Дополнительная общеобразовательная программа интеллектуальной школы «Созвездие» по историко- краеведческому направлению для учащихся 7-9 классов
рабочая программа по истории на тему

Ермакова Татьяна Валерьевна

Программа предназанчена для развития творческих способностей учащихся, совершенствования навыков решения творческих и занимательных задач по истории и формирования логического мышления, памяти, внимания, творческого подхода при решении нестандартных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ochno-_zaochnaya_shkola.docx153.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена на заседании        Утверждаю

научно- методического совета        директор МАОУ

МАОУ «Гимназия №1»        ____________ О.А. Кузьмин

протокол №___        приказ №______

от «___»__________ 2017 года        от «_____»__________ 2017г.

Дополнительная общеобразовательная программа интеллектуальной школы «Созвездие» по историко- краеведческому направлению

Возраст детей 13-16 лет лет

Срок реализации 1 год

Год разработки 2017

Ермакова Татьяна Валерьевна

Учитель истории и обществознания ВК

Бугуруслан, 2017г

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ:

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса по подготовке к олимпиадам по истории, ориентированная на историко- краеведческую направленность. Уровень освоения, программы- продвинутый. В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении, что традиционные формы обучения уже устарели. Чтобы завладеть вниманием учащихся, надо прежде всего их заинтересовать. Для этого надо ученику ощутить причастность к истории. Программа предназначена для развития творческих способностей учащихся, для совершенствования навыков решения логических и занимательных задач по истории и формирования логического мышления, внимания, памяти и творческого воображения в поиске неординарных подходов при решении творческих заданий. 

Программа ориентирована на учащихся 7-9 класса (возраст 13-15 лет)

Программа рассчитана на 2 года обучения всего 100 часов (50 аудиторных часов, 50 часов для самостоятельной, дистанционной работы)

1 год- 48 часов один раз в неделю по 2 учебных часа (1 час- очно, 1 час- заочно), 24 учебные недели с 1 октября 2015 года по 30 марта 2016 года.

2 год- 52 часа один раз в неделю по 2 учебных часа (1 час- очно, 1 час- заочно), 26 учебных недель с 1 октября 2016 года по 30 марта 2017 года.

Форма обучения: очно- заочная

Формы занятий: лекционные, практикумы, игровые ( викторины, конкурсы), решение олимпиадных и интеллектуальных задач повышенной сложности, написание эссе, решение логических задач.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы подготовка учащихся  к участию в олимпиадном движении и интеллектуальных конкурсах различного уровня.

Для  реализации  поставленной  цели  необходимо  решить  следующие задачи:

  • овладение методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран
  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственностию

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Распределение учебной нагрузки

№ п/п

Наименование  раздела

Всего часов

Теория

Практика

Самостоятельная работа

Виды контроля

1 год реализации программы. Россия с древнейших времен до конца XVII века

1

Вводное занятие

1

1

2

Раздел 1. Русь в VII-XI веках

6

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

3

Раздел 2. Феодальная раздробленность на Руси

6

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

4

Раздел 3. Русь в XIII веке

6

2

2

2

Выполнение тестовых заданий

5

Раздел 4  Культура России  IX-XIIIвв

6

2

2

2

Выполнение

Творческих работ

6

Раздел 5 Образование Российского Централизованного государства

6

2

2

2

Выполнение творческих работ

7

Раздел 6. Россия в XVI-XVII  вв.

6

2

2

2

Выполнение творческих работ

8

Раздел 7 Культура России  XIV-XVII вв.

8

2

3

3

Выполнение творческих работ

9

Итоговое обобщение

3

Выполнение олимпиадных заданий

Итого

48

2 год реализации программы. Россия XVIII-XIX  века

1

Вводное занятие

1

Раздел 8. Россия при Петре I

6

2

2

2

Выполнение творческих работ

Раздел 9 Эпоха дворцовых переворотов

6

2

2

2

Выполнение творческих работ

Раздел 10. Эпоха просвещенного Абсолютизма Екатерины II

6

2

2

2

Выполнение тестовых работ

Раздел 11. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.

6

2

2

2

Выполнение тестовых работ

Раздел 12. Культура XVIII века

6

2

2

2

Выполнение тестовых работ

Раздел 13. Россия в I половине XIX века

6

2

2

2

Выполнение творческих работ

Раздел 14. Россия во  II половине XIX

6

2

2

2

Выполнение творческих работ

Раздел 15 Культура России  XIX в

6

2

2

2

Выполнение творческих работ

Итоговое обобщение

3

Выполнение олимпиадных заданий

Итого:

52

Всего за два года

100

     

       Содержание курса

Вводное занятие

Знакомство со структурой олимпиадных заданий  по истории России и особенностями выполнения различных видов заданий.

