Статья «Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании социально-экономических дисциплин
статья по истории на тему

Пескова Анна Агафоновна

Статья «Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании социально-экономических дисциплин. Выступление на МО. Данная технология обучения отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество студента и преподавателя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании социально-экономических  дисциплин

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Одной из современных образовательных технологий является «Обучение в сотрудничестве». Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки социально-экономических дисциплин.

Технология сотрудничества была известна еще в глубокой древности. О пользе взаимного обучения писали Квинтилиан и Сенека. Ян Амос Коменский отмечал, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них.В конце XVIII в. Дж. Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (ланкастерская система). В США Дж. Дьюи пропагандировал групповую работу школьников как составную часть предложенного им «проектного метода обучения».

Обучение в малой группе (из 4-5 человек с различным уровнем обученности), одна из активных современных технологий, которую я применяю на своих уроках. При этом особое внимание уделяется «групповым целям», успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате эффективной самостоятельной работы каждого ее члена. Китайская пословица гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

Обучение в малой группе сводится к трем основным принципам:

  1. «Награды» группа получает одну на всех в виде бальной оценки (отметки). Для этого необходимо выполнить предложенное всей группе задание.
  2. Персональная ответственность каждого члена группы, означающая, что успех или неуспех всей группы зависит от его удач или неудач. Это стимулирует отслеживание членами группы учебной деятельности друг друга, оказание помощи товарищу в усвоении и понимании учебного материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены преподавателем отдельно любому студенту.
  3. Равные возможности в достижении успеха означают, что каждый приносит своей группе очки, которые зарабатывает путем улучшения собственных учебных результатов. Сравнение, таким образом, не с результатами учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми. Это позволяет способным, средним и отстающим учащимся получать баллы для своей группы. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста, зачета, и средний, и слабый студент могут принести группе равное количество баллов, ощущая себя при этом полноправными членами группы, что стимулирует желание поднимать выше персональную «планку».

Как показывает практика, поощрение всей группы и персональная ответственность каждого ее члена – существенные составляющие успешного формирования у студентов необходимых компетенций.

Говоря языком психологии, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий для каждого учащегося. Группам выдаются определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учащимся). Начинать выполнение задания может либо сильный, либо слабый учащийся. При этом его выполнение контролируется всей группой.

Недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащиеся захотели сами приобретать знания. Известное изречение гласит: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!», поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более, важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Именно сотрудничество, а не соревнование, лежит в основе обучения в малой группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех группы зависит от вклада каждого ее члена. Равные возможности предполагают, что любой учащийся должен совершенствовать собственные достижения, что каждый учится в силу своих способностей. Если и продвинутый, и слабый учащийся затрачивают максимум усилий для достижения собственной «планки», то будет справедливо оценивать усилия одинаково – ведь и тот, и другой сделали все, что могли. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, когда, оцениваются усилия, затрачиваемые учащимися в составе малых групп для достижения общего результата, учебная мотивация у всех гораздо выше.

При подготовке к уроку нужно попытаться выделить одно-два задания, которые, в зависимости от поставленной цели, могут быть ориентированы на проверку усвоения учащимися нового материала или на его закрепление. Задание должно быть одно на группу.

В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый учащиеся. Предоставляется возможность учащимся самим определить свою роль при выполнении задания.

Например, на уроке истории, при изучении темы «Движение декабристов» я применяю данную технологию. Вот фрагмент урока.

План изучения темы:

  1. Причины движения декабристов.
  2. Организации дворянских революционеров.
  3. Восстание декабристов, причины его поражения.

Подготовительный этап урока заключается в следующем. Группа разбивается на малые группы, каждая из которых получает набор документов.

Внутри группы учащиеся распределяют обязанности:

Ведущий (направляет работу группы).

Аналитик (читает документ, делает выводы).

Протоколист (записывает выводы, составляет тезисы докладов).

Докладчик(выступает от имени группы).

Группы отчитываются о проделанной работе в конце каждого этапа урока. Сделанные студентами выводы фиксируются на доске, а затем записываются всеми в тетради.

  1. Причины движения декабристов.

Задание ко всем документам: выделите причины движения декабристов.

  1. Документ 1. Из показаний П.И. Пестеля
  2. Документ 2. Декабрист А.В. Поджио
  3. Документ 3. А.А. Бестужев; и т.д.
  1. Организации дворянских революционеров. Вопросы и задания студентам.

Пользуясь текстом учебника, составьте таблицу «Организации дворянских революционеров». (Каждая из групп может получить задание заполнить одну из строк таблицы, касающуюся какой-либо организации. Остальные строки заполняются со слов докладчиков других групп) и т.д.

  1. Восстание декабристов, причины его поражения. Вопросы и задания студентам.

Прочитайте документы и выделите причины поражения восстания декабристов.

  1. Документ 1. Из дневника императрицы Александры Федоровны.
  2. Документ 2. Из воспоминаний В.И. Штейнгеля.
  3. Документ 3. М.А. Бестужев; и т.д.

Заключительный этап урока.

Анкета для студентов.

  1. Дайте оценку работу своей группы, других групп?
  2. Удачно ли прошел урок? Что нового вы узнали на уроке?
  3. Интересно ли работать с историческими источниками?
  4. Стоит ли проводить такие уроки в будущем?

Выставление оценок.

