Историко-краеведческая игра для учащихся 5-6 классов «Вятская изба»
план-конспект занятия по краеведению (5 класс) по теме

Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению «Вятская изба» - историко-краеведческая игра для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyatskaya_izba.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению «Вятская изба»- историко-краеведческая игра для учащихся 5-6 классов.

Автор. Учитель истории Батухтина Галина Ромуальдовна

 МОАУ СОШ №18 г.Кирова

ЦЕЛИ: 1. Воспитания любви и уважения к родному краю

             2.Расширения кругозора и обобщение знаний учащихся о традициях,                                 обычаях, ремёслах  Вятского края.

             3.Развитие творческих способностей учащихся.

             4.Организация досуга.

ОБОРУДОВАНИЕ:  листы ватмана, ножницы, клей, краски, кисточки, заготовки окон (50х60) из картона.

Ведущий:     Пожалуйте, гости дорогие!

                        Давно мы вас ждём – пождём, без вас не начинаем.

                        У нас для каждого найдётся  и местечко и словечко.

                        Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

                        Всем ли места хватило?

(Парад команд – выходят на сцену.  Команда -7 человек: хозяин дома, хозяйка, дедушка, бабушка, 3 внучат (в русских костюмах на Вятке).

Ведущий:  В старину на Вятке в каждом доме жила семья. А «семья - это   семь Я». Строили дома деревянные. Наша Вятская земля, всегда, была богата лесом. Лес был кормильцем людей, защитником от врагов. Он «обогревал и одевал». Всё необходимое для людей – изба, мельница, баня, сани, соха, ложка и многое другое  делалось из дерева. Во все времена дерево было прекрасным строительным материалом: прочное, лёгкое, удобное в обработке.

-Скажите, а чем мы видим? (глазами).

А у избы глазами являются окна. Окнами изба смотрит на улицу. И каждый хозяин хотел украсить свою избу.

-Чем украшали окна? (наличниками).

«Где дом, тут и хозяин», «Всякий дом хозяином держится»- говорили на Руси.

1. Конкурс «Хозяин». Выходят по 1 участнику из команды - «хозяин» и получают задание: изготовить наличники для окна  (бумага, ножницы, клей, краски).

Ведущий: «Всякая изба своей крышей крыта», «Дом не велик, да лежать не велит», «Дом вести – не головой трясти: всё надо припасти».

2.Конкурс «Дедушка». Выходят по 1участнику от команды – «дедушки».

Проводится викторина:

 А) - Что называется?

-избой (жилое тёплое помещение крестьянского дома),

-клетью (холодное складское помещение, где хранили припасы),

-хлевом (помещение для содержания скота),

-амбаром (помещение для хранения зерна),

-поветью (помещение  для хранения сена).

Б) - Что это?

-горница (самая большая комната в избе),

-светёлки (маленькие комнаты над горницей),

- притолока (верхний брус в дверях),

- подстав - постав (шкафчик для хранения посуды).

В) - Дайте правильный ответ.

1)Где хранили одежду, драгоценности, самые важные документы?

 (в сундуках).

2)Какая мебель была в избе? (лавки – на них сидели и спали; стол, скамьи, зыбка – люлька для ребёнка).

3)Где «Красный угол» в избе? (правый восточный угол, где восходит солнце; размещалась полочка с образами – иконами).

4)Что называли Белой избой? (в такой избе дым выходил из трубы).

5)Что такое - дымник? (деревянная труба, часто украшена).

6) Что означает «Топить избу по-чёрному»? (дым выходит через избу, печь не имела трубы).

Ведущий: Оказывается: «Дом вести - не лапти плести», но «Дома и стены помогают», «Не дом хозяина красит, а хозяин - дом», «Хорошему хозяину – день мал».

«Домой придёшь – хлеб, соль найдёшь», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не та  хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит».

3. Конкурс «Хозяйка». Выходят по 1 участнику из команды «хозяйка».

Проводится викторина:

А)  1) Что является символом солнца на «Масленице»? (блины).

      2)Как называли званый обед? (пир)

      3) Что всему «голова»? (хлеб)

      4)Старинный русский напиток? (квас)

      5)Старинное название супа на Вятке? (похлёбка)

      6) Назовите блюда из теста? (пирожки, шаньги, сочни)

      7) Назовите блюда из круп? (каши, запеканки,  крупеники)

      8) Назовите овощи во времена Древней Руси. (репа, редька, капуста,              огурцы)                                      

      9) Пасхальный пирог? (кулич)

    10)Вязкая масса для приготовления пирогов? (тесто)

Б)  Кулинарные загадки:

       1)Что в воде родиться, а воды не боится? (соль)

       2)Уродилась я на славу: голова бела, кудрява, кто любит щи - меня ищи! (капуста)

       3)По усам текло, а в рот не попало! (мёд, пиво)

В)  Вопросы:

       1) В какой посуде готовили пищу? (в глиняных горшках, а затем в чугунках - чугунные горшки)

       2)Назовите кухонный очаг. (Русская печь, 4 тыс. лет)

       3) Какие блюда вятской кухни  вы знаете? (Щи,  студни, блины, оладьи, пироги, каши и т.д.)

Ведущий: «На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют, а потом жуют».

«Невелик пирог, да много хлопот».

«Первый блин, да и тот комом,

   А второй – с маслом,

   А третий – с квасом».

Ах «хороша кашка, да мала чашка». Спасибо хозяйкам!

Но на Руси говорили и так: «Дом с детьми базар, а без детей могила!», «Сова – и та своих совят хвалит: головастые и лупастые!»

4. Конкурс «Бабушки». Выходят по 4 участника из команды: «бабушка» и «внучата».

Ведущий: «Сказка  - складна, послушать -  сладко!», «Где песня льётся, там легче живётся», «Были б песни, будут и пляски».

«Бабушки» с «внучатами» проводят игры, загадки, хороводы (домашнее задание).

Ведущий: «Добрый конец – всему делу венец!»

ИТОГИ конкурсов подводит жюри и устанавливает номинации:

«Умелый хозяин», «Мудрый дедушка», «Хозяйка – Мастерица», «Бабушка – Затейница». Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры для учащихся 5-6 классов

Математические игры, используемые на уроках и во внеурочной деятельности....

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Урок-игра для учащихся 7-х классов по теме "Олимпийские игры"

Данный урок предназначен для учащихся 7-х классов. Урок является обобщающим уроком по теме “Спорт. Олимпийские игры”. Учащиеся уже владеют необходимым количеством лексических единиц и речевых образцов...

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...

Своя игра (межпредметная игра для учащихся 9 - 11 классов)

Цель мероприятия: научить учащихся использовать на уроках химии знания по другим предметам: географии, биологии, литературе, истории и др., продолжать формировать целостную картину восприятия окружающ...