Раздел 1 Русь в VII-XI веках

Заселение территории нашей страны. Народы, проживавшие на территории России. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне:расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество. Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Князь и дружина. ВладимирI.Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Категории населения. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Раздел 2. Феодальная раздробленность на Руси

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Удельные князья. Бояре. Свободное и зависимое население.

Раздел 3 Русь в XIII веке

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Русь и Орда.

Раздел 4 Культура России  IX-XIIIвв

Формирование древнерусской культуры. Фольклор. Религиозно-культурное влияние Византии. Письменность. Живопись и зодчество.

Культурный подъем в XII – начале XIII в. Своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах. Монгольское завоевание и русская культура.

Раздел 5 Образование Российского  Централизованного государства

Русь и Великое княжество Литовское. Восстановление хозяйства. Формы землевладения. Начало объединения русских земель. Иван Калите. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.Роль Ивана III  в образовании централизованного государства.

Раздел 6 Россия в XVI-XVII  вв.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение Русского государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество.

Ливонская война. Опричнина. Прекращение династии Рюриковичей. Смута вначалеXVII вв. Самозванцы. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике.

Мануфактуры.   Развитие   торговых   связей.   Отмена   местничества.

Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России в XVIIв. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Завершение присоединения Сибири

Раздел 7 Культура России в XIV-XVII  вв.

Формирование культуры Российского государства. Московский Кремль. Андрей Рублев. Литература. Книгопечатание. Иван Федоров. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси.

Раздел 8. Россия при Петре  I

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Строительство мануфактур. Создание регулярной армии и флота. Северная война. Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. Крепостнический характер экономики и зарождение буржуазных отношений

Раздел 9 Эпоха дворцовых переворотов

Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Расширение прав и привилегий дворянства.

Раздел 10 Эпоха просвещенного Абсолютизма Екатерины II

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачев.

Раздел 11 Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.

 Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Н.П. Румянцев. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение новых территорий.

Раздел 12. Культура России XVIII в.

Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Раздел 13 Россия в I половине XIX века

Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г. Россия и образование  Священного Союза. Движение декабристов. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Политика Николая  I Утопический социализм. Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война.

Раздел 14 Россия во  II половине XIX

Реформы 1860 - 1870-х гг. и процесс модернизации в России. Александр II. Отмена крепостного права. Земство. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Попытки контрреформ 1880-х гг. Общественные движения второй половиныXIXв.

Национальная политика и национальные движения. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в военно-политических блоках.

Раздел 15. Культура России  XIX в

Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.

Раздел 16. Итоговое обобщение

Россия с древнейших времен до конца  XIX века: события и люди.

1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагается, что в результате обучения истории учащиеся смогут указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

• читать историческую карту с опорой на легенду;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов,                     памятников.
  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2016-2017 учебный год

2 год реализации программ

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол.

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

15.00-15.40

очная

1

Вводное занятие

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

2

15.00-15.40

очная

1

Северная война

МАОУ «Гимназия №1»