Оценки определяются по результатам работы группы в целом. Члены каждой группы получают одинаковые оценки. На протяжении всего урока следить за активностью студентов, оказывать помощь любой группе, если потребуется.

Чтобы работа в малой группе была эффективной и действительно коллективной, нужно создать условия, при которых указанные выше особенности совместной деятельности были бы соблюдены. Далее предусмотрите разнообразные и достаточно действительные способы стимулирования совместной деятельности, достижения значимых для всей группы результатов.

Существует несколько типов взаимозависимости участников обучения в сотрудничестве: зависимость от единой цели, единой задачи, которую можно достичь только совместными усилиями; зависимость от источников информации, когда каждый член группы владеет только частью общей информации, необходимой для решения общей задачи. Данная зависимость может быть реализована на уровне разделения труда, распределения ролей в группе; зависимость от единого для всех учебного материала (упражнение, серия задач, один текст, один эксперимент или лабораторная работа и т.д.); зависимость от одного на всех комплекта инструментов, необходимого для выполнения общего задания. разделенного между студентами группы; зависимость одного для всей группы поощрения.

Должны ли группы меняться или могут быть постоянными? На этот вопрос можно ответить по – разному, в зависимости от сложившейся в группе культурной, коммуникативной, эмоциональной ситуации. Пока и студенты, и преподаватель привыкнут к новым формам работы, можно не создавать постоянных групп. Если в той или иной группе коллективная работа идет слаженно и активно, можно сохранить ее состав на следующее задание или тему. В остальных группах имеет смысл составы менять, пока не наладится активная и слаженная работа. Если это не произойдет, тогда придется каждый раз формировать новые группы. Но если случится так, что ребята сработались, научились помогать друг другу, то лучше такие группы (они называются базовыми) делать постоянными на достаточно длительное время, пока не заметите каких-либо изменений в отношениях ребят в худшую сторону.

Групповая работа на уроке в рамках лабораторных и исследовательских занятий позволяет преподавателю осуществить проблемный подход в обучении, а студентам – вынести собственный вердикт по поводу событий нашей истории.

Вот один из примеров проведения урока с элементами групповой работы. Урок истории, тема «Программы политических партий».

План изучения нового материала:

1. Анализ программ ведущих политических партий России начала ХХ века.

 2. Общая характеристика ведущих политических партий.

 Группа делится на пять групп и  получает задание и исторический источник – фрагменты программы политической партии. Каждая группа получает следующие задания

  1. Прочитайте программу партии. Укажите, какое политическое направление представляет партия (социалистическое, либеральное, монархическое).
  2. На основе анализа источников определите:

а) Основные цели, непосредственные задачи и методы деятельности.

б) Интересы, какого социального слоя выражает партия.

  1. Выясните по учебнику количество членов партии.
  2. Результаты работы систематизируйте в таблице «Характеристика партии … (далее указать название)».

Источники:

Документ 1. Устав общества «Союз русского народа».

Документ 2. Программа партии «Союз 17 октября»

Документ 3. Программа партии народной свободы (конституционно-демократической партии).

Документ 4. Программа Российской социал-демократической рабочей партии.

Документ 5. Программа партии социалистов- революционеров.

На втором этапе урока, на основании выступлений представителей групп составляется тематическая таблица «Ведущие политические партии России ХХ века».

Таким образом, при подведении итогов урока составляется «политический спектр» российской действительности начала ХХ века – от крайне правых до крайне левых партий, показывается поляризация политических сил в обществе и относительная слабость либеральных партий. На этом уроке, в результате совместной деятельности, студенты сами приобретали знания, каждый из студентов вносил посильный вклад в общее дело.

Чем отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по технологии сотрудничества? Данная технология обучения отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество студента и преподавателя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

   Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп. – общность и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Результаты применения технологии следующие:

  1. лучшее усвоение материала,
  2. навыки самостоятельной работы с литературой,
  3. умение правильно обрабатывать информацию, анализировать и делать выводы, давать вопросы,
  4. умение ценить труд свой и своих партнеров,
  5. умение общаться со своими сверстниками

Нужно развивать данную технологию, практика показывает ее эффективность, более того – обязательность при планировании учебного процесса.

Литература:

  1. Атутов П. Р. Технология и современное образование //Педагогика. — 1996. — № 2.     
  2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005.    
  3. Т.С Панина, Л. Н. Вавилова. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  4. Педагогические технологии. Журнал «Директор школы» №8, 2004.
  5. Петренко О.Л. Изменение роли учителя в современных процессах// Отечественная и зарубежная педагогика №4, 2013.
  6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  7. Яловец Татьяна Владимировна. Технология коллективного способа обучения в повышении квалификации учителя: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Новокузнецк, 2003.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы".

Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление моей работы. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей суд...

Особенности использования современных образовательных технологий в преподавании технологии

Применение образовательных технологий в преподавании предмета технологии...

«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»

Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...

Статья "Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка" июль 2018 г., г. Таганрог

Статья для участия в XXIX Международной научно-практической конференции (31 июля 2018 г.). Опубликована в сборнике г. Москва 2018...

Использование современных образовательных технологий в преподавании предмета "Технология. Технический труд".

Предлагается вниманию статья "Использование современных образовательных технологий" в преподавании предмета Технология. Технический труд, в которой автор делится своим опытом по подготовке, ...