Урок в 10 классе. Культура России в XVIII веке
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Урок - экскурсия в 10 классе. Культура России в XVIII веке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_kultura_v_18_veke.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 10 классе.

Тема: Культура России в XVIII веке

Форма урока: урок – экскурсия

Оборудование: иллюстрации учебника, мультимедийная презентация к уроку.

Цели урока: 

понимать:

  • значение процесса становления светской культуры

знать:

  • примеры развития российской культуры XVIII в., основные художественные стили;

уметь:

  • анализировать художественные произведения, архитектурные памятники XVIII в. Различных стилей

использовать знания и умения в практической деятельности:

  • давать оценку и выражать свое отношение к мировоззренческим взглядам и принципам той эпохи.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные приемы: сравнение, анализ, работа в группах.

Основные даты:

1750 г. – создание Ф.Г. Волковым общедоступного театра в Ярославле.

1757 г. - учреждение Академии художеств.

План урока

  1. Организационный момент
  1. Особенности развития культуры России

  1. Изучение нового материала

2. Образование и просвещение народа.

3. Литература и искусство.

4. Наука.

5. Живопись, скульптура.

6. Архитектура.

7. Российский быт.

  1. Закрепление изученного материала.

6. Итоги развития русской культуры во второй половине XVIII века.

7. Тест

Ход урока

  1. Организационный момент.

1.Особенности развития художественной культуры России.

Тема сегодняшнего урока – «Культура России середины – второй половины XVIII в». Период, безусловно, яркий. В этот период было создано множество потрясающих, красивых памятников, которыми мы гордимся до сих пор, на которые мы с удовольствием смотрим, которые, конечно, принесли России славу.

Давайте попытаемся выяснить, что же повлияло на развитие культуры в данный исторический период? Во-первых, усиление абсолютизма. Вся мощь монархии, вся мощь империи нуждалась в самоутверждении. С помощью чего? Конечно же, с помощью шикарных красавцев-дворцов. С помощью блистательных скульптур, которые возвеличивали бы наших правителей и власть. Ну и, безусловно, с помощью кисти художников, с помощью пера поэта, которые работали бы на эту государственную мощь.

  Во-вторых, на развитие культуры и искусства в этот период влияют социально-экономические процессы, которые идут в России. Как это ни парадоксально, без этого чудовищного крепостного права, наверное, и не было бы столь блистательной культуры. Когда есть возможность эксплуатировать дешевый, почти рабский труд и силами этих крестьян строить, рыть, копать и т.д., естественно, гораздо проще создавать великие, пышные, потрясающие дворцы.

В – третьих, в этот период на развитие культуры очень сильно повлияют и связи с западом. Именно со второй половины XVIII века наше искусство, наша культура начинает развиваться синхронно, то есть те стили, которые господствуют на западе, будут и у нас.

Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, чиновников, парикмахеров и т.п.); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.

2.Образование и просвещение народа.

(Слайды 3,4,5)

В России тогда существовало сословное образование. Открывались новые учебные заведения.

1730-е годы – Сухопутный шляхетский корпус;

1750-е гг. – Морской шляхетский корпус;

Также открылись Артиллерийский, Инженерный шляхетские корпуса; частные дворянские пансионы; Университет при Петербургской АН; 1755 г. – Московсий Государственный университет (философский, медицинский, юридические факультеты); 1767 г. – Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный).

3.Литература и искусство.

(Слайды 6-12)

Отличительная черта в литературе 18 века – появление светского языка. Реформу языка провели Ломоносов и Карамзин.

Рубежом развития литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.

Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1768).

Классицизм (т.е. античное наследие) – А.Д. Кантемир, М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков.

Сентиментализм (обращение к внутреннему миру) – Карамзин Н.М. «Бедная Лиза».

Реализм (Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин).

Народное творчество (герои Е.Пугачев, С.Юлаев, Б.Хмельницкий).
Новое явление в литературе - стремление писать все – от императрицы до купцов и простолюдинов. Это говорит о том, что интерес к литературе становился массовым.

4.Наука.

(Слайды 13-16)

Выступления учащихся с сообщениями о ЛомоносовеМ.В., Кулибине И.П., ПолзуновеИ.И., Шамшуренкове Л.Л.

5.Живопись, скульптура.

(Слайды 17-22)

В XVIII веке отчетливо проявилось стремление показать возрастающую мощь Российской империи. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.

Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771). Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом в 16 лет юноша приехал в Россию. Архитектурные ансамбли Растрелли выполнены в стиле барокко – пышность фасадов, фасады украшены памятными колонными, колонны расставлены по всему фасаду. Растрелли автор крупнейших архитектурных ансамблей:

  • Зимний дворец в Петербурге (1751 – 1762 гг.);
  • Екатерининский дворец в Царском селе;
  • Большой дворец в Петербурге;
  • Дворец Строгановых;
  • Смоленский монастырь;
  • Андреевская церковь в Киеве.
  • Во второй половине века преобладает классицизм.
  • Основоположником русского классицизма (использование античных архитектурных элементов) был Василий Иванович Баженов (1738 – 1799 г.) По его проектам были построены: дом Пашкова в Москве (1784 – 1786), Михайловский замок в Петербурге. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.
  • Старов Иван Егорович - Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор Александро – Невской лавры.
  • Казаков Матвей Федорович - Московский университет (1786 – 1801 гг.), здание Сената в Московском Кремле.
  • Застраивались не только ансамбли столичных площадей, но и губернских и уездных городов: губернаторские дворцы, соборы, театры, больницы, гимназии, здании судебных органов. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.
  • Так же XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.
  • Во второй половине XVIII века в России сложилась русская живописная школа. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
  • В 1757 году была учреждена Академия художеств.
  • Известные портретисты: Алексей Петрович Антропов (1716-1795), изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинства, уверенность в себе. Он основатель нового жанра в живописи – камерного (небольшого) портрета «Портрет статс – дамы Измайловой, Петра I, парадные портреты Петра III.
  • Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802) создал галерею парадных изображений графов Шереметевых. Рисовал и на бытовые темы «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье», «Девушка в кокошнике». Однако особенно славились его портреты простых современников – архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Николый Иванович Аргуновпрославился образами крепостных актрис графов Шереметевых. Портрет П.И. Ковалевой – Жемчуговой.
  • Портреты Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808) отличались особой душевной тонкостью и многогранностью личности, отличались высоким мастерством: парадные портреты Екатерины II, его сына Павла, портрет В. Суровцевой.
  • Дмитрий Григорьечич Левицкий (1735-1822) был учеником Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Портреты Дидро, Новикова, воспитанниц Смольного института, изобразил танцующими, поющими, музицирующими.
  • Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) впервые дает на портретах, кроме изображения образа, также пейзажный фон. Наиболее известные мастера исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир и Рогнеда») и Григорий Иваноич Угрюмов («Взятие Казани». «избрание Михаила Федоровича на царство»)
  • Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740 – 1805). Умел создавать из мрамора тончайшие черты образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицына, статуя «Екатерины - законодательницы», бюст Ломоносова. Был представителем Романтического направления.

Впервые на улицах стали появляться памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» (1782 г) Э. Фальноне, установленный в центре Петербурга в честь Петра I. Являлся представителем светского жанра классицизм.

6. Архитектура.

(Слайды 23-24), презентация учащихся.

  1. Российский быт.

(Сообщения учащихся о быте аристократов и крестьян).

III. Закрепление изученного материала.

7. Итоги развития русской культуры во II половине XVIII в.

Вместе с учащимися определяются итоги.

XVIII в. – век во всех отношениях особый. Почему?

7. Тест:

  1. Соотнесите деятелей искусства и виды искусства:

А) В.Л. Боровиковский 1) скульптура

Б) В.И. Баженов 2) музыка

В) Ф.Г. Волков 3) живопись

Г) Ф.И. Шубин 4) театр

Д) Д.С. Бортнянский 5) архитектура

Е) М.Ф. Казаков

2. Расположите по графам таблицы следующих представителей искусства:

В.А. Боровиковский

И.П. Аргунов

В. Растрелли

В. И. Баженов

Ф.С. Рокотов

Д.Г. Левицкий

Ф.И.Шубин

  1. Дом Пашкова в Москве был построен:

А) В. Растрелли

Б) М.Ф. Казаковым

В) И.П. Аргуновым

Г) Д.Г. Левицким

Д) В.И. Баженовым

3. Скульптурный бюст М.В. Ломоносова был создан:

А) И.П. Аргуновым

Б) В.Л. Боровиковским

В) Ф.И. Шубиным

Г) Ф.С. Рокотовым

Д) А.П. Антроповым

Домашнее задание:  § 37 Проанализируйте произведения искусства (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект к уроку по теме "Культура России в 17 веке"

Вспомогательный материал к уроку по русской культуре 17 века...

Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Художественная культура второй половины XVIII века"

урок комбинированного типа с использованием мультимедийной презентации и театрализации...

Презентация к уроку по теме: Культура России XVIII века.

Сопроводительная презентация к уроку Культура России XVIII века....

презентация по истории России на тему: "Перемены в хозяйстве и общественном строе России в XVIII веке (7 класс)

Данная презентация составлена на основе учебника Д.Д. Данилова ("Школа 2100") для 7 классов. На уроке широко используется самостоятельная работа учащихся по решению проблемного задания (проблемн...

«КУЛЬТУРА И НАУКА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ».

В демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена   по истории произошли  изменения. Добавлены блоки заданий на работу с иллюстративным ...

урок истории. 7 класс. культура России в XVII веке

  Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людс...

Проект по культуре, тема: Архитектура XVIII века в России.

Мини-проект представляет собой шаблон, который обучающиеся заполняют самостоятельно....