 Кабинет 2

Решение тестов

3

заочная

1

Северная война

Творческая работа

4

15.00-15.40

очная

1

Реформы Петра Великого

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

5

заочная

1

Реформы Петра Великого

Творческая работа

6

15.00-15.40

очная

1

Народные восстания в период правления Петра I

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

7

заочная

1

Оценки историков деятельности Петра Великого

Творческая работа

8

15.00-15.40

очная

1

Правление Екатерины  I,

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение тестов

9

заочная

1

Правление Екатерины  I,

Творческая работа

10

15.00-15.40

очная

1

Правление Петра II

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение тестов

11

заочная

1

Правление Анны Иоанновны

Творческая работа

12

15.00-15.40

очная

1

Правление  Елизаветы Петровны

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

13

заочная

1

Правление  Елизаветы Петровны

Решение олимпиадных заданий

14

15.00-15.40

очная

1

Внутренняя политика Екатерины Великой

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Творческая работа

15

заочная

1

Внутренняя политика Екатерины Великой

Творческая работа

16

15.00-15.40

очная

1

Внутренняя политика Екатерины Великой

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

17

заочная

1

Социальные противоречия времен Просвещенного абсолютизма

Творческая работа

18

15.00-15.40

очная

1

Социальные противоречия времен Просвещенного абсолютизма

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

19

заочная

1

Оценка историков периода просвещенного абсолютизма

Творческая работа

20

15.00-15.40

очная

1

Русско- турецкие войны

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

21

заочная

1

Русско- турецкие войны

Творческая работа

22

15.00-15.40

очная

1

Русско- турецкие войны

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

23

заочная

1

Раздел Польши. Отношения России и революционной Франции

Творческая работа

24

15.00-15.40

очная

1

Раздел Польши. Отношения России и революционной Франции

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

25

заочная

1

Раздел Польши. Отношения России и революционной Франции

Творческая работа

26

15.00-15.40

очная

1

Наука, образование, литература

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

27

заочная

1

Наука, образование, литература

Творческая работа

28

15.00-15.40

очная

1

Наука, образование, литература

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

29

заочная

1

Архитектура, живопись, театр

Творческая работа

30

15.00-15.40

очная

1

Архитектура, живопись, театр

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

31

заочная

1

Архитектура, живопись, театр

Творческая работа

32

15.00-15.40

очная

1

Внутренняя и внешняя политика Александра  I

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

33

заочная

1

Внутренняя и внешняя политика Александра  I

Творческая работа

34

15.00-15.40

очная

1

Внутренняя и внешняя политика Александра  I

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение олимпиадных заданий

35

заочная

1

Внутренняя и внешняя политика Николая  I

Творческая работа

36

15.00-15.40

очная

1

Внутренняя и внешняя политика Николая  I

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение тестов

37

заочная

1

Историческая оценка правления 1Александра I и Николая I

Творческая работа

38

15.00-15.40

очная

1

Внутренняя и внешняя политика Александра  II

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение тестов

39

заочная

1

Внутренняя и внешняя политика Александра  II

40

15.00-15.40

очная

1

Внутренняя и внешняя политика Александра  II

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение тестов

41

заочная

1

Внутренняя и внешняя политика Александра  III

Творческая работа

42

15.00-15.40

очная

1

Внутренняя и внешняя политика Александра  III

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение тестов

43

заочная

1

Историческая оценка правления Александра II

Творческая работа

44

15.00-15.40

очная

1

Наука, образование, литература

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Решение тестов

45

заочная

1

Наука, образование, литература

Творческая работа

46

15.00-15.40

очная

1

Наука, образование, литература

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Творческая работа

47

заочная

1

Архитектура, живопись, театр, музыка

Творческая работа

48

15.00-15.40

очная

1

Архитектура, живопись, театр, музыка

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

49

заочная

1

Архитектура, живопись, театр, музыка

Творческая работа

50

15.00-15.40

очная

1

Итоговое обобщение

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

51

заочная

1

Итоговое обобщение

Творческая работа

52

15.00-15.40

очная

1

Итоговое обобщение

МАОУ «Гимназия №1»

 кабинет 2

Формы контроля:

Входной контроль – для определения уровня подготовки обучаемых и дифференциации заданий для самостоятельной работы. 
Рубежный контроль (после каждой темы) – для выявления уровня усвоения программы и познавательной мотивации
Итоговый контроль проводится через оценку самостоятельной деятельности. Форма итоговой отчетности: презентация творческой работы на школьной конференции, выполнение контрольных заданий и/ или участие в конкурсах и олимпиадах. 

Диагностический материал включает примерные олимпиадные задания по предмету.

Всероссийская олимпиада школьников по истории

7 класс

1. Укажите лишнее имя в ряду, свой выбор кратко поясните.

1. а) Перун; б) Юпитер; в) Велес; г) Даждьбог.

2. а) Андрей Боголюбский; б) Всеволод Большое Гнездо; в) Юрий Долгорукий; г) Иван Калита

2. Определите, по какому принципу образованы ряды, и запишите свой ответ. Завершите ряд или заполните пробел в нём.

1. 1463 г., 1474 г., 1478 г., … .

2. князь, …, царь, император.

3. Впишите правильную букву или буквы вместо пропусков

(там, где это необходимо)

1) со…к…льни…ий

2) бор…н…чес…во

3) ар…има…д…ит

4) мес…н…ч…ство

4.Определите, какие из исторических событий относятся к Х в., XI в., XIIIв.

1. Крещение Руси

2. Невская битва

3. Составление «Русской Правды»

4. Монгольское нашествие на Русь

5. Поход князя Олега на Царьград

6. Съезд русских князей в Любече

7. Правление княгини Ольги

8. Создание Киевской митрополии

9. Походы князя Святослава

В бланке ответов начертите таблицу и впишите порядковые номера событий в соответствующую колонку таблицы

X в.

XI в.

XIII в.

5. Ответы на вопросы.

А) Какая часть жилья на Руси называлась горницей, а какая теремом? В чем их различие?

Б) Византийский император Константин около 948 г. писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми русами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли... снаряжаются и отправляются в Византию». О каких князьях идет речь и как назывался их объезд славянских земель?

6. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет».  

1. Князь Игорь установил  на Руси «заповедные лета».

2. В Новгороде Х–XII вв. власть князей была ограничена.

3. Дмитрий Донской был митрополитом православной церкви.

4. К XII в. относится первое упоминание о Москве в летописи.

7. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги и изменять слова по падежам.

1) Человек, служба, землевладелец, ряд, договор.

