся 4 группы, а помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

            Для диагностирования  уровня развития творческих способностей обучающихся можно использовать методики:

  • Метод «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской;
  • Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом;
  • Педагогическая диагностика уровня развития творческого потенциала личности ребенка (по А. И. Савенкову).
  • Диагностика вербальной креативности обучающихся (С.А. Медник),

но я остановилась на 2-х методиках:

  1. Методика определения качества и уровня сформированности ключевых компетенций ( на основе методики профессора П.И. Третьякова «Мониторинг определения качества и уровня сформированности ключевых компетенций у ученика», составленной на программе ЕС «Среднее образование в Европе».

Цель данной диагностики: наблюдение за процессом формирования ключевых компетенций в различных областях и создание условий для их развития.

Наблюдаемая область проявления компетенций: предметная, развитие, воспитание.

  1. Диагностика уровня творческой активности по методике М.И. Рожкова.

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет.  

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

       Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

      Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.

     Промежуточная диагностика творческой активности каждого ученика проводится  при помощи следующих методов:

- наблюдение;

-беседа;

- анкетирование;

-тестирование.

План ежегодной работы с последующим  сравнительным анализом

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Дата проведения

Отметка о выполнении

1

Сбор   информации о направленности интересов   школьников 5-11 классов

Школьный психолог

(учитель)

Сентябрь

Выполнено

2

Составление списков одарённых детей

Школьный психолог

(учитель)

Сентябрь

Выполнено

3

Организация внутришкольного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в муниципальных предметных олимпиадах

Цель: Выявление наиболее подготовленных учащихся по отдельным предметам и образовательным областям

Дмитриева Н.И. учитель истории

октябрь

Выполнено

4

Участие в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников

Цель: Предоставление наиболее успешным учащимся в разных предметных областях, реализовать себя в познавательной, творческой деятельности

Дмитриева Н.И. учитель истории

Ноябрь-декабрь

Выполнено

5

Участие в районных и областных конкурсах, смотрах

Цель: Способствование активному усвоению содержания образования, повышение уровня знаний по предмету

Дмитриева Н.И. учитель истории

В течение года

Выполнено

6

Индивидуальная работа по разработке проектов, выполнению рефератов и исследовательских работ.

Цель: Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Дмитриева Н.И. учитель истории

В течение года

Выполнено

7

Участие обучающихся в Интернет-олимпиадах, конкурсах:

Цель:

Создание условий для реализации и развития творческих способностей за рамками учебного процесса.

Дмитриева Н.И. учитель истории

Ноябрь-декабрь

Выполнено

8

Участие обучающихся в Интернет–олимпиадах, конкурсах, викторинах:

Цель: Способствование активному усвоению содержания образования, повышение уровня знаний по предмету

Дмитриева Н.И. учитель истории

В течение года

Выполнено

9

Неделя истории

Цель: Способствование активному усвоению содержания образования, повышение уровня знаний по предмету

Учителя гуманитарного  цикла

апрель

Выполнено

10

Нестандартные  уроки

Цель: Способствование активному усвоению содержания образования, развития творческих способностей

В течение года

Выполнено

Ожидаемые результаты

Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках изучаемого предмет на основе:

— повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;

— достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;

— расширения возможностей для исследовательской работы учащихся.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ   РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей по русскому языку и литературе
  3. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями

Данный мониторинг позволяет мне получить:

  объективную динамику гуманитарного  образования ученика за определенный период

обучения;

  возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;

  возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;

   систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом

индивидуальных возможностей учащихся.

  Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.

  Для примера приведу мониторинг интегрированного урока история-литература по

теме: «Отечественная война 1812 г.»   9 класс.

Ф,И,

Видеть

ошибку

Задать вопрос

Предложить ход решения

Аргументировать

Привести пример

Другой способ решения

  Для «сильных» учащихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к.

мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть

ошибки, искать новые подходы к решению задачи.

Данная система работы позволяет:

1.  Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;

2.  Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.

3.  Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.

4.  Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный

процесс.

5.Проводить своевременно обработку полученных результатов.

6.Системный сравнительный анализ по годам обучения позволяет видеть объективную картина выработки УУД в ходе изучения учебного предмета история


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модели выявления одаренных детей

предложены в тексте несколько моделей выявления одаренных детей. Разобрана подробно методика Каффа и Хаана....

Теоретические аспекты выявления одаренных детей в основной школе

Одаренность,талант,гениальность- это высокий уровень развития каких- либо  способностей  человека....

Работа с одаренными детьми ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер», выявление одаренных детей по видам спорта.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.Здоров...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Одаренность.Критерии выявления одаренных детей.

Одаренность-это качество, определяющее  возможность достижения  ребенком более высоких  результатов в одном  или  нескольких  видах  деятельности.Одаренный  реб...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....