2) Население, Русь, должностной, содержание, лицо, счет, местный, система.

8. Определите, какие из приведенных ниже утверждений относятся к Ивану III, к князю Игорю Рюриковичу или к Дмитрию Донскому. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы.

1. Его благословил на битву Сергей Радонежский.

2. Он унаследовал от отца, Василия Темного, ослепленного в молодости соперниками, большое Московское княжество, территория которого составляла 400 тысяч квадратных километров.

3. Он унаследовал княжескую власть после князя Олега.

4. При нем был построен белокаменный Московский Кремль.

5. Двор царский уподоблялся византийскому, поскольку он был зятем одного из Палеологов и хотел восстановить на Руси Грецию с соблюдением всех обрядов ее церковных и придворных: окружил себя римскими орлами и принимал иноземных послов в Золотой палате, которая напоминала Юстинианову.

6. Был первым русским правителем, названным по имени в византийских источниках.

7. В Московском Кремле в период его правления знаменитые итальянские архитекторы построили великолепные церкви и Грановитую палату.

8. В период его правления Москва была захвачена ханом Тохтамышем.

9. Он пробыл на великокняжеском престоле 43 года. Своему наследнику он оставил огромную державу, ее площадь за время его правления выросла в пять раз и превышала 2 миллиона квадратных километров.

10. Он погиб во время полюдья.

Иван III

Князь Игорь Рюрикович

Дмитрий Донской


9. Расположите события, связанные с противостоянием Руси и Орды, в их хронологической последовательности.  

А. Битва на Калке        

Б. Стояние на реке Угре

В. Восстание в Твери.

Г. Захват Тохтамышем Москвы

Д. Осада монголами Козельска.

Е. Куликовская битва

10. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы.

«...Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так и не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр... Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не было так хорошо, не приняли бы этого князь наш и бояре...”».

        1) Какое историческое событие описано в документе?

        2) В каком году оно произошло?

        3) Как называется этот документ?

        4) Как звали князя, который был инициатором этого события?

11. По описанию узнайте картину, назовите её автора.

На картине изображено русское войско, под покровом густого тумана закончившее переправу через реку. Художник изобразил русских воинов, напряженно вглядывающихся в сторону противника, готовых биться до последней капли крови. Русские полки стоят стройными рядами. Вооружение пеших и конных ратников ярко блестит в лучах солнца. Над полками развеваются знамена, среди них выделяется черный великокняжеский стяг. Князь объезжает полки. Он воодушевляет их на ратный подвиг.

Всероссийская олимпиада школьников по истории

8 класс

1. Укажите лишнее имя в ряду, свой выбор поясните.

1. а) В. Шуйский; б) Г. Отрепьев; в) И. Болотников; г) Мазепа.

2. а) С. Разин; б) Б. Годунов; в) Е. Пугачев; г) К. Булавин

2. Определите, по какому принципу образованы ряды, и запишите свой ответ. Завершите ряд или заполните пробел в нём.

1. 1497 г., 1530 г., …, 1833 г.

2. …, губной староста, воевода, губернатор.

3. Впишите правильную букву или буквы вместо пропусков (там, где это необходимо).  

1) аб…олю…изм;

2) к…л…егия

3) пр…ку…ор

4) ф…во…ит

5) с…кул…р…зация

4. Перед вами перечень исторических источников и литературных памятников разных исторических периодов. Определите, какие из них относятся к XVI в., XVIIв., XVIII в.

1. Житие протопопа Аввакума

2. «Четьи-Минеи»

3. «Апостол»

4. «Бригадир»

5. «Вольность»

6. Газета «Ведомости»

7. Первый букварь В. Бурцева

8. «Домострой»

9. «Ванька-Каин»

10. «Сказание» Авраамия Палицына

В бланке ответов начертите таблицу и впишите порядковые номера событий в соответствующую колонку таблицы

XVI в.

XVII в.

XVIII в.

5. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет», и исправьте ошибку.

1. Во время битвы при Нарве (1700) Петра шведы полностью разгромили российский флот.

2. Захватив с 1702 по 1704 г. Нотебург, Ниеншанц, Ям, Копорье, Нарву и Дерпт, Пётр предлагал Карлу XII мир, который шведский король отверг.

3. Санкт-Петербург стал столицей только через 10 лет после своего основания.

4. Под Полтавой в 1709 г. армия Карла XII была разгромлена союзными войсками России, Польши и Османской империи.

5. Петр отменил рекрутский набор и учредил всеобщую воинскую повинность.

6. Петр отменил в Русской церкви патриаршество и учредил Священный Синод.

6. Реши исторические задачи.

А) В 11 веке в Суздали местный житель обвинил соседа в краже скота. На суде крестьянин показал, что купил скот в другом княжестве и был признан виновным. Отчего ему не поверили?

Б) Византийский император Константин около 948 г. писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми русами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли... снаряжаются и отправляются в Византию». Кто эти князья, и какое явление описал византийский император?

7. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги и изменять слова по падежам.

1. Хозяйство, помещик, крестьянин, принудительный, работающий, крепостной, труд, собственный, инвентарь.

2. Наследственные, обладание, землевладельцы, светские, привилегии, сословие.

8. Ниже приведены десять пронумерованных предложений. Разделите их на три группы. Начертите в бланке ответов таблицу и впишите номера предложений в соответствующие колонки в зависимости от того, к какому из указанных в таблице исторических деятелей относится то или иное предложение.

Иван III

Петр I

Алексей Михайлович

1. Он совершил поездку в Европу.

2. Он унаследовал от отца, Василия Темного, ослепленного в молодости соперниками, большое Московское княжество, территория которого составляла 400 тысяч квадратных километров.

3. Он построил столицу на новом месте.

4. При нем произошел раскол в Русской церкви.

5. Двор царский уподоблялся византийскому, поскольку он был зятем одного из Палеологов и хотел восстановить у нас Грецию с соблюдением всех обрядов ее церковных и придворных: окружил себя римскими орлами и принимал иноземных послов в Золотой палате, которая напоминала Юстинианову.

6. При нем было издано Соборное Уложение, окончательно утвердившее крепостное право.

7. В Московском Кремле в период его правления знаменитые итальянские архитекторы построили великолепные церкви и Грановитую палату.

8. Он осуществил кардинальное реформирование государственного устройства России.

9. Он пробыл на великокняжеском престоле 43 года. Своему наследнику он оставил огромную державу, ее площадь за время его правления выросла в пять раз и превышала 2 миллиона квадратных километров.

10. При нем произошло присоединение Украины к России.

9. Расположите события эпохи правления Петра I в их хронологической последовательности.

А. Полтавская битва

Б. Азовские походы

В. Основание Санкт-Петербурга

Г. Создание коллегий.

Д. Учреждение Сената

Е. Великое посольство

10. Проанализируйте фрагмент исторического документа и ответьте на вопросы.

«Он сделал из нее козацкий городок, разделил жителей на тысячи, сотни, десятки с выборными атаманами, есаулами, тысяцкими и десятскими; зашумел круг, старинное вече… Козаки, старые и новые, гуляли, с утра всё уже пьяно; …разъезжал пьяный по улицам или пьяный сидел у митрополичьего двора на улице…Женам и дочерям побитых дворян, сотников и подъячих не было проходу от ругательства козацких жён; но ругательствами дело не кончилось: атаман начал выдавать их замуж за своих козаков, священникам было приказано венчать по печатям атамана, а не по архиерейскому благословению».

  1. К какому времени относятся события, описанные в данном документе (укажите год)?
  2. О взятии какого города идет речь?
  3. Как звали предводителя восставших?
  4. Возле какого города восставшие были в итоге разбиты?

11. По описанию узнайте картину, назовите её автора.

«Главная идея в написании картины - показать зрителю не само действие казни, а предшествующие казни минуты, переживания как самих стрельцов, так и их родственников находящихся в глубоком напряжении, зная, что смерть их близких неминуема».

12. Столица Сибирского ханства в XVI в.

А) Тюмень

Б) Кашлык

В) Тобольск

Г) Астрахань

13. Вставьте пропущенное имя:

… не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон… История представляет около него всеобщее рабство» (А.С.Пушкин).

Всероссийская олимпиада школьников по истории

9 класс

  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1) 1812, 1914 - 1918, 1941 - 1945гг.

2) А.Н. Сеславин, Г.М. Курин, Е.В. Четвертаков.

3) Отмена трудовой повинности, переход от натуральной оплаты труда к денежной, отказ от продразверстки.

4) Прапорщик, мичман, хорунжий, корнет.

  1. Заполните пропуск в перечислениях:

1) 1-й Белорусский фронт, Г.К. Жуков; 2-й Белорусский фронт, […]; 3-й Белорусский фронт, А.М.Василевский.

2) Взятие Казани, Собор Василия Блаженного; Отечественная война 1812 года, Храм Христа Спасителя в Москве; […], Памятник героям Плевны в Москве.

  1. Расположите в хронологической последовательности:

А. Восстание декабристов.        

Б. Публикация книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

В. Основание «Северного союза русских рабочих».

Г. «Союз освобождения».

Д. Основание группы «Освобождение труда».

Е. Убийство Александра II народовольцами.

  1. Обращение к литературе. Герой романа Н.В.Гоголя «Мертвые души» Чичиков скупал у помещиков умерших крепостных, чтобы получить под их залог ссуду. Возможна ли была такая ситуация в действительности и, если да, то почему?

  1. Вставьте пропущенные буквы и кратко определите значение слов:

1) К…л…низа…ия.

2) Ку…кс…аме…а.

3) М…р…ан…илизм.

4) …встрал…п…тек.

5) М…м…р…альный.

  1. Распределите приведённые ниже положения на три группы в зависимости от того, к каким партиям они относятся, и впишите номера ответов в таблицу.  

1.Датой рождения партии считается публикация проекта партийной программы в газете «Слово» от 9 ноября 1905 года.

2. После Первой российской партийное руководство эмигрировало из России.

3. Центральным печатным органом являлась газета «Голос Москвы».

4. Идеалом их политического режима была социалистическая республика.

5. Когда началась Первая мировая война, руководство партии заняло антипатриотическую позицию.

6. Являясь по существу крестьянской партией, они выступали за распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой форме.

7. В достижении своих политических целей не гнушались нелегальных методов (индивидуальный террор, организация восстаний, экспроприации).

8. Партия пришла к власти.

9. На выборах в III Государственную думу они получили наибольшее число мест, а лидер партии стал председателем Думы.

10. В годы Первой мировой войны партия постепенно прекратила свое существование.

Октябристы

Большевики

Эсеры

  1. Приведенный ниже текст содержит подчеркнутые и пронумерованные положения. Поставьте рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправьте те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

Ровно 110 лет назад, в 1796 г. скончалась императрица Екатерина II. София Августа Фредерика Ангальт-Цербтская приняла имя «Екатерина» при восшествии на престол (1) в 1763 г. (2). По-русски говорить она научилась в совершенстве (3), и Россию полюбила и верно служила ее интересам. Созванной ею в 1769 г. (4) Уложенной комиссии удалось принять новый Свод законов Российской империи (5), а самой императрице было суждено войти в историю России как правительнице, запретившей употребление слова «раб» в обращениях к ней подданных» (6).

8. Расставьте приведенные фрагменты гимнов в хронологической последовательности (запишите в бланк ответа последовательность букв)            10 баллов

А. Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз!

Б.

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена!

В. Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущенный

И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим —

Кто был ничем, тот станет всем!

Г. Отречемся от старого мира,

Отряхнем его прах с наших ног!

Нам не нужно златого кумира,

Ненавистен нам царский чертог.

Мы пойдем к нашим страждущим братьям,

Мы к голодному люду пойдем,

С ним пошлем мы злодеям проклятья —

На борьбу мы его позовем.

Д.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный. Боже,

Царя храни!

Установите соответствие фрагментов официальных гимнов и их авторов.

  1. 1.С.В. Михалков
  2. 2. П.Л. Лавров
  3. 3. Эжен Потье
  1. 4. В.А. Жуковский
  2. 5. А.В. Александров
  3. 6. А.Ф. Львов

Ответ оформите в виде такой таблицы

А

Б

В

Г

Д

9. Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой.  

Запишите их номера. Кратко обоснуйте свой выбор.

43443220_Ivan_Groznuyy_Gerasimova__3

6

7

810

10. Проанализируйте данные статистики и ответьте на вопросы:

Статистические данные о крестьянском хозяйстве Тверской губернии в XIX в.

Показатели

1800 г.

1860 г.

1900 г.

Скот, голов

2,5

1,9

1,5

Земля, десятин на душу

3,3

2,3

1,8

Доход от промыслов, руб.

5,4

12,3

18,6

Доход, руб.

23

40

70

Налоги, руб.

5,5

13,2

20,5

  1. Какие особенности развития хозяйства демонстрируют данные этой таблицы?
  2. Что влияло на изменения?

11.  По описанию узнайте картину, назовите её автора.

А) «Почти в центре картины вскинут над людским морем жест закованной в цепи «...» Ее горящие глаза обращены поверх голов к иконе Богоматери, «...» острый профиль с запекшимися губами, мертвенной бледностью исхудалых щек «...» Связанные ноги и раскинутые руки напоминают «...» фигуру распятого. А в правом углу, на снегу, оборванный юродивый с цепями и крестом на шее: перекликаются два профиля, тяжелые цепи и одинаковое двуперстие».

Б) «Всякий, кто видел эти две простые «...» фигуры <двух людей>, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти». Драматическая встреча отца и сына происходит в Петербурге, а не в Москве, где древние стены служили бы поддержкой царевичу. Квадраты кафельного пола, выполненного в голландской традиции, напоминают шахматную доску, на которой разыгрывается партия. На стенах вместо древних икон европейские пейзажи. Острый угол стола, как мыс корабля, рассекает пространство, разделяя отца и сына».

В) «Непокоренный рыжебородый стрелец держит свечу так,  словно это нож. «...» На его голове – красная стрелецкая шапка, которую он не пожелал снимать перед царем. Ноги закованы в колодки, как у особо буйного бунтаря».

12.«Русская музыка XIX века»

 1

2

6

3

5

4

1. Глава «Могучей кучки». 2. Родной город П.И. Чайковского. 3. Крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. 4. Русский композитор, автор романса «Соловей». 5. Опера П.И. Чайковского. 6. Эпизод в опере, исполняемый певцом-солистом.

(12 баллов)

13. Напишите эссе (рассуждение-размышление) по одной из следующих тем (объем не более 1 страницы).

Темы для эссе:

  1.         Царь Алексей Михайлович «одной ногой… еще крепко  упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и…остался в этом нерешительном переходном положении». (В.Ключевский).
  2. «Опричная «затея» являлась крупной государственной реформой» (С.Ф. Платонов).
  3. «Главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств». (Л.Н. Гумилев).
  4. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).
  5. «Петр I к ликвидации крепостничества не стремился и… не считал возможным подражать в этом тем странам, у которых так старательно копировал иные политические институты». (А.Б. Каменский).
  6. «Павел I нанес большой удар по своеволию дворянства, но признавать его противником дворянства нельзя». (Н. Чиняков).
  7. «Как ни странно, но освобождение крестьян нанесло первый удар монархическому чувству крестьянства». (Г.П. Федотов).
  8. О Крымской войне 1853 – 1856 гг.: «Мы мнили себя непобедимыми и горько в том разочаровались: врага мы не закидали шапками». (В.А. Докудовский).
  9. «Настоящий прорыв был совершен в 1905 – 1907 гг. в процессе создания в России многопартийной политической системы». (С.В. Тютюкин).

Методические материалы

Используемые технологии

1) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- игровые технологии

- проблемное обучение

- технология проектного обучения

- ИКТ

2) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

- технология индивидуализации обучения

- технология групповой деятельности

- технология уровневой дифференциации

3) технология на основе дидактического и методического усовершенствования учебно- воспитательного процесса.

-технология укрупнения дидактических единиц

-технология интеграции

4)технология развивающего образования.

- система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

Обоснование выбора технологии проектного обучения

5) Метод проектов

1. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками познавательного материала в процессе выполнения проектов.

2. Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, интегрировать их.

3. Организация обучения проектной деятельности предполагает превращение учащегося в субъект трудовой деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит учащимся, а выступает в качестве партнера.

4. Работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Все это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся.

5. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.

3. ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. – Новосибирск, 1991.

2. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. – Л., 1989.

3. Алферова Г.В. Русские города XVI-XVII вв. – М., 1989.

4. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. –М., 1991.

5. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского историко-библиографические очерки, кн. 1. IX-XVI вв. – М., 1991.

6. Вернадский Г.В. Древняя Русь. – М., 1996.

7. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. – М., 1992.

8. Древняя Русь: Город. Замок. Село. – М., 1985.

9. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. – Л,, 1987.

10. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.

11. Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. – М., 1991.

12. Зимин А.А., Хорошкевич АЛ. Россия времени Ивана Грозного. – М., 1982.

13. История государства российского. Жизнеописания. IX-XVI вв. – М., 1996.

14. История государства Российского. Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения, кн. 2. XV-XVI вв. – М., 1988.

15. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). – М., 1985.

16. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.

17. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М., 1980.

18. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. – М., 1988.

19. Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. – М., 1983.

20. Ловмянский Г. Русь и норманы. – М., 1985.

21. Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. – М., 1988.

22. Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. – М., 1991.

23. Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.) – СПб, 1992.

24. Пашуто В.Т. Александр Невский, 2-е изд. – М., 1975.

25. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. – Смоленск, 1995.

26. Рапов О.М. Русская церковь в IX-первой трети XII вв. Принятие христианства. – М., 1988.

27. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, т. 1-2. – М., 1981-87.

28. Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси. IX – первая половина X в. – М., 1980.

29. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв. – М., 1969.

30. Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994.

31. Синицына Н.В. Москва – третий Рим. – М., 1988.

32. Скрынников Р.Г. Царство террора. – СПб, 1992.

33. Тимощук Б.А. Восточные славяне: от общины к городам. – М., 1996.

34. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. – М., 1972.

35. Тихомиров М.Н. Средневековая Москва. – М., 1997.

36. Толочко П.П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. – М., 1987.

37. Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. – М., 1982.

38. Федотов Г.П. Святые Древней Руси (X-XVII столетия). – М., 1990.

39. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. – М. – СПб, 1995.

40. Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования. Теоретические проблемы истории феодализма. – М., 1981.

41. Шмидт С.О. У истоков Российского абсолютизма. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. – М., 1996.

42. Янин В.Л. Я послал тебе бересту. 3-е изд. – М., 1988.

История России XVII-XIX вв.

1. Алферова Г.В. Русские города XVI-XVII вв. – М., 1989.

2. Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. – Л., 1989.

3. Анисимов Е. Женщины на российском престоле. – СПб, 1997.

4. Боханов А.Н. Император Александр III. – М., 1988.

5.Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. –М., 1991.

6. Буганов В. И. Крестьянские войны в России XVII-XVIII в. – М, 1976.

7.Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки, кн. 2. XVII-XVIII вв. – М., 1994.

8. Великие реформы в России. 1856-1874. Сборник. – М., 1992.

9. Гордин Я. Мятеж реформаторов. – М., 1989.

10. Гуляев Ю.Н., Соглаев В.И. Фельдмаршал Кутузов. – М., 1995.

11. Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. – М., 1996.

12. Дудвинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. – М., 1994.

13. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях, кн. 1. – М., 1990.

14. Золотарев В.А. В грядущее глядим мы сквозь былое. Война 1877-1878 гг. – апофеоз Восточного кризиса. Альбом – монография. – М., 1997.

15. Ильин В.В., Папарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса. – М., 1996.

16. История внешней политики России. Вторая половина XIX века. – М., 1997.

17. История государства Российского. Жизнеописания. XVII в. – М., 1997.

18. История государства Российского. Жизнеописания. XVIII в. – М., 1996.

19. История государства Российского. Жизнеописания XIX в. Первая половина. – М., 1997.

20. История государства Российского. Жизнеописания XIX в. Вторая половина. – М., 1998.

21. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. – М., 1997.

22. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей. XVIII – начало XX в. – М., 1997.

23. Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. – М., 1975.

24. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века, 3-е изд. – М., 1993.

25. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991.

26. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб, 2001.

27. Ляшенко Л.М. Александр II, или история трех одиночеств. – М., 2002.

28. Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. – СПб, 1998.

29. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизм в России. Сравнительно-историческое исследование. – М., 1994.

30. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. – М., 1989.

31. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. – М., 1990.

32. Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XIX век. – М., 1995.

33. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого, 4-е изд. – М., 1991.

34. Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 г., 3-е изд. – М., 1985.

35. Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России. – М., 1986.

36. Российские самодержцы. 1801-1917. – М., 1993.

37. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1998.

38. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. – М., 1994.

39. Панченко А М. Русская культура в канун петровских реформ. – М., 1984.

40. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве в XVI-XVII. – М., 1937, 6-е изд., М., 1995.

41. Революционеры и либералы России. – М., 1990.

42. Россия в Кавказской войне. Исторические чтения, в. 1-3. – СПб, 1997.

43. Россия и национально-освободительное движение на Балканах. – М., 1978.

44. Сахаров А.Н. Александр I. – М., 1998.

45. Сахаров А.Н. Степан Разин (Хроника XVII в.). – М., 1987.

46. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. – Новосиб., 1990.

47. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. – М., 1990.

48. Тарле Е.В. 1812 год. – М., 1994.

49. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. – М., 1997.

50. Фелоров В.А. Декабристы и их время. – М., 1992.

51. Федоров В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. – М., 1997.

52. Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства. (Конец XVIII – первая треть XIX в.). – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа для кружка «Фриволите» на 1 год обучения (для учащихся 12 - 13 лет)

В документе представлена рабочая программа для кружка "фриволите". Программа является результатом выполнения дипломной работы по теме ДПИ....

Историко-краеведческая игра для учащихся 5-6 классов «Вятская изба»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению «Вятская изба» - историко-краеведческая игра для учащихся 5-6 классов....

Дополнительная образовательная программа интеллектуальной школы «Созвездие» «В мастерской знатока истории»

Образовательная программа «В мастерской знатока истории» имеет  историко-краеведческую направленность, позволяет познакомить учащихся с системой первоначальных теоретических и практических знаний...

Дополнительная общеобразовательная программа: "Профилактика употребления ПАВ подростками и подростками с девиантным поведением" 5-9 класс

Сдерживание  вовлечения  подростков  в  прием психоактивных  веществ  за  счет  пропаганды  здорового  образа  жизни, формирования...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА интеллектуально-познавательной направленности «Экспериментальная физика»

Пояснительная записка Программа «Экспериментальная физика» составлена на основе авторской программы Каниной Л.Н. «Юный исследователь».Основная цель правительственной страт...

Дополнительная общеобразовательная программа ( дополнительная общеразвивающая программа) туристко-краеведческой направленности «Дистанция».

Программа «Дистанция» нацелена  на главный ориентир современной  системой образования -  воспитание полноценной личности: активной, здоровой нравственно и физически, высокои...

Программа по внеурочной деятельности «Твой выбор» социального направления для учащихся 5-7 классов

В современном обществе происходят глобальные изменения, меняются представления  о  профессионализме  как  пожизненной  приверженности  к  той  или  иной пр...